Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа
Переход от централизации отраслей народного хозяйства к рыночным отношениям непосредственным образом касается и среднего специального образования. Рыночные отношения в экономике резко повышают требования к профессиональной подготовке и использованию специалистов средней квалификации. Они по новому высвечивают работу специалиста на производстве, его место и роль в экономике, заставляют качественно улучшить профессиональную подготовку выпускников.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Теоретические основы деловой игры как интерактивного метода обучения 8
1.1. Деловая игра: история возникновения, понятие и классификация …….8
1.2. Структура и методика проведения деловой игры 18
1.3 Интерактивность деловой игры в обучении……………………………….28
1.4.Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением… 33
Выводы по первой главе 39
Глава 2.Эмпирическое исследование деловой игры как интерактивного метода обучения в Казанском филиале ФГОУ СПО «Лаишевского технико – экономического техникума»…………………………………………..............42
2.1. Организация и методика исследования 42
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 45
2.3. Предложения по применению деловой игры как интерактивного метода обучения…………………………………………………………………..……..53
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
61
ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.
этом моменте они
Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный) контекст будущей профессиональной деятельности.
Деловые игры достаточно трудоемкая и ресурсо-затратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей. Это означает, что деловые игры имеет смысл использовать в тех случаях, когда важны:
- получение целостного
опыта выполнения будущей
- систематизация в целостную
систему уже имеющихся у
- получение опыта социальных отношений;
- формирование
Важно избежать крайности редуцирования деловой игры, с одной стороны к тренажу, с другой стороны к азартной игре.
Преподаватель должен быть активен на этапе разработки, подготовки игры и на этапе ее рефлексивной оценки. Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры.
Для повышения познавательной активности студентов, преподавателю предлагается множество различных разработанных методов, которые он Лист
62
ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.
может использовать в своей
преподавательской
Лист
63
ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.
Список использованной литературы
Жук А.И., Кашель Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения.— Мн.: Институт Лист
64
ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.
повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1994.— 96 с.
Лист
65
ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.
Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Истоки. Воронеж, 1996.- 55 с.
Лист
66
ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.
Якунин В.А. Современные методы обучения в высшей школе. М., 1991.
Лист
67
ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.
Приложение №1
План деловой игры «Генплан»
Игровое занятие ГЕНПЛАН (проектирование генеральных планов одноэтажных жилых зданий населенного пункта) проводится методом игрового проектирования.
При игровом проектировании решается следующая инженерная проблема - оптимальное расположение одноэтажных жилых зданий и максимальную величину коэффициента застройки территории.
Варианты решения поставленной задачи разрабатывают проектные в составе 3-4 человек. Лучший вариант генплана определяется в результате публичной защиты.
Команда-победитель определяется по наилучшему варианту генплана и максимальному количеству денег, оставшихся в проектной группе.
Состав и функции участников.
В занятии под руководством преподавателя участвуют одна академическая группа.
Арбитраж, в роли которого выступают преподаватели, ведущие занятия, обеспечивает выдачу исходных данных, дает подробные пояснения по процессу игрового занятия, устанавливает режим его проведения, дает консультации участникам, решает спорные вопросы, подводит окончательные итоги.
Руководители проектных групп получают необходимые исходные данные, денежные средства для заказа материала, организуют коллегиальную выработку решений; производят заказ материала, руководят его расположением на генплане, принимают участие в работе техсовета. В случае необходимости руководители осуществляют контакты с другими группами.
Проектировщики принимают активное участие в работе проектной группы. После расчета и определения размеров зданий они намечают план-заказ, в
Лист
68
ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.
Продолжение приложения № 1
соответствии с которым можно, не превышая имеющихся средств, заказать все необходимое оборудование.
Члены техсовета собираются на совещание, на котором, происходит защита руководителями групп своих вариантов генпланов зданий. Члены совета задают выступающим вопрос высказывают свои замечания, оценивают в баллах каждый вариант.
Процесс игрового проектирования.
Процесс игрового проектирования включает следующие этапы: подготовительный; расчет зданий по укрупненным нормам; заказ материала; расположение зданий и материала; заседание техсовета подведение итогов.
Этап I. Подготовка к игровому проектированию.
До начала игрового проектирования арбитраж разъясняет участникам цель и назначение занятия, функции его участников, информирует о методах оценки их деятельности на различных этапах, а также о подведении итогов. Арбитраж обращает внимание на учет вероятностей наличия того или иного материала на заводах.
Затем участников игры разделяет на проектные группы (по 3-5 чел.). Каждая группа выбирает своего лидера-руководителя. Продолжительность этапа-25-30 мин.
Этап 2. Расчет оборудования по укрупненным нормам и составление плана-заказа
Арбитраж выдает руководителям групп исходные данные, денежные средства конвертах, ставит перед ними конкретную игровую задачу и выделяет время для ее решения.
Далее каждая группа по укрупненным нормам определяет количество необходимого матноиала, его размеры и разрабатывает план-заказ матерниалы. При составлении плана-заказа учитываются материальные возможности группы, , цены на материалы и вероятность его наличия на заводе-изготовителе, площадь для здания его конфигурация.
Лист
69
ФИСиЭ. ВКР. 2011.14.015.
Окончание приложения №1
Продолжительность этапа - 1-1,5 часа.
Этап 3. Размещение заказа на материалы.
На этом этапе руководители
групп обращаются на заводы-
Этап 4. Заседание техсовета
На этом этапе каждая группа выделяет по одному человеку на роль члена экспертного совета. Каждый руководитель группы публично защищает свой вариант расположения одноэтажного жилого дома , отдает в арбитражную комиссию конверт с остатками денежных средств.
Каждый член экспертного совета оценивает рассмотренные варианты в балах( по пятибалльной системе).
Общая оценка каждого варианта представляет собой среднеарифметическуэ величину оценок членов Совета, которая и определяет места, занятые группами на этом этапе. Продолжидельность этапа - 0,5-1 час.
Этап 5. Подведение итогов игрового занятия
Арбитраж подводит окончательные итоги игрового занятия и определяет команду победительницу по сумме мест, занятых на 3-м и 4-м этапах, и сумме сэкономленных денежных средств.
Побеждает команда, набравшая наибольшую сумму мест и имеющая максимальную экономию денежных средств.
Занятие завершается анализом деятельности команд и общими замечаниями по подведению игры.
Продолжительность этапа - 25-30 мин.
Лист
70
ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.
Приложение № 2
План деловой игры «Теплозащита зданий»
Техническое задание на разработку технической документации
Информация о работе Деловая игра как интерактивный метод обучения