Д-ротация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:07, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – исследовать теоретические и практические особенности системы ротации персонала и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Рабочей гипотезой исследования является следующее предположение: правильное использование внутреннего кадрового потенциала является более выгодным для организации, чем привлечение персонала извне. Это связано с необходимостью как включения нового сотрудника в корпоративную культуру, так и обязательной доподготовки сотрудника к началу работы в организации, поскольку все большее значение приобретает специализация, задаваемая спецификой конкретной внутрифирменной технологии. Кроме того, затраты на привлечение сотрудников из внутренних источников гораздо дешевле внешних.
Для достижения указанной цели требуется решить следующие задачи:
раскрыть понятие и основные принципы ротации персонала;
определить цели и виды ротации персонала, их правовое регулирование;
исследовать зарубежный опыт ротации персонала;
проанализировать систему ротации персонала на предприятии;
разработать предложения по совершенствованию системы ротации персонала на предприятии и оценить их эффективность.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы ротации персонала 6
1.1. Понятие и основные принципы ротации персонала 6
1.3. Цели и виды ротации персонала, их правовое регулирование 14
1.3. Зарубежный опыт ротации персонала 21
Глава 2. Анализ системы ротации персонала на предприятии 25
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2. Анализ системы управления персоналом предприятия 33
2.3. Анализ кадрового состава предприятия 38
2.4. Анализ системы ротации персонала 41
Глава 3. Разработка проекта по совершенствованию системы ротации персонала на предприятии 49
3.1. Разработка анкеты кандидата на замещение вакантной должности 49
3.2. Разработка текстов, рекомендуемых к использованию при отборе кандидата и рекомендаций по проведению интервью с персоналом 56
3.3. Совершенствование системы оценки труда персонала 67
3.4. Оценка эффективности совершенствования системы ротации на предприятии 71
Заключение 76
Список использованной литературы 80
Приложения 83

Работа состоит из  1 файл

Д - Ротация.doc

— 1.09 Мб (Скачать документ)

       В структуре отдела кадров ООО «Баскервиль» выделяются следующие штатные должности:

       - начальник отдела кадров;

       - менеджер по персоналу. 

       Отдел кадров ООО «Баскервиль» выполняет следующие функции:

  • готовит предложения по совершенствованию структуры Компании и составлению штатного расписания;
  • ведет учет численности сотрудников Компании;
  • ведет анализ состава, деловых качеств специалистов Компании с целью их рационального использования;
  • осуществляет планомерную работу по созданию резерва для выдвижения на основе таких организационных форм, как планирование деловой карьеры, подготовка кандидатов на выдвижение по индивидуальным планам, ротационное передвижение руководителей и специалистов, обучение на специальных курсах, стажировка на соответствующих должностях;
  • проводит систематический анализ кадровой работы в компании, разрабатывает предложения по ее улучшению;
  • организует табельный учет, составление и выполнение графиков отпусков, контроль за состоянием трудовой дисциплины в подразделениях Компании и соблюдением работниками правил внутреннего трудового распорядка;
  • ведет работу по замещению вакантных должностей в компании;
  • осуществляет прием, переводы и увольнения сотрудников в соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями и приказами директора компании, выдает справки с места работы сотрудникам, заверяет заявления для получения заграничных паспортов, заверяет личные подписи на доверенностях для получения заработной платы;
  • хранит и заполняет трудовые книжки, а также ведет журнал трудовых книжек;
  • регистрирует в журнале учета листков временной нетрудоспособности больничные листы, подсчитывает непрерывный трудовой стаж работы сотрудника, выставляет процент оплаты по больничному листу;
  • составляет и подписывает отчеты в военкомат;
  • ведет переписку от имени директора по кадрам и режиму в пределах своей компетенции;
  • ведет работу по составлению должностных инструкций, положений об отделах;
  • разрабатывает правила внутреннего трудового распорядка;
  • разносит новые сведения о сотрудниках по личным карточкам;
  • знакомит сотрудников с приказами о приеме, увольнении, перемещении под роспись;
  • консультирует сотрудников по вопросам трудового законодательства;
  • осуществляет контроль за исполнением постановлений, приказов и распоряжений по вопросам работы с кадрами;
  • организует разработку прогнозов, определение текущей и перспективной потребности в кадрах и источников ее удовлетворения на основе изучения рынка труда, установления прямых связей с учебными заведениями и службами занятости, контактов с компаниями аналогичного профиля, информирования работников внутри компании об имеющихся вакансиях, использования средств массовой информации для помещения объявлений о найме работников;
  • ежегодно составляет списки детей сотрудников компании для получения новогодних подарков;
  • занимается поздравлениями сотрудников компании с праздниками, составляет списки для поощрений;
  • ежегодно взаимодействует с соцстрахом и туристическими фирмами для предоставления сотрудникам компании путевок в дома отдыха, здравницы на территории РФ, детям сотрудников - путевки в лагеря отдыха.

       Основные  принципы ресторана в отношении к персоналу:

  • уважение сотрудника компании и его прав;
  • открытое и честное общение внутри компании;
  • атмосфера взаимного доверия и взаимопомощи;
  • постоянное расширение знаний и обучение сотрудников;
  • поддержка инициативы каждого;
  • возможности профессионального роста;
  • широкая программа компенсаций и поощрений.

       2.3. Анализ кадрового  состава предприятия

       Анализ  кадрового состава ООО «Баскервиль» представлен в таблице 3.

       Таблица 3

       Анализ  кадрового состава ООО «Баскервиль»

№ п/п Показатели Ед.измерения 2002 2003 2004
1 Численность персонала, всего

в том числе  по категориям:

чел. 3057 3186 3560
  - Руководители   5 5 5
  - Специалисты    15 18 21
  - Рабочие   8 10 11
  - Служащие   24 25 26
  Всего   52 58 63
2 Возрастной  состав персонала: чел.      
  - до 18 лет   3 4 5
  - 18-25 лет   5 6 8
  - 26-36 лет   13 15 15
  - 37-50 лет   27 29 31
  - свыше 50 лет   4 4 4
  Средний возраст  работающих лет 35,6 35,4 35,7
  Структура персонала  по полу: %      
  - женщин   56,5 55,4 52,3
  - мужчин   43,5 44,6 47,7
3 Распределение персонала по стажу: чел.      
  - до 1 года   2 8 10
  - 1-3 года   12 10 11
  - 3-5 лет   24 25 25
  - 5-10 лет   12 13 15
  - более 10 лет   2 2 2
4 Уровень профессиональной подготовки (для руководителей и специалистов) %      
  - высшее образование   89 90 90
  - среднее специальное   11 10 10

       Анализ  приведенных данных позволяет сделать  следующие выводы:

       Численность персонала увеличивается по всем категориям. Однако темп роста наиболее высок в категории рабочих. Стабильный темп прироста наблюдается в категории  специалистов и служащих.

       В графическом виде динамика численности персонала ООО «Баскервиль» представлена на рис.13.

       

       Рис.13. Динамика численности персонала  ООО «Баскервиль» 

       В структуре по полу наблюдаем примерно одинаковое распределение персонала: мужчин (47,7 %) и женщин (52,3%). Численность женщин немного превышает численность мужчин, однако к 2005 году есть тенденция выравнивания и этого различия (рис.14).

       

       Рис.14. Структура персонала ООО «Баскервиль» по половому признаку

       Основную  долю персонала занимают работники  с высшим образованием – 90 %. Другую наиболее весомую долю занимают работники со средним специальным образованием – 10 % (рис. 15).

       

       Рис.15. Уровень профессиональной подготовки персонала ООО «Баскервиль»

       Анализ  персонала по стажу показал, что  по состоянию на 2005г. основную долю занимают работники, проработавшие в организации 3-5 лет (25 %). Значительную долю также занимают работники со средним опытом работы по специальности от 5 до 10 лет (15%), и работники с совсем небольшим опытом работы - от 1 до 3 лет (11%) (рис.16).

       

       Рис.16. Структура персонала ООО «Баскервиль по стажу работы

     Наиболее  молодой и малоопытный персонал – это рядовые служащие отделов (экономисты, менеджеры) и работники  кухни. Более опытными являются старшие  специалисты, руководители отделов. И  наиболее опытными являются директор ресторана, начальники отделов.

       2.4. Анализ системы  ротации персонала

       Ротация персонала в ООО «Баскервиль» осуществляется с целью:

       1) расширения сферы деятельности компании (на базе «старых» сотрудников компании формируются новые коллективы для вновь открываемых объектов, которые передают ценности, традиции, стандарты, правила своим «новым» коллегам);

       2) привлечения новых бизнес-направлений (планирования «кадрового резерва», которое позволяет прогнозировать развитие карьерного роста сотрудников на длительный период времени, что делает их более лояльными компании);

       3) повышения универсальности сотрудников (развитие карьеры «по горизонтали»);

       4) индивидуального планирования и развития карьеры сотрудников;

       5) передачи опыта, знаний, навыков деятельности в компании новым сотрудникам (наставничество, внутренняя школа);

       6) получения опыта работы и субкультуры в другом подразделении, коллективе;

       7) формирования новых взаимодействий, взаимоотношений между сотрудниками компании, формирование изменений во взаимоотношениях между подразделениями, которые позволяют максимально рационализировать бизнес-процессы;

       8) увеличения нововведений за счет креативности команды, (видение «не замыленным глазом», ведь в коллективе появился новый сотрудник);

       9) повышения лояльности и приверженности сотрудников компании;

       10) управления изменениями (после  собственных нововведений, глобальные  изменения принимаются легче).

       Введение  в должность и адаптация сотрудника на новом рабочем месте - задача как непосредственного руководителя, так и менеджера по персоналу. Для этого сотрудник получает План вхождения в должность. Форма плана представлена на рис.17. 
 
 
 
 
 
 
 

   

       Рис.17. Форма плана вхождения в должность в ООО «Баскервиль» 

       Также может использоваться Целевая программа - своего рода план достижения целей. Например, для менеджера по персоналу она может быть составлена по следующему образцу (табл.4): 
 
 

       Таблица 4

       Целевая программа деятельности руководителя отдела кадров ООО «Баскервиль»

Цели Задачи Результаты
1 Подбор  и адаптация персонала

Заполнение всех вакансий и уровней персонала в соответствии с планами развития организации

1. Планирование  потребности в персонале, формулировка  целей, задач и результатов  должности, принципы компенсационного  пакета, первичный анализ уровня  зарплаты 1. Контроль за  процедурой планирования потребностей в персонале (линейный менеджер по персоналу ежемесячно сдает планы на следующий месяц, перспективный план на квартал) и составление сводного плана. Квалификационные требования, должностная инструкция.
2. Подбор  кандидата, окончательное определение системы мотивации и условий работы 2. Предложения  по структуре заработной платы  и компенсационного пакета при  приеме на работу
3. Адаптация  – введение в должность, стажировка 3. План введения  в должность, адаптация, первичное  обучение
4. Оценка  персональной деятельности сотрудника  по окончании испытательного  срока 4. Описание, внедрение  и контроль за процедурой оценки  сотрудников. 
2 Обучение

Компетенция сотрудника позволяет успешно решать стратегические, тактические и оперативные задачи. Возможность заполнения новых вакансий имеющимися сотрудниками

1. Определение  потребности в обучении, повышении  квалификации или переподготовке  сотрудников.

2. Подбор обучения, повышения квалификации, переподготовки  для сотрудников компании.

3. Анализ обучения, повышения квалификации, переподготовки, предложенных службой управления персоналом

Описание, внедрение  и контроль за процедурой обучения сотрудников в компании
3 Развитие  персонала

Удовлетворенность сотрудников развитием своей  карьеры  
в соответствии с целями организации

1. Определение  возможностей развития карьеры  сотрудников.

2. Анализ работы.

3. Оценка сотрудников.

4. Своевременная  ротация персонала

Описание, внедрение  и контроль за процессом развития сотрудников. Необходимо добиться того, чтобы каждый сотрудник имел возможность на регулярной основе получать обратную связь от руководителей смежных подразделений
4 Мотивация

Развитие уровней  потребностей сотрудников, совпадающих  с целями организации, и их удовлетворенность

1. Определение  уровней потребностей персонала.

2. Создание системы  мотивации

1. Создание системы  мотивации сотрудников.

2. Структура  заработной платы и компенсационного  пакета.

3. Система сбора  информации с рынка труда и от конкурирующих организаций по компенсационным пакетам

5 Формирование  корпоративной культуры

Максимально возможное  совпадение ценностей сотрудника с ценностями и целями организации

1. Курирование  коллективов подразделений и  отдельных сотрудников.

2. Социально-психологический  климат

1. Разработка  и введение фирменных стандартов 

2. Оценка социально-психологического  климата.

6 Формирование  информационных потоков

Обеспечение результативной и эффективной передачи информации в организации

1. Создание системы информации в электронном виде.

2. Создание системы  информации в печатном виде 

1. Создание внутреннего  сайта.

2. Выпуск стенгазет

7 Социальная  поддержка и защита

Уверенность сотрудников  в лояльности организации

Создание системы  материальной помощи Положение о  выплате материальной помощи
 

       Менеджеру по персоналу необходимо отслеживать  все проявления способностей сотрудников, которые приводят к конкретным результатам, то есть наблюдать за индивидуальным развитием каждого сотрудника компании. В ООО «Баскервиль» эта задача выполняется в процессе проведения аттестации (1 раз в год), оценки индивидуальной деятельности сотрудника (1 раз в квартал) и проводимых на их основании аттестационных и оценочных собеседований.

       Наибольшими карьерными устремлениями обладают, как правило, новые сотрудники, которые еще не успели удовлетворить свои карьерные амбиции. Учитывая это, в ООО «Баскервиль» сотруднику предлагаются следующие варианты:

  • вертикальное развитие карьеры - продвижение по карьерной лестнице (целенаправленное повышение квалификации, увеличение объемов работ, постепенное делегирование полномочий, повышение ответственности, наставничество, передача опыта стажерам, выдвижение в резерв и возможности роста по иерархической лестнице в структуре);
  • горизонтальное развитие карьеры - перемещение в другое подразделение с возможностью переподготовки (переквалификации) сотрудника (освоение сотрудником новых дисциплин, новой специальности, предоставление перспектив расширения ответственности, получение дополнительных объемов работ), ротация персонала из подразделения в подразделение;
  • возможность перспективного обучения как внутри компании (внутренняя школа), так и внешнего обучения, что может рассматриваться в качестве одного из мотивирующих факторов для деятельности сотрудников (как правило, если учитываются и их пожелания по собственному развитию);
  • выделение самостоятельных проектов и наделение сотрудников большими полномочиями в рамках проекта (увеличение ответственности, возможности привлечения к сотрудничеству других сотрудников).

       При оформлении приема на работу в новой должности заключается новый трудовой договор, составляется приказ о приеме на работу (форма № Т-1) и выполняются иные действия, предусмотренные трудовым законодательством.

       Ротация является более «дешевым» источником комплектования кадров на предприятии, чем отбор из внешних источников.

       Сравним затраты предприятия в случае отбора персонала из внешних и  внутренних источников (табл.5). 
 

       Таблица 5

Информация о работе Д-ротация