Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:07, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать теоретические и практические особенности системы ротации персонала и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Рабочей гипотезой исследования является следующее предположение: правильное использование внутреннего кадрового потенциала является более выгодным для организации, чем привлечение персонала извне. Это связано с необходимостью как включения нового сотрудника в корпоративную культуру, так и обязательной доподготовки сотрудника к началу работы в организации, поскольку все большее значение приобретает специализация, задаваемая спецификой конкретной внутрифирменной технологии. Кроме того, затраты на привлечение сотрудников из внутренних источников гораздо дешевле внешних.
Для достижения указанной цели требуется решить следующие задачи:
раскрыть понятие и основные принципы ротации персонала;
определить цели и виды ротации персонала, их правовое регулирование;
исследовать зарубежный опыт ротации персонала;
проанализировать систему ротации персонала на предприятии;
разработать предложения по совершенствованию системы ротации персонала на предприятии и оценить их эффективность.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы ротации персонала 6
1.1. Понятие и основные принципы ротации персонала 6
1.3. Цели и виды ротации персонала, их правовое регулирование 14
1.3. Зарубежный опыт ротации персонала 21
Глава 2. Анализ системы ротации персонала на предприятии 25
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2. Анализ системы управления персоналом предприятия 33
2.3. Анализ кадрового состава предприятия 38
2.4. Анализ системы ротации персонала 41
Глава 3. Разработка проекта по совершенствованию системы ротации персонала на предприятии 49
3.1. Разработка анкеты кандидата на замещение вакантной должности 49
3.2. Разработка текстов, рекомендуемых к использованию при отборе кандидата и рекомендаций по проведению интервью с персоналом 56
3.3. Совершенствование системы оценки труда персонала 67
3.4. Оценка эффективности совершенствования системы ротации на предприятии 71
Заключение 76
Список использованной литературы 80
Приложения 83
Сравнительный анализ затрат при организации отбора персонала из внешних и внутренних источников
Наименование затрат | Внешние источники | Внутренние источники |
Затраты по организации поиска кандидатов | Необходимы затраты на рекламу в СМИ, чтобы кандидаты на должность узнали об открытой вакансии | Достаточно напечатать объявление и распространить среди персонала, или повесить объявление на видном для работников месте. Таким образом, организация понесет затраты только на распечатку объявления. |
Затраты на заработную плату | Претендент со стороны может предъявить более высокие требования в отношении оплаты труда по сравнению с существующей на рынке труда в данный момент | Кандидат на вакантную должность заранее знает свой оклад, и, как правило, не претендует на больший. Для него важнее карьерный рост. |
Затраты на кадровое агентство | Услуги кадровых агентств достаточно высокооплачиваемы и, как правило, равны заработной плате того работника, которого вы ищете | Данные затраты отсутствуют |
Расчет затрат представлен в таблице 6.
Таблица 6
Сравнительный анализ затрат при организации отбора персонала из внешних и внутренних источников
Наименование затрат | Внешние источники | Внутренние источники |
Затраты по организации поиска кандидатов, руб. | 3 000 | 10 |
Затраты на заработную плату, руб. | 10 000 | 8 500 |
Затраты на кадровое агентство, руб. | 10 000 | 0 |
Всего затрат | 23 000 | 8 510 |
Рис. 18. Соотношение затрат при организации отбора персонала из внешних и внутренних источников
Как
показывают данные таблицы 6, подбор
персонала из внутренних источников компании
позволит сэкономить в среднем 14490 руб.
или 63 % средств с одного кандидата.
Рано или поздно кадровику приходится заниматься составлением анкет для решения различных кадровых вопросов и в первую очередь - для подбора персонала.
Анкета (фр. еnquete - расследование) - опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам. Несмотря на то, что она является одним из основных документов личного дела, утвержденной формы анкеты не существует [29, с. 174]. Это всегда собственная разработка компании и в зависимости от того, какому подразделению нужна информация, задающими генеральное направление выступают специалисты структурных единиц.
Приступая к разработке формы анкеты, необходимо обозначить цель, то есть определить, какую помощь должно оказать использование анкеты в работе - формально соблюсти требования кадрового делопроизводства или же нужен дополнительный инструмент для наиболее полной оценки качеств соискателя. Будем исходить из второго предположения и постараемся продумать, какая информация нам нужна и с помощью каких вопросов мы сможем ее получить.
Для этого выясним, какие же дополнительные возможности открываются перед заинтересованными работниками при использовании грамотно составленной анкеты.
Для руководителя и менеджера по персоналу анкета является источником дополнительной информации о соискателе, а следовательно, основой для более адекватной его оценки. Как известно, при работе по закрытию отдельных позиций, проводится большое количество собеседований. Взгляд как бы "замыливается" и, зачастую, очень трудно вспомнить, чем один соискатель лучше другого. Вот тут-то и придет на помощь анкета. При возникновении какого-либо вопроса нет необходимости "поднимать" все документы личного дела. При желании анкету можно разработать таким образом, чтобы в ней указывалась вся информация, которая может понадобиться при оформлении нового сотрудника. В данном случае, она служит неким справочным материалом, предоставляя возможность не "закопаться в бумажках" лишний раз.
Для соискателя предложенная к заполнению анкета - это своего рода "первое знакомство" с должностью. Проанализировав ее содержание, внимательный кандидат может сделать некоторые выводы о требованиях и особенностях предлагаемой работы.
В идеальном варианте анкета должна содержать вопросы, позволяющие оценить соискателя с точки зрения соответствия личностной спецификации (то есть описывать то, какими качествами должен обладать человек для успешного выполнения порученной ему работы). Естественно, не имеет смысла, составлять анкету для каждой должности. В литературе по кадровому делопроизводству и управлению персоналом очень часто рекомендуется создавать, например, три формы анкеты: для рабочих и младшего обслуживающего персонала; для специалистов и технических исполнителей; для руководителей. Отработав достаточно большое количество разного рода анкет, был сделан вывод, что гораздо удобнее пользоваться одной общей формой анкеты для всех категорий работников, но с несколькими "приложениями". Именно последние могут меняться в зависимости от должности или профессии, а следовательно, предоставлять необходимую информацию о профессионализме соискателя.
Определившись с целями и разобравшись с техническим решением оформления анкеты, обратимся к ее содержанию - вопросам.
1. Общая информация.
Получить общие сведения о потенциальном работнике можно, задав ему следующие вопросы:
2. Информация о перспективах работы в компании.
Правильно подобранные вопросы, позволят первоначально озвучить цели, мотивы, профессиональные притязания кандидата. Сопоставляя информацию этого и предшествующего раздела можно прогнозировать перспективы работы сотрудника в компании, определить адекватность оценки соискателем самого себя, своих желаний и амбиций.
Здесь помогут вопросы следующего плана:
3. Информация об образовании.
"Образование"
- это один из стандартных
Узнать об уровне образованности кандидата и как он его достиг, можно задав вопросы:
4. Информация об опыте работы.
Именно на основе данных этого раздела делаются выводы о соискателе: как часто сменяет места работы; по какой причине покидает компании; меняет ли кардинальным образом сферу приложения усилий; как меняются обязанности на каждом следующем месте работы; насколько легко сообщает сведения о прошлых местах работы, телефоны и имена бывших руководителей. Кадровику, даже с минимальным опытом, наблюдающим за процессом заполнения пунктов этого раздела становятся ясными многие психологические особенности соискателя. Кроме этого, уже при первичном анализе анкеты можно сделать выводы о развитии карьеры данного соискателя. Как известно, только 10% менеджеров могут быть успешными и эффективными одновременно. Основная же масса делится на две категории - человек либо поднимается по карьерным ступенькам, переходя с одной должности на другую (вариант вертикальной карьеры), либо наращивает профессиональный потенциал, все глубже изучая выбранную профессию (вариант горизонтальной карьеры).
Для получения информации подобного рода, необходимо попросить соискателя описать в обратном хронологическом порядке его трудовую деятельность по следующим направлениям:
5. Информация о профессиональных навыках.
Еще одна очень показательная группа вопросов. То, насколько обширно расписывает человек свои профессиональные умения, подскажет насколько он "разбрасывается" в своих стремлениях. Но можно взглянуть на ответы и по другому. Многоплановый профессиональный опыт часто встречается у людей, работавших в небольших компаниях, где круг обязанностей был достаточно "размытым". Бывший работник крупной структуры с жесткой иерархией, наоборот, будет отлично владеть знаниями и навыками узкой направленности.
Для этого необходимо спросить о:
Кроме этого о профессиональных навыках соискателя расскажут ответы на вопросы: