Формирование кадровой политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление условий и факторов, влияющих на формирование кадровой политики предприятия на современном этапе его деятельности.
Задачи исследования:
1. анализ теоретических основ понятий "кадровая стратегия" и "кадровая политика"; подходов к типологизации особенностей кадровой политики организации;
2. разработка матрицы комплексного анализа кадровой политики предприятия и изучение опыта управления формированием кадровой политики конкретного предприятия;
3. эмпирическое исследование особенностей реализации кадровой политики и кадровой работы в «М-Видео»;
4. разработка предложений по совершенствованию кадровой политики «М-Видео» на современном этапе деятельности предприятия.
В завершении представлен библиографический список

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие и сущность кадровой политики предприятия 5
1.1. Понятие и виды кадровой политики 5
1.2. Условия разработки кадровой политики 10
Глава 2. Формирование кадровой политики предприятия 14
2.1. Этапы формирования кадровой политики 14
2.2. Реализация современной кадровой политики. 20
2.3. Общая информация о ООО «М.Видео – Менеджмент» и кадровой политике 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51

Работа состоит из  1 файл

Формирование кадровой политики предприятия.doc

— 313.00 Кб (Скачать документ)

     ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         ВВЕДЕНИЕ

 

     В настоящий период времени в России утверждается новая философия управленческой деятельности и отношений, характерная  для стран с рыночной экономикой. И, в этом смысле, реализация новых подходов к управлению персоналом предполагает изучение проблем в сфере отношений с персоналом, отказ от привычки манипулировать кадрами.

     В такой ситуации на первый план выходят  вопросы обеспечения организации  необходимыми высококвалифицированными кадрами, способными решать неожиданно возникшие проблемы и развиваться в соответствии с требованиями производства. Решение этих проблем обеспечивается на основе принятой в организации кадровой политики. С этим связана актуальность изучения, анализа и практического решения проблем управления формированием кадровой политики предприятия.

     Именно  уникальное, профессиональное ядро кадрового  потенциала является на сегодняшний  день основным конкурентным преимуществом  любого предприятия и организации. И без партнёрства с человеческими ресурсами обеспечить это преимущество очень сложно.

     Как привлечь в организацию и удержать в ней ответственных и работоспособных, высококвалифицированных и талантливых  людей - вот вопрос, который призвана решить кадровая политика организации.

     Кадровая  политика формируется, исходя из бизнес-стратегии  организации, и имеет тесную взаимосвязь  со всеми областями хозяйственной  политики организации. Любое существенное изменение в той или иной сфере  деятельности предприятия оказывает влияние на вопросы кадрового характера, определяет новые аспекты в развитии кадровой стратегии и кадровой политики, требует их корректировки. В свою очередь, изменения в кадровой стратегии и кадровой политике отражаются на деятельности предприятия в целом.

     Таким образом, кадровая политика является составной  частью кадровой стратегии, разрабатываемой  в тесном взаимодействии со стратегией организации. Эффективная кадровая политика способна обеспечить конкурентное преимущество организации за счёт реализации целенаправленных усилий по повышению профессионального потенциала его.

     Объект  исследования: совокупность кадровых процессов на предприятии.

     Предмет исследования: условия и факторы  формирования кадровой политики предприятия.

     Цель  исследования: выявление условий и факторов, влияющих на формирование кадровой политики предприятия на современном этапе его деятельности.

     Задачи  исследования:

     1. анализ теоретических основ понятий  "кадровая стратегия" и "кадровая  политика"; подходов к типологизации особенностей кадровой политики организации;

     2. разработка матрицы комплексного  анализа кадровой политики предприятия  и изучение опыта управления  формированием кадровой политики  конкретного предприятия;

     3. эмпирическое исследование особенностей  реализации кадровой политики и кадровой работы в «М-Видео»;

     4. разработка предложений по совершенствованию  кадровой политики «М-Видео» на современном этапе деятельности предприятия.

     В завершении представлен библиографический  список 
 
 
 

Глава 1. Понятие и сущность кадровой политики предприятия

1.1. Понятие  и виды кадровой политики

 

     Ка́дровая поли́тика — совокупность правил и норм, целей и представлений, которые определяют направление и содержание работы с персоналом. Через кадровую политику осуществляется реализация целей и задач управления персоналом, поэтому её считают ядром системы управления персоналом. Кадровая политика формируется руководством организации, реализуется кадровой службой в процессе выполнения её работниками своих функций. Она находит свое отражение в следующих нормативных документах1:

  • Правилах внутреннего распорядка:
  • Коллективном договоре.

     Термин "кадровая политика" имеет широкое  и узкое толкования:

     1) система правил и норм (которые  должны быть осознаны и определенным  образом сформулированы), приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы (отсюда следует, что все мероприятия по работе с кадрами: отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение - заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации); 2) набор конкретных правил, пожеланий и ограничений во взаимоотношениях людей и организации. В этом смысле, например, слова: "Кадровая политика нашей фирмы состоит в том, чтобы брать на работу людей только с высшим образованием" - могут использоваться в качестве аргумента при решении конкретного кадрового вопроса. 

     Виды  кадровой политики

     Первое  основание может быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий и, связанным с этим уровнем, непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации. По данному основанию можно выделить следующие типы кадровой политики2:

  • Пассивная кадровая политика. Руководство не имеет программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации и т.д.
  • Реактивная кадровая политика. Руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтов, отсутствие квалифицированной рабочей силы, отсутствие мотивации к труду. Кадровые службы развиты, но нет целостной программы прогнозирования развития персонала.
  • Превентивная кадровая политика. Руководство имеет обоснованные прогнозы развития кадровой ситуации. Однако организация не имеет средств для влияния на неё. В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема - разработка целевых кадровых программ.
  • Активная кадровая политика. Делится на рациональную и авантюристскую.

        При рациональной кадровой политике руководство предприятия имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации и располагает средствами для влияния на нее. Кадровая служба предприятия располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный и долгосрочный периоды. В программах развития организации содержатся краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы потребности в кадрах (качественной и количественной). Кроме того, составной частью плана является программа кадровой работы с вариантами ее реализации.

        При авантюристической кадровой  политике руководство предприятия  не имеет качественного диагноза, обоснованного прогноза развития  ситуации, но стремится влиять  на нее. Кадровая служба предприятия, как правило, не располагает средствами прогнозирования кадровой ситуации и диагностики персонала, однако в программы развития предприятия включены планы кадровой работы, зачастую ориентированные на достижение целей, важных для развития предприятия, но не проанализированных с точки зрения изменения ситуации. План работы с персоналом в таком случае строится на достаточно эмоциональном, мало аргументированном, но, может быть, и верном представлении о целях работы с персоналом.

     Вторым  основанием для формирования кадровой политики является принципиальная ориентация на собственный персонал или на внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава3.

  • Открытая кадровая политика характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, организация готова принять на работу любого специалиста соответствующей квалификации без учета опыта работы в других организациях. Такая кадровая политика может быть адекватна для новых организаций, ведущих агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли.
  • Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации. Такая кадровая политика характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности.

     Сравнение этих двух типов кадровой политики по основным кадровым процессам представлено в таблице 14.

     Таблица 1. Сравнительная характеристика двух типов кадровой политики.

Кадровый  процесс Тип кадровой политики
  открытая закрытая
Набор персонала Ситуация высокой  конкуренции на рынке труда. Ситуация дефицита рабочей силы, отсутствие притока  новых рабочих рук.
Адаптация персонала Возможность быстрого включения в конкурентные отношения, внедрение новых для организации  подходов, предложенных новичками. Эффективная адаптация  за cчёт института наставников ("опекунов"), высокой сплоченности коллектива, включение  и традиционные подходы.
Обучение  и 
развитие 
персонала
Часто проводится во внешних центрах, способствует заимствованию  нового. Часто проводится во внутрикорпоративных центрах, способствует формированию единого взгляда, общих технологий, адаптировано к работе организации.
Продвижение персонала Затруднена  возможность роста, так как преобладает  тенденция набора персонала. Предпочтение  при назначении на вышестоящие должности всегда отдается сотрудникам компании, проводится планирование карьеры.
Мотивация и стимулирование Предпочтение  отдается вопросам стимулирования (внешней  мотивации). Предпочтение  отдается вопросам мотивации (удовлетворение потребности в стабильности, безопасности, социальном принятии).
Внедрение инноваций Постоянное  инновационное воздействие со стороны  новых сотрудников, основной механизм инноваций - контракт Необходимость специально инициировать процесс разработки инноваций, высокое чувство причастности
 

     Основное  содержание кадровой политики5:

  • обеспечение рабочей силой высокого качества, включая планирование, отбор и наём, высвобождение (выход на пенсию, увольнения), анализ текучести кадров и др.;
  • развитие работников, профориентация и переподготовка, проведение аттестации и оценки уровня квалификации, организация продвижения по службе;
  • совершенствование организации и стимулирования труда, обеспечение техники безопасности, социальные выплаты. Подразделения управления персоналом активно участвуют в переговорах с профсоюзами при заключении коллективных договоров, в разборе жалоб, претензий, осуществляют контроль за трудовой дисциплиной.

     Цели  кадровой политики:

  1. безусловное выполнение предусмотренных Конституцией прав и обязанностей граждан в трудовой области; соблюдение всеми организациями и отдельными гражданами положений законов о труде и профессиональных союзах, Трудового Кодекса, типовых правил внутреннего распорядка и других документов, принятых высшими органами по этому вопросу;
  2. подчиненность всей работы с кадрами задачам бесперебойного и качественного обеспечения основной хозяйственной деятельности требуемым числом работников необходимого профессионально-квалификационного состава;
  3. рациональное использование кадрового потенциала, имеющегося в распоряжении предприятия, организации, объединения;
  4. формирование и поддержание работоспособных, дружных производственных коллективов, разработка принципов организации трудового процесса; развитие внутрипроизводственной демократии;
  5. разработка критериев и методики подбора, отбора, обучения и расстановки квалифицированных кадров;
  6. подготовки и повышения квалификации остальной части работающих;
  7. разработка теории управления персоналом, принципов определения социального и экономического эффекта от мероприятий, входящих в этот комплекс.

     Основные  характеристики кадровой политики в  компании6:

  • Связь со стратегией.
  • Ориентация на долговременное планирование.
  • Значимость роли персонала.
  • Философия фирмы в отношении работников.
  • Круг взаимосвязанных функций и процедур по работе с персоналом.

Информация о работе Формирование кадровой политики предприятия