Формирование кадровой политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление условий и факторов, влияющих на формирование кадровой политики предприятия на современном этапе его деятельности.
Задачи исследования:
1. анализ теоретических основ понятий "кадровая стратегия" и "кадровая политика"; подходов к типологизации особенностей кадровой политики организации;
2. разработка матрицы комплексного анализа кадровой политики предприятия и изучение опыта управления формированием кадровой политики конкретного предприятия;
3. эмпирическое исследование особенностей реализации кадровой политики и кадровой работы в «М-Видео»;
4. разработка предложений по совершенствованию кадровой политики «М-Видео» на современном этапе деятельности предприятия.
В завершении представлен библиографический список

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие и сущность кадровой политики предприятия 5
1.1. Понятие и виды кадровой политики 5
1.2. Условия разработки кадровой политики 10
Глава 2. Формирование кадровой политики предприятия 14
2.1. Этапы формирования кадровой политики 14
2.2. Реализация современной кадровой политики. 20
2.3. Общая информация о ООО «М.Видео – Менеджмент» и кадровой политике 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51

Работа состоит из  1 файл

Формирование кадровой политики предприятия.doc

— 313.00 Кб (Скачать документ)

     Все эти пять характеристик "идеальной" кадровой политики вряд ли можно обнаружить в какой-либо конкретной фирме.

          1.2. Условия разработки кадровой политики

 

     На  кадровую политику в целом, содержание и специфику конкретных программ и кадровых мероприятий влияют факторы двух типов — внешние по отношению к организации и внутренние. Факторы внешней среды могут быть объединены в две группы7:

     1. Нормативные ограничения.

     2. Ситуация на рынке труда.

     Например, присутствие в нормах некоторых стран запретов на применение тестов при приеме на работу вынуждает сотрудников служб управления персоналом быть очень изобретательными в проектировании программ отбора и ориентации персонала. Ориентируясь на учет ситуации на рынке труда, необходимо проанализировать наличие конкуренции, источники комплектования, структурный и профессиональный состав свободной рабочей силы. Важно получить представление о профессиональных и общественных объединениях, в которые так или иначе вовлечены работники или кандидаты на работу. Стратегию деятельности подобных объединений, их традиции и приоритеты в средствах борьбы необходимо учитывать для создания и реализации эффективных кадровых программ.

     Факторы внутренней среды. Наиболее значимыми представляются следующие факторы.

     1. Цели предприятия, их временная  перспектива и степень проработанности.  Так, например, организации, нацеленной  на быстрое получение прибыли  и затем сворачивание работы, требуются совершенно иные профессионалы  по сравнению с предприятием, ориентированным на постепенное развертывание крупного производства со множеством филиалов.

     2. Стиль управления, закрепленный, в  том числе, и в структуре  организации. Сравнение организации,  построенной жестко централизованным  образом, в отличие от предпочитающей принцип децентрализации показывает, что этим предприятиям требуется различный состав профессионалов.

     3. Условия труда. Приведем некоторые  наиболее важные характеристики  работ, привлекающие или отталкивающие  людей:

  • степень требуемых физических и психических усилий,
  • степень вредности работы для здоровья,
  • месторасположение рабочих мест,
  • продолжительность и структурированность работы,
  • взаимодействие с другими людьми во время работы,
  • степень свободы при решении задач,
  • понимание и принятие цели организации.

     Как правило, наличие даже небольшого числа  непривлекательных для работников задач требует от менеджера по персоналу создания специальных  программ привлечения и удержания  сотрудников в организации.

     4. Качественные характеристики трудового  коллектива. Так, работа в составе успешного коллектива может быть дополнительным стимулом, способствующим стабильной продуктивной работе и удовлетворенности трудом.

     5. Стиль руководства. Независимо  от стиля руководства, предпочитаемого  конкретным менеджером, важны следующие его цели:

  • максимальное включение мастерства и опыта каждого сотрудника;
  • обеспечение конструктивного взаимодействия членов группы;
  • получение адекватной информации о работниках, способствующей формулированию целей, задач кадровой политики в программах организации.

     Критерии  оценки кадровой политики8

  1. Количественный и качественный состав персонала. Количественный состав организации для удобства анализа обычно подразделяется на три категории: руководствующий, менеджерское звено и обслуживающий, на мужчин и женщин, пенсионеров и лиц, не достигших 18-летнего возраста, работающий и находящийся в отпусках (напр. по уходу за ребенком, без содержания и пр.), а также на работающий в центральном отделении или филиалах и т.п. В свою очередь, качественный состав организации обычно подразделяется на сотрудников с высшем, средним специальным, средним и пр. образованием, а также включает в себя опыт работы, повышение квалификации сотрудниками и пр. факторы.
  2. Уровень текучести кадров – один из самых показательных критериев кадровой политики предприятия. Конечно, текучесть кадров можно рассматривать и как положительное явление, и как отрицательное. Во-первых, расширяются возможности работника, и увеличивается его способность к адаптации. Во-вторых, коллектив предприятия «освежается», происходит приток новых людей, а, следовательно, новых идей.
  3. Гибкость проводимой политики, оценивается исходя из её характеристик: стабильности или динамичности. Кадровая политика должна динамично перестраиваться под воздействием меняющихся условий и обстоятельств.
  4. Степень учета интересов работника / производства и т.д. Степень учета интересов работника рассматривается в сравнении со степенью учета интересов производства. Исследуется наличие или отсутствие индивидуального подхода к работникам предприятия.

          Глава 2. Формирование кадровой политики предприятия

           2.1. Этапы формирования кадровой политики

 

     Основополагающие  принципы формирования кадровой политики9:

  • научность, использование всех современных научных разработок в этой области, которые могли бы обеспечить максимальный экономический и социальный эффект;
  • комплексность, когда должны быть охвачены все сферы кадровой деятельности;
  • системность, т.е. учет взаимозависимости и взаимосвязи отдельных составляющих этой работы;
  • необходимость учета как экономического, так и социального эффекта, как положительного, так и отрицательного влияния того или иного мероприятия на конечный результат;
  • эффективность: любые затраты на мероприятия в этой области должны окупаться через результаты хозяйственной деятельности.
 

    В ходе формирования кадровой политики нужно учитывать  следующие аспекты (рисунок 1):

    • разработка общих принципов кадровой политики, определение приоритетов целей;
    • организационно-штатная политика – планирование потребности в трудовых ресурсах, формирование структуры и штата, назначения, создание резерва;
    • информационная политика - создание и поддержка системы движения кадровой информации;
    • финансовая политика – формирование принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы стимулирования труда;

         Рисунок 1. Аспекты формирования кадровой политики

    • политика развития персонала – обеспечение программы развития, профориентация и адаптация сотрудников, планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации;
    • оценка результатов деятельности – анализ соответствия кадровой политики и стратегии организации, выявление проблем в кадровой работе, оценка кадрового потенциала.

     Этапы формирования кадровой политики10

     Этап 1. Нормирование. Цель — согласование принципов и целей работы с  персоналом, с принципами и целями организации в целом, стратегией и этапом её развития. Необходимо провести анализ корпоративной культуры, стратегии и этапа развития организации, спрогнозировать возможные изменения, конкретизировать образ желаемого сотрудника, пути его формирования и цели работы с персоналом. Например, целесообразно описать требования к сотруднику организации, принципы его существования в организации, возможности роста, требования к развитию определенных способностей и т.д.

     Этап 2. Программирование. Цель — разработка программ, путей достижения целей  кадровой работы, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных изменений ситуации. Необходимо построить систему процедур и мероприятий по достижению целей, своего рода кадровых технологий, закрепленных в документах, формах, и обязательно с учетом как нынешнего состояния, так и возможностей изменений. Существенный параметр, оказывающий влияние на разработку таких программ, — представление о приемлемых инструментах и способах воздействия, их согласование с ценностями организации.

     Этап 3. Мониторинг персонала. Цель — разработка процедур диагностики и прогнозирования кадровой ситуации. Необходимо выделить индикаторы состояния кадрового потенциала, разработать программу постоянной диагностики и механизм выработки конкретных мер по развитию и использованию знаний, умений и навыков персонала. Целесообразны оценка эффективности кадровых программ и разработка методики их оценки. Для предприятий, проводящих постоянный мониторинг персонала, множество отдельных программ кадровой работы (оценка и аттестация, планирование карьеры, поддержание эффективного рабочего климата, планирование и т.д.) включаются в единую систему внутренне связанных задач, способов диагностики и воздействия, способов принятия и реализации решений. В таком случае мы можем говорить о существовании кадровой политики как инструменте управления предприятием.

     Кадровые  мероприятия – действия, направленные на достижения соответствия персонала задачам организации. Рассмотрим основные кадровые мероприятия в зависимости от типа стратегии организации и уровня планирования.

     Для открытой и закрытой кадровой политики будут адекватны разного типа мероприятия по удовлетворению единых по сути кадровых потребностей (таблица 2 и таблица 3)11

     Таблица 2. Кадровые мероприятия, реализуемые в открытом  
типе кадровой политики.

Тип стратегии  организации Уровень планирования
  долгосрочный (стратегический) среднесрочный 
(управленческий)
краткосрочный (оперативный)
О т к р ы т а я     к а д р о в а я      п о л и т и к а
Предпринимательская Привлечение молодых 
перспективных профессионалов.  
Активная политика информирования о фирме. Формирование требований к кандидатам.
Поиск перспективных 
людей и проектов, создание банка кандидатов на работу 
в организацию, проведение 
конкурсов, выдача грантов. 
Установление контактов с 
кадровыми агентствами.
Отбор менеджеров и 
специалистов под проекты.
Динамического 
роста
Активная политика 
привлечения профессионалов.
Разработка  принципов и 
процедур оценки кандидатов и работы. Обучение 
управленцев - формирование горизонтальных и 
вертикальных управленческих команд. Планирование 
трудовых ресурсов.
Разработка  штатного 
расписания. Создание 
должностных инструкций. 
Описание политики фирмы в документах и правилах. Набор персонала под 
конкретные виды работ. 
Адаптация персонала.
Прибыльности Разработка  новых 
форм организации труда под новые технологии.
Разработка  оптимальных 
схем стимулирования труда, 
увязанных с получением 
прибыли организацией. 
Анализ и рационализация 
рабочих мест.
Оценка персонала  с 
целью сокращения. Консультирование персонала по вопросам профессиональной ориентации, программам обучения и 
трудоустройству. Использование схем частичной занятости.
Круговорота Оценка потребности  в 
персонале для различных 
этапов жизни организации.
Поиск перспективных 
специалистов.
Консультационная  помощь персоналу (в первую очередь, психологическая). 
Реализация программ 
социальной помощи.
 

  

     Таблица 3. Кадровые мероприятия, реализуемые в закрытом 
типе кадровой политики.

Тип стратегии  организации Уровень планирования
  долгосрочный 
(стратегический)
среднесрочный 
(управленческий)
краткосрочный (оперативный)
Закрытая  к а д р о в а я      п о л и т и к а
Предпринимательская Создание собственных 
(фирменных) институтов.
Поиск перспективных  
студентов, выплата стипендий, 
стажировка на предприятии.
Привлечение друзей, 
родственников и знакомых.
Динамического роста Планирование  карьеры. 
Разработка нетрадиционных способов найма 
(пожизненный - Япония).
Проведение  внутрифирменных программ обучения 
с учетом личных потребностей в обучении. Разработка программ стимулирования  
труда в зависимости от вклада и выслуги лет.
Набор сотрудников  с 
высоким потенциалом и 
способностью к обучению. 
Проведение программ 
адаптации персонала.
Прибыльности Разработка  схем оптимизации труда, сокращения трудовых затрат. Реализация  программ 
обучения управленческого 
персонала. Разработка социальных программ.
Создание кружков 
"качества", активное включение персонала в оптимизацию деятельности организации. Использование 
ресурсов "внутреннего найма" 
- совмещение.
Ликвидационная Не рассматривается. Проведение  программ 
переподготовки.
Поиск рабочих мест для 
перемещаемого персонала. 
Увольнение в первую очередь новых сотрудников.
Круговорота Создание "инновационных" отделов. Разработка 
программ стимулирования 
творческой активности 
сотрудников. Проведение 
конкурсов проектов.
Разработка  программ 
частичной занятости по основному направлению с 
возможностью реализовать активность сотрудников в 
направлениях, полезных фирме.
Культивирование "философии фирмы". Включение 
персонала в обсуждение 
перспектив развития 
организации.

Информация о работе Формирование кадровой политики предприятия