Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 20:36, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение бизнес-планирования при создании авиакомпании.
Задачи курсовой работы :
1.раскрыть понятие бизнес-плана;
2. раскрыть сущность бизнес-планирования;
3.рассмотреть структуру и содержание бизнес-плана на создание авиакомпании «Имские авиалинии».
- описание сегмента рынка, на котором работает или предполагает
работать предприятие;
- характеристика имеющихся основных клиентов;
- характеристика потенциальных клиентов;
- наиболее перспективные клиенты.
Для решения второй задачи необходимо проанализировать основных конкурентов на внешнем и внутреннем рынке по следующим позициям:
- номенклатуре и объемам выпускаемой продукции;
- конкурентоспособности продукции;
- рынки, на которых работают конкуренты, и их доли на этих рынках;
- состояние производственной базы конкурентов;
- ценовая политика и политика в области сбыта;
- сильные и слабые стороны конкурентов (их продукция и потребители,
- рекламный пакет, цены, объемы продаж, имидж, местонахождение.
2.5. Описание продукции (услуг)
В данном разделе необходимо дать краткое описание потребительских свойств продукции, предлагаемой предприятием, а также результаты сравнительного анализа с аналогами на рынке.
Описание продукции включает в себя следующее:
- наименование изделия и его спецификация;
- функциональное назначение и область применения ( для каких
потребителей предназначена продукция);
- основные технические, эстетические и другие характеристики продукции;
- показатели технологичности и универсальности продукции;
- соответствие стандартам и нормативам;
- стоимостная характеристика;
- стадия развития продукта (идея, эскизный проект, рабочий проект,
прототип, опытная партия, серийное производство);
- требования к продукции (к контролю качества, подготовке
пользователей, обслуживанию);
- возможности дальнейшего развития продукции;
- концепция развития продукции следующих поколений;
- сведения о патентно-лицензионной защите, торговых знаках, авторских правах и других объектах интеллектуальной собственности;
- структура выпуска продукции в натуральных и стоимостных показателях в настоящее время;
- перечень продукции, выпускаемой за последние 10 лет, но снятой с производства;
- условия поставки продукции;
- преимущества продукции перед аналогами;
- экспортные возможности продукции.
В разделе бизнес-плана «Характеристика услуг и продукции» представляется описание продукции предприятия с позиции потребителя. С этой целью приводятся следующие сведения:
1) потребности, удовлетворяемые товаром;
2) показатели качества;
3) экономические показатели;
4) внешнее оформление;
5) сравнение с другими аналогичными товарами;
6) патентная защищенность;
7) показатели экспорта и его возможности;
8) основные направления совершенствования продукции;
9) возможные ключевые факторы успеха.
Основное назначение товара – удовлетворение потребности клиента фирмы. В бизнес-плане отражаются область применения, перечень функциональных особенностей, факторы привлекательности товара. К факторам привлекательности товара относят ценность, возможность приобретения, цену, качество, экологичность, имидж, марку, форму, упаковку, срок службы.
Со свойствами продукта связаны показатели его качества – долговечность, надежность, простота и безопасность эксплуатации и ремонта и т. д. Некоторые показатели качества могут быть оценены количественно, соответствующие данные приводятся в бизнес-плане. Указывается наличие сертификатов промышленной продукции.
Формируется отличие нового или существующего товара от товара конкурентов. Описываются патентные права предприятия, патенты на полезные модели, товарные знаки. Указывается наличие лицензий, а также ноу-хау. Указывается возможность экспорта продукции. Если продукция поставляется на внешний рынок, то приводятся основные показатели, характеризующие экспорт (страна, объем продаж, валютная выручка).
Для нового товара в бизнес-плане указывается, соответствует ли этот товар требования новизны. Таким термином обозначают следующие товары:
1) товар, не имеющий аналогов на рынке;
2) товар, который имеет весомое качественное усовершенствование по сравнению и товарами-аналогами;
3) товар, который уже был на рынке, после чего был усовершенствован так, что его свойства принципиально изменились;
4) товар рыночной новизны, т. е. новый только для данного рынка;
5) старый товар, нашедший себе новую сферу применения.
Роль данного раздела бизнес-плана сводится к тому, чтобы представить потенциальному инвестору, какими новыми уникальными свойствами обладает товар, доказать, что он способен вызвать интерес покупателей.
2.6. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)
Информация данного раздела призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для Вашей продукции (услуги). Покупатели подразделяются на оптовых покупателей, розничных продавцов, конечных потребителей. Потребители характеризуются отраслью, месторасположением (если это предприятия) либо возрастом, полом и др. (если это население). Среди потребительских характеристик товара выделяются такие, как внешний вид, назначение, цена, прочность, срок службы, безопасность использования и другие [5].
В данном разделе дается оценка рыночных возможностей предприятия. Объем сбыта продукции (услуг) с точки зрения прогнозирования является наиболее важным и сложным, поскольку анализ существующего рынка и политика формирования уровня и структуры спроса на продукцию определяют результаты реализации инвестиционного проекта.
Результаты исследования рынка являются также базой для разработки
долгосрочной стратегии и текущей политики предприятия и определяют его
потребности в материальных, людских и денежных ресурсах.
Раздел состоит из нескольких частей.
Первая часть предполагает описание существующей ситуации на рынке:
- структура рынка, конкуренцию, других поставщиков аналогичной продукции или
- заменяющей, эластичность спроса по ценам, реакцию рынка на
- социально-экономические процессы, описание каналов распределения продукции,
- темпов роста потребления и т.д..
Основными количественными характеристиками рынка являются емкость рынка и спрос на продукцию предприятия. Определение спроса включает в себя оценку величины и структуры текущего спроса и перспективу его изменения. Текущий спрос определяется общим количеством продукции, проданной по определенной цене на конкретном рынке за какой-либо период времени (обычно 3-5 лет).
Информация должна позволить оценить размеры и структуру текущего спроса, а также основные сегменты рынка по конечному пользователю, географическому делению и категориям потребителей.
При описании предполагаемого рынка сбыта продукции предприятия следует указать:
- основные предприятия, работающие на рынке;
- продукцию конкурентов;
- отличительные характеристики предполагаемых рынков и сегментов рынков (необходимая потребность в продукции и степень удовлетворения потребности с учетом демографических факторов, географического месторасположения, сезонных тенденций);
- размеры предполагаемого рынка (общая численность покупателей,
годовой объем продаж продуктов и услуг, ожидаемый рост размеров рынка);
- проникновение на рынок (доля рынка, охватываемая территория,
обоснование масштабов проникновения);
- важнейшие тенденции и ожидаемые изменения на основных предполагаемых рынках;
- второстепенные рынки и их основные характеристики;
- установление контактов с потенциальными покупателями, их готовность приобретать продукцию при различном уровне цен, предоставление информации покупателям;
- цикл покупок продукции потенциальными клиентами, процесс оценки решений, ответственность и право выбора окончательного решения –администраторы, торговые агенты, инженеры и т.д.;
- время между моментом размещения заказа и моментом поставки продукции (первичные заказы, повторные заказы, покупки больших партий продукции).
Во второй части раздела необходимо дать описание существующей
конкуренции на рынке:
- тип конкуренции (по ассортименту, обслуживанию или сегменту рынка);
- конкурентные преимущества (сильные стороны предприятия) –
способность удовлетворить потребности рынка, проникновение на рынок,
репутация предприятия, устойчивость финансового положения, ведущие сотрудники предприятия;
- важность предполагаемого рынка для конкурентоспособности предприятия;
- препятствия при освоении рынка (затраты, время, технология, ведущие работники, консерватизм покупателей, существующие патенты и товарные знаки);
- законодательные ограничения (подкрепленные законом требования
потенциальных покупателей и правительства; способы удовлетворения требований, необходимое для этого время, издержки, связанные с удовлетворением требований) и прогнозируемые изменения в законодательных требованиях;
- факторы обеспечения успеха на рынке (наилучшее удовлетворение
потребностей, эффективность поставок продукции или предоставления услуг, подбор кадров, географическое месторасположение).
В третьей части раздела необходимо привести результат анализа
конкурентных качеств продукции (услуг) предприятия, которые оказывают
значительное влияние на разработку ценовой и сбытовой стратегии маркетинга и используются при формировании плана производства. Анализ конкурентоспособности продукции проводят, как правило, по показателям потребительских качеств и стоимостным показателям в соответствии с общепринятыми в России методикам.
Сопоставление продукции с имеющимися аналогами определяет ее место среди них.
На этом этапе может быть определена в первом приближении цена на продукцию (услуги). В следующей части приводится описание ценовой стратегии предприятия.
Определение исходной цены на продукцию базируется на результатах анализа спроса, цен конкурентов и оценка издержек предприятия на производство и реализацию продукции.
Ценовую стратегию и выбор методики ценообразования определяют, в основном, два фактора:
- тип рынка (рынок свободной конкуренции, олигополистический рынок, монополистический рынок);
- характер целей предприятия, основными из которых являются:
максимизация текущей прибыли, завоевание определенной доли на рынке,
завоевание лидерства по качеству продукции.
На базе результатов анализа состояния и тенденций развития рынка, описанных выше, формируется план сбыта продукции (услуг) предприятия.
В данной части раздела описывается:
- стратегия проникновения на рынок;
- стратегия роста;
- стратегия приобретения ( других предприятий);
- стратегия предоставления марки и прав другим предприятиям;
- каналы распределения продукции;
- условия оплаты продукции: процент продаж в кредит, с авансовым
платежом, по факту с указанием уровней скидок, надбавок к цене и т.д.;
- величина запаса готовой продукции на складе;
- время задержки платежей за реализованную продукцию;
- инфляционные характеристики и др.;
- сводные данные по объему продаж и цене продукции на внутреннем и внешнем рынке.
2.7. Производственный план
Данный раздел бизнес-плана представляется только предпринимателями,
Данные этого раздела бизнес-плана желательно приводить в перспективе на 2-3 года, а для крупных предприятиях – на 4-5 лет.
Производственный план (по объему продукции и смете затрат) формируется на основе плана сбыта продукции и расчета производственных мощностей предприятия, а также прогноза производственных запасов и потерь.
В этом разделе приводятся общие сведения о предприятии, расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые (переменные) и общие (постоянные) затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета текущих затрат на производство.
Примерная структура раздела:
Общие сведения о предприятии
- Описание месторасположения предприятия (во многих случаях определяющий фактор для успеха проекта). Наличие необходимых транспортных связей, инженерных сетей (электроэнергия, вода, тепло, канализация, связь и др.), ресурсов, а также близость к рынку сбыта.
- Используемая технология и уровень квалификации исполнителей.
- Потребность в площадях.
-Кадровое обеспечение.
- Удовлетворение требований по обеспечению экологичности производства для окружающей среды и безопасности работающих.
Объем производства