Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:07, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать теоретические и практические особенности системы ротации персонала и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Рабочей гипотезой исследования является следующее предположение: правильное использование внутреннего кадрового потенциала является более выгодным для организации, чем привлечение персонала извне. Это связано с необходимостью как включения нового сотрудника в корпоративную культуру, так и обязательной доподготовки сотрудника к началу работы в организации, поскольку все большее значение приобретает специализация, задаваемая спецификой конкретной внутрифирменной технологии. Кроме того, затраты на привлечение сотрудников из внутренних источников гораздо дешевле внешних.
Для достижения указанной цели требуется решить следующие задачи:
раскрыть понятие и основные принципы ротации персонала;
определить цели и виды ротации персонала, их правовое регулирование;
исследовать зарубежный опыт ротации персонала;
проанализировать систему ротации персонала на предприятии;
разработать предложения по совершенствованию системы ротации персонала на предприятии и оценить их эффективность.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы ротации персонала 6
1.1. Понятие и основные принципы ротации персонала 6
1.3. Цели и виды ротации персонала, их правовое регулирование 14
1.3. Зарубежный опыт ротации персонала 21
Глава 2. Анализ системы ротации персонала на предприятии 25
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2. Анализ системы управления персоналом предприятия 33
2.3. Анализ кадрового состава предприятия 38
2.4. Анализ системы ротации персонала 41
Глава 3. Разработка проекта по совершенствованию системы ротации персонала на предприятии 49
3.1. Разработка анкеты кандидата на замещение вакантной должности 49
3.2. Разработка текстов, рекомендуемых к использованию при отборе кандидата и рекомендаций по проведению интервью с персоналом 56
3.3. Совершенствование системы оценки труда персонала 67
3.4. Оценка эффективности совершенствования системы ротации на предприятии 71
Заключение 76
Список использованной литературы 80
Приложения 83
Примечание: за каждый пункт можно поставить от 1 до 10 баллов.
Представим результаты оценки труда персонала ООО «Баскервиль» балльным методом в графическом виде (рис.19).
Итоговый результат оценки труда персонала ООО «Баскервиль» балльным методом представлен на рис. 20.
Рис.20. Итоговый результат оценки труда персонала ООО «Баскервиль»
Информация, полученная в результате оценки персонала, служит базой для:
Подводя
итоги выпускной
Под ротацией (лат. rotation - круговое движение) понимается система переводов и перемещений сотрудников внутри подразделения или компании на новые рабочие места на регулярной, правомерной и организованной основе.
Смысл ротации заключается в том, что:
1) разнообразие приносит сотруднику удовлетворение новой занимаемой должностью, новыми выполняемыми функциями, новыми поставленными задачами, достижением новых целей и результатов, то есть развитием собственной карьеры. Следовательно, сотрудник не ищет «новизны» в другой компании (хуже - у конкурентов);
2) воспитывается чувство общности между сотрудниками всей компании, усиливается их готовность к компромиссу, сотрудничеству, работе в команде.
Анализ
системы ротации персонала
Основные принципы ресторана в отношении к персоналу:
Ротация персонала в ООО «Баскервиль» осуществляется с целью:
1) расширения сферы деятельности компании (на базе «старых» сотрудников компании формируются новые коллективы для вновь открываемых объектов, которые передают ценности, традиции, стандарты, правила своим «новым» коллегам);
2) привлечения новых бизнес-направлений (планирования «кадрового резерва», которое позволяет прогнозировать развитие карьерного роста сотрудников на длительный период времени, что делает их более лояльными компании);
3) повышения универсальности сотрудников (развитие карьеры «по горизонтали»);
4) индивидуального планирования и развития карьеры сотрудников;
5) передачи опыта, знаний, навыков деятельности в компании новым сотрудникам (наставничество, внутренняя школа);
6) получения опыта работы и субкультуры в другом подразделении, коллективе;
7) формирования новых взаимодействий, взаимоотношений между сотрудниками компании, формирование изменений во взаимоотношениях между подразделениями, которые позволяют максимально рационализировать бизнес-процессы;
8) увеличения нововведений за счет креативности команды, (видение «не замыленным глазом», ведь в коллективе появился новый сотрудник);
9) повышения лояльности и приверженности сотрудников компании;
10) управления изменениями (после собственных нововведений, глобальные изменения принимаются легче).
В
работе были предложены следующие мероприятия
по совершенствованию системы
Помимо рекомендаций, была разработана анкета кандидата на замещение вакантной должности. Сформулированы основные вопросы, которые необходимо задать кандидату.
В целом же, подводя итог проведенному исследованию, можно отметить, что для создания эффективной системы ротации персонала в организации должны быть созданы три взаимосвязанные подсистемы:
1) подсистема исполнителей - содержит сведения о способностях, интересах, мотивах сотрудников;
2) подсистема работ - содержит информацию о всевозможных заданиях, проектах, индивидуальных ролях, исполнение которых необходимо для организации;
3)
подсистема информационного
Наличие
этих трех подсистем дает возможность
создать внутрикорпоративный
Приложение 1
Сравнительная характеристика управления персоналом в США и Японии
Японская модель | Американская модель |
1. Философия фирмы | |
Со сменой руководства философия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как действует система «пожизненного найма» | Замена руководства фирмы сопровождается сменой управленческих работников и рабочих |
2. Цели фирмы | |
Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы | Рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков |
3.
Организационная структура | |
Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений. Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах Использование проектных структур управления | Корпорация
состоит из автономных отделений
Использование матричных структур управления |
4. Наем и кадровая политика | |
Широко
используется труд выпускников вузов
и школ.
Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства Продвижение по службе с учетом выслуги лет Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме (так называемая уравнительная зарплата) |
Наем работников
на рынке труда через сеть университетов,
школ бизнеса и др. Нацеленность на индивидуальную,
личную карьеру
При найме работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных «центрах оценки», сдача экзаменов на должность Индивидуальная оценка и аттестация работников Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника |
5.
Организация производства и | |
Основное
внимание уделяется цеху — низовому
звену производства
Используется система «точно вовремя» (Канбан) без создания запасов и межоперационных заделов Работа групп (кружков) качества и осуществление жесткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы. Обязанности между работниками строго не распределены. Работники выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации; девиз — «действуй по обстановке» |
Основное внимание
уделяется не производству, а адаптации
с внешней средой
Работники выполняют работы на основе четкого исполнения должностных инструкций Ставки зарплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации Зарплата устанавливается в соответствии со спросом и предложениями на рынке труда |
6. Стимулирование работников | |
При благоприятном финансовом положении премии выплачиваются два раза в год (каждый раз по два-три месячных оклада).Выплаты и льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское страхование и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом фирмы, организации коллективного отдыха и др. | Стимулирование работников значительно ниже, чем в Японии, хотя доход президента крупной американской корпорации в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы |
7. Внутрифирменное планирование | |
Внутрифирменные
отделения имеют планы на три
года, включающие в себя инвестиционную
политику и мероприятия по внедрению новой
техники, а также перспективные планы
на 10— 15 лет.
Планы разрабатываются по принципу скользящего планирования отделениями фирмы. В плане отделения показывается объем производства, количество продукции в натуральном выражении, прибыль, штатное расписание, перечень поставщиков |
Процесс планирования
децентрализован.
Отделениям планируются основные финансовые показатели, затраты на производство, сбыт и НИОКР которые могут корректироваться в течение года По каждому новому виду продукции используются«стратегические хозяйственные центры (СХЦ) |
8. Финансовая политика | |
Часть
прибыли отделения (до 40%) используется
им самостоятельно
Прибыль направляется на рационализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования Широкое привлечение заемных средств |
Администрация
фирмы перераспределяет прибыль между
отделениями
Расширение производства за счет покупки (поглощения, слияния) других корпораций Самофинансирование корпораций |
Приложение 2
Перечень примерных вопросов при индивидуальном собеседовании
1. Почему Вы изъявили
желание участвовать к
2. Достижение какой цели в развитии собственной карьеры Вы ставите перед собой, изъявив желание участвовать в конкурсе на вакантную должность?
3. Какую пользу
Вы могли бы принести в случае
назначения Вас на эту
4. Расскажите о
Ваших знаниях,
5. Какие должностные обязанности Вы выполняли?
6. Какие у Вас
сложились отношения с
7. Почему Вы решили переменить место работы?
8. На какое денежное вознаграждение Вы рассчитываете?
9. В случае назначения Вас на должность, какими будут Ваши предложения по улучшению эффективности деятельности отдела, в котором Вы предполагаете работать?
10. Как Вы думаете, какие профессиональные и личностные качества необходимы для исполнения должностных обязанностей по должности, на которую Вы претендуете?
11. Какие, на Ваш взгляд, Ваши профессиональные знания и навыки будут наиболее полезны при работе на должности, на замещение которой Вы претендуете?
13. Расскажите о
Ваших самых важных
14. Что бы Вы
отнесли к разряду Ваших
15. Занимаетесь ли Вы самообразованием?
16. Каковы, на Ваш взгляд, Ваши сильные стороны характера?
17. Каковы, на Ваш
взгляд, Ваши слабые стороны характера?
Приложение 3
Классификация факторов, учитываемых при проведении оценки результативности труда
ФАКТОРЫ | СОДЕРЖАНИЕ ФАКТОРОВ |
Естественно-биологические: | Пол
Возраст Состояние здоровья Умственные способности Физические способности Климат Географическая среда Сезонность и др. |
Социально-экономические: | Состояние экономики
Государственные требования, ограничения и законы в области труда и з/п Квалификация работников аппарата управления Мотивация труда Уровень жизни Уровень соц. защищенности и др. |
Технико-организационные: | Характер решаемых
задач
Сложность труда Состояние организации производства и труда Условия труда Объем и качество получаемой информации Уровень
использования научно- |
Социально-психологические: | Отношение к
труду
Психофизиологическое состояние работника Моральный климат в коллективе и др. |
Рыночные: | Развитие многоукладной
экономики
Развитие предпринимательства Уровень и объем приватизации Конкуренция Самостоятельный выбор системы оплаты труда Либерализация цен Акционирование организаций Инфляция Банкротство Безработица и др. |