Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа
Переход от централизации отраслей народного хозяйства к рыночным отношениям непосредственным образом касается и среднего специального образования. Рыночные отношения в экономике резко повышают требования к профессиональной подготовке и использованию специалистов средней квалификации. Они по новому высвечивают работу специалиста на производстве, его место и роль в экономике, заставляют качественно улучшить профессиональную подготовку выпускников.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Теоретические основы деловой игры как интерактивного метода обучения 8
1.1. Деловая игра: история возникновения, понятие и классификация …….8
1.2. Структура и методика проведения деловой игры 18
1.3 Интерактивность деловой игры в обучении……………………………….28
1.4.Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением… 33
Выводы по первой главе 39
Глава 2.Эмпирическое исследование деловой игры как интерактивного метода обучения в Казанском филиале ФГОУ СПО «Лаишевского технико – экономического техникума»…………………………………………..............42
2.1. Организация и методика исследования 42
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 45
2.3. Предложения по применению деловой игры как интерактивного метода обучения…………………………………………………………………..……..53
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
где n - объем выборки (количество студентов в группе);
rху - коэффициент корреляции двух показателей X и У .
Экспериментальное
исследование в соответствии
с его задачами было
1 этап: контрольное тестирование
остаточных знаний учащихся 5-го
курса заочного отделения по
дисциплине «Технология
2 этап: определение контрольной
и экспериментальной группы, проведение
деловых игр в
3 этап: «метод продольного
среза», т.е. нами был проведен
контрольный срез знаний по
проведённым играм и лекциям
в контрольной и
4 этап: анкетирование студентов
экспериментальной группы для
выявления компонентов
Лист
45
ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов
На первом этапе эмпирического исследования для сравнения нами были взяты две группы студентов заочного отделения, обучающиеся по специальности «Промышленное и гражданское строительство» Казанского филиала ФГОУ СПО «Лаишевский технико – экономический техникум». В целом выборка состояла из 29 человек. Эксперимент начался с контрольного «среза» остаточных знаний по дисциплине «Технология организации строительства». Студентам был представлен контрольный тест по изученным ранее темам во время сессии и межсессионный период. Студенты заочного отделения в межсессионный период самостоятельно изучают материал, готовят рефераты, курсовые работы и выполняют задания самостоятельных работ. Во время сессии знания, полученные самостоятельно проверяются преподавателями в различных формах. Нами был предложен контрольный тест, который состоял из двух вариантов, в каждом из которых 30 вопросов. На вопросы теста отвечали студенты двух групп: 51 группа (15 человек) и 52 группа (14 человек).
Контрольный срез остаточных знаний показал примерно одинаковый уровень освоения знаний, средний балл составил в 51 группе 68,3%, в 52 группе 67,9 % освоенности учебного материала.
Результаты исследования по 1 этапу показаны на рис.1
Лист
46
ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.
Рис.1. Результаты контрольного
теста остаточных знаний по дисциплине
«Технология организация
На втором этапе
исследования мы определили
Так, игровое занятие ГЕНПЛАН[24]
(проектирование генеральных планов
одноэтажных жилых зданий населенного
пункта) проводится методом игрового
проектирования. При игровом проектировании
решается следующая инженерная проблема
- оптимальное расположение одноэтажных
жилых зданий и максимальную величину
коэффициента застройки территории.
Варианты решения поставленной задачи
разрабатывают проектные
47
ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.
определяется по наилучшему варианту генплана и максимальному количеству денег, оставшихся в проектной группе.
В другой деловой игре «Теплозащита заданий» командам было предложено техническое задание на разработку технической документации. Задание включало следующий состав работ: выбор и обоснование материала утепления, материала внешней отделки, способа крепления; подсчет объема работ, трудоемкости и продолжительности; технико-экономическое обоснование. Второй этап включал презентация, которое подразумевало видео, расчеты, выступление.
В другой контрольной группе (52гр.) нами были проведены занятия теоретического обучения в виде лекции в традиционной форме по тем же изучаемым темам. Контрольная группа состояла из 14 человек.
На третьем этапе использовался «метод продольного среза». После проведения занятий студентам контрольной и экспериментальной группы был предложен контрольный тест на проверку освоения материала. Контрольный тест состоял из 25 вопросов с вариантами ответов. Контрольный срез знаний показал, что в экспериментальной группе, где изучение темы проводилось в виде деловой игры «Генплан», уровень полученных знаний значительно выше, средний балл достигает 78,3%, когда как в контрольной группе, где изучение данной темы проводилось в виде традиционной лекции, средний балл достиг 70,9 %.
По второй теме также был предложен контрольный тест, который состоял из 20 вопросов с вариантами ответов. «Срез» показал, что в экспериментальной группе, где в процессе изучения темы была проведена деловая игра «теплозащита зданий» уровень полученных знаний также значительно выше, средний балл достигает 79,4%, когда как в контрольной группе, где занятие прошло в виде традиционной лекции, средний балл достиг 69,1 %.
Результаты исследования по 2 – 3 этапу можно подробнее рассмотреть на рис.2.
Лист
48
ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.
- деловая игра «Генплан»
- деловая игра «Теплозащита зданий»
Рис. 2. Результаты исследования по 2-3 этапу
Для сравнения результатов
до эксперимента и после
Рис. 3. Сравнение результатов
исследования по контрольным и
Лист
49
ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.
Результаты исследования позволяют сделать вывод, что проведение занятий в интерактивной форме, в частности, в виде деловой игры является более продуктивным и эффективным по сравнению с традиционной формой проведения занятия, поскольку уровень знаний студентов, полученных в результате занятий, проведенных в форме деловой игры, значительно выше, как показал эксперимент. В процессе деловой игры воспроизводятся управленческие процессы и ситуации, имеющие место в прошлом или возможных в будущем, в результате которой устанавливается связь и закономерности существующих методов выработки решении на результаты производства в настоящее время и в перспективе. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность.
На четвертом этапе исследования, чтобы доказать интерактивность метода деловой игры использовалась анкета-опрос, с помощью которой мы попытались узнать мнение студентов какой из методов лекция или деловая игра является для них более интерактивной, чему способствует тот или иной метод обучения и т.д.
Анкета-опрос состояла из четырех вопросов с возможными вариантами ответов, выбрать которые необходимо было респондентам. Респондентами явились студенты экспериментальной группы, в которых проводились деловые игры. В анкете-опросе участвовали 15 человек. Анкета носила анонимный характер.
Отвечая, на вопрос «Насколько игры повлияли на эмоциональную сферу вашей личности?» (см. рис. 4) мнение респондентов разделились. Ответ «да» дали 49 %, «да, отчасти» - 23 %, немного – 18 %, нет – 10 %.
Лист
50
ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.
Рис. 4. Результаты анкетирования по первому вопросу
Результаты анкеты по данному вопросу показали, что деловая игра вызвала эмоциональный отклик у участников. Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Деловая игра сближает, одновременно вызывает эмоции и способствует более оптимистическому отношению к жизни. Деловая игра в процессе выполнения заданий вызвала у основной части студентов такие положительные эмоции, как удовлетворение от удачного, правильного ответа на вопрос, духа соревновательности, эмоционального азарта. У участников деловой игры происходит переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. По результатам второго вопроса «Помогли ли деловые игры вашему творческому самовыражению?» (см.рис.5) респонденты ответили следующим образом: «да» - 46 %, «да, отчасти» - 27 %, немного – 23 %, нет – 4 %.
Лист
51
ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.
Рис.5. Результаты анкеты по второму вопросу
Таким образом, результаты показывают, что деятельность студентов во время деловых игр можно отнести к творческо-поисковой, которая может породить ситуацию успеха, стимулирующую творческое отношение к работе. Деловая игра способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности. В игровой ситуации подключается воображение, творческое сознания.
На третий вопрос анкеты-опроса «Способствовала деловая игра проявлению вашей самостоятельности?» (см.рис.6) ответы респондентов распределились так: «да» ответили 53 % респондентов, «да, отчасти» - 26%, «немного» - 16 %, «нет» - ответили 5 % опрашиваемых.
Лист
52
ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.
Рис.6. Результаты анкеты по третьему вопросу
Результаты по третьему вопросу
анкеты свидетельствуют о том, что
деловая игра способствует развитию
самостоятельности и
Отвечая на четвертый вопрос анкеты «Как способствовала деловая игра проявлению вашей активности?» (см.рис.7), у респондентов наблюдались следующие ответы: «да» ответили 42 % респондентов, «да, отчасти» - 29%, «немного» - 16 %, «нет» - ответили 13% опрашиваемых.
Рис.7. Результаты анкеты по четвертому вопросу
Лист
53
ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.
Отсюда, по результатам четвертого вопроса анкеты, можно сделать вывод, что в процессе деловой игры студентом приходится проявлять активность, поскольку игра командная и все «на виду», следовательно, роли распределены и каждый отвечает за свою часть работы. Проявление пассивности может расцениваться участниками, как нежелание помочь команде и отсутствие командного духа.
Деловая игра помогает сплотить большой коллектив учащихся, объединить их стремления и интересы. Во время этой работы раскрываются способности учащихся, обогащаются их знания, вырабатываются полезные умения и навыки. Всё это дает возможность развивать их познавательную активность, творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
2.3. Предложения по эффективности применения деловой игры как интерактивного метода обучения
Деловая (педагогическая) игра - представляет собой имитационную модель, воспроизводящую реальные педагогические объекты и явления, служит эффективным средством педагогических знаний и формирования педагогических умений в непосредственной практической деятельности.
В деловой игре скрыт огромный
потенциал активизации
Информация о работе Деловая игра как интерактивный метод обучения