Формирование кадровой политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление условий и факторов, влияющих на формирование кадровой политики предприятия на современном этапе его деятельности.
Задачи исследования:
1. анализ теоретических основ понятий "кадровая стратегия" и "кадровая политика"; подходов к типологизации особенностей кадровой политики организации;
2. разработка матрицы комплексного анализа кадровой политики предприятия и изучение опыта управления формированием кадровой политики конкретного предприятия;
3. эмпирическое исследование особенностей реализации кадровой политики и кадровой работы в «М-Видео»;
4. разработка предложений по совершенствованию кадровой политики «М-Видео» на современном этапе деятельности предприятия.
В завершении представлен библиографический список

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие и сущность кадровой политики предприятия 5
1.1. Понятие и виды кадровой политики 5
1.2. Условия разработки кадровой политики 10
Глава 2. Формирование кадровой политики предприятия 14
2.1. Этапы формирования кадровой политики 14
2.2. Реализация современной кадровой политики. 20
2.3. Общая информация о ООО «М.Видео – Менеджмент» и кадровой политике 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51

Работа состоит из  1 файл

Формирование кадровой политики предприятия.doc

— 313.00 Кб (Скачать документ)

     Существуют наиболее популярные методы оценки персонала.

     Внедрение рыночных механизмов настоятельно требует  внедрения и рыночно - ориентированных  методик в работе со своими актуальными  и потенциальными сотрудниками. В  последнее время большое развитие получило применение различных тестирующих методик.

    1. Центры оценки персонала используют комплексную технологию, построенную на принципах критериальной оценки.
    2. Тесты на профпригодность. Их цель – оценка психофизиологических качеств человека, умений выполнять определенную деятельность.
    3. Общие тесты способностей.
    4. Биографические тесты и изучение биографии.
    5. Личностные тесты.
    6. Интервью.
    7. Рекомендации. Важно обратить внимание на то, откуда предоставляются рекомендации, и на то, как они оформлены.
    8. Нетрадиционные методы:
    • 11% используют полиграф (детектор лжи), психологический стрессовый показатель, тесты на честность и тому подобное.
    • 18% применяют для кандидатов алкогольный наркотический тесты
    • 22% пользуются некоторыми видами психоанализа в целях выявления мастерства кандидатов для временной работы в их организациях.
    • Работники отделов кадров анализируют эффективность методов отбора, используя так называемый коэффициент отбора, который равен отношению числа отобранных желающих к числу желающих, из которого осуществляется выбор.

     Одним из наиболее “скользких” вопросов, касающихся сотрудников, является вопрос об их увольнении по инициативе администрации. Это истинно “ключевой” вопрос, по которому возникает наибольшее количество споров. Их разрешение часто  осуществляется через суд. Последнее одинаково неприятно как работодателю, так и работнику.

     Здесь имеет место такое понятие, как  высвобождение персонала.

     Высвобождение персонала – это вид деятельности, предусматривающий комплекс мероприятий по соблюдению правовых норм и организационно психологической поддержке со стороны администрации при увольнении сотрудников.

     В общем виде выделяют 3 вида увольнений сотрудников:

    1. Увольнение по инициативе сотрудника ( в отечественной терминологии- по собственному желанию );
    2. Увольнение по инициативе работодателя ( в отечественной терминологии- по инициативе администрации );
    3. Выход на пенсию.

     Законодательство  о труде, охраняя право граждан на труд, устанавливает четко ограниченный перечень оснований, при  наличии которых администрация может уволить работника по своей инициативе. Закрепление этих оснований в законе обусловлено либо личностными качествами работника (недисциплинированность, низкая квалификация и т.п.), либо причинами производственного характера (упрощение структуры управления производством, уменьшение численности работников и т.п.)

     Адаптация персонала.

     Адаптация – процесс изменения знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствие с требованиями среды.

     Адаптация является также одним из важных элементов  реализации кадровой политики. Процедуры  адаптации персонала призваны облегчить  вхождение новых  сотрудников  в жизнь организации. Практика показывает, что 90%  людей, уволившихся с работы  в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации.

     Принципиальные  цели адаптации можно свести к  следующему:

    • уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;
    • снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;
    • сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и не нужными, то они могут отреагировать на это увольнением;
    • экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;
    • развитие позитивного отношения к работе, удовлетворение работой.

     Следует сказать, что в отечественных  организациях наблюдается неотработанность механизма управления процессом  адаптации. Этот механизм предусматривает  решение 3 важнейших проблем:

    1. Структурного закрепления функций управления адаптацией в системе управления организацией;
    2. Организации технологии процесса адаптации;
    3. Организации информационного обеспечения процесса адаптации.

     Структурное закрепление функций управления адаптацией может проходить по следующим  направлениям:

    1. Выделение соответствующего подразделения (бюро, отдела) в структуре системы управления персоналом. Чаще всего функции по управлению адаптацией входят в состав подразделения по обучению персонала.
    2. Распределение специалистов, занимающихся управлением адаптацией, по производственным подразделениям предприятия при сокращении, координации их деятельности со стороны службы управления персоналом.
    3. Развитие наставничества, которое в последние годы на наших предприятиях незаслуженно забыто.

     Менеджеры по управлению персоналом уже давно  поняли, что высокая текучесть кадров может обойтись очень дорого, а опытных и квалифицированных работников обычно довольно трудно заменить.

     Вообще, условно процесс адаптации можно  разделить на 4 этапа:

    1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации.
    2. Ориентация - практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации.
    3. Действенная адаптация. Этот этап состоит собственно в приспособлении новичка к своему статусу и в значительной степени обуславливается его включением в межличностные отношения с коллегами.
    4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постоянным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе.

      Обучение  и развитие.

     В современной, быстро меняющейся рыночной среде кампании могут добиться успеха только в том случае, если им удается  поднять методы своей работы на качественно  новый уровень. И обучение персонала в этих уровнях становится одним из главных ключей к успеху, причем процесс модернизации знаний и навыков должен носить постоянный характер. Особое значение при этом приобретает развитие рыночного мышления персонала и прежде всего руководителей, их способности анализировать совокупность экономических данных, оценить их полноту, увидеть рыночные тенденции, стоящие за ними, и принять адекватные им решения.

     Исследователи выделяют 2 основные современные модели подготовки рабочих кадров:

    • Обучение без отрыва от работы. Теоретический курс в профессионально-технической школе и практическая подготовка на предприятии
    • Обучение с отрывом от работы в специализированных  профессионально-технических учебных заведениях и центрах подготовки кадров

     Система подготовки может быть эффективной только в том случае, если будет проанализировано существующее положение, оценена перспектива и сформирован образ желаемого будущего, спрогнозированы изменения, определены сроки и затраты.

     Выделяют  следующие этапы организации  обучения:

    1. Объект обучения;
    2. Содержание обучения;
    3. Обучающиеся;
    4. Учебный процесс;
    5. Стиль обучения;
    6. Цели обучения;
    7. Форма проведения;
    8. Ответственность за проведение;
    9. Стабильность программы;
    10. Концепция обучения;
    11. Участие в подготовке учебных и др. программ;
    12. Направленность;
    13. Активность участников.

     Стремительные изменения в политической и экономической  жизни страны заставляют организации  и фирмы искать ресурсы для  своего развития в обучении. Однако бывает и так, что реальные результаты обучения не совпадают с ожидаемыми.

       Для создания успешной системы  обучения необходимо ответить  на несколько важных вопросов:

    1. Зачем нужно обучение?
    2. Какой стиль подачи материала и какого преподавателя лучше выбрать?
    3. Каким образом  организовать обучение, чтобы оно не мешало, а помогало работе?
    4. Каким образом увязать обучение с другими элементами кадровой политики?
    5. Каково мое личное отношение (руководителя, организатора, преподавателя) к обучению?

     В итоге проблема качества подготовки квалифицированных работников остается актуальной для многих .

     Характерной чертой систем профессионального обучения стран с рыночной экономикой является то, что они должны отражать особенности  общества, частью которого являются.

     Мотивация сотрудников.

     Как сказал Т. Питерс:  "Главное воздействие  на производительность труда оказывают не условия труда сами по себе, а внимание к персоналу". Это очень  важно. Одна из важных составляющих кадровой политики- мотивация персонала, приобрела решающее значение в современных условиях .

     Политика  мотивации в нынешних рыночных условиях нацелена на расширение сотрудничества персонала с администрацией для достижения общих целей. Это непосредственно побуждает персонал к развитию потенциальных способностей, более интенсивному и продуктивному труду, творческому отношению к труду.

     Требования творческого  подхода работников к производству обусловит повышение их самостоятельности и ответственности за выполненную работу; активное участие в принятии управленческих решений; непосредственную заинтересованность в результатах труда.

     Мотивация  персонала всегда является одним из самых главных вопросов не только кадровой политики, но и кадрового менеджмента в целом. Что движет людьми, пришедшими в кампанию? Какие цели – личные и профессиональные они преследуют? Чем можно их заинтересовать?

     Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для  достижения личных целей организации. Существуют различные способы мотивации:

    1. Нормативная мотивация - побуждение человека к определенному поведению посредством идейно- психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т. п.
    2. Принудительная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований.
    3. Стимулирование- воздействие не непосредственно на личность , а на внешние обстоятельства с помощью благ- стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.

     Первые 2 способа мотивации являются прямыми, ибо предлагают непосредственное воздействие  на человека, третий способ- стимулирование- косвенный, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов- стимулов.

     Вообще, вся деятельность человека обусловлена реально существующими потребностями. Люди стремятся либо чего- то достать, либо чего- то избежать. В узком смысле слова, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение своих целей, реализацию своих интересов.

Информация о работе Формирование кадровой политики предприятия