Деловая игра как интерактивный метод обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа

Описание

Переход от централизации отраслей народного хозяйства к рыночным отношениям непосредственным образом касается и среднего специального образования. Рыночные отношения в экономике резко повышают требования к профессиональной подготовке и использованию специалистов средней квалификации. Они по новому высвечивают работу специалиста на производстве, его место и роль в экономике, заставляют качественно улучшить профессиональную подготовку выпускников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Теоретические основы деловой игры как интерактивного метода обучения 8
1.1. Деловая игра: история возникновения, понятие и классификация …….8
1.2. Структура и методика проведения деловой игры 18
1.3 Интерактивность деловой игры в обучении……………………………….28
1.4.Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением… 33
Выводы по первой главе 39
Глава 2.Эмпирическое исследование деловой игры как интерактивного метода обучения в Казанском филиале ФГОУ СПО «Лаишевского технико – экономического техникума»…………………………………………..............42
2.1. Организация и методика исследования 42
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 45
2.3. Предложения по применению деловой игры как интерактивного метода обучения…………………………………………………………………..……..53
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Работа состоит из  1 файл

айрат дп 1.docx

— 839.44 Кб (Скачать документ)

где n - объем выборки (количество  студентов в группе);

      rху - коэффициент корреляции двух показателей X и У .

       Экспериментальное  исследование в соответствии  с его задачами было организовано  в четыре этапа.

1 этап: контрольное тестирование  остаточных знаний учащихся 5-го  курса заочного отделения по  дисциплине «Технология строительного  производства» на момент эксперимента.

2 этап: определение контрольной  и экспериментальной группы, проведение  деловых игр в экспериментальной  группе (52) и лекционной формы  проведения занятий по темам  «Генплан» и Теплозащита зданий»  в контрольной группе (51).

3 этап: «метод продольного  среза», т.е. нами был проведен  контрольный срез знаний по  проведённым играм и лекциям  в контрольной и экспериментальной  группе.

4 этап: анкетирование студентов  экспериментальной группы для   выявления компонентов интерактивности  деловой игры и ее преимущества  перед лекционной формой проведения  занятий.


Лист

45

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


 

 

2.2. Анализ и интерпретация  полученных результатов

На первом этапе эмпирического  исследования для сравнения нами были взяты две группы студентов  заочного отделения, обучающиеся по специальности «Промышленное и  гражданское строительство» Казанского филиала ФГОУ СПО «Лаишевский технико – экономический техникум». В целом выборка состояла  из 29 человек.  Эксперимент начался с контрольного «среза» остаточных знаний по дисциплине «Технология организации строительства».  Студентам был представлен контрольный тест по изученным ранее темам во время сессии и межсессионный период. Студенты заочного отделения в межсессионный период самостоятельно изучают материал, готовят рефераты, курсовые работы и выполняют задания самостоятельных работ. Во время сессии знания,  полученные самостоятельно проверяются преподавателями в различных формах. Нами был предложен контрольный тест, который состоял из двух вариантов, в каждом из которых 30 вопросов. На вопросы теста отвечали студенты двух групп: 51 группа (15 человек) и 52 группа (14 человек).

Контрольный срез остаточных знаний показал примерно одинаковый  уровень освоения знаний, средний  балл составил в  51 группе  68,3%, в 52 группе 67,9 %  освоенности учебного материала.

Результаты исследования по 1 этапу показаны на рис.1


Лист

46

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


Рис.1. Результаты контрольного теста остаточных знаний по дисциплине «Технология организация строительства»

 

 На втором этапе  исследования мы определили контрольную  и экспериментальную группу.  В экспериментальной группе (51 гр.), которая состояла из  15 человек,   нами были проведены две деловые игры:  первая игра «Генплан» (см. прил.№ 1) и другая игра  «Теплозащита зданий» (см. прил.№ 2) по дисциплине «Технология организации строительства». Суть деловых игр состояла в том, что группы были поделены на команды, каждая из которой получила  самостоятельное задание. Было определено время выполнения заданий, командам заранее были предложены критерии оценки заданий и условия представления их проектов.


Так, игровое занятие ГЕНПЛАН[24] (проектирование генеральных планов  одноэтажных жилых зданий  населенного  пункта) проводится методом игрового проектирования. При игровом проектировании решается следующая инженерная проблема - оптимальное расположение одноэтажных  жилых зданий и максимальную величину коэффициента застройки территории. Варианты решения поставленной задачи разрабатывают проектные команды  в составе 3-4 человек. Лучший вариант  генплана определяется в результате публичной защиты. Команда-победитель Лист

47

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


определяется по наилучшему варианту генплана и максимальному  количеству денег, оставшихся в проектной  группе.

В другой деловой игре «Теплозащита заданий»  командам было предложено техническое задание на разработку технической документации. Задание  включало следующий состав   работ:   выбор   и   обоснование   материала   утепления, материала внешней отделки, способа крепления; подсчет объема работ, трудоемкости и продолжительности; технико-экономическое обоснование. Второй этап включал презентация, которое подразумевало видео, расчеты, выступление.

В другой  контрольной  группе (52гр.) нами были проведены занятия  теоретического обучения в виде лекции в традиционной форме по тем же изучаемым темам. Контрольная группа состояла из 14 человек.

На третьем этапе  использовался  «метод продольного среза». После  проведения занятий студентам контрольной  и экспериментальной группы был  предложен контрольный тест на проверку освоения материала. Контрольный тест состоял из 25 вопросов с вариантами ответов.  Контрольный срез знаний показал, что  в  экспериментальной  группе, где изучение темы проводилось  в виде деловой игры «Генплан», уровень  полученных знаний значительно выше, средний балл достигает 78,3%, когда  как в контрольной группе, где  изучение данной темы проводилось в  виде традиционной лекции, средний  балл достиг 70,9 %.

По второй теме также был  предложен контрольный тест, который  состоял из 20 вопросов с вариантами ответов. «Срез» показал, что  в  экспериментальной  группе, где  в процессе изучения темы была проведена деловая игра «теплозащита зданий» уровень полученных знаний  также значительно выше, средний балл достигает 79,4%, когда  как в контрольной группе, где  занятие прошло в виде традиционной лекции, средний балл достиг 69,1 %.

Результаты исследования по 2 – 3 этапу можно подробнее  рассмотреть на рис.2.


Лист

48

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


                 - деловая игра «Генплан»

       - деловая игра «Теплозащита зданий»

 

Рис. 2. Результаты исследования по 2-3 этапу

 

 Для сравнения результатов  до эксперимента и после эксперимента  по обеим группам наглядно  можно рассмотреть на рис.3.

Рис. 3.  Сравнение результатов  исследования по контрольным и экспериментальным  группам 


Лист

49

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


Результаты исследования позволяют сделать вывод, что  проведение занятий в интерактивной  форме, в частности, в виде деловой  игры является более продуктивным и  эффективным по сравнению с традиционной формой проведения занятия, поскольку  уровень знаний студентов, полученных в результате занятий, проведенных  в форме деловой игры, значительно  выше, как показал эксперимент. В  процессе деловой игры воспроизводятся  управленческие процессы и ситуации, имеющие место в прошлом или  возможных в будущем, в результате которой устанавливается связь  и закономерности существующих методов  выработки решении на результаты производства в настоящее время  и в перспективе. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность.

На четвертом этапе  исследования, чтобы доказать интерактивность  метода деловой игры использовалась  анкета-опрос, с помощью которой  мы попытались узнать мнение студентов  какой из методов лекция или деловая  игра является для них более интерактивной, чему способствует тот или иной метод  обучения и т.д.

Анкета-опрос состояла из четырех вопросов с  возможными вариантами ответов, выбрать которые необходимо было респондентам. Респондентами явились  студенты экспериментальной группы, в которых проводились деловые  игры. В анкете-опросе участвовали 15 человек. Анкета носила анонимный характер.

Отвечая, на вопрос «Насколько игры повлияли на эмоциональную сферу вашей личности?»  (см. рис. 4) мнение респондентов разделились. Ответ «да» дали 49 %, «да, отчасти» - 23 %, немного – 18 %, нет – 10 %. 

 


Лист

50

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


 

Рис. 4. Результаты анкетирования  по первому вопросу

 

Результаты анкеты по данному  вопросу показали, что деловая  игра вызвала эмоциональный отклик у участников. Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо  игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там  внимание и воображение, там работает мышление. Деловая игра сближает, одновременно вызывает  эмоции и способствует более оптимистическому отношению к жизни. Деловая игра в процессе выполнения заданий вызвала у основной части студентов такие положительные эмоции, как удовлетворение от удачного, правильного ответа на вопрос,  духа соревновательности, эмоционального азарта.  У участников деловой игры происходит переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. По результатам второго вопроса «Помогли ли деловые игры вашему творческому самовыражению?» (см.рис.5) респонденты ответили следующим образом: «да»  -     46 %, «да, отчасти» - 27 %, немного – 23 %, нет –  4 %. 


Лист

51

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


Рис.5. Результаты анкеты по второму вопросу

 

Таким образом, результаты показывают, что деятельность студентов во время деловых игр можно отнести к творческо-поисковой, которая может породить ситуацию успеха, стимулирующую творческое отношение к работе. Деловая игра способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности. В игровой ситуации подключается воображение, творческое сознания.

На третий вопрос анкеты-опроса «Способствовала деловая игра проявлению вашей самостоятельности?» (см.рис.6) ответы респондентов распределились так: «да» ответили 53 % респондентов,  «да, отчасти»  - 26%, «немного» - 16 %, «нет» - ответили 5 % опрашиваемых.


Лист

52

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


            Рис.6. Результаты анкеты по третьему  вопросу

 

Результаты по третьему вопросу  анкеты свидетельствуют о том, что  деловая игра способствует развитию самостоятельности и ответственности  студента в принятии квалифицированных  решений. Деловая игра способствует  формированию навыков профессионального самосознания, самостоятельности  мышления.

Отвечая на четвертый вопрос анкеты «Как способствовала деловая  игра проявлению вашей активности?» (см.рис.7), у респондентов наблюдались следующие ответы: «да» ответили 42 % респондентов,  «да, отчасти»  - 29%, «немного» - 16 %, «нет» - ответили 13% опрашиваемых.

 

Рис.7. Результаты анкеты по четвертому вопросу 


Лист

53

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


 Отсюда, по результатам четвертого вопроса анкеты, можно сделать вывод, что в процессе деловой игры студентом приходится проявлять активность, поскольку игра командная и все «на виду», следовательно, роли распределены и каждый отвечает за свою часть работы. Проявление пассивности может расцениваться участниками, как нежелание помочь команде и отсутствие командного духа.

Деловая игра помогает сплотить большой коллектив учащихся, объединить их стремления и интересы. Во время  этой работы раскрываются способности  учащихся, обогащаются их знания, вырабатываются полезные умения и навыки. Всё это  дает возможность развивать их познавательную активность, творческие способности, оценивать  роль знаний и увидеть их применение на практике.

 

2.3. Предложения по эффективности  применения деловой игры как  интерактивного метода обучения

 

Деловая (педагогическая) игра - представляет собой имитационную модель, воспроизводящую реальные педагогические объекты и явления, служит эффективным средством педагогических знаний и формирования педагогических умений в непосредственной практической  деятельности.

В деловой игре скрыт огромный потенциал активизации познавательной деятельности учащихся. Во-первых, они  создают условия для совместной деятельности учащегося и преподавателя. Во-вторых, активизация достигается  за счет приближения игровых условий  к реальным. В-третьих, игра способствует созданию целостного представления о проблеме и тем самым улучшает ее понимание. В - четвертых, в игре учащийся мобилизует весь свой опыт, знания, умения, навыки. И, наконец, в- пятых, сам процесс игры предлагает творческую активность субъекта-учащегося, перед которым поставлена цель.

Информация о работе Деловая игра как интерактивный метод обучения