Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 00:14, курсовая работа
Цель курсовой работы – провести теоретический анализ организации труда персонала и ее практическое выражение на примере организации.
Для достижения цели курсовой работы необходимо выполнение следующих задач:
- проанализировать сущность понятия организации труда персонала и ее составных элементов;
- рассмотреть задачи и функции научной организации труда;
- рассмотреть принципы научной организации труда;
- провести анализ организации труда на примере ООО «Игровая Компания «Мегатрон»;
- предложить меры по совершенствованию организации труда в ООО «Игровая Компания «Мегатрон».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы организации труда персонала 5
1.1. Понятие и элементы организации труда персонала 5
1.2. Задачи и функции научной организации труда 13
1.3. Принципы научной организации труда 17
ГЛАВА 2. Организация труда персонала в ООО «Игровая Компания «Мегатрон» 22
2.1. Описание структуры и характеристика ООО «Игровая Компания «Мегатрон» 22
2.2. Анализ элементов, функций, задач организации труда в ООО «Игровая Компания «Мегатрон» 26
2.3. Рекомендации по совершенствованию организации труда 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 56
- среди офисных работников компании 87,6% - с высшим образованием;
- среди линейного персонала компании только 27,7% работников имеют высшее образование.
Рис.2.3. Демографическая характеристика ИК «Мегатрон»
по
признаку образование
Основные принципы использования персонала в ИК «Мегатрон»:
На уровне организации и ее подразделений организация труда состоит из следующих элементов:
1) разделение труда;
2) кооперация труда;
3) организация рабочего места;
4)
организация обслуживания
5)
установление приемов и
6) установление меры (нормы) труда;
7) планирование и учет трудовой деятельности;
8) подбор, подготовка и повышение квалификации кадров;
9)
оплата и материальное
10)
создание благоприятных
11) дисциплина труда.
Анализ
организации труда в ИК «Мегатрон»
автор будет проводить в соответствии
с указанными выше элементами при помощи
методов опроса (анкетирования, интервью)
и анализа документов.
1. Разделение труда:
- Функциональное. В ИК «Мегатрон» существует деление персонала на служащих (руководителей, специалистов и технических исполнителей), вспомогательных рабочих, младший обслуживающий персонал и т.д.
- Профессиональное. Присутствует деление работников по профессиям (маркетологи, бухгалтеры, инспекторы по кадрам и т.п.) и специальностям (бухгалтер по заработной плате, бухгалтер по работе с подотчетными лицами, бухгалтер по взаиморасчетам с поставщиками и т.п.).
- Технологическое. Как пример можно использовать функционирование зала игровых автоматов: операторы занимаются обслуживанием клиентов – разъясняют правила игр, выписывают чеки на выигрыш, кассиры – выдают клиентам деньги по чекам на выигрыш, администраторы – распределяют обязанности внутри смены, решают конфликтные ситуации, совершают выемку денег из игровых автоматов и передают их кассирам, охрана – следит за безопасностью, менеджер зала – подводит итоги дня, предоставляет вышестоящему руководству отчетность по работе своего подразделения и планирует дальнейшую работу.
- Квалификационное. Присутствует распределение работ в зависимости от их сложности между работниками разных квалификационных групп. В залах игровых автоматов на должностях оператор, кассир и администратор установлена категорийность – 3, 2 и 1-я категория (1 категория означает более высокую квалификацию, нежели 2-я, а тем более 3-я).
- Территориальное. В ИК «Мегатрон» подразделения территориально обособлены (офисы региональных дирекций, казино, залы игровых автоматов, территориальные офисы, центральный офис и т.п.)
Таким
образом, все виды и формы разделения
труда сосуществуют в ИК «Мегатрон», представлены
в полной мере.
2. Кооперация труда:
- Территориальная. Взаимодействие осуществляется между подразделениями и отделами (например, отдел маркетинга и рекламы и залы игровых автоматов при организации и проведении маркетинговых и рекламных акций; отдел персонала и бухгалтерия при учете отработанного времени и начислении заработной платы сотрудникам), так и между работниками внутри отделов.
- Функциональная. Система производственной взаимосвязи работников при осуществлении трудового процесса и их взаимодействие осуществляется как внутри функционально однородных групп, так и между этими группами (специалистов и вспомогательных рабочих, и т.п.). Как пример: по функции оценка персонала в компании взаимодействуют тренинг-менеджер, менеджер по персоналу и руководители подразделений.
- Профессиональная. Как пример: работа менеджера по персоналу по составлению бюджета отдела персонала дирекции предполагает взаимодействие с отделом финансов (сведение финансистами бюджетов всех дирекций в единый), бухгалтерией (передача данных о статьях и сумме бюджета, выдача наличных средств и перечисление безналичных платежей.
- Технологическая. Как указывалось выше, при функционировании зала игровых автоматов наряду с технологическим разделением труда осуществляется также и взаимодействие работников при выполнении трудового процесса.
- Квалификационная. Между работниками разных квалификаций существует взаимодействие. Работники первой категории являются наставниками для работников с более низкой квалификацией.
Таким
образом, все виды и формы кооперации труда
сосуществуют и представлены в ИК «Мегатрон»
в полной мере.
3. Организация рабочих мест.
Состояние рабочих мест, их организация напрямую определяют уровень организации труда в учреждении. Проведенный анализ рабочего места менеджера по персоналу на основании анкеты «Информационный стандарт анализа рабочего места» (Приложение 2) и лана рабочего места (Приложение 3) дал следующие результаты:
Рабочее место менеджера по персоналу классифицируется по следующим признакам:
1) по функциям: рабочее место специалиста;
2) по профессиональному признаку: рабочее место менеджера по персоналу;
3) по виду деятельности: основной вид деятельности;
4) по типу деятельности: рабочее место по выпуску единичного продукта труда;
5)
по степени специализации:
6) по месту нахождения: рабочее место в помещении;
7) по числу исполнителей: индивидуальное рабочее место;
8) по числу смен: односменное;
9) по степени подвижности: передвижное;
10)
по рабочему положению:
11) по условиям труда: с нормальными условиями;
12)
по времени использования:
13)
по характеру использования:
Рабочее место менеджера по персоналу обеспечено:
1) Оснащение.
Основное. Рабочее место оснащено рабочим столом, регулируемым по высоте компьютерным стулом, тумбой для хранения документов, стеллажом для книг, журналов, папок, ноутбуком, принтером, стационарным телефоном, стулом для посетителей.
Вспомогательное. Имеется доступ в интернет, все необходимые канцелярские принадлежности. В отделе есть сканер, множительная техника, факс. Рабочее место так же обеспечено: рабочей документацией и специальной литературой (инструкции, правила техники безопасности, личные дела работников, справочники и т.п.), часами. В кабинете есть жалюзи, цветочницы, вытяжная вентиляция, средства освещения (для всего помещения и местного для рабочей поверхности), средства для поддержания на рабочем месте нормального микроклимата (нагнетательная вентиляция, отопление), хозяйственные средства для ухода за оборудованием и рабочим местом (щетки, салфетки, урны для мусора и т.п.).
2) Планировка.
Внешняя. Рабочее место находится в помещении площадью 20 м², рассчитанном на 3-х работников, что соответствует санитарным нормам (Приложение 3). За рабочим местом менеджера по персоналу находится большое окно, которое закрывается жалюзи. Справа от стола находится стул для посетителей. Слева от стола находятся стеллажи и шкафы, в которых размещены все необходимые книги и документы, а так же шкаф для верхней одежды. На столе прямо по центру расположен ноутбук, справа мышка, подставка под канцелярские принадлежности. Слева находятся лотки для бумаг и телефон. Между рабочими местами существует зрительная связь. Подход к рабочему месту кратчайший. Вход в помещение свободный, хорошо обозримый и безопасный.
Внутренняя. В ноутбуке установлено все необходимое программное обеспечение, вся информация хранится в определенной файловой структуре.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод о необходимости рационализации рабочего места менеджера по персоналу по следующим направлениям:
- система вентиляции и кондиционирования воздуха в помещении;
-
система отопления.
4. Организация обслуживания рабочих мест.
1) Обслуживание средств труда.
- ремонт и межремонтное обслуживание оборудования – в ИК «Мегатрон» существует проблема с профилактикой и своевременным ремонтом вычислительной и копировально-множительной техники, систем вентиляции и кондиционирования за счет территориального обособления подразделений и экономической нецелесообразности содержания в каждом подразделении специалиста, отвечающего за профилактические осмотры и ремонт каждого из видов техники. В силу этого обстоятельства периодически происходят поломки техники, что приводит к простоям в работе персонала;
-
энергообеспечение
-
поддержание в рабочем
- хранение и выдача технологической и организационной оснастки осуществляется офис-менеджерами территориальных и региональных офисов;
-
поддержание в рабочем
2) Обслуживание предметов труда
- выдача, прием, хранение, комплектование материалов, канцелярских товаров осуществляется либо офис-менеджерами территориальных и региональных офисов, либо хозяйственно-административной службой центрального офиса;
-
контроль качества сырья,
3) Обслуживание работников
-
охрана труда и техники
-
санитарно-гигиеническое обслуживание
– за его обеспечение также несет ответственность
менеджер зала, а также техник, закрепленный
за территорией, который проводит плановый
осмотр помещений, находящихся на обслуживаемой
территории и профилактическое обслуживание.
5. Установление приемов и методов труда
В
ИК «Мегатрон» разработаны и внедрены
методические инструкции с подробным
описанием рациональных приемов и методов
труда для сотрудников залов (операторов,
кассиров, администраторов) (Приложение
4). Обучение им проводится тренинг-менеджерами
и наставниками при поступлении новых
сотрудников на работу (для кассиров
и операторов) и при переводе на вышестоящую
должность (администраторов и менеджеров
залов).