Человеческий фактор в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:56, курсовая работа

Описание

Люди сегодня перестали рассматриваться как рядовой фактор производства наряду с оборудованием и сырьем, затраты на который нужно минимизировать. Человек воспринимается как главный ресурс организации, от которого в решающей мере зависит ее благополучие. Такая ситуация отражает изменение роли человека в современном менеджменте, обусловленное следующим:
- обострением глобальной конкуренцией, существенно поднявшей «планку требований» по отношению к работникам и качеству их труда;
- опытом передовых компаний и Японии, добившейся значительных экономических успехов за счет персонала;
- изменением в составе работников, повышением уровня их об

Содержание

Введение 3
1. Основные аспекты изучаемого человеческого фактора в менеджменте 5
1.1 Сущность и содержание труда руководителя 5
1.2 Организационное поведение человека в социально-экономических процессах 9
1.3 Лидерство и властные отношения в системе менеджмента 14
2. Комплексный подход к измерению эффективности управленческого труда (на примере ОАО «Лисма») 24
2.1 Анализ критериев и показателей эффективности и качества деятельности менеджеров на ОАО «Лисма» 24
2.2 Оценка качеств и профессиональный отбор менеджеров 31
3. Пути повышения эффективности и результативности качества деятельности
менеджеров ОАО «Лисма» в условиях рыночной экономики 34
Заключение 40
Список использованных источников 42

Работа состоит из  1 файл

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В МЕНЕДЖМЕНТЕ .doc

— 295.50 Кб (Скачать документ)

   Этот  труд выпадает на долю специалистов и  технических исполнителей. Часть  его, строго говоря, не относится к  умственному, поэтому здесь иногда используют термин «нефизический труд».

   В целом управленческий труд является сложным, что обусловлено несколькими обстоятельствами.

   Во-первых, масштабами, количеством и многогранностью  решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов.

   Во-вторых, необходимостью принимать новые, нетрадиционные решения, порой в условиях неопределенности или риска, что требует глубоких профессиональных знаний, опыта, широкой эрудиции.

   Наконец, в-третьих, необходимостью оперативно принимать решения, самостоятельно действовать, брать на себя риск и нести ответственность за последствия.

   Управленческий труд состоит из отдельных работ, объектом которых являются носители информации (чаще всего документы).

   Управленческие  работы классифицируются по следующим  основаниям:

   а) по целевому назначению (предвидение, активизация, контроль);

   б) по временному горизонту (перспективные, тактические, оперативные);

   в) по этапам (целеполагание, анализ ситуации, определение проблемы,

   поиск решения);

   г) по направленности (на решение внутренних или внешних проблем);

   д) по сферам (экономическая, социальная, технологическая);

   е) по объектам (производство, персонал и  проч.);

   ж) по формам и методам осуществления;

   з) по организационной роли (дифференцирующие и интегрирующие);

   и) по       характеру       преобразования       информации       (стереотипные, выполняемые по алгоритму, творческие);

   к)   по содержанию:

   -коммуникационные (ведение переговоров, прием посетителей,  обход организации, выезд в командировки);

   -распорядительные  и координационные (доведение  до исполнителей принятых решений,  постановка задач, инструктирование);

   -контрольно-оценочные  (проверка своевременности и качества  выполнения заданий)

   -аналитико-конструктивные (изучение информации и подготовка  решений);

   -информационно-технические  (сбор, первичная обработка, хранение, выдача сведений) и т. д.

   Каждая  работа представляет собой самостоятельный комплекс управленческих операций (часть процесса, в рамках которой информация подвергается однократному изменению или перемещению). Таких операций может быть до 1000, а каждая из них содержать до 20—30 элементов.

   Управленческие операции подразделяются на творческие, логические и технические. Творческие являются наиболее сложными. Они предполагают такие действия, как абстрагирование, анализ, сравнение, синтез, прогнозирование, принятие решений [19, с.83].

   Логические  операции выполняются по заданному алгоритму (например, составление бухгалтерского баланса) и в отличие от первых регламентируются специальными документами. Они проще, но также требуют для выполнения специальной подготовки [19, с.97].

   Технические    операции    (например,    первичная    обработка,    хранение,

   получение информации), как и некоторые логические, могут быть полностью или частично механизированы[19, с. 103].

   У руководителей удельный вес творческих операций - 60 процентов, у специалистов - 40 процентов. У технических исполнителей доля логических операций -20 процентов, остальные - технические [37, с.44].

   Документально зафиксированная последовательность выполнения элементов управленческого  процесса, определяющая состав, очередность, содержание составляющих его операций, получила название управленческой процедуры.

   Процедура должна отражать цель работы, производственные и информационные потоки, используемые и разрабатываемые документы, порядок их прохождения, содержание; быть минимально сложной и трудоемкой.

   Управленческие  процедуры способствуют:

   -  рациональной последовательности  выполнения управленческих работ;

   -  равномерной загрузке, согласованности  и единству действий персонала;

   -  принятию решений там, где это  наиболее целесообразно;

   -  экономии времени;

   Чаще  всего процедуры выполняются  по правилам, которые определяют то, что и как должно быть сделано  в конкретной ситуации. Это защищает каждого участника управленческого процесса от давления извне, освобождает отличной зависимости.

   Но  одновременно с уменьшением произвола ограничивается свобода действий, и растут бюрократические тенденции. 

    1. Организационное поведение человека в социально-экономических  процессах
 

   Под поведением понимается совокупность действий и поступков людей, происходящих под влиянием внутренних и внешних причин [26, с.23].

   К ним относятся интересы, мотивы, привычки (укоренившиеся в сознании

   индивида  способы действия в определенных обстоятельствах), ситуация, настрой (отношение к ней в данный момент), собственное представление об окружающей действительности и своем месте в ней, задачи (чем яснее сотрудник перед началом работы себе их представляет, тем определеннее будет его поведение)и проч.

   Рассмотрим  основные типы организационного поведения  людей. По сфере осуществления поведение  может быть трудовым (официальным и неофициальным) и межличностным [32, с.49].

   По  субъектам оно может рассматриваться  как индивидуальное или коллективное. По предопределенности поведение бывает намеренным, заранее спланированным, и ненамеренным, спонтанным, выражающим стихийную реакцию на те или иные события

   По  функциям поведение может быть управленческим и исполнительским. С точки зрения предопределенности можно говорить о детерминированном, предполагающем подчинение командам или обстоятельствам, и недетерминированном поведении, зависящем от внутренних импульсов

   Исходя  из мотивации, можно говорить о ценностном, ориентированном на определенные моральные нормы, и ситуативном, зависящем от складывающихся обстоятельств, поведении. В последнем случае его можно сравнить с поведением флюгера

   По  степени учета интересов окружающих и результатам для организации  поведение можно рассматривать как позитивное и негативное Люди не всегда противятся последнему из-за боязни ухудшить ситуацию, отпугнуть от себя других, но это только ухудшает положение дел.

   По  характеру поведение бывает пассивным  или активным. Последнее, в свою очередь, можно рассматривать как агрессивное  и ассертивное.

   Пассивное поведение субъекта характеризуется  робостью, неуверенностью, нежеланием брать на себя инициативу и ответственность, уступчивостью внешним требованиям, забвением своей выгоды, а поэтому редко помогает достигать целей. Поскольку за человека выбор делают другие, он ощущает себя жертвой. Тем не менее, многие выбирают этот стиль поведения, поскольку он малорискованн, и это позволяет избежать попадания в сложные ситуации.

   Агрессивное поведение связано, наоборот, с навязыванием своего мнения другим, требованием уступок в свою пользу, принятием за них решений и проч. Его враждебность, непредсказуемость вызывают у людей неуверенность в себе, страх, потребность защищаться. Такое поведение до определенных пределов помогает достичь целей, но отбивает у других желание сотрудничать, поэтому рискованно. Ассертивное поведение исходит из собственных потребностей субъекта, но учитывает интересы и права окружающих, которых информируют о его желаниях и представлениях, приглашают к конструктивному диалогу и сотрудничеству. Его обладатели восприимчивы к убедительным аргументам, что позволяет избегать конфликтов, экономить силы и время, эффективно взаимодействовать, добиваться реализации собственных целей, сохраняя хорошие отношения, и проч.

   Обусловленность конкретного поведения бывает внешней, внутренней и смешанной.

   Модели  поведения человека, связанные с  реакцией на внешние воздействия, называются его биотипами. Выделяют три биотипа [17, с. 125]:

   А — адреналовый. Характеризуется  высокой требовательностью человека к себе и окружающим, ответственностью, ревностным отношением к работе, трудоголизмом и трудолюбием;

   НА — норадреналовый. Его обладатели замкнуты, скрытны, немногословны, властны, остро переживают неудачи;

   А+НА — смешанный. Предполагает изменчивость настроения, повышенную эмоциональность, яркое воображение, чувственность  владельцев, сопереживание окружающим.

   Внутреннее  состояние человека также влияет на особенности его поведения, что  наглядно представлено в табл. 1.1.

   Таблица 1.1 – Влияние внутреннего состояния  человека на его поведение

  Внутреннее  состояние
 
 
Напряженность Расслабленность
Реакция Пассивная Накопление  внутри себя эмоций без их внешнего проявления, волнение по поводу того, что  еще не произошло, склонность к «взрыву» Спокойное беззаботное  поведение
Активная Вечная гонка  в жизни на выживание и постоянное подстегивание себя Разумное  мотивированное поведение с низким уровнем тревожности.
 
 
 

   С точки зрения направленности поведение  может быть конструктивным и деструктивным (противоправным, индивидуалистическим, некомпетентным и т.д.), причем эти две стороны неразделимы. Первый тип поведения предполагает, что человек организовывает с его помощью себя и свое окружение; второй же порождает дезорганизацию и хаос. Возникает лишь вопрос, какой из них в данный момент преобладает и насколько соответствующие действия человека целенаправленны.

   Исходя  из задачи приближения к запланированному результату поведение рассматривается как рациональное или иррациональное (но на деле оно нерационально даже в первом приближении, например вследствие эмоций, особенностей темперамента и т.д.).

   Согласно  теории организационной рациональности Г. Саймона [52, с. 15] поведение человека не может быть объявлено рациональным, поскольку индивид не может обладать исчерпывающей информацией о последствиях своих действий, а может оценить лишь немногие из альтернатив.

   В зависимости от осознания человеком факторов, обусловливающих его поступки, и степени контроля над ними говорят о следующих типах поведения [17,с.125]:

   - реактивном, предполагающем автоматические  неосознанные действия в ответ на изменение внешней ситуации. Оно имеет место при решении простых повторяющихся задач;

   инстинктивном,     когда   ситуация     осознается,     но     действия     не контролируются волей (паническое бегство при опасности);

   -  эмоциональном, характеризующимся  тем, что ситуация осознается  и в принципе доступна волевому контролю, но таковой не следует из-за отсутствия желания субъекта;

Информация о работе Человеческий фактор в менеджменте