Деловая игра как интерактивный метод обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа

Описание

Переход от централизации отраслей народного хозяйства к рыночным отношениям непосредственным образом касается и среднего специального образования. Рыночные отношения в экономике резко повышают требования к профессиональной подготовке и использованию специалистов средней квалификации. Они по новому высвечивают работу специалиста на производстве, его место и роль в экономике, заставляют качественно улучшить профессиональную подготовку выпускников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Теоретические основы деловой игры как интерактивного метода обучения 8
1.1. Деловая игра: история возникновения, понятие и классификация …….8
1.2. Структура и методика проведения деловой игры 18
1.3 Интерактивность деловой игры в обучении……………………………….28
1.4.Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением… 33
Выводы по первой главе 39
Глава 2.Эмпирическое исследование деловой игры как интерактивного метода обучения в Казанском филиале ФГОУ СПО «Лаишевского технико – экономического техникума»…………………………………………..............42
2.1. Организация и методика исследования 42
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 45
2.3. Предложения по применению деловой игры как интерактивного метода обучения…………………………………………………………………..……..53
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Работа состоит из  1 файл

айрат дп 1.docx

— 839.44 Кб (Скачать документ)


Лист

54

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


Для эффективной организации  педагогического взаимодействия тактика  педагога может строиться в соответствии с определенными этапами деловой  игры:

  1. Этап подготовки - начинается с разработки сценария (условного отображения ситуации и объекта). В содержание сценария входит учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристика действующих лиц.
  2. Этап введения в игру - начинается с определения режима работы, формулировки главной цели занятия. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация, при необходимости участники обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от доставшейся роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
  3. Этап проведения - с началом игры никто не имеет права вмешиваться в ее ход и изменять ее. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловые игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников: организатор. Координатор. Инициатор, критик, автор, понимающий, имитатор, имитатор, эрудит. Лидер, проблематизатор, предпочитаемый, отвергаемый и др.
  4. Этап анализа - обсуждение и оценка игрового события предполагает выступление экспертов, обмен мнениями, защита участниками своих мнений, выводов.
  5. Заключительный этап - педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует итог занятия в соответствии с поставленной педагогической целью.


Лист

55

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


Таким образом, определив  проблемы организации игры, мы можем  прийти к следующим выводам. Игра считается сложным и многогранным педагогическим явлением. Понятие игры с позиций «педагогических технологий»  дает представление о ее структуре, целях, видах, условиях педагогической организации. Знание методических основ  игры, позволяет увидеть скрытые  возможности феномена игры как педагогического  явления, направить игровую деятельность учащегося на достижение педагогических целей, определить конкретные и эффективные  способы педагогического взаимодействия.

С психолого-педагогической точки зрения, игра - мощнейшая сфера  «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации и так далее. Благодаря играм человек учится доверять самому себе и другим людям, распознавать, что принимать, а что опровергать в окружающем мире. По мнению Д.Б.Эльконина, психолого-педагогический смысл игры в развитии личности заключается в «открытии ребенком нового мира, мира взрослых с их деятельностью, функциями и отношениями».

Проблемы педагогической организации игровой деятельности учащихся заключаются в осознании  первоочередности гуманистических  целей обучения по отношению к  прагматическим. Необходимость развития в процессе обучения смысловых, эмоциональных и когнитивных аспектов личности требует пересмотра традиционных принципов построения системы обучения и увеличения доли развивающих педагогических технологий. К числу развивающих педагогических технологий, без сомнения, относится игровая деятельность учащихся.

К способам методического  сопровождения игровой деятельности учащихся можно отнести следующее:

В процессе образования личности игра сможет стимулировать:

  • осознание собственного роста, продвижения в познании мира;
  • радость овладения более совершенными способами деятельности;


Лист

56

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


удовольствие от процесса познавательной деятельности;

  • чувство собственного достоинства;
  • гордость за успех товарища.

Процесс включения в игру может разворачиваться по различных схемам в зависимости от той позиции, которую занимает тот или иной участник по отношению к игре в целом. Развитие готовности к игре предполагает:

  • развитие внешнего интереса к игре в целом (название игры, ее участника, приз);
  • развитие интереса внутреннего (содержательная сторона игры (с кем, как, сколько взаимодействовать);
  • предварительный поиск способов выполнения игровой задачи и прогнозирование своих возможностей их осуществить;
  • формирование и принятие решения о вступлении в игру. Все это необходимо учитывать педагогу при организации игры в учебном процессе.

К игровым педагогическим технологиям педагоги начинают обращаться в период воспитания и обучения. Программа игровой деятельности  строится из набора развивающих игр, которые при всем своем многообразии исходят из общей идеи связи строительно-трудовых и технических игр с интеллектом  человека и обладают характерными особенностями.

Игровые технологии в обучении учащихся отличаются качественным своеобразием.

  • психофизиологическое обоснование: В поведении и деятельности детей подросткового возраста наблюдается обострение  потребности в создании своего собственного мира, стремление к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры  подросткового возраста является нацеленность человека на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска событий, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.


Лист

57

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


педагогический  принцип: Как правило, в качестве развивающих игровых технологий педагоги обращаются к такому типу игр как «деловые игры». В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операциональные, ролевые деловые игры, деловой театр, психо и социодрама. Для эффективной организации педагогического взаимодействия тактика педагога может строиться в соответствии с определенными этапами деловой игры: подготовки, введения в игру, проведения и анализа хода игры.

  • решение педагогических задач: Игровые технологии используются для достижения комплексных педагогических задач: усвоения нового и закрепления старого материала, формирования обще учебных умений, развития творческих способностей и т.п. Игровые технологии в воспитании и обучении  учащихся подросткового и юношеского возраста, с одной стороны, способствуют развитию зрелых социальных установок подростка, с другой - способствуют компенсации информационной перегрузки, организации психологического и физиологического отдыха.

 

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

Во второй главе мы описали  этапы организации и методику  эмпирического исследования деловой  игры как интерактивного метода обучения; сделали анализ каждого этапа  эксперимента и предложили результаты исследования, а также выступили  с предложениями по  эффективности  применения деловой игры на занятиях теоретического и практического  обучения при изучении профессионально-ориентированных  дисциплин.

 В результате проведенного  исследования, мы пришли к следующим  выводам:

- Деловая игра – это  интерактивный метод обучения.

- Игра позволяет радикально  сократить время накопления профессионального  опыта.


Лист

58

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


– Игра дает возможность  экспериментировать с событием, пробовать  разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.

– В деловой игре «знания  усваиваются не про запас, не для  будущего применения, не абстрактно, а  в реальном для участника процессе информационного обеспечения его  игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации»;

– Игра позволяет формировать  «у будущих специалистов целостное  представление о профессиональной деятельности в ее динамике»;

– Деловая игра позволяет  приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.).

- Деловая игра имеет  преимущества перед традиционной  лекционной формой организации  занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Лист

59

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


Заключение

В дидактике в последние  годы требование активного усвоения знаний учащимися, выдвинутое еще прогрессивными дидактами прошлого, получило научное обоснование, приобретя характер закона развития активности и самостоятельности учащихся в познавательной деятельности. Реализация этого закона требует разработки и новых активных методов обучения.

Одной из наиболее эффективных  форм подготовки специалистов становятся деловые игры и уроки с конкретными  деловыми ситуациями. Игра известна еще  с древнейших времен как способ проверки знаний и умений применять их на практике.

Игры дают возможность  моделировать типичные производственные ситуации, в ходе которых ее участники  ведут напряженную умственную работу, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт.

Образовательная функция  деловой игры очень значима, поскольку  деловая игра позволяет задать в  обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.


Широко распространенные в настоящее время деловые  игры оказываются неудовлетворительными  именно с точки зрения целей и  задач профессионального обучения. В общем виде каждая деловая игра предполагает две основных образующих своей организации: а) модель имитируемого процесса, которая отражает зависимость изменений в среде или объекте, происходящих под влиянием тех или иных действий или решений участников игры; б) систему предлагаемых игроку решений и действий, вызывающих изменения в среде, результаты которых определяются по модели. Принципы построения модели и законы имитируемых процессов остаются скрытыми от играющих. Исходя из Лист

60

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


имеющегося профессионального  опыта, игроки принимают решения в виде обратной связи получают результаты своих действий. Следовательно, играющие могут в условиях конкуренции или кооперации с другими участниками анализировать и оценивать свои действия только по результатам. За счет имитации в игре особенностей профессиональной сферы деятельности или ее частных ситуации участники имеют возможность сравнивать и критически оценивать эффективность уже имеющихся у них способов деятельности, но н больше. При этом содержание деятельности и ее способы остаются скрытыми для рефлексивного анализа. Фактически в традиционных деловых играх расширяется ранее сформированная профессиональная ориентировка, но не создаются условия для овладения новыми способами деятельности. Отсутствие условий для осуществления рефлексивного сознательного отношения к собственным действиям определяется тем, что в таких формах организации игрового обучения не делается специального акцента на необходимости возникновения у учащихся игрового отношения к игровой деятельности. Более того, в деловых играх, возникновение рефлексивного игрового отношения к самому сюжету или попытки раскрыть закон имитационной модели рассматриваются как отрицательный момент. Говорится, что при этом игра идет ради самой игры, а достижение выигрыша - ради выигрыша. Игроки, стараясь обыграть друг друга, отвлекаются от целей обучения. Это опасение естественно, так как всякая игровая форма может провоцировать возникновение игровой деятельности, но внешние по отношению к игре цели обучения навыкам игровой деятельности заставляют фактически отрицать игровую деятельность как основной механизм, обеспечивающий эффективность обучения.


Вместе с тем следует  отметить, что современные деловые  игры, несмотря на недостатки, все-таки дают обучающий эффект благодаря  присутствию почти во всех играх  момента дискуссии, обсуждения и  анализа участниками своих действий между собой и с координатором  игры. Именно в Лист

Информация о работе Деловая игра как интерактивный метод обучения