Деловая игра как интерактивный метод обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа

Описание

Переход от централизации отраслей народного хозяйства к рыночным отношениям непосредственным образом касается и среднего специального образования. Рыночные отношения в экономике резко повышают требования к профессиональной подготовке и использованию специалистов средней квалификации. Они по новому высвечивают работу специалиста на производстве, его место и роль в экономике, заставляют качественно улучшить профессиональную подготовку выпускников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Теоретические основы деловой игры как интерактивного метода обучения 8
1.1. Деловая игра: история возникновения, понятие и классификация …….8
1.2. Структура и методика проведения деловой игры 18
1.3 Интерактивность деловой игры в обучении……………………………….28
1.4.Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением… 33
Выводы по первой главе 39
Глава 2.Эмпирическое исследование деловой игры как интерактивного метода обучения в Казанском филиале ФГОУ СПО «Лаишевского технико – экономического техникума»…………………………………………..............42
2.1. Организация и методика исследования 42
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 45
2.3. Предложения по применению деловой игры как интерактивного метода обучения…………………………………………………………………..……..53
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Работа состоит из  1 файл

айрат дп 1.docx

— 839.44 Кб (Скачать документ)

61

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


этом моменте они действительно  рефлексивно и исследовательски относятся к собственной деятельности и ее соорганизации. То, насколько организованна будет эта сторона игрового процесса, и определит меру эффективности формирования рефлексивно-мыслительного и исследовательского отношения к действительной профессиональной деятельности. В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией.

Образовательная функция  деловой игры очень значима, поскольку  деловая игра позволяет задать в  обучении предметный и социальный) контекст будущей профессиональной деятельности.

Деловые игры достаточно трудоемкая и ресурсо-затратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей. Это означает, что деловые игры имеет смысл использовать в тех случаях, когда важны:

- получение целостного  опыта выполнения будущей профессиональной  деятельности;

- систематизация в целостную  систему уже имеющихся у обучающихся  наметок к умениям и навыкам;

- получение опыта социальных  отношений;

- формирование профессионального  творческого мышления.

Важно избежать крайности  редуцирования деловой игры, с  одной стороны к тренажу, с  другой стороны к азартной игре.

Преподаватель должен быть активен на этапе разработки, подготовки игры и на этапе ее рефлексивной оценки. Чем меньше вмешивается преподаватель  в процесс игры, тем больше в  ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры.


Для повышения познавательной активности студентов, преподавателю  предлагается множество различных  разработанных методов, которые  он Лист

62

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


может использовать в своей  преподавательской деятельности. Для  реализации задач подготовки специалистов следует применять активные методы обучения систематически и целенаправленно. При использовании групповых  и коллективных форм организации  работы со студентами необходимо учитывать  индивидуальные особенности учебной  группы и каждого студента в отдельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Лист

63

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


Список использованной литературы

  1. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра". Учебное пособие для студентов., МГУ-89.
  2. Атаманова Р.И., Толстой Л.Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения.
  3. Астафурова, Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения: Дис...д-ра пед.наук: (13.00.02). – М., 1997.
  4. Вербитский А.А., Борисова Н.В. "Методологические рекомендации по проведению деловых игр", М.,90.
  5. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие.— М.: Высш. шк., 1991.— 207 с
  6. Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры — к профессиональному творчеству: Учеб..-метод. пособие.— Мн.: Университетское, 1989.— 125 с.
  7. Голъдштейн Я.В. Метод активизации как условие повышения эффективности педагогической деятельности. // Активизация учебной деятельности. Вып. 2. / Под ред. Г.А. Китайгородской. – М., 1982.
  8. Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика.— Новосибирск: Наука, 1987. — С. 61—77.
  9. Деркач А.А., С. Ф Щербак,. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком./ А. А. Деркач, С. Ф. Щербак - М: Педагогика, 1991, 224 с.]
  10. Ежова Л.В. Постановка и решение управленческих задач на промышленных предприятиях методом деловых игр


Жук А.И., Кашель Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения.— Мн.: Институт Лист

64

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


повышения квалификации и  переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1994.— 96 с.

  1. Занько С.Т. Игра и учение. / С. Т. Занько, Ю. С. Тюников, С. М. Тюнникова. – М.: « Логос», 1992, ч. 1. – 125 с.
  2. . Ильин Е.П., Мотивация и мотивы учебное пособие, Питер2008, стр. 53.
  3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). – Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.
  4. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры: (Опыт обучения хозяйственных руководителей). — М.: Экономика, 1989.— 175 с.
  5. Кухарев Н.В., Решетько В.С. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества: В 3ч. Ч. 2 Диагностика педагогического творчества. – Мн.: Ред. Жур. «Адукацыя и выхаванне»,1996. – 96 с.
  6. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М., Высшая школа, 1988.
  7. Матюхина М.В. Мотивы учения учащихся с разным уровнем успеваемости //Мотивация учения, - Волгоград, 1976, с 5-15.
  8. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Изд-во <Мысль>, 1971. - 348 с.
  9. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.— М.: Профиздат, 1991. – 156 с.
  10. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Политиздат, 1990.— 494 с.
  11. Руденский Е. В. Основы психотехнологии общения менеджера. М.: ИНФРА-М, 1997. - 180 с.


Лист

65

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте  диалога культур и цивилизаций. Истоки. Воронеж, 1996.- 55 с.

  1. Сафин Р.С., Фатхуллин В.Ш., Кичигин В.И. «Учебно-творческие задачи и примеры игровых занятий для изучения специальных строительных дисциплин » - К.: 1994. – 131 с.
  2. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - М.: Народное образование, 1998. - 3-17 с.
  3. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие.— М.: Высш. шк., 1991.—176 с.
  4. Смышляева Л.Г., Сивицкая Л.А. Педагогические технологии активизации обучения в высшей школе. – Учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 37 – 49 с.
  5. Талызина Н.Ф..Управление процессом усвоения знаний М., 1984. 43 с.
  6. Третьяков В. "Деловая игра как средство творения образа", Almamater №3 - 91.
  7. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений.— М.: Высш. шк., 1991.— 320 с.
  8. Шмаков С.А. Игры – учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.- 240 с.
  9. Щукина Т.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М., 1971. 240 с.
  10. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1987. – 350 с.
  11. Якобсон П.М. Психологичесике проблемы мотивации поведения человека – М., 1969, - 317 с


Лист

66

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


Якунин В.А. Современные  методы обучения в высшей школе. М., 1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Лист

67

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


Приложение №1

 

План деловой  игры «Генплан» 

Игровое занятие ГЕНПЛАН (проектирование генеральных планов  одноэтажных жилых зданий  населенного  пункта) проводится методом игрового проектирования.

При игровом проектировании решается следующая инженерная проблема - оптимальное расположение одноэтажных  жилых зданий и максимальную величину коэффициента застройки территории.

Варианты решения поставленной задачи разрабатывают проектные  в составе 3-4 человек. Лучший вариант  генплана определяется в результате публичной защиты.

Команда-победитель определяется по наилучшему варианту генплана и  максимальному количеству денег, оставшихся в проектной группе.

Состав и функции  участников.

В занятии под руководством преподавателя участвуют одна академическая  группа. 

Арбитраж,  в роли которого выступают преподаватели, ведущие занятия,  обеспечивает выдачу исходных данных, дает подробные пояснения по процессу игрового занятия, устанавливает режим его проведения, дает консультации участникам, решает спорные вопросы, подводит окончательные итоги.

Руководители  проектных групп получают необходимые исходные данные, денежные средства для заказа материала, организуют коллегиальную выработку решений;  производят заказ материала, руководят его расположением на генплане, принимают участие в работе техсовета. В случае необходимости руководители осуществляют контакты с другими группами.

Проектировщики принимают активное участие в работе проектной группы. После расчета и определения размеров  зданий они намечают план-заказ, в


Лист

68

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


Продолжение приложения № 1

соответствии с которым можно, не превышая имеющихся средств, заказать все необходимое оборудование.

Члены техсовета собираются на совещание, на котором, происходит защита руководителями групп своих вариантов генпланов зданий. Члены совета задают выступающим вопрос высказывают свои замечания, оценивают в баллах каждый вариант.

Процесс игрового проектирования.

Процесс игрового проектирования включает следующие этапы: подготовительный; расчет зданий по укрупненным нормам; заказ материала; расположение зданий и материала; заседание техсовета подведение итогов.

Этап I. Подготовка к игровому проектированию.

До начала игрового проектирования арбитраж разъясняет участникам цель и назначение занятия, функции его  участников, информирует о методах  оценки их деятельности на различных  этапах, а также о подведении итогов. Арбитраж обращает внимание на учет вероятностей наличия того или иного материала  на заводах.

 Затем участников игры  разделяет на проектные группы (по 3-5 чел.). Каждая группа выбирает  своего лидера-руководителя. Продолжительность  этапа-25-30 мин.

Этап 2. Расчет оборудования по укрупненным нормам и составление  плана-заказа

Арбитраж выдает руководителям  групп исходные данные, денежные средства  конвертах, ставит перед ними конкретную игровую задачу и выделяет время для ее решения.

Далее каждая группа по укрупненным  нормам определяет количество необходимого матноиала, его размеры и разрабатывает план-заказ матерниалы. При составлении плана-заказа учитываются материальные возможности группы, , цены на материалы и вероятность его наличия на заводе-изготовителе, площадь для здания  его конфигурация.


Лист

69

ФИСиЭ. ВКР. 2011.14.015.


Окончание приложения №1

Продолжительность этапа - 1-1,5 часа.

Этап 3. Размещение заказа на материалы.

 На этом этапе руководители  групп обращаются на заводы-изготовители, в роли которых выступают арбитраж, и размещает заказ на материалы.  Успех размещения заказа зависит  от вероятности наличия материала  на заводе изготовителе.

Этап 4. Заседание техсовета

На этом этапе каждая группа выделяет по одному человеку на роль члена  экспертного совета. Каждый руководитель группы публично защищает свой вариант  расположения одноэтажного жилого дома , отдает в арбитражную комиссию  конверт с остатками денежных средств.

 Каждый член экспертного совета оценивает рассмотренные варианты в балах( по пятибалльной системе).

Общая оценка каждого варианта представляет собой среднеарифметическуэ величину  оценок членов Совета, которая и определяет места, занятые группами на этом этапе. Продолжидельность этапа - 0,5-1 час.

Этап 5. Подведение итогов игрового занятия

Арбитраж подводит окончательные  итоги игрового занятия и определяет команду победительницу по сумме  мест, занятых на 3-м и 4-м этапах, и сумме сэкономленных денежных средств.

Побеждает команда, набравшая  наибольшую сумму мест и имеющая  максимальную экономию денежных средств.

Занятие завершается анализом деятельности команд и общими замечаниями  по подведению игры.

Продолжительность этапа - 25-30 мин.

 

 

 


Лист

70

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


Приложение № 2

 

План деловой  игры «Теплозащита зданий»

Техническое задание  на разработку технической документации

Информация о работе Деловая игра как интерактивный метод обучения