Деловая игра как интерактивный метод обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа

Описание

Переход от централизации отраслей народного хозяйства к рыночным отношениям непосредственным образом касается и среднего специального образования. Рыночные отношения в экономике резко повышают требования к профессиональной подготовке и использованию специалистов средней квалификации. Они по новому высвечивают работу специалиста на производстве, его место и роль в экономике, заставляют качественно улучшить профессиональную подготовку выпускников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Теоретические основы деловой игры как интерактивного метода обучения 8
1.1. Деловая игра: история возникновения, понятие и классификация …….8
1.2. Структура и методика проведения деловой игры 18
1.3 Интерактивность деловой игры в обучении……………………………….28
1.4.Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением… 33
Выводы по первой главе 39
Глава 2.Эмпирическое исследование деловой игры как интерактивного метода обучения в Казанском филиале ФГОУ СПО «Лаишевского технико – экономического техникума»…………………………………………..............42
2.1. Организация и методика исследования 42
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 45
2.3. Предложения по применению деловой игры как интерактивного метода обучения…………………………………………………………………..……..53
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Работа состоит из  1 файл

айрат дп 1.docx

— 839.44 Кб (Скачать документ)

3. Важно избежать крайности  редуцирования деловой игры, с  одной стороны, к тренажу, с  другой стороны, к азартной  игре.


Лист

36

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


4. Преподаватель наиболее  активен на этапе разработки, подготовки игры и на этапе  ее рефлексивной оценки. Чем меньше  вмешивается преподаватель в  процесс игры, тем больше в  ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры.

5. Деловая игра требует  изменения отношения к традиционному  представлению о поведении студентов.  Главным становится соблюдение  правил игры. Дисциплинарные нарушения,  с привычной точки зрения, (например, самовольный выход из аудитории)  в деловой игре утрачивают  таковой свой статус.

6. Оптимальная продолжительность  деловой учебной игры примерно 4 часа. Такое рамочное время позволяет  компромиссно вписываться в существующую  образовательную систему.

Педагогическая суть деловой  игры – активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучении, подготовить к профессиональной практической деятельности. Данный метод раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками. Активность студентов проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет» их быть активными. В процессе подготовки и проведения деловой игры, каждый участник должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Преподаватель должен помочь студенту стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения.


Деловая игра – это контролируемая система, так как процедура игры готовиться, и корректируется преподавателем. Если игра проходит в планируемом  режиме, преподаватель может не вмешиваться  в игровые отношения, а только наблюдать и оценивать игровую  деятельность студентов. Но если действия выходят за пределы плана, срывают  цели занятия, преподаватель может  откорректировать направленность игры и ее Лист

37

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


эмоциональный настрой. До проведения деловой игры в учебном процессе, рекомендуется начинать с имитационных упражнений. Они отличаются меньшим  объемом и ограниченностью решаемых задач. Имитационные упражнения ближе  к учебным играм. Их цель – предоставить студентам возможность в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории, законе.

 В условии должно  содержаться обязательное противоречие, то есть в имитационном упражнении  есть элемент проблемности. После имитационных упражнений можно переходить к деловым играм. В учебном процессе вуза – это скорее, ролевая игра, так как студенты еще не владеют в полной мере своей специальностью. Цель данной игры - сформировать определенные навыки и умения студентов в их активном творческом процессе. Социальная значимость деловой игры в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения. Для подготовки деловой игры могут использоваться все дидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. Так же следует соблюсти методические требования[13]:

1) игра должна быть  логическим продолжением и завершением  конкретной теоретической темы (раздела)  учебной дисциплины, практическим  дополнением изучения дисциплины  в целом;

2) максимальная приближенность  к реальным профессиональным  условиям;

3) создание атмосферы  поиска и непринужденности;

4) тщательная подготовка  учебно-методической документации;

5) четко сформулированные  задачи; условия и правила игры;

6) выявление возможных  вариантов решения указанной  проблемы;

7) наличие необходимого  оборудования.


Положительное в применении деловой игры: высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения, формирование знаний и Лист

38

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


умений, закрепление знаний при обсуждении игры. Деловая игра помогает достижению учебных, воспитательных и развивающих целей коллективного Лист

39

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


характера на основе знакомства с реальной организацией работы. Познавательная эффективность осуществляется в  процессе игры, путем знакомства студентов  с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), организацией работы коллектива, с функциями своей  будущей профессиональной деятельности на личном примере. Воспитательная эффективность  заключается в том, что в процессе деловой игры, формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, сообща определяется степень участия  каждого из них в работе, их взаимосвязь  при решении общих задач, коллективное обсуждение вопросов, что формирует  критичность, сдержанность, уважение к  мнению других, внимательность к другим участникам игры. Развивающая эффективность  осуществляется в процессе игры, при  развитии логического мышления, способности  к поиску ответов на поставленные вопросы, развитии речи, речевого этикета, умения общаться в процессе дискуссии. Качество знаний в игровой форме в значительной степени зависит от авторитета преподавателя. Преподаватель, не имеющий глубокого и стабильного контакта с членами группы, не может на высоком уровне провести деловую игру. Если преподаватель не вызывает доверия у студентов своими знаниями, педагогическим мастерством, человеческими качествами, игра не будет иметь запланированного результата, или даже может иметь противоположный результат. Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры. Она должна включать в себя все новое и прогрессивное, что появляется в педагогической теории и практике.

 

Выводы по 1 главе

Исходя из изложенного  материала в данной главе, мы пришли к следующим выводам и рекомендациям:


Лист

40

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


1.Деловые игры следует  использовать только там, где  они действительно необходимы. Это  получение целостного опыта будущей  профессиональной деятельности, развернутой  во времени и пространстве.

2. К разработке игры  следует подходить системно и  учитывать ее влияние на другие  виды работы со студентами, а  также реакцию других преподавателей, которая может быть неадекватной.

3. В деловой игре нужны предметная и социальная компетенность участников, поэтому следует начинать подготовку к ДИ с анализа конкретных производственных ситуаций и разыгрывания ролей. Следует также до игры формировать у студентов культуру дискуссии.

4. Структурные компоненты  ДИ должны сочетаться таким  образом, чтобы она не стала  ни тренажером, ни азартной игрой.  Таблица 6.2 дает представление о рациональных приемах реализации игрового контекста в структурных элементах ДИ.

5. Игра должна строиться  на принципах саморегулирования.  Преподаватель действует перед  игрой, до начала учения, в конце  и при анализе игры, что требует  большой подготовительной работы, теоретических и практических  навыков конструирования ДИ.

6. Режим работы студентов  в процессе ДИ не укладывается  в рамки традиционного поведения  их на занятии и должен быть  подчинен логике моделируемого  производственного процесса.

7. В вузе наиболее приемлемы компактные ДИ, рассчитанные на 4 часа практических занятий. Их лучше проводить на последних часах последнего дня учебной недели, учитывая эмоциональный заряд.

Помимо моделирования  производственных ситуаций, связанных  с формированием профессиональных умений специалистов принимать управленческие решения, организовывать производство, разрабатывать планы его развития, можно с не меньшим успехом  моделировать предметное и социальное содержания осваиваемой профессиональной деятельности в инженерных деловых  играх.


Лист

41

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


Инженерные деловые игры могут стать целым классом  учебных игр в техническом  вузе. Их использование в учебном  процессе позволяет задать предметный и социальный контексты профессиональной деятельности уже на первом курсе, определить условия развития теоретического и  практического мышления инженера, его  способности работать в коллективе, инициативы, ответственности. В числе  общеинженерных умений можно назвать  анализ профессиональных ситуаций, целеполагание, выбор оптимального решения технических  задач, их вариантов, обработку и  оформление данных, анализ и оценку достигнутых результатов.

Системное усвоение предметных и социальных умений в процессе инженерной деловой игры способствует развитию творчески активной, профессионально и социально компетентной личности инженера новой формации, удовлетворяющей требованиям времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Лист

42

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ КАК ИНТЕРАТИВНОГО  МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

2.1. Описание методов исследования

 

       Согласно  выдвинутой в исследовании гипотезы  и, исходя из цели исследования, которая заключалась в том,  чтобы эмпирически исследовать  деловую игру как интерактивного  метода обучения, были выбраны  методики исследования и определена  стратегия проведения исследования.

Методики исследования:

I) Тестирование. Педагогический тест - это инструмент, предназначенный для измерения обученности учащегося, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов. Традиционный тест содержит список вопросов и различные варианты ответов. Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов. Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.

 Были предложены следующие  виды тестовых заданий:

а) Задания с выбором  ответов (закрытые задания).

б) Задания с выбором  одного правильного ответа.

II) Деловая игра. Деловая игра — это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они решают в ежедневной профессиональной деятельности.


III) Лонгитюдное исследование (метод «продольного среза). Лонгитюдное исследование — научный метод, применяемый в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии - людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. Лонгитюдные исследования применяются, если требуется проследить историю развития Лист

43

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


некоторого рода объектов или людей, и влияние на них  определенных событий, и представляют собой эксперимент без контрольной группы с одной экспериментальной группой, в которой выполняются многочисленные наблюдения в течение достаточно продолжительного времени.

IV)  Анкетирование.   Метод анкетирования - это процедура проведения письменного опроса с помощью разработанной анкеты.  Анкетирование проведено выборочное (опрос части выборки).

Выборка исследования. 29 человек (две группы учащихся 5 курса заочного отделения, обучающихся по технической  специальности).

База исследования – Казанский  филиал ФГОУ СПО «Лаишевский технико – экономический техникум».

 Все эти методики (процедура  исследования, инструкции, обработка)  использовались в исследовании  в полном соответствии с требованиями  к экспериментальным методам

   Результаты измерений  подвергались процедурам статистического  и корреляционного анализа с  целью эмпирически исследования деловую игру как интерактивного метода обучения студентов, принадлежащих к разным выборкам.

      Для определения достоверности различий между средними значениями показателей,  характеризующих различные группы   студентов,  использовался

t - критерий Стьюдента,  определяемый по формуле:

 

(1)



 

где  хср1 и хср2- средние значения показателя X по двум выборкам студентов;


σ и σ2 - соответствующие показателя Х по первой и второй выборке Лист

44

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


студентов

n и n2  - количество студентов в первой и второй выборках.

      Наличие  корреляционных связей между  отдельными показателями проверялось  на достоверность по t - критерию Стьюдента при уровне достоверности α = 0,05, α = 0,1.

       В связи  с малым объемом выборок для  определения достоверности коэффициентов  корреляции использовался t - критерий  Стьюдента, определяемый по формуле:

                                                                                                           

 

                                                                                                      

                                                                               ,            (2)                                                                                                                                                                                             

Информация о работе Деловая игра как интерактивный метод обучения