Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:56, курсовая работа
Люди сегодня перестали рассматриваться как рядовой фактор производства наряду с оборудованием и сырьем, затраты на который нужно минимизировать. Человек воспринимается как главный ресурс организации, от которого в решающей мере зависит ее благополучие. Такая ситуация отражает изменение роли человека в современном менеджменте, обусловленное следующим:
- обострением глобальной конкуренцией, существенно поднявшей «планку требований» по отношению к работникам и качеству их труда;
- опытом передовых компаний и Японии, добившейся значительных экономических успехов за счет персонала;
- изменением в составе работников, повышением уровня их об
Введение 3
1. Основные аспекты изучаемого человеческого фактора в менеджменте 5
1.1 Сущность и содержание труда руководителя 5
1.2 Организационное поведение человека в социально-экономических процессах 9
1.3 Лидерство и властные отношения в системе менеджмента 14
2. Комплексный подход к измерению эффективности управленческого труда (на примере ОАО «Лисма») 24
2.1 Анализ критериев и показателей эффективности и качества деятельности менеджеров на ОАО «Лисма» 24
2.2 Оценка качеств и профессиональный отбор менеджеров 31
3. Пути повышения эффективности и результативности качества деятельности
менеджеров ОАО «Лисма» в условиях рыночной экономики 34
Заключение 40
Список использованных источников 42
Этот труд выпадает на долю специалистов и технических исполнителей. Часть его, строго говоря, не относится к умственному, поэтому здесь иногда используют термин «нефизический труд».
В целом управленческий труд является сложным, что обусловлено несколькими обстоятельствами.
Во-первых,
масштабами, количеством и многогранностью
решаемых проблем, связей между ними,
разнообразием применяемых
Во-вторых, необходимостью принимать новые, нетрадиционные решения, порой в условиях неопределенности или риска, что требует глубоких профессиональных знаний, опыта, широкой эрудиции.
Наконец, в-третьих, необходимостью оперативно принимать решения, самостоятельно действовать, брать на себя риск и нести ответственность за последствия.
Управленческий труд состоит из отдельных работ, объектом которых являются носители информации (чаще всего документы).
Управленческие работы классифицируются по следующим основаниям:
а) по целевому назначению (предвидение, активизация, контроль);
б) по временному горизонту (перспективные, тактические, оперативные);
в) по этапам (целеполагание, анализ ситуации, определение проблемы,
поиск решения);
г) по направленности (на решение внутренних или внешних проблем);
д) по сферам (экономическая, социальная, технологическая);
е) по объектам (производство, персонал и проч.);
ж) по формам и методам осуществления;
з) по организационной роли (дифференцирующие и интегрирующие);
и) по характеру преобразования информации (стереотипные, выполняемые по алгоритму, творческие);
к) по содержанию:
-коммуникационные
(ведение переговоров, прием
-распорядительные
и координационные (доведение
до исполнителей принятых
-контрольно-оценочные
(проверка своевременности и
-аналитико-конструктивные
(изучение информации и
-информационно-технические (сбор, первичная обработка, хранение, выдача сведений) и т. д.
Каждая работа представляет собой самостоятельный комплекс управленческих операций (часть процесса, в рамках которой информация подвергается однократному изменению или перемещению). Таких операций может быть до 1000, а каждая из них содержать до 20—30 элементов.
Управленческие операции подразделяются на творческие, логические и технические. Творческие являются наиболее сложными. Они предполагают такие действия, как абстрагирование, анализ, сравнение, синтез, прогнозирование, принятие решений [19, с.83].
Логические операции выполняются по заданному алгоритму (например, составление бухгалтерского баланса) и в отличие от первых регламентируются специальными документами. Они проще, но также требуют для выполнения специальной подготовки [19, с.97].
Технические операции (например, первичная обработка, хранение,
получение информации), как и некоторые логические, могут быть полностью или частично механизированы[19, с. 103].
У руководителей удельный вес творческих операций - 60 процентов, у специалистов - 40 процентов. У технических исполнителей доля логических операций -20 процентов, остальные - технические [37, с.44].
Документально
зафиксированная
Процедура должна отражать цель работы, производственные и информационные потоки, используемые и разрабатываемые документы, порядок их прохождения, содержание; быть минимально сложной и трудоемкой.
Управленческие процедуры способствуют:
-
рациональной
- равномерной загрузке, согласованности и единству действий персонала;
- принятию решений там, где это наиболее целесообразно;
- экономии времени;
Чаще всего процедуры выполняются по правилам, которые определяют то, что и как должно быть сделано в конкретной ситуации. Это защищает каждого участника управленческого процесса от давления извне, освобождает отличной зависимости.
Но
одновременно с уменьшением произвола
ограничивается свобода действий, и растут
бюрократические тенденции.
Под поведением понимается совокупность действий и поступков людей, происходящих под влиянием внутренних и внешних причин [26, с.23].
К ним относятся интересы, мотивы, привычки (укоренившиеся в сознании
индивида способы действия в определенных обстоятельствах), ситуация, настрой (отношение к ней в данный момент), собственное представление об окружающей действительности и своем месте в ней, задачи (чем яснее сотрудник перед началом работы себе их представляет, тем определеннее будет его поведение)и проч.
Рассмотрим основные типы организационного поведения людей. По сфере осуществления поведение может быть трудовым (официальным и неофициальным) и межличностным [32, с.49].
По
субъектам оно может
По функциям поведение может быть управленческим и исполнительским. С точки зрения предопределенности можно говорить о детерминированном, предполагающем подчинение командам или обстоятельствам, и недетерминированном поведении, зависящем от внутренних импульсов
Исходя из мотивации, можно говорить о ценностном, ориентированном на определенные моральные нормы, и ситуативном, зависящем от складывающихся обстоятельств, поведении. В последнем случае его можно сравнить с поведением флюгера
По
степени учета интересов
По
характеру поведение бывает пассивным
или активным. Последнее, в свою очередь,
можно рассматривать как
Пассивное поведение субъекта характеризуется робостью, неуверенностью, нежеланием брать на себя инициативу и ответственность, уступчивостью внешним требованиям, забвением своей выгоды, а поэтому редко помогает достигать целей. Поскольку за человека выбор делают другие, он ощущает себя жертвой. Тем не менее, многие выбирают этот стиль поведения, поскольку он малорискованн, и это позволяет избежать попадания в сложные ситуации.
Агрессивное поведение связано, наоборот, с навязыванием своего мнения другим, требованием уступок в свою пользу, принятием за них решений и проч. Его враждебность, непредсказуемость вызывают у людей неуверенность в себе, страх, потребность защищаться. Такое поведение до определенных пределов помогает достичь целей, но отбивает у других желание сотрудничать, поэтому рискованно. Ассертивное поведение исходит из собственных потребностей субъекта, но учитывает интересы и права окружающих, которых информируют о его желаниях и представлениях, приглашают к конструктивному диалогу и сотрудничеству. Его обладатели восприимчивы к убедительным аргументам, что позволяет избегать конфликтов, экономить силы и время, эффективно взаимодействовать, добиваться реализации собственных целей, сохраняя хорошие отношения, и проч.
Обусловленность конкретного поведения бывает внешней, внутренней и смешанной.
Модели поведения человека, связанные с реакцией на внешние воздействия, называются его биотипами. Выделяют три биотипа [17, с. 125]:
А
— адреналовый. Характеризуется
высокой требовательностью
НА — норадреналовый. Его обладатели замкнуты, скрытны, немногословны, властны, остро переживают неудачи;
А+НА — смешанный. Предполагает изменчивость настроения, повышенную эмоциональность, яркое воображение, чувственность владельцев, сопереживание окружающим.
Внутреннее состояние человека также влияет на особенности его поведения, что наглядно представлено в табл. 1.1.
Таблица
1.1 – Влияние внутреннего
Внутреннее состояние | |||
|
Напряженность | Расслабленность | |
Реакция | Пассивная | Накопление внутри себя эмоций без их внешнего проявления, волнение по поводу того, что еще не произошло, склонность к «взрыву» | Спокойное беззаботное поведение |
Активная | Вечная гонка в жизни на выживание и постоянное подстегивание себя | Разумное мотивированное поведение с низким уровнем тревожности. | |
С точки зрения направленности поведение может быть конструктивным и деструктивным (противоправным, индивидуалистическим, некомпетентным и т.д.), причем эти две стороны неразделимы. Первый тип поведения предполагает, что человек организовывает с его помощью себя и свое окружение; второй же порождает дезорганизацию и хаос. Возникает лишь вопрос, какой из них в данный момент преобладает и насколько соответствующие действия человека целенаправленны.
Исходя из задачи приближения к запланированному результату поведение рассматривается как рациональное или иррациональное (но на деле оно нерационально даже в первом приближении, например вследствие эмоций, особенностей темперамента и т.д.).
Согласно теории организационной рациональности Г. Саймона [52, с. 15] поведение человека не может быть объявлено рациональным, поскольку индивид не может обладать исчерпывающей информацией о последствиях своих действий, а может оценить лишь немногие из альтернатив.
В зависимости от осознания человеком факторов, обусловливающих его поступки, и степени контроля над ними говорят о следующих типах поведения [17,с.125]:
- реактивном, предполагающем автоматические неосознанные действия в ответ на изменение внешней ситуации. Оно имеет место при решении простых повторяющихся задач;
инстинктивном, когда ситуация осознается, но действия не контролируются волей (паническое бегство при опасности);
-
эмоциональном,