Аудит системы подбора и отбора персонала на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:56, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является повышение эффективности функционирования системы подбора и отбора персонала на предприятии.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
изучение стандартов по подбору и отбору персонала;
изучение процедуры проведения аудита системы подбора и отбора персонала;
анализ основных элементов системы подбора и отбора персонала на предприятии ООО «Кварц»;
выявление проблем в системе подбора и отбора персонала на предприятии ООО «Кварц»;
разработка рекомендаций по совершенствованию системы подбора и отбора персонала на предприятии ООО «Кварц»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА ПОДБОРА И ОТБОРА ПЕРСОНАЛА………….. 3
1.1. Стандарт подбора и отбора персонала 3
1.2. Аудит подбора и отбора персонала 3
ГЛАВА 2. АУДИТ СИСТЕМЫ ПОДБОРА И ОТБОРА ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «КВАРЦ» 3
2.1. Социальный паспорт организации ООО «Кварц» 3
2.2. Сбор информации по подбору и отбору персонала на ООО «Кварц» 3
2.3. Анализ полученной информации по подбору и отбору персонала 3
2.4. Выводы и рекомендации по повышению эффективности функционирования системы подбора и отбора персонала 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 3

Работа состоит из  1 файл

АУДИТ.DOC

— 278.28 Кб (Скачать документ)

   5. Показатель текучести кадров (Кт) является наиболее важным по сравнению с остальными. Он определяется делением численности работников предприятия выбывших или уволенных по внеплановым причинам (уволенные по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины) на среднесписочную численность за тот же период.

   7.Коэффициент  устойчивости (Куст) это отношение числа работников со стажем более одного года к общему числу принятых в этом же году.

   Показатели  текучести и устойчивости кадров рассчитать не возможно, т.к. нет данных.

   Сведем  все показатели в одну таблицу  2.4. для анализа.

 

     Табл. 2.4. Коэффициенты движения персонала в динамике на ООО «Кварц»

 
 
   
Показатели По годам
2008 2009 отклонение, +;- 2010 отклонение,

+;-

Общий коэффициент оборота

Оборот по приему

Оборот по выбытию

Коэффициент замещения

42,77

18,2

24,56

-6,35

61,56

23,5

38,07

-14,56

18,79

5,3

13,51

-8,21

87,42

46,22

41,19

5,03

25,86

22,72

3,12

19,56

 
 
 

   Рассмотрев  все необходимые коэффициенты, можно  сделать вывод, что значение общего коэффициента оборота возрастает с  каждым годом.

   Проведенные исследования позволяют сделать  вывод о том, что на ООО «Кварц» происходит постоянное движение персонала. Постоянное движение кадров в таких больших размерах, говорит о неустойчивом положении предприятия. Но вполне возможно, что ситуация в 2011 году улучшиться.

    1. Сбор  информации по подбору  и отбору персонала  на ООО «Кварц»
 

   Для того, чтобы проанализировать как  проводится подбор и отбор персонала  на предприятии, было проведено интервью с менеджером по персоналу и сделан запрос документов, которые должны иметься на предприятии для стандартизации и облегчения процедуры подбора  и отбора персонала.

   Интервью  включало перечень вопросов, позволяющих  определить работу менеджера по подбору  и отбору, а также наличие необходимых  документов. Перечень вопросов отражен  в Приложении 2.

   Запрос  документов позволяет определить наличие  необходимой документационной базы по подбору и отбору персонала, а  также сбалансированность и стандартизацию само процедуры. Были запрошены следующие документы:

    • бланк- заявка для подразделений на подбор постоянных/сезонных работников;
  • должностные инструкции и требования к должностям;
  • штатное расписание;
  • положение о подборе и отборе персонала;
  • бланк анкеты кандидата;
  • программа проведения собеседования;
  • тестовые вопросы для первичного отбора;
  • тестовые вопросы;
  • бланки для занесения результатов собеседования.
    1. Анализ  полученной информации по подбору и отбору персонала
 

   Отбор кандидатов на вакантные должности  занимает в механизме управления персоналом на предприятии особое место, поскольку:

   - весь коллектив предприятия является  результатом отбора;

   - планируется открытие нового цеха по производству ССС.

   Подбор  и отбор персонала осуществляется по определенным этапам. На основе полученных данных проследим последовательность выполнения их на ООО «Кварц»:

   1. Заполнение бланка-заявления руководителем подразделения, куда требуется сотрудник.

   2.  Определяются причины потребности  в данном сотруднике, т.е. аргументация  руководителем подразделения.

   3. Менеджером по персоналу составляются  на основе бланка-заявления требования к должности.

   4. Осуществляется поиск персонала  сначала внутри организации, а  затем за ее пределами. Такая  последовательность больше характерна  для подбора руководителей, специалистов  и служащих.

   5. Происходит первичный анализ  документов о кандидате: резюме, в случае его отсутствия –  анкета кандидата.

   6. Далее претенденты на рабочие  должности проходят тестирование  по квалификации, а претенденты  на должности руководителей, специалистов  и служащих как правило отбираются  в индивидуальном порядке, т.е.  стандартной процедуры отбора  нет. Это может быть как собеседование  с менеджером по персоналу,  руководителем подразделения и  директором предприятия, так и  с одним из них. 

   7. Прошедшие тестирование претенденты  на рабочие должности проходят  собеседование с руководителем  подразделения (цеха) и далее принимается  решение и приеме на работу. Поскольку данный вид работ  имеет сезонный характер, то на  вновь появившуюся вакансию может  быть принят уже работавший  кандидат без прохождения тестирования  и собеседования с руководителем  подразделения при отсутствии  у него дисциплинарных и административных  проступков.

   8. Проверка рекомендаций – если кандидат приносит с собой рекомендательные письма, то они будут использоваться при отборе и найме.

   5. Медицинское обследование  – это обязательная процедура.

   6. Завершающим этапом является  принятие окончательного решения.

   Как правило при проведении собеседований  и диагностических интервью пользуются структурированным типов интервью (с заранее составленным списком вопросов). Это, как правило, влечет за собой полный охват интересующей информации о кандидате. Бывает, что в конце интервью кандидату предоставляется возможность задать интересующие его вопросы интервьюеру.

   Анализ  интервью с составлением соответствующей  справки делается сразу, после ухода  кандидата, также используется собственные  заметки и записи интервьюера. Результаты собеседования следующие:

   1. Установление контакта с кандидатом  как с потенциальным партнером.

   2. Заключение о кандидате, для  предоставления на рассматриваемую  должность.

   3. Заключение о кандидате, для  использования в должности планируемой  в будущем.

   4. Заключение о нецелесообразности  дальнейшей работы с кандидатом. Выход через рассматриваемого  кандидата на новые полезные  контакты.

   Все результаты собеседования фиксируются  менеджером по персоналу ООО «Кварц» письменно и сохраняются для дальнейшей работы. Если этого не делать, то сведения утеряются и эффективность собеседования снизится.

   Нужно отметить, что на предприятии практикуется прием на работу родственников и  знакомых, т.е. работа подбирается под  человека либо, если принимается на вакантную должность, то без должного образования и опыта работы.

   Анализ  запроса документов позволяет выявить  следующие отклонения от нормы:

  • отсутствие положения о подборе и отборе персонала в организации;
  • отсутствие должностных инструкций и требований к должности на линейный и высший менеджмент, а также частично на рабочих;
  • требования к должности и ДИ берутся либо из интернета, либо из ТКС без учета специфики работы деятельности;
  • отсутствует программы отбора (порядок проведения собеседований).
 

   Из  всего вышеуказанного можно сделать  вывод о том, что на ООО «Кварц» в основном полно выдерживаются этапы процесса отбора и найма персонала, но нет стандартизированных документов по данному процессу. При принятии работников на ООО «Кварц» с ними заключают контракт либо трудовой договор.

    1. Выводы  и рекомендации по повышению эффективности  функционирования системы  подбора и отбора персонала
 

    В данной работе проведено сравнение существующей системы подбора и отбора персонала на предприятии ООО «Кварц» с идеальной моделью подбора и отбора персонала. Были выявлены определенные нарушения и отклонения от нормы, устранение которых повлечет за собой повышение эффективности  функционирования работы менеджера по персоналу в системе подбора и отбора.

     Ниже приводится таблица сравнения  существующей системы с идеальной  моделью, основные последствия  того или иного пункта и  этапа подбора и отбора персонала  и даны основные рекомендации  по устранению ошибок.

 
 

   Табл. 2.5. Рекомендации

Что есть Как должно быть Последствия Рекомендации 
Отсутствие  положения о подборе и отборе персонала Положение о  подборе и отборе персонала в  соответствии со спецификой деятельности организации Затрачивается больше времени на подбор и отбор  персонала; непонятно с кого спрашивать в случае приема на работу сотрудника, несоответствующего должности; нет ясного представления кандидатами процедуры отбора; в случае смены менеджера по персоналу нет четкой картины работы предыдущего менеджера; невозможность оценить работу менеджера по подбору и отбору персонала. Разработать Положение  о подборе и отборе персонала  в соответствии со спецификой деятельности организации.
Отсутствие  ДИ и требований к кандидатам. Наличие ДИ в  соответствии со штатным расписанием  и сферой деятельности. Больше времени  тратиться на составление объявления о вакансии в СМИ; возможно некорректное составление объявления, следовательно, большой поток кандидатов и как  результат – много времени  затрачивается на первичный отбор  по резюме и анкетам. Составить ДИ для  всех штатных единиц и пересматривать их каждые 1,5-2 года.
Отсутствие  единой стандартной программы отбора для специалистов, руководителей  и служащих. Должна быть единая программа отбора с методами, которые позволяют на каждом этапе  отсеивать неподходящих и выявлять наиболее перспективных кандидатов. Много времени  затрачивается на работу по отбору персонала для каждой должности. Разработать единую программу отбора.
Отсутствие  помещения для собеседований Наличие отдельного помещения для проведения собеседований  и интервью Увеличивается время на собеседование из-за внешних  факторов (сотрудник ОК и менеджер по персоналу находятся в одном кабинете) Выделение отдельно помещения для проведения собеседований  и интервью.
Отсутствие  вспомогательных программ по автоматическому  первичному отбору персонала. Наличие вспомогательных  программ отбора (Рекрутинг от А  до Я, E-Staff-рекрутер и др.). Очень много  времени уходит на просмотр резюме и анкет. Установка вспомогательных  программ.
1 менеджер  по персоналу выполняет все  функции СУП (на 300 человек) Наличие в штате 2 менеджеров по персоналу на такое  кол-во персонала либо наличие помощника  менеджера. Мало времени  выделяется на каждый из процессов  СУП, следовательно, некачественное выполнение функций и большие затраты  средств на подбор и отбор (долгий срок открытой вакансии) Нанять помощника  менеджера по персоналу.
Отсутствие  сроков закрытия вакансии. Наличие сроков закрытие вакансии для всех категорий  работников. Невозможность отследить эффективность работы менеджера по персоналу при закрытии вакансии. Определение сроков закрытие вакансии для всех категорий  работников.
Не  всегда проверяются сведения о кандидате Проверка сведений о кандидате Возможен прием  на работу сотрудника с купленным  дипломом или мед. справкой, что повлечет за собой дополнительные потери на обучение, подбор нового сотрудника, оплата больничных листов и т.д. Проверять сведения о всех кандидатах, дошедших до этапа  принятия решения о приеме на работу.
Недостаточное участие руководителей подразделений  в подборе и отборе персонала. Включенность  руководителей подразделений в  процесс отбора и подбора персонала. Нечеткое представление  менеджером по персоналу специфика  деятельности того или иного рабочего и, как следствие, подбор не того персонала Большая скоординированность  руководителей подразделений и  менеджера по персоналу при подборе.

Информация о работе Аудит системы подбора и отбора персонала на предприятии