Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа
Переход от централизации отраслей народного хозяйства к рыночным отношениям непосредственным образом касается и среднего специального образования. Рыночные отношения в экономике резко повышают требования к профессиональной подготовке и использованию специалистов средней квалификации. Они по новому высвечивают работу специалиста на производстве, его место и роль в экономике, заставляют качественно улучшить профессиональную подготовку выпускников.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Теоретические основы деловой игры как интерактивного метода обучения 8
1.1. Деловая игра: история возникновения, понятие и классификация …….8
1.2. Структура и методика проведения деловой игры 18
1.3 Интерактивность деловой игры в обучении……………………………….28
1.4.Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением… 33
Выводы по первой главе 39
Глава 2.Эмпирическое исследование деловой игры как интерактивного метода обучения в Казанском филиале ФГОУ СПО «Лаишевского технико – экономического техникума»…………………………………………..............42
2.1. Организация и методика исследования 42
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 45
2.3. Предложения по применению деловой игры как интерактивного метода обучения…………………………………………………………………..……..53
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Лист
54
ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.
Для эффективной организации
педагогического взаимодействия тактика
педагога может строиться в соответствии
с определенными этапами
Лист
55
ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.
Таким образом, определив
проблемы организации игры, мы можем
прийти к следующим выводам. Игра
считается сложным и
С психолого-педагогической точки зрения, игра - мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации и так далее. Благодаря играм человек учится доверять самому себе и другим людям, распознавать, что принимать, а что опровергать в окружающем мире. По мнению Д.Б.Эльконина, психолого-педагогический смысл игры в развитии личности заключается в «открытии ребенком нового мира, мира взрослых с их деятельностью, функциями и отношениями».
Проблемы педагогической
организации игровой
К способам методического
сопровождения игровой
В процессе образования личности игра сможет стимулировать:
Лист
56
ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.
удовольствие от процесса познавательной деятельности;
Процесс включения в игру может разворачиваться по различных схемам в зависимости от той позиции, которую занимает тот или иной участник по отношению к игре в целом. Развитие готовности к игре предполагает:
К игровым педагогическим
технологиям педагоги начинают обращаться
в период воспитания и обучения.
Программа игровой
Игровые технологии в обучении учащихся отличаются качественным своеобразием.
Лист
57
ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.
педагогический принцип: Как правило, в качестве развивающих игровых технологий педагоги обращаются к такому типу игр как «деловые игры». В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операциональные, ролевые деловые игры, деловой театр, психо и социодрама. Для эффективной организации педагогического взаимодействия тактика педагога может строиться в соответствии с определенными этапами деловой игры: подготовки, введения в игру, проведения и анализа хода игры.
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
Во второй главе мы описали
этапы организации и методику
эмпирического исследования деловой
игры как интерактивного метода обучения;
сделали анализ каждого этапа
эксперимента и предложили результаты
исследования, а также выступили
с предложениями по эффективности
применения деловой игры на занятиях
теоретического и практического
обучения при изучении профессионально-
В результате проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам:
- Деловая игра – это интерактивный метод обучения.
- Игра позволяет радикально
сократить время накопления
Лист
58
ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.
– Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.
– В деловой игре «знания
усваиваются не про запас, не для
будущего применения, не абстрактно, а
в реальном для участника процессе
информационного обеспечения
– Игра позволяет формировать
«у будущих специалистов целостное
представление о
– Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.).
- Деловая игра имеет
преимущества перед
Лист
59
ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.
Заключение
В дидактике в последние годы требование активного усвоения знаний учащимися, выдвинутое еще прогрессивными дидактами прошлого, получило научное обоснование, приобретя характер закона развития активности и самостоятельности учащихся в познавательной деятельности. Реализация этого закона требует разработки и новых активных методов обучения.
Одной из наиболее эффективных форм подготовки специалистов становятся деловые игры и уроки с конкретными деловыми ситуациями. Игра известна еще с древнейших времен как способ проверки знаний и умений применять их на практике.
Игры дают возможность моделировать типичные производственные ситуации, в ходе которых ее участники ведут напряженную умственную работу, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт.
Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.
Широко распространенные
в настоящее время деловые
игры оказываются
60
ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.
имеющегося профессионального опыта, игроки принимают решения в виде обратной связи получают результаты своих действий. Следовательно, играющие могут в условиях конкуренции или кооперации с другими участниками анализировать и оценивать свои действия только по результатам. За счет имитации в игре особенностей профессиональной сферы деятельности или ее частных ситуации участники имеют возможность сравнивать и критически оценивать эффективность уже имеющихся у них способов деятельности, но н больше. При этом содержание деятельности и ее способы остаются скрытыми для рефлексивного анализа. Фактически в традиционных деловых играх расширяется ранее сформированная профессиональная ориентировка, но не создаются условия для овладения новыми способами деятельности. Отсутствие условий для осуществления рефлексивного сознательного отношения к собственным действиям определяется тем, что в таких формах организации игрового обучения не делается специального акцента на необходимости возникновения у учащихся игрового отношения к игровой деятельности. Более того, в деловых играх, возникновение рефлексивного игрового отношения к самому сюжету или попытки раскрыть закон имитационной модели рассматриваются как отрицательный момент. Говорится, что при этом игра идет ради самой игры, а достижение выигрыша - ради выигрыша. Игроки, стараясь обыграть друг друга, отвлекаются от целей обучения. Это опасение естественно, так как всякая игровая форма может провоцировать возникновение игровой деятельности, но внешние по отношению к игре цели обучения навыкам игровой деятельности заставляют фактически отрицать игровую деятельность как основной механизм, обеспечивающий эффективность обучения.
Вместе с тем следует
отметить, что современные деловые
игры, несмотря на недостатки, все-таки
дают обучающий эффект благодаря
присутствию почти во всех играх
момента дискуссии, обсуждения и
анализа участниками своих
Информация о работе Деловая игра как интерактивный метод обучения