Деловая игра как интерактивный метод обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа

Описание

Переход от централизации отраслей народного хозяйства к рыночным отношениям непосредственным образом касается и среднего специального образования. Рыночные отношения в экономике резко повышают требования к профессиональной подготовке и использованию специалистов средней квалификации. Они по новому высвечивают работу специалиста на производстве, его место и роль в экономике, заставляют качественно улучшить профессиональную подготовку выпускников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Теоретические основы деловой игры как интерактивного метода обучения 8
1.1. Деловая игра: история возникновения, понятие и классификация …….8
1.2. Структура и методика проведения деловой игры 18
1.3 Интерактивность деловой игры в обучении……………………………….28
1.4.Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением… 33
Выводы по первой главе 39
Глава 2.Эмпирическое исследование деловой игры как интерактивного метода обучения в Казанском филиале ФГОУ СПО «Лаишевского технико – экономического техникума»…………………………………………..............42
2.1. Организация и методика исследования 42
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 45
2.3. Предложения по применению деловой игры как интерактивного метода обучения…………………………………………………………………..……..53
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Работа состоит из  1 файл

айрат дп 1.docx

— 839.44 Кб (Скачать документ)

- развивает общие учебные  умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то  есть обеспечивает решение обучающих  задач; 

- обеспечивает воспитательную  задачу, поскольку приучает работать  в команде, прислушиваться к  чужому мнению.

Интерактивное обучение отчасти  решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной  нагрузки, переключении внимания, смене  форм деятельности и т. д.

Что представляют собой формы  интерактивного обучения?

Технологии интерактивного обучения.

1)Работа в парах.

2)Ротационные (сменные)  тройки.

3)Карусель.

4)Работа в малых группах.

5)Аквариум.


Лист

29

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


6)Незаконченное предложение.

7)Мозговой штурм.

8)Броуновское движение.

9)Дерево решений.

10)Суд от своего имени.

11)Гражданские слушания.

12)Ролевая (деловая) игра.

13)Метод пресс.

14)Займи позицию.

15)Дискуссия.

16)Дебаты.

Использование в работе технологии интерактивного обучения дает

учащемуся:

-        развитие  личностной рефлексии;

-        осознание  включенности  в общую работу;

-       становление  активной субъектной позиции  в учебной деятельности;

-        развитие  навыков общения;

-        принятие  нравственности норм и правил  совместной деятельности;

-        повышение  познавательной активности

группе:

-       формирование  группы как групповой общности;

-        повышение  познавательного интереса;

-       развитие  навыков анализа и самоанализа  в процессе групповой рефлексии;

преподавателю:

-        нестандартное  отношение к организации образовательного  процесса;


Лист

30

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


-       формирование  мотивационной готовности к межличностному  взаимодействию не только в  учебных, но и иных ситуациях.

Интерактивные методы обучения требует соблюдения следующих правил:

- запрещена критика выдвинутых  идей и промежуточные критические  оценки высказываний;

- не допускаются суждения  о неразрешимости проблемы;

- чем больше выдвинуто  предложений, тем больше вероятность  появления новой и ценной идеи;

- в ходе «мозгового  штурма» приветствуется усовершенствование  и развитие предложенных идей;

- при решении трудноразрешимой  проблемы, она расчленяется на  составные части :

- наличие ролей;

- доброжелательная, творческая  атмосфера проведения;

- активное взаимодействие  всех участников игры.

- имитация в игре реального процесса с помощью модели;

- распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом;

- различие интересов у участников игры и появление конфликтных ситуаций;

- наличие общей игровой цели всех участников, на фоне которой развиваются частные конфликты и противоречия;

- учет вероятностного характера результатов деятельности, обусловленного неполнотой информации и невозможностью предвидения всех последствий принимаемых решений;

- реализация «цепочки решений», каждое из которых зависит от предыдущего, а также от решений, принимаемых другими участниками игры;

- использование гибкого масштаба времени;


Лист

31

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


- применение системы оценки результатов деятельности каждого участника и игровых коллективов, а также системы стимулирования.

В контексте нашего исследования игра (учебная) предстает как условие  самореализации личности учащихся в  учебной деятельности, поэтому нами она будет пониматься как вид  деятельности в учебных ситуациях, при которой происходит взаимодействие между участниками образовательного процесса, направленное на усвоение общественного  опыта, восприятие ценностей, установок  и способствующая самореализации учащегося.

Выделяют следующие существенные признаки деловой игры как формы  обучения:

- имитация в игре реального процесса с помощью модели;

- распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом;

- различие интересов у участников игры и появление конфликтных ситуаций;

- наличие общей игровой цели всех участников, на фоне которой развиваются частные конфликты и противоречия;

- учет вероятностного характера результатов деятельности, обусловленного неполнотой информации и невозможностью предвидения всех последствий принимаемых решений;

- реализация «цепочки решений», каждое из которых зависит от предыдущего, а также от решений, принимаемых другими участниками игры;

- использование гибкого масштаба времени;


- применение системы оценки результатов деятельности каждого участника и игровых коллективов, а также системы стимулирования. Характерными чертами деловой игры считается наличие полной модели социально-экономической системы, активное взаимодействие игроков, общей цели у всего игрового коллектива, а также системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников. Лист

32

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


Рассуждая о значении деловой  игры, согласимся с точкой зрения В.Я. Платова [20], который считает, что деловые игры в учебном заведении являются новой формой совершенствования теоретических знаний и практических навыков. Они активизируют учебный процесс, способствуют более качественной подготовке учащихся, прочному закреплению знаний, актуализируют мыслительную деятельность, формируют практические навыки, прививают необходимые деловые качества.

 

1.4. Преимущества деловых  игр по сравнению с традиционным  обучением. 

 

Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода интерактивного обучения в сравнении с традиционными  играми состоит в следующем:

1) «В игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций».

Иными словами, «процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей  и специалистов. Это достигается  путем использования в деловых  играх моделей реальных социально-экономических  отношений» [14, с.78].

2) «Метод деловых игр  представляет собой не что  иное, как специально организованную  деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус  активного метода.  Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности».


Указанные выше и многие иные особенности деловых игр  обусловливают их преимущества по сравнению  с традиционными методами Лист

33

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых  игр усматривается в том, что  в них моделируется более адекватный для формирования личности специалиста  предметный и социальный контекст. Конкретизировать этот тезис можно  в следующем виде:

– Игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального  опыта;

– Игра дает возможность  экспериментировать с событием, пробовать  разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.

– В деловой игре «знания  усваиваются не про запас, не для  будущего применения, не абстрактно, а  в реальном для участника процессе информационного обеспечения его  игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации»;

– Игра позволяет формировать  «у будущих специалистов целостное  представление о профессиональной деятельности в ее динамике»;

– Деловая игра позволяет  приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.)

В традиционной школе,  проходит авторитарное, несвободное обучение (когнитивный тип обучения), в  котором процесс учения сводится к усвоению учебной программы  и знаний, отобранных учителем. Следует  ввести другой тип обучения - "опытное  учение": это такая организация  обучения, при которой школьники  учатся в свободной самостоятельной  деятельности, на собственном опыте, в процессе дискуссий и принятия решений. Целью обучения является развитие личности, ее самосознания, ее самореализация. Знание, школьная программа - средство развития. Чтобы создать такое  обучение, необходимо следующее: сменить  позицию учителя; создать атмосферу "свободы учения" в классе, использовать методы, стимулирующие активность ученика  и его развитие. Позиция учителя - это позиция консультанта и во многом психотерапевта, осуществляющего "развивающую помощь".


Лист

34

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


Атмосфера "свободы учения" в классе характеризуется тем, что  ученики не боятся делать ошибки, свободно обсуждают проблемы, взаимодействуют  в учении друг с другом, видят  в учителе источник опыта, знаний, старшего члена группы.

К методам, стимулирующим "свободу  учения", относятся: постановка проблем  для решения их как реальных, а  не учебных; использование разных источников знания - людей, опытов, книг, аудиовидеотехники  и др.; метод контрактов; организация  работы в группах разного состава, организация учения как исследования, эксперимента; специальные занятия  по самопознанию, межличностному взаимодействию. Педагоги этого направления предлагают для создания атмосферы "открытого учения" использовать и эмоционально окрашенные методы - игру, и рациональные - "учебные пакеты", программированные пособия.

Большинство исследователей и разработчиков деловых игр  фиксируют следующий ряд трудностей в использовании и проектировании деловых игр:

– отсутствие общепринятой (или хотя бы разделяемой большинством исследователей и практиков) концепции  деловой игры;

– некритическое заимствование  технологий деловых игр при перенесении  их в разные дисциплинарные практики;

– методологические трудности  в оценке эффективности разных видов  деловых игр;

– трудности воспроизведения  и тиражирования деловых игр, из-за отсутствия их целостных описаний

– опережение эмпирическими  разработками деловых игр их теоретических  описаний.

Отдельно можно выделить и социально-психологические «сбои» в деловой игре. Многие из них  вызваны двуплановым характером игры, когда реальный и условный планы начинают «конфликтовать». Доминирование реального плана над условным планом происходит, если:

а) личностные отношения  вне игры переносятся в игру;


Лист

35

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


б) конфликт, возникший в  рамках игровых ролей, затрагивает  отношения и вне игры;

в) кто-либо из участников игры «использует» игровые ситуации и  взаимоотношения в группе для  «решения» своих внутренних, глубоко  личностных проблем.

Отрефлексированные выше трудности, позволили исследователям сформулировать следующие практические советы преподавателю как проектировщику и пользователю обучающих деловых  игр:

1. Деловые игры достаточно  трудоемкая и ресурсо-затратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей. Это означает, что деловые игры имеет смысл использовать в тех случаях, когда важны:

– получение целостного опыта выполнения будущей профессиональной деятельности;

– систематизация в целостную  систему уже имеющихся у обучающихся  наметок к умениям и навыкам;

– получение опыта социальных отношений;

– формирование профессионального  творческого мышления.

2. Внедрение в учебный процесс хотя бы одной игр ы приводит к необходимости перестройки всей используемой преподавателем методики обучения.

В деловой игре нельзя играть в то, о чем студенты не имеют  представления, это ведет к профанации деловой игры. Это означает, что  компетентностное участие обучающихся в игре требует заблаговременной их подготовки (например, следует предварительно учить дискуссии, методам анализа ситуации, методам разыгрывания ролей и т.п.)

Информация о работе Деловая игра как интерактивный метод обучения