Бизнес-планирование на примере ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание

ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК) – компания металлургического профиля, располагающая третьим по величине в России комбинатом. Занимается производством сталей оцинкованных, трансформаторных, холодно- и горячекатаных, динамных, с полимерными покрытиями. В ассортимент продукции также входят чугун и слябы. Располагается комбинат в городе Липецке.

Содержание

Краткая характеристика предприятия. стр.2
Анализ уровня организации предприятия как элемент

системы в условиях рынка. стр.3
Разработка стратегии развития в условиях рынка. стр.7
Разработка тактики развития предприятия в условиях рынка. стр.14

Вывод.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 102.74 Кб (Скачать документ)
 

    Как видно из табл. 6.4, стратегия III не соответствует  критерию окупаемости затрат и поэтому  в дальнейшем не будет приниматься  во внимание. В том случае, если обязательным критериям соответствуют все  альтернативные стратегии, вводятся другие более конкретные критерии, выполнение которых желательно. Этим критериям  придаются веса, чтобы их ранжировать  и вводятся оценки для определения  наиболее приемлемых стратегий.

Оценка  выбранной стратегии

     Оценка  является завершающим этапом разработки стратегий. Она основывается на достаточно полной информации, содержащейся в  стратегическом плане и состоит  в определении последствий от выбранной стратегии. Основные положения  по оценке стратегий были высказаны  в подразделе 2.3.3.

     Главным критерием оценки является достижение целей предприятия. Наряду с этой оценкой, поскольку стратегии реализуются  в условиях риска, необходимо определять его уровень. Для этого можно  воспользоваться формулой Z-фактора  Альтмана:

     Z-фактор = 0,012Х1 + 0,0144Х2 + 0,033Х3 = 0,006Х4 + 0,999Х5

     где Х1 – стоимость оборотных фондов, деленная на итого активы (оборотные + основные фонды – амортизация);

     Х2 – нераспределенная прибыль, деленная на итого активы;

     Х3 – прибыль до уплаты налогов и процентов, деленная на итого активы;

     Х4 – рыночная стоимость уставного капитала (число акций, умноженное на текущую котировку), деленная на бухгалтерскую стоимость всех пассивов;

     Х5 – объем продаж, деленный на итого активы.

     Если  Z-фактор ≥ 2,99 – риск провала минимален;

     Если  Z-фактор ≤ 1,81 – риск провала высок.  

  1. Разработка  тактики развития предприятия в  условиях рынка
 

     Защитная  тактика предприятия ограничивается, как правило, применением соответствующих  оперативных мероприятий, среди  которых следует отметить: устранение убытков, сокращение расходов, выявление  внутренних резервов, кадровые перестановки, укрепление дисциплины, попытка улаживания дел с кредиторами (отсрочка долгов) и поставщиками и т.п.

     Наиболее  эффективным является проведение наступательной тактики и осуществление соответственно не столько оперативных, сколько  стратегических мероприятий. В этом случае наряду с ресурсосберегающими  мероприятиями, проводится активный маркетинг, изучаются и завоевываются новые  рынки сбыта, устанавливаются более  высокие цены, увеличиваются расходы  на совершенствование производства за счет его модернизации, обновления основных фондов, внедрения перспективных  технологий.

     Все это находит отражение в разрабатываемой  концепции финансового, производственного  и кадрового оздоровления, в соответствии с которой разрабатываются финансовая, маркетинговая, техническая и инвестиционная программы, позволяющие найти оптимальный  путь к финансовому благополучию предприятия.

     ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ  ПРОГРАММА

     Производственная  программа предприятия рассчитывается на основании имеющихся производственных мощностей предприятия в разрезе  выпускаемой номенклатуры изделий  и услуг, для которых определены режим наибольшего благоприятствования  на рынке данного вида продукции  и услуг, а также объемы продукции, которые способен «поглотить» соответствующий  сегмент рынка.

     Производственная  программа, рассчитанная исходя из имеющейся  мощности предприятия, сравнивается с  объемом потребности рынка соответствующего вида продукции. В результате определяется необходимый и достаточный прирост  объемом продукции, который имеете с ранее выпускаемой будет  реализован на рынке.

     Потребности рынка и том или ином объеме продукции определяют необходимый  производственный потенциал предприятия.

     Увеличение  производственных мощностей предприятия  может осуществляться как за счет использования внутренних резервов, так и за счет введения дополнительных основных фондов, а именно:

     - за счет прироста производственных  мощностей в результате мероприятий  по техническому перевооружению;

     - за счет ввода в действие  производственных мощностей в  результате реконструкции;

     - за счет ввода в действие  производственных мощностей путем  расширения, действующего и строительства  нового предприятия.

     Из  множества рассматриваемых выбирается один или несколько вариантов, которые  являются наиболее эффективными для  данного предприятия с точки  зрения обеспечения потребностей рынка  и составляют основу плана технического развития и организации производства.

     Существует  несколько типов производства с  точки зрения достижения проектной  мощности, а именно:

     а) предприятия по выпуску одного изделия, имеющие непрерывный технологический  процесс, например производство цемента;

     б) предприятия но выпуску нескольких изделий, характеризующиеся непрерывным  технологическим процессом, например нефтеочистительные предприятия;

     в) предприятия, выпускающие партии изделий  по заказам, например, машиностроительные предприятия;

     г) массовое сборочное производство, например производство автомобильных двигателей.

     Для первого вида предприятий рост объема продаж не представляет собой особой проблемы при условии, что производственная мощность не превышает рыночного  спроса и отсутствуют какие-либо производственные проблемы. Для второго  вида предприятий могут возникнуть проблемы как производственного, так  и коммерческого характера. Для  предприятий третьей группы особо  важное значение имеет получение  необходимых заказов, хотя не исключена  возможность и производственных трудностей. Для предприятий последней  группы главной является проблема сбыта.

     Учет  всех этих обстоятельств позволяет  составить производственную программу  предприятия с разбивкой объемов  выпуска продукции по годам. При  этом можно воспользоваться табл.7.1 и схемой 7.2, отражающей экономическую  структуру годового плана коммерческой организации.

     ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОЩНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

     Под термином «производственная мощность»  понимается объем продукции в  стоимостном выражении или количество единиц, которые могут быть изготовлены  за определенный период. Мощность предприятия, взятая за небольшой отрезок времени, может считаться постоянной величиной, но при этом следует иметь и  виду необходимость внесения коррективов  по мере изменения производства и  номенклатуры изделий. Различают номинальную  и максимальную мощность. 
 

     Таблица 7.1 Производственная программа предприятия

Объем выпуска продукции,

в натур. ед.

Год (месяц)
0 1 2 n
продукция 1          
продукция 2          

     

Схема 7.2 Годовой план фирмы

      Номинальная (нормальная) мощность достигается  в нормальных рабочих условиях с  учетом не только установленного оборудования и соблюдения таких характеристик  предприятия, как перерывы в работе, простои, праздничные дни, время, отведенное на техническое обслуживание, замену инструмента, требуемая структура  рабочих смен и невозможность  использования основного оборудования по частям в каких-либо других сочетаниях, но также и применяемой системы  управления. Под номинальной мощностью  понимается количество единиц, произведенных  за год при определенных условиях. Данная мощность должна соответствовать  величине спроса, заданной в исследовании рыночной конъюнктуры.

      Максимальная  мощность - технически достижимая мощность, которая соответствует мощности установленного оборудования и гарантируется  его поставщиком.

     Определение необходимой мощности предприятия, осуществляемое в ходе технико-экономического исследования, имеет чрезвычайно  важное значение. Хотя прогнозы спроса и степени проникновения на рынок  для какого-либо конкретного изделия  являются лишь исходной информацией  для исследования, а ограниченное количество ресурсов может быть препятствием для некоторых проектов, тем не менее в большинстве случаев  этих параметров вполне достаточно для  проведения оценки различных альтернативных вариантов размеров предприятия  и его мощности. Эти варианты должны соотноситься с несколькими уровнями производства, которые могут соответствовать  различным величинам инвестиционных затрат, с одной стороны, и различным  уровням продаж и прибыльности —  с другой. Необходимая мощность предприятия  по существу представляет собой оптимальный  уровень производства.

      Несмотря  на тот факт, что различные аспекты технологии и оборудования необходимо учитывать уже после определения номинальной мощности предприятия, все же еще до ее определения следует принимать во внимание два фактора: минимально рентабельный размер предприятия и наличие производственной технологии и оборудования, соответствующих различным уровням производства.

     Показатель  минимально рентабельного размера  предприятия применим для большей  части промышленных предприятий  и проектов и по сути означает минимальную  величину производства.

      Большие производственные мощности требуют  инвестиционных затрат, которые пропорционально  значительно ниже, поскольку увеличение выпуска продукции ведет в данном случае к снижению производственных издержек на единицу продукции. При определении минимально рентабельной величины проекта необходимо использовать мировой опыт, поскольку между производственными издержками исследуемого проекта и такими же издержками при выпуске аналогичной продукции на других предприятиях существует определенная взаимосвязь. Если она не прослеживается из-за ограниченных ресурсов или величины предполагаемого спроса, то прямым результатом этого будут повышение производственных издержек и цепы продукции, неспособность конкурировать на внешних рынках и необходимость определенного покровительства со стороны государства.

      Другой  важный фактор заключается в том, что имеющиеся технологии и оборудование часто рассчитываются для работы в производственных единицах определенной мощности. Хотя и технология и оборудование могут быть приспособлены для  работы па предприятиях меньшей мощности, затраты на такую адаптацию могут  быть непропорционально высоки. По этой причине проекты, осуществляемые в некоторых производственных отраслях, также должны соответствовать определенным минимально рентабельным размерам.

  В целях определения альтернативных вариантов мощности предприятия необходимо тщательно оценивать зависимость между прогнозируемым объемом продаж и номинальной мощностью предприятия.

      Для некоторой продукции, выпускаемой  предприятием впервые или новой  для данного рынка, мощность первоначально  установленного оборудования должна быть несколько выше спроса и объема продаж на первом этапе с тем, чтобы в  течение нескольких лет можно  было удовлетворять растущий спрос. Однако такое планируемое недоиспользование  производственной мощности не должно быть ниже уровня, при котором поступления  от продаж меньше производственных издержек.

      По  мере возрастания спроса и объема продаж мощность предприятия может  оказаться недостаточной и возрастающий разрыв между спросом и производством  может в конечном итоге послужить  причиной расширения производства. В  зависимости от того, насколько быстро можно его осуществить, может  оказаться целесообразным установить достижимую нормальную мощность предприятия  выше предполагаемого проникновения  на рынок только на определенный период и увязать рост продаж в будущем  с последующим расширением мощности предприятия.

      Взаимозависимость между прогнозными объемами продаж и мощностью предприятия зависит  от таких факторов, как надежность прогнозирования рыночной конъюнктуры  и эластичность спроса по ценам и  соотношения издержки - мощность. Поэтому необходимо рассчитать воздействие соответствующих факторов при различных уровнях производства.

      В соответствии с выбранной номинальной  мощностью может возникнуть необходимость  в более подробном подсчете потребностей в различных ресурсах производства и их общей стоимости. Необходимо также определить потребности проекта  в рабочей силе, хотя с большей  точностью они могут быть подсчитаны после выбора вида технологии и оборудования. Однако, поскольку производственная технология зависит от наличия квалифицированного персонала, то для большинства проектов выявление потребностей в рабочей  силе может оказаться целесообразным уже после определения достижимой нормальной мощности предприятия.

Информация о работе Бизнес-планирование на примере ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»