Бизнес-планирование на примере ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание

ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК) – компания металлургического профиля, располагающая третьим по величине в России комбинатом. Занимается производством сталей оцинкованных, трансформаторных, холодно- и горячекатаных, динамных, с полимерными покрытиями. В ассортимент продукции также входят чугун и слябы. Располагается комбинат в городе Липецке.

Содержание

Краткая характеристика предприятия. стр.2
Анализ уровня организации предприятия как элемент

системы в условиях рынка. стр.3
Разработка стратегии развития в условиях рынка. стр.7
Разработка тактики развития предприятия в условиях рынка. стр.14

Вывод.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 102.74 Кб (Скачать документ)
 

    С помощью таблицы предоставляется  возможным выявить и ранжировать  проблемы, стоящие перед предприятием. К их числу относятся: сложности  к привлечению финансовых ресурсов, высокие налоги, большая энергоемкость  производства. Но при этом фирма  стремиться к выходу продукции на зарубежные рынки, к улучшению качества продукции, увеличивает производство и поэтому уровень комбината высокий. 

  1. Разработка  стратегий развития предприятия в  условиях рынка
 
    
  1. Цель бизнес-плана:
  • завоевание нового рынка;
  • занятие лидирующих позиций на рынках.
  1. Новолипецкий металлургический комбинат занимает третье место в России среди предприятий по производству стали и проката. В число основных видов продукции НЛМК входят передельный чугун, слябы, горячекатаная сталь и другие. НЛМК отличается относительно высоким качеством своей продукции.
  1. Стратегией развития на перспективу является стратегия роста. Функциональными стратегиями являются:
    • более гибкая ценовая политика;
    • расширения списка потенциальных заказчиков.
    1. Какие мероприятия необходимы для осуществления бизнес-плана?
      • увеличение V производства на 15 %, за счет модернизации;
      • изменение численности работающих на 2%;
      • удорожание цены на продукцию на 8%;
      • увеличение прибыли на 15%.
    1. Какие денежные средства потребуются для осуществления мероприятий?

      58,2 тыс.руб.

    1. Какова ожидаемая прибыль от этих мероприятий?

      П2011 – П2009 = 228,9 тыс.руб.

    1. Каков уровень рентабельности инвестиций?

      39%

    1. Срок возврата денежных средств – 2,4г.

    Технико-экономические  показатели. 

№ п/п Наименование  показателя Ед. изм. 2009 2011 Изменения
1 Годовой V производства тонны

тыс.руб.

7627

9152,4

8771,1

11402,4

15%

25%

2 Выручка тыс.руб. 10677,8 13156,7 23%
3 Численность работающих чел. 620 632 2%
4 Производительность  труда тыс.руб.

шт./чел.

14,8

12

18

14

22%

17%

5 Годовой ФОТ тыс.руб. 1101 1276 16%
6 Себестоимость единицы продукции тыс.руб. 1,2 1,3 8%
7 Годовая себестоимость тыс.руб. 9152,4 11402,4 25%
8 Цена за ед. продукции тыс. руб. 1,4 1,52 8%
9 Прибыль за единицу  продукции тыс. руб. 0,2 0,22 10%
10 Годовая прибыль тыс. руб. 1525,4 1754,3 15%
11 Стоимость ОФ тыс. руб. 1940 1947 7%
12 Рентабельность  продукции % 16 17 6%
13 Фондоотдача   5,5 6,8 24%
 

    Вывод: исходя из данных таблицы «Техника экономические показатели» можно сделать следующие выводы бизнес плану:

    • Вырос объем годового производства за счет внедрения нового товара на 15%;
    • Среднесписочная численность сотрудников увеличилась на 2%, т.к. происходит совершенствование системы;
    • Из-за затрат на производство происходит увеличение цены на продукцию 8%;
    • Годовая себестоимость продукции увеличилась на 25% за счет увеличения цен.

    Многообразие  рыночных ситуаций предполагает разнообразие используемых предприятиями стратегий.

    Предприятия, располагая разными возможностями, стремятся выбирать те стратегии, которые  позволяют им успешно работать на тех или иных сегментах. Происходит своеобразное размежевание позиций  предприятий в зависимости от их ресурсов и экономических условий  отрасли.

     Достичь конкурентных преимуществ и укрепить свои позиции предприятие может  за счет:

     - обеспечения более низких издержек  на производство и сбыт товара. Низкие издержки означают способность  предприятия разрабатывать, производить  и продавать товар со сравнимыми  характеристиками, но с меньшими  затратами, чем конкуренты. Продавая  свой товар на рынке со сложившейся  (или даже меньшей) цене, предприятие  получает дополнительную прибыль;

     - обеспечения незаменимости продукта  с помощью дифференциации. Дифференциация  означает способность предприятия  обеспечить покупателя товаром,  обладающим большей ценностью,  т.е. большей потребительной стоимостью. Дифференциация позволяет устанавливать  более высокие цены, что

дает большую  прибыль.

    Исходя  из этого, для укрепления позиций  предприятия М.Портер рекомендует  использовать одну из трех стратегий, для предприятия «Новолипецкого металлургического комбината» наибольшей степени подходит «Лидерство за счет экономии на издержках».

    Предприятия, решившие использовать эту стратегию, все свои действия направляют на всемерное  сокращение затрат.

          Предпосылки:  большая доля рынка,  наличие конкурентных преимуществ (доступ к дешевому сырью, низкие расходы на доставку и продажу  товаров и др.), строгий контроль расходов, возможность экономии расходов на исследования, рекламу, сервис.

    Преимущества

          стратегии: предприятия рентабельны даже в условиях сильной конкурентной борьбы, когда другие конкуренты терпят убытки; низкие затраты создают высокие входные барьеры.

          Риски

          стратегии: При появлении продуктов-заменителей лидер по экономии на издержках имеет большую свободу действий, чем конкуренты; низкие затраты снижают влияние поставщиков. конкуренты могут перенять методы снижения затрат; серьезные технологические новшества могут устранить имеющиеся конкурентные преимущества и сделать малопригодным накопленный опыт; концентрация на затратах затрудняет своевременное обнаружение изменений требований рынка; непредвиденное действие факторов, увеличивающих затраты, могут привести к уменьшению разрыва в ценах в сравнении  с конкурентами.

     Цель  модели жизненного цикла - правильно  определить стратегию бизнеса для  каждого этапа жизнедеятельности  товара на рынке. Существует большое  количество модификаций жизненных  циклов в зависимости от типов  товаров. Тем не менее, нельзя слишком  тесно привязывать стратегию  к модели жизненного цикла. Очень  часто жизнь товара на рынке не укладывается в рамки известной  кривой (Схема 6.8).

      Схема 6.8 Модель жизненного цикла

     Модели "кривой опыта" и "жизненного цикла" являются наиболее простыми методами, поскольку связывают разработку стратегии лишь с одним из факторов деятельности фирмы. Описанные далее  методы имеют более комплексный

характер, идут по пути увязки различных компонентов  внутренней и внешней среды организации.

     Любое предприятие выбирает свою стратегию  из нескольких возможных вариантов. Все многообразие стратегии, существующих в реальной жизни, является различными модификациями нескольких, базовых стратегий, каждая из которых эффективна при определенных условиях внутренней и внешней среды.

     Стратегия роста может осуществляться путем приобретения другой фирмы (внешний рост) или путем значительного расширения ассортимента выпускаемой продукции (внутренний рост). Стратегия сокращения имеет альтернативы: ликвидация - самый радикальный вариант, когда фирма перестает существовать; отсечение лишнего, при котором фирма ликвидирует или перепрофилирует свои неэффективные подразделения.

Схема 6.7 Стратегия роста предприятия

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Схема 6.8  Варианты стратегических сценариев, предлагаемых М. Портером

Конкурентные

преимущества

Стратегия на рынке
широком узком
Низкая  себестоимость продукции Лидер по себестоимость  продукции Фокусирование на проблемах снижения себестоимости
Продуктовая

дифференциация

Широкая

дифференциация

Фокусирование на дифференциации продукции
 

     Базовые стратегии служат вариантами общей  стратегии, они проверяются на соответствие целям фирмы, сопоставляются с соответствующими стадиями жизненного цикла товара, спроса или технологии. Одновременно формулируются стратегические задачи, которые придется решать в процессе достижения целей, устанавливаются  сроки решения задач (по этапам), определяются потребные ресурсы.

Выбор стратегий

     Задача  этого этапа состоит в том, чтобы из возможных стратегий  произвести отбор приемлемых стратегий. Главным вопросом при этом является: какая стратегия лучше и почему? Как правило, у организации имеется  несколько вариантов решения  какой-либо стратегической задачи. Например, задача (цель) «увеличить доход предприятия  может быть достигнута разными путями:

     - снизить издержки производства;

     - увеличить объемы продаж;

     - выйти на рынок с новым продуктом;

     - объединиться с другими предприятиями,  чтобы уменьшить конкуренцию  и др.

     Каждый  из путей открывает разные возможности, требует разных затрат и связан с  разным риском. Так, увеличение объемов  продаж потребует расширения производственных мощностей, увеличения закупок сырья  и производства товара и т.д. Эти  действия легко копируются конкурентами. Если же будет выбран другой путь решения  задачи через снижение издержек производства, это потребует новой технологии, обучения, персонала, использования  новых методов управления и т.п., что потребует от предприятия  больших усилий, но будет сложнее  эту стратегию скопировать конкурентами.

     Выбор стратегии ограничивают внешние  и внутренние условия и зависит  от ресурсов предприятия и риска, на который готовы идти руководители предприятия. Если, например, предприятие  имеет значительные ресурсы, но не желает рисковать, эффективной может быть стратегия развития продукта.

     Если  же ресурсов недостаточно, может быть выбрана стратегия развития рынка.

     Поэтому при выборе стратегии целесообразно  составить таблицу, в которой  содержалась бы оценка факторов, которые  влияют на выбор стратегии.

Ниже приводится фрагмент подобной таблицы, см. табл. 6.3.

Таблица 6.3 Состав факторов, учитываемых при выборе стратегий

Фактор Влияние фактора
1. Риск Степень риска  не должна превышать 25%
2. Величина  финансовых средств Располагаемые финансовые средства не более 25 млн. руб.
3. Отношение  персонала предприятия к возможным  изменениям Со стороны  персонала не ожидается сопротивления, т.к. сложившаяся ситуация приводит к ухудшению экономического положения  предприятия
4. Предполагаемые  результаты деятельности после  осуществления стратегии Увеличение  прибыли на 10% в год.

Укрепление  конкурентных позиций на рынке товаров

и т.д.  
 

     Анализ  факторов позволит сократить количество возможных стратегий до минимума и оценить возможности обеспечения  предприятием выбранных стратегий  необходимым объемом трудовых, финансовых, интеллектуальных и др. ресурсов. Выбор  стратегии может осуществляться также на основе установления критериев, выполнение которых является обязательным, см. табл. 6.4.

Таблица 6.4 Выбор стратегии на основе обязательных критериев

Критерии Стратегические  альтернативы
I II III
1. Период  окупаемости затрат 

менее 5 лет

Да Да Нет
2. Сохранение  внешнеэкономической направленности  деятельности Да Да Да

Информация о работе Бизнес-планирование на примере ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»