Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:07, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать теоретические и практические особенности системы ротации персонала и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Рабочей гипотезой исследования является следующее предположение: правильное использование внутреннего кадрового потенциала является более выгодным для организации, чем привлечение персонала извне. Это связано с необходимостью как включения нового сотрудника в корпоративную культуру, так и обязательной доподготовки сотрудника к началу работы в организации, поскольку все большее значение приобретает специализация, задаваемая спецификой конкретной внутрифирменной технологии. Кроме того, затраты на привлечение сотрудников из внутренних источников гораздо дешевле внешних.
Для достижения указанной цели требуется решить следующие задачи:
раскрыть понятие и основные принципы ротации персонала;
определить цели и виды ротации персонала, их правовое регулирование;
исследовать зарубежный опыт ротации персонала;
проанализировать систему ротации персонала на предприятии;
разработать предложения по совершенствованию системы ротации персонала на предприятии и оценить их эффективность.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы ротации персонала 6
1.1. Понятие и основные принципы ротации персонала 6
1.3. Цели и виды ротации персонала, их правовое регулирование 14
1.3. Зарубежный опыт ротации персонала 21
Глава 2. Анализ системы ротации персонала на предприятии 25
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2. Анализ системы управления персоналом предприятия 33
2.3. Анализ кадрового состава предприятия 38
2.4. Анализ системы ротации персонала 41
Глава 3. Разработка проекта по совершенствованию системы ротации персонала на предприятии 49
3.1. Разработка анкеты кандидата на замещение вакантной должности 49
3.2. Разработка текстов, рекомендуемых к использованию при отборе кандидата и рекомендаций по проведению интервью с персоналом 56
3.3. Совершенствование системы оценки труда персонала 67
3.4. Оценка эффективности совершенствования системы ротации на предприятии 71
Заключение 76
Список использованной литературы 80
Приложения 83
В структуре отдела кадров ООО «Баскервиль» выделяются следующие штатные должности:
- начальник отдела кадров;
- менеджер по персоналу.
Отдел кадров ООО «Баскервиль» выполняет следующие функции:
Основные принципы ресторана в отношении к персоналу:
Анализ
кадрового состава ООО «
Таблица 3
Анализ
кадрового состава ООО «
№ п/п | Показатели | Ед.измерения | 2002 | 2003 | 2004 |
1 | Численность персонала,
всего
в том числе по категориям: |
чел. | 3057 | 3186 | 3560 |
- Руководители | 5 | 5 | 5 | ||
- Специалисты | 15 | 18 | 21 | ||
- Рабочие | 8 | 10 | 11 | ||
- Служащие | 24 | 25 | 26 | ||
Всего | 52 | 58 | 63 | ||
2 | Возрастной состав персонала: | чел. | |||
- до 18 лет | 3 | 4 | 5 | ||
- 18-25 лет | 5 | 6 | 8 | ||
- 26-36 лет | 13 | 15 | 15 | ||
- 37-50 лет | 27 | 29 | 31 | ||
- свыше 50 лет | 4 | 4 | 4 | ||
Средний возраст работающих | лет | 35,6 | 35,4 | 35,7 | |
Структура персонала по полу: | % | ||||
- женщин | 56,5 | 55,4 | 52,3 | ||
- мужчин | 43,5 | 44,6 | 47,7 | ||
3 | Распределение персонала по стажу: | чел. | |||
- до 1 года | 2 | 8 | 10 | ||
- 1-3 года | 12 | 10 | 11 | ||
- 3-5 лет | 24 | 25 | 25 | ||
- 5-10 лет | 12 | 13 | 15 | ||
- более 10 лет | 2 | 2 | 2 | ||
4 | Уровень профессиональной подготовки (для руководителей и специалистов) | % | |||
- высшее образование | 89 | 90 | 90 | ||
- среднее специальное | 11 | 10 | 10 |
Анализ приведенных данных позволяет сделать следующие выводы:
Численность персонала увеличивается по всем категориям. Однако темп роста наиболее высок в категории рабочих. Стабильный темп прироста наблюдается в категории специалистов и служащих.
В графическом виде динамика численности персонала ООО «Баскервиль» представлена на рис.13.
Рис.13.
Динамика численности персонала
ООО «Баскервиль»
В структуре по полу наблюдаем примерно одинаковое распределение персонала: мужчин (47,7 %) и женщин (52,3%). Численность женщин немного превышает численность мужчин, однако к 2005 году есть тенденция выравнивания и этого различия (рис.14).
Рис.14.
Структура персонала ООО «
Основную долю персонала занимают работники с высшим образованием – 90 %. Другую наиболее весомую долю занимают работники со средним специальным образованием – 10 % (рис. 15).
Рис.15. Уровень профессиональной подготовки персонала ООО «Баскервиль»
Анализ персонала по стажу показал, что по состоянию на 2005г. основную долю занимают работники, проработавшие в организации 3-5 лет (25 %). Значительную долю также занимают работники со средним опытом работы по специальности от 5 до 10 лет (15%), и работники с совсем небольшим опытом работы - от 1 до 3 лет (11%) (рис.16).
Рис.16.
Структура персонала ООО «
Наиболее молодой и малоопытный персонал – это рядовые служащие отделов (экономисты, менеджеры) и работники кухни. Более опытными являются старшие специалисты, руководители отделов. И наиболее опытными являются директор ресторана, начальники отделов.
Ротация персонала в ООО «Баскервиль» осуществляется с целью:
1) расширения сферы деятельности компании (на базе «старых» сотрудников компании формируются новые коллективы для вновь открываемых объектов, которые передают ценности, традиции, стандарты, правила своим «новым» коллегам);
2) привлечения новых бизнес-направлений (планирования «кадрового резерва», которое позволяет прогнозировать развитие карьерного роста сотрудников на длительный период времени, что делает их более лояльными компании);
3) повышения универсальности сотрудников (развитие карьеры «по горизонтали»);
4) индивидуального планирования и развития карьеры сотрудников;
5) передачи опыта, знаний, навыков деятельности в компании новым сотрудникам (наставничество, внутренняя школа);
6) получения опыта работы и субкультуры в другом подразделении, коллективе;
7) формирования новых взаимодействий, взаимоотношений между сотрудниками компании, формирование изменений во взаимоотношениях между подразделениями, которые позволяют максимально рационализировать бизнес-процессы;
8) увеличения нововведений за счет креативности команды, (видение «не замыленным глазом», ведь в коллективе появился новый сотрудник);
9) повышения лояльности и приверженности сотрудников компании;
10) управления изменениями (после собственных нововведений, глобальные изменения принимаются легче).
Введение
в должность и адаптация
Рис.17.
Форма плана вхождения в должность
в ООО «Баскервиль»
Также
может использоваться Целевая программа
- своего рода план достижения целей. Например,
для менеджера по персоналу она может
быть составлена по следующему образцу
(табл.4):
Таблица 4
Целевая программа деятельности руководителя отдела кадров ООО «Баскервиль»
№ | Цели | Задачи | Результаты |
1 | Подбор
и адаптация персонала
Заполнение всех вакансий и уровней персонала в соответствии с планами развития организации |
1. Планирование
потребности в персонале, |
1. Контроль за процедурой планирования потребностей в персонале (линейный менеджер по персоналу ежемесячно сдает планы на следующий месяц, перспективный план на квартал) и составление сводного плана. Квалификационные требования, должностная инструкция. |
2. Подбор кандидата, окончательное определение системы мотивации и условий работы | 2. Предложения по структуре заработной платы и компенсационного пакета при приеме на работу | ||
3. Адаптация
– введение в должность, |
3. План введения
в должность, адаптация, | ||
4. Оценка
персональной деятельности |
4. Описание, внедрение
и контроль за процедурой | ||
2 | Обучение
Компетенция сотрудника позволяет успешно решать стратегические, тактические и оперативные задачи. Возможность заполнения новых вакансий имеющимися сотрудниками |
1. Определение
потребности в обучении, повышении
квалификации или 2. Подбор обучения, повышения квалификации, переподготовки для сотрудников компании. 3. Анализ обучения, повышения квалификации, переподготовки, предложенных службой управления персоналом |
Описание, внедрение и контроль за процедурой обучения сотрудников в компании |
3 | Развитие
персонала
Удовлетворенность
сотрудников развитием своей
карьеры |
1. Определение
возможностей развития карьеры
сотрудников.
2. Анализ работы. 3. Оценка сотрудников. 4. Своевременная ротация персонала |
Описание, внедрение и контроль за процессом развития сотрудников. Необходимо добиться того, чтобы каждый сотрудник имел возможность на регулярной основе получать обратную связь от руководителей смежных подразделений |
4 | Мотивация
Развитие уровней потребностей сотрудников, совпадающих с целями организации, и их удовлетворенность |
1. Определение
уровней потребностей 2. Создание системы мотивации |
1. Создание системы
мотивации сотрудников.
2. Структура
заработной платы и 3. Система сбора информации с рынка труда и от конкурирующих организаций по компенсационным пакетам |
5 | Формирование
корпоративной культуры
Максимально возможное совпадение ценностей сотрудника с ценностями и целями организации |
1. Курирование
коллективов подразделений и
отдельных сотрудников.
2. Социально-психологический климат |
1. Разработка
и введение фирменных 2. Оценка социально- |
6 | Формирование
информационных потоков
Обеспечение результативной и эффективной передачи информации в организации |
1. Создание системы
информации в электронном виде.
2. Создание системы информации в печатном виде |
1. Создание внутреннего
сайта.
2. Выпуск стенгазет |
7 | Социальная
поддержка и защита
Уверенность сотрудников в лояльности организации |
Создание системы материальной помощи | Положение о выплате материальной помощи |
Менеджеру по персоналу необходимо отслеживать все проявления способностей сотрудников, которые приводят к конкретным результатам, то есть наблюдать за индивидуальным развитием каждого сотрудника компании. В ООО «Баскервиль» эта задача выполняется в процессе проведения аттестации (1 раз в год), оценки индивидуальной деятельности сотрудника (1 раз в квартал) и проводимых на их основании аттестационных и оценочных собеседований.
Наибольшими карьерными устремлениями обладают, как правило, новые сотрудники, которые еще не успели удовлетворить свои карьерные амбиции. Учитывая это, в ООО «Баскервиль» сотруднику предлагаются следующие варианты:
При оформлении приема на работу в новой должности заключается новый трудовой договор, составляется приказ о приеме на работу (форма № Т-1) и выполняются иные действия, предусмотренные трудовым законодательством.
Ротация является более «дешевым» источником комплектования кадров на предприятии, чем отбор из внешних источников.
Сравним
затраты предприятия в случае
отбора персонала из внешних и
внутренних источников (табл.5).
Таблица 5