Анализ и проектирование системы оценки и аттестации персонала в Совете Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:40, дипломная работа

Описание

Оценка работы персонала это процесс сбора, анализа и оценки информации о том, как работники выполняют порученную работу, и выяснение того, в какой степени их рабочее поведение, рабочие показатели и индивидуальные характеристики отвечают установленным требованиям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Основные аспекты оценки работы персонала 5

1.1 Понятие эффективности 5

1.2 Аттестация персонала 8

1.3 Этапы аттестации 14

1.4 Стили проведения аттестации 18

1.5 Проблема действенности аттестации 26

ГЛАВА 2. Аттестация государственных гражданских и муниципальных служащих 36

2.1 Особенности аттестация государственных служащих 37

2.2 Процедура проведения аттестации гражданского служащего 40

2.3 Критерии и методы оценки компетентности аттестуемых 42

2.4 Методы проведения оценки гражданских и муниципальных служащих 51

2.5 Механизмы комплексной оценки результативности деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих 58

ГЛАВА 3. Анализ системы аттестации сотрудников аппарата Государственной Думы РФ 60

3.1 Характеристика аппарата Государственной Думы 60

3.2 Аттестация в Государственной Думе 60

3.3 Типовые положения о проведении аттестации муниципальных служащих 61

3.4 Основные поведенческие ошибки при проведении оценки 66

3.5 Рекомендации при проведении оценки труда государственных служащих. 67

3.6. Пример проведения оценочного мероприятия 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 78

СПИСОК ТАБЛИЦ 78

ПРИЛОЖЕНИЯ 79

Приложение 1 (Факторы, влияющие на выплату переменной части фонда оплаты труда) 79

Приложение 1.1 (Факторы, влияющие на выплату переменной части фонда оплаты труда) 80

Приложение 2 (Ответ из Государственной Думы на запрос информации) 81

Приложение 3 (Перечень должностей государственной гражданской службы города Москвы) 82

Приложение 4 (Ролевая игра для руководителей «Аттестация») 83

Приложение 5 (Суть проективного метода) 84

Приложение 5.1 (Характеристика опросника К. Леонгарда) 84

Приложение 6 (Модель компетенций для проведения Assessment Center) 85

Работа состоит из  1 файл

Анализ и проектирование системы оценки и аттестации персонала.docx

— 943.96 Кб (Скачать документ)

    Как говорилось выше, аттестация нужна  и для того, чтобы обоснованно  принимать управленческие решения, связанные с кадровым менеджментом. В частности, по итогам аттестации можно принять ряд кадровых решений на законном основании (увольнение, понижение в должности, перевод на другую работу).

    Процедура принятия решения о переводе работника, его увольнении или об изменении  других существенных условий трудового  договора должна быть подробно закреплена в локальном положении об аттестации персонала. В противном случае затрудняется применение соответствующих статей ТК РФ.

    В заключение стоит сказать, что аттестация не должна проводиться ради самой  процедуры. Она может быть эффективной, только если будет лишена признаков формальности, будет объективной, а по ее результатам будут проведены конкретные мероприятия. Самое главное - должны последовать реальные действия в соответствии с теми целями, которые были заявлены перед началом оценки.

    Все, что было описано в моей работе, на мой взгляд, очень важно для  настоящего и будущего нашей страны. Благие намеренья чиновников и власти, направленные на вход России в когорту мировых экономических лидеров целиком и полностью зависят не от объема вложенных в развитие денег, а от повышения отдачи на один рубль, и люди, принимающие участие в работе любой организации, играют очень важную роль в этом деле.

    Проанализировав данные, собранные в процессе написания  дипломной работы, можно вынести  ряд предложений, которые, на мой  взгляд, могут сделать процесс  аттестации государственных служащих более эффективным:

  • разработать специфику проведения аттестации государственных служащих по категориям «руководителей» и «специалистов» (в связи с существенным различием как в специфике деятельности данных категорий работников, так и в предъявляемых к ним личностным и профессиональным требованиям);
  • разработать положение, в соответствии с которым руководитель в процессе подготовки аттестационных документов обязан проводить собеседование с подчиненным ему работником, не ограничиваясь подготовкой отзыва (который является обязательным, согласно большинству федеральных, региональных и ведомственных актов).
  • кадровым органам в межаттестационный период вместе с сотрудником составлять индивидуальный план личностно-профессионального развития на год (утверждаемый руководителем подразделения и службы по работе с персоналом);
  • при проведении аттестации учитывать результативность выполнения индивидуального плана за отчетный период;
  • при подготовке и проведении аттестации осуществлять психологическое сопровождение и оказывать поддержку (создание благоприятного психологического климата, психологическая поддержка аттестуемых и т.п.).
  • целесообразно определить совокупность оцениваемых в ходе аттестации личностно-профессиональных характеристик и на основе полученных в ходе анализа данных разработать научно обоснованные профессиограммы17 должностей и видов деятельности в системе государственной службы;
  • необходимо расширить диапазон аттестационных оценок с учетом оценки потенциала работника;
  • рекомендовать руководителям при составлении служебной характеристики на сотрудника предлагать направления профессиональной деятельности, в рамках которых сотрудник может оказать наибольшую пользу организации и реализовать свои возможности и способности.
  • проводить дифференцированную учебу членов аттестационных комиссий по следующим направлениям: правовое, организационное, психологическое, методическое, по результатам обучения выдавать соответствующий сертификат;
  • издать  методические пособия по технологиям проведения оценки кадров, предназначенные для различных субъектов аттестационной работы (руководителей, сотрудников кадровых служб).

    Помимо  этого, целесообразны следующие  комплексные мероприятия, направленные на оптимизацию аттестации и оценки государственных служащих:

  • Создание федеральной, региональных служб координации деятельности по аттестации и оценке государственных служащих и определение учебных заведений для подготовки специалистов таких структур.
  • Разработка и в нормативном порядке утверждение единых методических основ, программ и учебных планов подготовки специалистов по аттестации и оценке управленческих кадров системы государственной службы.
  • Создание единого банка данных кадрового потенциала, пополняемого на основе получаемой в процессе аттестации и оценки персонала информации.
 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 
 
Научная литература
  1. Базаров Т.Ю. Еремин Б.Л.- Управление персоналом.- ЮНИТИ.- 2003 г.
  2. Баллантайн И.- Пова Н.- Центры оценки и развития.- Hippo.- 2003 г.
  3. Белановский С.А.- Глубокое интервью.- Николло-М.- 2001 г.
  4. Бельская Е.Г. - Управление персоналом: технологии и методы.  М., ГУУ, 2002 г.
  5. Вагина Л.В.- Актуальные проблемы реформирования государственной службы Российской Федерации: Учебное пособие.- РАГС.- 2006 г.
  6. Веснин В.Р.- Практический менеджмент персонала.- ЮРИСТЪ.- 2001 г.
  7. Вудраф Ч. Центры развития и оценки. Оценка компетенций.- Hippo.- 2005 г.
  8. Вучкович-Стадник А.- Оценка персонала, Эксмо, 2008 г.
  9. Грязнова Н.Л. - Управление персоналом. - Кемерово. - 2008 г.
  10. Деркач А.А.- Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих, учебное пособие.- РАГС.- 2006 г.
  11. Егоршин А.П. Управление персонало учебник для вузов.- 5-е. изд.- НИМБ. 2005 г.
  12. Кибанов А.Я.- Дуракова И.Б.- Управление персоналом организации. Отбор и оценка при найме, аттестации.- Экзамен, 2004 г.
  13. Кибанова А.Я.- Управление персоналом организации.- 3-е изд.- ИНФРА-М.- 2008 г.
  14. Клочков А.К. - KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. - Эксмо. - 2010 г.
  15. Корнийчук Г.А.- Государственные служащие: особенности регулирования труда, Альфа-Пресс, 2006 г.
  16. Лукьяненко В.И.- Государственный аппарат России: проблемы, организации, управления, контроля.- РАГС, 2004 г.
  17. Магура И. Курбатова Б.- Оценка работы персонала. Подготовка и проведение аттестации.- Интел-Синтез.- 2002 г.
  18. Магура И. Курбатова Б.- Современные персонал-технологии.- Интел-Синтез.- 2001 г.
  19. Мельников В.П.- Исторический опыт управления персоналом гражданской службы России.- учебное пособие.- РАГС, 2009 г.
  20. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. Финансовая Академия при Правительстве РФ, 2005 г.
  21. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. Питер.- 2004 г.
  22. Моргунов Е.Б. Модели и методы управления персоналом. Кейс-тест. Новая методика оценки и развития потенциала управленцев.
  23. Никифорова Г.С.- Психология менеджмента.- Гуманитарный Центр.- 2007 г.
  24. Паркинсон М.- Использование психологии в бизнесе. Hippo.- 2003 г.
  25. Пихоя Р.Г.- История государственного управления в России.- РАГС 2004 г.
  26. Поршнев А.Г.- Менеджмент. Теория и практика в России.- ИНФРА-М.- 2007 г.
  27. Рогожин Ю.- Управление персоналом: практическое пособие.- Проспект.- 2008 г.
  28. Саакян А.К.- Зайцев Г.Г.- Управление персоналом в организации.- СПб.- 2002 г.
  29. Спенсер Л.М.- Спенсер С.М. Компетенции на работе. Hippo.- 2005 г.
  30. Страдвик Л.- Центры оценки и развития. Тренинг наблюдателей.- Hippo.- 2003 г.
  31. Сулемов В.А.- Государственная кадровая политика в современной России: теория, история, новые реалии.- РАГС.- 2005 г.
  32. Турчинов А.И.- Оценка и профессиональное развитие государственных служащих.- РАГС.- 2009 г.
  33. Турчинов А.И.- Управление государственной службой РФ.- РАГС, 2004 г.
  34. Турчинова А.И.- Управление персоналом.- РАГС.- 2002 г.
  35. Федосеев В.Н.- Капустин С.Н.- Управление персоналом организации.- 2003 г.
  36. Цветаев В.М.- Управление персоналом.- Питер.- 2001 г.
  37. Шапиро С.А.- Управление человеческим ресурсом. ГРОССМЕДИА.- 2005 г.
  38. Шекшня С.В.- Управление персоналом современной организации.- 2002 г.
  39. Шлендер П.Э.- Управление персоналом.- ЮНИТИ.- 2005 г.
 
 
Периодические издания
  1. Вырковский А. - Тест для тестов, Секрет фирмы № 28(67). - 2004 г.
  2. Зырянова Н.Л. - Assessment Centers: центры тестирования персонала. - Кадровый менеджмент. - 2005 г.
  3. Лукьяненко А.Б. - эксперт журнала "Руководитель бюджетной организации". - № 1, январь 2010 г.
  4. Матвеев А. - Секреты управления персоналом. - 2009 г.
  5. Никифоров Р. - На что обратить внимание при разработке системы оценки. - Персонал-Микс №9. - 2006 г.
  6. Реймаров Г.А. - Управление персоналом №7: Комплексная оценка персонала. - 2008 г.
  7. Свирина И. - Аттестация как механизм оценки уровня квалификации персонала. - Служба кадров и персонал № 10. - 2006 г.
  8. Скуратовская Н.С. Кейс-метод в оценке персонала. - Справочник по управлению персоналом №4. 2005 г.
  9. Технология управления персоналом в России. - HRC Кадровый клуб. - 2001 г.
 
  Интернет ресурсы
  1. http://www.aup.ru
  2. http://www.casemethod.ru - Основы кейс-метода.
  3. http://www.consultant.ru
  4. http://www.duma.gov.ru
  5. http://www.ecopsy.ru
  6. http://www.garant.ru
  7. http://www.hr-portal.ru
  8. http://www.kadrovik.ru
  9. http://www.mainjob.ru - Кейс-метод в оценке персонала.
  10. http://www.planetahr.ru/start
  11. http://www.shl.ru
  12. http://www.trainings.ru
 
  Нормативно-правовые документы
  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ
  2. Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 «О Федеральной целевой программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2007 годы)»
  3. Указ Президента РФ от 10 марта 2009 № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)»
  4. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
  5. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»
  6. Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»
  7. Закон Свердловской области от 29 октября 2007 г. № 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области"
  8. Закон Московской области от 3 ноября 2007 г. № 199-ОЗ "Об утверждении типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих Московской области"

 

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 

    Рисунок 1 - Оцениваемые параметры  и инструменты  оценки 5

    Рисунок 2 - Аттестация, как  непрерывный процесс. 11

    Рисунок 3 - Этапы процесса управления по целям. 25

    Рисунок 4 - Метод субъективного  оценивания. 46 
     

СПИСОК ТАБЛИЦ 

    Таблица 1 - Факторы, оказывающие  влияние на эффективность  труда персонала. 6

    Таблица 2 - Распределение функций между линейными руководителями и кадровыми службами. 11

    Таблица 3 - Три подхода  к проведению оценочного собеседования. 18

    Таблица 4 - Структура собеседования. 24

    Таблица 5 - Факторы, влияющие на успех оценочного собеседования. 26

    Таблица 6 - Субъекты и элементы оценки эффективности. 43

    Таблица 7 – Анкета оценки по критериям. 45

    Таблица 8 - Критерии оценки результативности деятельности гражданского / муниципального служащего. 49

    Таблица 9 - Примерные значения весов оценок государственных  гражданских и  муниципальных служащих. 50

    Таблица 10 - Методы проведения оценки гражданских  и муниципальных  служащих. 51

    Таблица 11 - Структура процесса оценки. 54

    Таблица 12 - Метод шкалирования рейтингов описания поведения. 54

    Таблица 13 - Альтернативное ранжирование (упорядочивание рангов). 55

    Таблица 14 - Ранжирование сотрудников  по методу попарных сравнений. 55

    Таблица 15 - Матрица парных сравнений. 55

    Таблица 16 - Примеры высказываний об образе сотрудника для последующей  оценки. 56

    Таблица 17 - Использование  метода заданного  распределения. 57

    Таблица 18 - Примерные значения весов оценок в  зависимости от категории  государственных  служащих. 67

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

Приложение 1 (Факторы, влияющие на выплату переменной части фонда оплаты труда)

Составляющие  постоянной части  фонда оплаты труда18

     Показан процент компаний, формирующий переменную часть фонда оплаты труда на основании  каждого фактора:

  • Индивидуально, в зависимости от договоренности с сотрудником –– 70%
  • В зависимости от категории должности –– 15%
  • В зависимости от распределения ФОТ на подразделение –– 11%
  • В зависимости от проводимой два раза в год оценки, по результатам которой постоянная часть может быть увеличена от 1 до 20%; в зависимости от объема продаж; почасовая оплата –– 4%
 
 
 

 
 

Приложение 1.1 (Факторы, влияющие на выплату переменной части фонда оплаты труда)

Факторы, влияющие на выплату  переменной части  фонда оплаты труда 

(бонусы, премии)19

     Показан процент компаний, формирующих постоянную часть фонда оплаты труда на основании  каждого фактора

  • Выполнение индивидуально поставленных задач –– 28%
  • Личная договоренность с сотрудником –– 22%
  • Достижение ключевых показателей эффективности –– 15%
  • Прибыль компании –– 15%
  • Доход компании –– 15%
  • Другое –– 5%

Информация о работе Анализ и проектирование системы оценки и аттестации персонала в Совете Федерации