Деловая игра как интерактивный метод обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа

Описание

Переход от централизации отраслей народного хозяйства к рыночным отношениям непосредственным образом касается и среднего специального образования. Рыночные отношения в экономике резко повышают требования к профессиональной подготовке и использованию специалистов средней квалификации. Они по новому высвечивают работу специалиста на производстве, его место и роль в экономике, заставляют качественно улучшить профессиональную подготовку выпускников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Теоретические основы деловой игры как интерактивного метода обучения 8
1.1. Деловая игра: история возникновения, понятие и классификация …….8
1.2. Структура и методика проведения деловой игры 18
1.3 Интерактивность деловой игры в обучении……………………………….28
1.4.Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением… 33
Выводы по первой главе 39
Глава 2.Эмпирическое исследование деловой игры как интерактивного метода обучения в Казанском филиале ФГОУ СПО «Лаишевского технико – экономического техникума»…………………………………………..............42
2.1. Организация и методика исследования 42
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 45
2.3. Предложения по применению деловой игры как интерактивного метода обучения…………………………………………………………………..……..53
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Работа состоит из  1 файл

айрат дп 1.docx

— 839.44 Кб (Скачать документ)

Подготовку игры нельзя ограничить учебной литературой. Желательны посещения  производства, встречи и беседы с  «коллегами» по должности, изучение действующего оборудования и технологического процесса и их недостатков, организация  работы по сбору и анализу технико-экономических  данных.


Лист

22

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


Преподаватель в подготовительный период направляет работу учащихся, помогает ознакомиться с передовым опытом отрасли, рекомендует литературу, руководит  изготовлением стендов, плакатов, слайдов, моделей, необходимых для организационно-технического обеспечения деловой игры.

Успех игры зависит от ряда факторов: организационных, методических, психологических, технических и  других. Из обширного круга вопросов, влияющих на качество и результат  игры, следует выделить следующие [32, с. 46]:

  • Правильный выбор темы с учетом ее актуальности, дискуссионных возможностей в рамках той цели, которую ставит преподаватель;
  • Подбор участников, распределение их на подгруппы, отделы, должности с учетом знаний учащихся, микроклимата в учебной группе;
  • Построение структурно-логической схемы игры, четкая разработка заданий каждой службе, отделу, подгруппе;
  • Глубокое изучение учащимися материалов разрабатываемой темы, отработка различных вариантов решений службами, отделами, подгруппами, оформление технической и технологической документации;
  • Подготовка сценария игры с учетом «запасных», усложненных ситуаций. Занятие по отработке игры (руководитель не открывает на нем до конца свои задания – экспромты);
  • Отработка каждой службой (назначенной группой) выступлений, внесения корректив в структурно-логическую схему игры, режиссура игры;
  • Проведение деловой игры с предварительным решением организационных и методических моментов;
  • Разбор результатов игры, ее оценка.


Необходимо отметить, что  проведению деловой игры должна предшествовать серьезная работа по углублению знаний учащихся по производственным, технологическим  и экономическим вопросам. Использование  на занятиях конкретных производственных данных; уроки на Лист

23

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


производстве; продуманная  организация производственной практики; организация практических конференций; работы кружков технического творчества; привлечение учащихся к рационализаторской работе, проведение предметных недель, встречи с передовиками и специалистами  производства, выпускниками колледжа – применение всех этих форм и методов  обучения подготавливает учащихся к  деловой игре.

ТЕМА ИГРЫ. При ее выборе необходимо учитывать возможности  учащихся группы, их способности, уровень  и глубину знаний, трудолюбие, активность. Тема должна быть актуальна и проблемна, иметь варианты решений.

СОСТАВ ИГРАЮЩИХ. При подготовке игры преподаватель учитывает не только уровень знаний учащихся, но и психологический климат в группе, продумывает возможность создания равных по знаниям, активности, трудолюбию подгрупп, служб и т.д.

Не следует отбирать преимущественно  сильных учащихся, отстраняя слабо  подготовленных. Всем должна найтись  «должность», место в службе. Это  имеет большое воспитательное значение.

Иногда самим учащимся предоставляется возможность самим  распределять роли. В этом случае преподаватель  тактично вносит поправки, если его  не удовлетворяет качественный состав группы. При формировании служб, назначении оппонентов учитываются взаимоотношения учащихся, их психологическая совместимость – это обеспечивает высокое качество игры, дух соревнования.

Подбор учащихся на должности  осуществляется с учетом их знаний, организаторских возможностей, личностных качеств.


РАЗРАБОТКА И ВЫДАЧА ЗАДАНИЯ. Когда тема определена, глубоко изучена  и выявлены ее дискуссионные возможности, руководитель игры производит примерную  «наметку» служб, должностей, объема решаемых задач и хода игры, т.е. выстраивает  структурно – логическую схему. В  ней определены порядок выполнения работ на всех этапах, Лист

24

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


источники (отделы службы) для  сбора информации, произведена систематизация работы учащихся над своими заданиями.

Благодаря блок-схеме легче  наладить четкую работу служб и контроль за ними. Учащиеся знают, куда и к кому идти по интересующему их вопросу.

Задания строятся таким образом:

  • Выдача перечня вопросов для всех служб, участвующих в игре;
  • Сбор материалов службами по действующему процессу с выявлением недостатков;
  • Изучение вопроса по литературе, тематическим обзорам, знакомство с передовым опытом по данному вопросу;
  • Анализ предлагаемых вариантов совершенствования с их технико-экономическим обоснованием и сопоставлением между собой и по отношению к исходному.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ИГРЫ. Когда определена тема, разработаны  задания, оформлены службы, подгруппы, оппоненты, должности, наступает рабочий  период.

При подборе и обработке  материалов по действующему производственному  процессу руководитель ставит задачу выверить основные данные производства.

Когда учащиеся полностью  овладеют действующим процессом, необходимо направить их усилие на более глубокое знакомство с литературой и передовым  опытом по интересующему вопросу.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ. Сценарий строится в зависимости от ее формы. Но какой бы она не была по форме, необходимо выступление должностных  лиц, их оппонентов подать таким образом, чтобы игра набрала темп, шла по восходящей линии.

Преподаватель распределяет очередность сильных и слабых вариантов, предусматривает возможность  контрвопросов, их место в игре. Следует  помнить, что сильное решение  должно следовать за слабым. В противном случае другой вариант не прозвучит, и дискуссия может закончиться.


Лист

25

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


ОТРАБОТКА ИГРЫ. Учащихся необходимо научить искусству общения, умению вести диалог. Основное назначение занятий по отработке игры – знакомство с ее ходом, опробование выступлений, обучению учащегося общению с  партнером, культуре речи.


Лист

26

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


Проведение игры предусматривается  в учебном кабинете. Столы, за которыми располагаются службы, руководитель игры обеспечивает счетной техникой, справочниками и т.д.

Столы обозначаются соответствующими табличками с названием служб.

В качестве ведущего выступает  сам руководитель или хорошо подготовленный учащийся.

На расчетном этапе  учащиеся уясняют и решают конкретные проблемы и задачи, поставленные перед  каждым по данной должности, и принимают  свое основательное решение. Для  этого они проводят необходимые  расчеты, используя нужные нормативы, анализируют литературные источники, оформляют итоги работы.

На заключительном этапе  каждый участник деловой игры в дискуссионной  форме защищает свои решения перед  другими. При этом преподаватель  должен четко оценивать качество выполнения задания, аргументированность предлагаемых решений и ответов оппонентов, а также другие показатели.

Каждый учащийся может  продемонстрировать не только свою подготовку, но и проявить организаторские способности, умение находить альтернативные решения  производственно – хозяйственных задач.

В заключении арбитры с  участием преподавателя подводят итоги  игры: анализируется активность работы отдельных участников, качество составленной документации, правильность выполнения расчетов. По сумме набранных баллов определяется победитель деловой игры.

Оценка участников деловой  игры может проводиться по критериям:

 

Показатели

Число баллов

Качество выполнения задания, отчета, доклада

Аргументированность предлагаемых решений, их прогрессивность

Четкость и аргументированность  ответов оппонентов

Эрудиция специалиста, способность  ориентироваться в реальной производственной ситуации

Выступление в качестве оппонента  с предложением оригинальных идей и  решений

Значение новой техники, технологий, прогрессивных направлений

Четкость, полнота и качество заполнения документации

Штрафные баллы за нарушение  дисциплины, уклонение от выполнения задания (минус)

0…10

0…10

0…10

 

0…10

0…10

0…10

0…10

0…10


Лист

27

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


Роль преподавателя при проведении деловой игры весьма многогранна. До игры он инструктор, в процессе игры - консультант, по окончании - судья и, наконец, - руководитель дискуссии. Все это требует от преподавателя соответствующих знаний и умений.

Преподаватель должен чувствовать  специфику данной формы обучения. Игра - это живое моделирование  управленческих процессов, и здесь  инструкциями и правилами всего  предусмотреть нельзя. Каждый раз  одна и та же игра проходит по-разному, и задача преподавателя - вести игровой  процесс в нужном направлении.

В то же время преподаватель  не должен активно вмешиваться в  игру. Надо предоставить студентам  самостоятельность. Лишь в тех случаях, когда игра заходит в тупик, можно  дать совет, устранить неясность, но ни в коем случае не помогать студентам принимать решения. Решение - от начала и до конца - должно быть плодом деятельности самих студентов.

Следует принять во внимание, что деловая игра - это не напряженное  соревнование конкурентов. Чрезмерная серьезность сковывает и утомляет студентов, в такой обстановке они  боятся ошибиться, меньше рискуют, подавляют  в себе стремление к оригинальным действиям. Игра должна проходить в  атмосфере творчества, эмоционального подъема, что способствует повышению  степени усвоения материала.

Чем больше групп в ходе игры взаимодействуют между собой, тем труднее преподавателю следить  за всеми их действиями. Можно привлечь двух-трех ассистентов, которым поручить наблюдать за студентами внутри групп  и оценивать их работу.

 

1.3. Интерактивность деловой игры в обучении.

 

Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку  может включать в себя целый комплекс методов активного  и интерактивного обучения.

Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие  учащегося и педагога. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Каковы основные характеристики "интерактива"?


Лист

28

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


Интерактивное обучение - это  специальная форма организации  познавательной деятельности. Она имеет  в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых учащийся чувствует  свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации  учебного процесса, при которой практически  все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют  возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают  и думают.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

- развивает коммуникативные  умения и навыки, помогает установлению  эмоциональных контактов между  учащимися[30 стр. 243];

- решает информационную  задачу, поскольку обеспечивает  учащихся необходимой информацией,  без которой невозможно реализовывать  совместную деятельность;

Информация о работе Деловая игра как интерактивный метод обучения