Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:15, дипломная работа
Целью дипломного проекта является разработка мероприятий по повыщению эффективности функционирования предприятия на основе изменения ее технологий на примере ООО «Буренка». Для достижения цели решен ряд задач, а именно:
обобщены теоретические и методические принципы определения эффективности деятельности предприятия и управления развитием предприятия;
проведены ситуационный анализ и диагностика системы управления ООО «Буренка»;
выполнена финансово-экономическая диагностика предприятия;
разработан проект развития предприятия;
проведена оценка экономической эффективности проекта.
Для решения задач дипломного проекта использованы такие методы и инструменты, как SWOT – анализ, анализ с помощью матрицы портфельного анализа Бостонской Консалтинговой группы, конкурентный профиль, диагностический профиль, ПП Audit Expert, Marketing Mix (матрицы BCG), Expert Decide 2, Project Expert, Microsoft Office.
Введение 7
1 Теоретические и методические принципы определения эффективности современного предприятия 11
1.1 Понятие и сущность экономической и социальной эффективности 11
1.2 Показатели оценки экономической эффективности деятельности предприятия 19
1.3 Прибыль и рентабельность, как основные показатели эффективности торгового предприятия 24
1.4 Факторы, влияющие на экономическую эффективность деятельности предприятия 30
2 Диагностика системы управления ООО «буренка» 35
2.1 Краткая справка о предприятии 35
2.2 Анализ внутренней и внешней среды (STEP и SWOT) 46
2.3 Конкурентный профиль и анализ конкурентной позиции 51
2.4 Экспертный анализ системы управления и построение диагностического профиля компании 55
3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 63
3.1 Анализ состава и структуры актива и пассива баланса 63
3.2 Анализ финансовых результатов деятельности 66
3.3 Анализ основных финансовых показателей 67
3.4 Анализ финансового состояния предприятия – заемщика 72
3.5 Комплексная оценка экономической эффективности деятельности ООО «Буренка» 74
4 Разработка проекта повышения эффективности ооо «буренка» 75
4.1 Постановка проблемы и объем рынка молочной продукции 75
4.2 Внедрение системы управления складом 79
4.3 Расширение ассортимента предлагаемой продукции 84
4.4 Оценка экономической эффективности проекта 89
заключение 95
Список использованных источников 99
Приложение А Баланс за 2009-2010 годы 101
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках 102
Приложение В Диагностические таблицы 103
Приложение Г Ассортимент продукции ооо «калория» 107
Примененные ресурсы – это реальный капитал, который измеряется в стоимостной форме и включает величину (основных фондов и оборотных средств.
Потребленные ресурсы – это текущие затраты живого и овеществленного труда в виде расходов на производство и продажи.
Ресурсный и затратный методы построения системы показателей экономической эффективности не противоречат один другому, наоборот, при таком подходе к их определению возможно более глубоко исследовать движение эффективности, определить резервы и наметить конкретные пути ее повышения.
3. Эффективность производства товаров состоит в использовании минимального количества ресурсов для производства данного объема товаров и оказания услуг и в снижении расходов на единицу продукции (работ, услуг).
Одним из основных требований хозяйствования в условиях рыночной экономики является безубыточность хозяйственной и другой деятельности предприятия, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах рентабельности функционирования капитала.
Эффективность является сложной категорией, которая складывается в организации (в отрасли и т.п.) под влиянием множества внутренних и внешних факторов: экономических, правовых, социальных и др. Это обстоятельство и тот факт, что эффективность представлена в различных видах (эффективность хозяйственной деятельности предприятия, эффективность использования различных ресурсов, эффективность производства и т.п.), являются причинами использования для ее количественной оценки множества показателей. Их упорядоченность, расположение, например, в порядке обобщающих показателей эффективности к частным, образует определенную систему показателей.
Основополагающим принципом формирования системы показателей эффективности и выражения ее сущности на всех уровнях управления экономикой (страны, отрасли, хозяйствующего субъекта) является соотношением конечного результата (дохода, валового внутреннего продукта, объема выпуска или реализации продукции) и эффекта (прибыли) с примененными и потребленными ресурсами (в совокупности или по отдельным видам).
Соотношение показателей можно исчислять различными способами. При определении показателя эффективности, как отношения результата в виде объема выпуска (реализации) продукции или эффекта (прибыли) к ресурсам или затратам необходимо ориентироваться на его максимизацию. При использовании обратных показателей в виде отношения ресурсов или затрат к объему выпуска (реализации) продукции или эффекту (прибыли) важно добиваться их минимизации.
Практическое
использование системы
В качестве обобщающих показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия необходимо использовать отношение объема реализованной продукции или эффекта в виде прибыли к совокупной величине ресурсов, включающих среднегодовую стоимость основных и оборотных средств или к общей сумме расходов на производство или продажи [19].
Главным показателем, характеризующим финансовые результаты хозяйственной деятельности торговых организаций, являются валовой доход, прибыль и рентабельность.
Цель
анализа финансовых результатов
– выявление путей и
Комплексный экономический анализ представляет собой анализ хозяйственной деятельности предприятия или какой-либо отдельной, наиболее существенной стороны его деятельности на основе системного подхода.
Системный подход к проведению комплексного экономического анализа предполагает наличие определенной последовательности с целью всестороннего охвата взаимосвязанных и взаимообусловленных показателей.
Одной из основных задач комплексного экономического анализа является выявление эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
Системный подход позволяет глубже изучить исследуемое предприятие, получить более полное представление о нем.
Системный подход в экономическом анализе направлен на разработку научно обоснованных вариантов решения определенных задач, а также позволяет выбрать наиболее целесообразные управленческие решения для достижения поставленных целей.
При выборе методики проведения комплексного экономического анализа могут быть использованы два подхода:
На практике при проведении комплексного анализа чаще всего используют оба подхода одновременно. Комплексный экономический анализ деятельности может включать различное сочетание используемых показателей в зависимости от поставленных целей.
В
качестве обобщающей оценки эффективности
хозяйственной деятельности предприятия
могут быть использованы следующие комплексные
показатели:
1.
Показатель эффективности использования
торгового потенциала предприятия:
, (1.1)
где – показатель эффективности использования торгового потенциала предприятия;
РТО – розничный товарооборот;
ФЗП – средства на оплату труда;
ОС
– среднегодовая стоимость
ОФ
– среднегодовая стоимость
– нормативный коэффициент, равный 0,12.
Рассматриваемый
показатель позволяет оценить
2.
Показатель эффективности
, (1.2)
где – показатель эффективности финансовой деятельности;
ВП – сумма валовой прибыли.
С помощью этого показателя можно оценить, при каких ресурсах достигнут основной финансовый результат деятельности предприятия и насколько эффективно используются эти ресурсы.
3.
Показатель эффективности трудовой деятельности:
(1.3)
где – показатель эффективности трудовой деятельности;
Ч – среднесписочная численность работников;
СЗ – средняя заработная плата одного работника.
Этот показатель характеризует прирост производительности труда на 1 руб. увеличения средней заработной платы.
Показатель
эффективности трудовой деятельности
также может быть рассчитан как отношение
объема розничного товарооборота к сумме
расходов на оплату труда:
(1.4)
4.
На основании трех
(1.5)
где – интегральный показатель экономической эффективности хозяйственной деятельности.
Рентабельность служит одним из важнейших оценочных показателей финансово-хозяйственной деятельности торговых предприятий и отражает, насколько эффективно они используют свои средства в целях получения прибыли.
Система
взаимосвязанных показателей
Рисунок 1.1 - Основные показатели рентабельности торговых предприятий
Показатель рентабельности имеет математическую зависимость от многих показателей, характеризующих эффективность использования активов, ценовую политику организации, структуру пассивов и активов, финансовую устойчивость, платежеспособность и многие другие.
Коэффициенты рентабельности рассчитываются на основе данных отчета о прибылях и убытках, а также баланса фирмы. Как правило, все эти показатели отражают отношение чистой или операционной прибыли компании к тому или иному параметру ее деятельности (обороту, величине активов, собственному капиталу).
Наиболее распространенные коэффициенты:
Коэффициент рентабельности продаж;
Коэффициент рентабельности активов;
Коэффициент рентабельности собственного капитала;
Коэффициент рентабельности инвестированного капитала.
Наиболее распространенным показателем рентабельности торговых предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте. Показатели прибыли, которые могут быть использованы здесь, зависят от целей проводимого анализа[7].
1) Рентабельность продаж (ROS), %.
Демонстрирует
долю чистой прибыли в объеме продаж
предприятия и рассчитывается по формуле:
ROS=(Чистая
прибыль/Чистый объем)*100% (
При расчете показателя используются средние значения переменных за период.
Увеличение
коэффициента - положительная тенденция.
Уменьшение свидетельствует о снижении
цен при неизменных затратах или о росте
затрат на производство при постоянных
ценах, т.е. снижении спроса на продукцию
предприятия.
2) Рентабельность собственного капитала (ROE), %.
Позволяет
определить эффективность использования
капитала, инвестированного собственниками
предприятия. Обычно этот показатель сравнивают
с возможным альтернативным вложением
средств в другие ценные бумаги. Он показывает,
сколько денежных единиц чистой прибыли
заработала каждая единица, вложенная
собственниками компании и рассчитывается
по формуле:
ROE = (Чистая
прибыль/Совокупный собственный капитал)*100%
(1.7)
При расчете показателя используются средние значения переменных за период.
Рост показателя означает увеличение прибыли, приходящейся на долю акционеров и оказывает положительное влияние на динамику котировок акций на рынке ценных бумаг.
3)Рентабельность текущих активов (RCA), %.
Демонстрирует
возможности предприятия в