Формирование системы управления конкурентоспособностью продукции молочного скотоводства на примере ОАО «Путь Ильича» Завьяловского рай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических, практических аспектов конкурентоспособности картофелеводства в современных условиях на примере ОАО «Путь Ильича» и поиски факторов ее повышения.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретические основы конкурентоспособности картофелеводства на сельскохозяйственных предприятиях.
2. Определить фактическую конкурентоспособность картофелеводства.
3. Разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности картофелеводства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…4
1. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ…….6
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия…………………...…6
1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия.....11
1.3 Научные подходы к управлению конкурентоспособностью……....21
1.4 Методы оценки конкурентоспособности……………………………24
2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ПУТЬ ИЛЬИЧА»………………………………..29
2.1 Местоположение……………………….……………...........................29
2.2 Организационно-правовая форма……………………………………31
2.3 Основные виды деятельности ……………………………………….33
2.4 Показатели масштабов деятельности ……………………………….35
2.5 Характеристика ресурсного потенциала ……………………………36
2.5.1 Земельные ресурсы …………………………………………………36
2.5.2 Основные и оборотные фонды……………………………………...37
2.5.3 Материально-техническая база …………………………………….39
2.6 Анализ результатов хозяйственной деятельности ………………….41
3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ КАРТОФЕЛЯ И ОЦЕНКА ЕЕ УРОВНЯ…………………….……………...…42
3.1 Оценка системы управления конкурентоспособностью молока на предприятии……………………………………………………………………...42
3.2 Анализ рыночных позиций предприятия……………………………45
3.3 Анализ каналов реализации и качества реализованного картофеля47
3.4 Конкурентоспособность производства картофеля...………………..48
3.5 Анализ финансового положения предприятия………….…………..50
3.5.1 Анализ финансовой устойчивости предприятия…………….……50
3.5.2 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия…...….52
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАРТОФЕЛЯ…………………………………..54
4.1 Рекомендации по совершенствованию системы управления конкурентоспособностью картофеля…..…………………………...………......54
4.2 Совершенствование структуры посевных площадей картофеля.....56
4.3 Рекомендации по повышению качества картофеля………………...57
4.4 Совершенствование урожайности картофеля……..……………......59
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..60

Работа состоит из  1 файл

менеджмент, курсовая !.docx

— 237.57 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра "Менеджмент и право"    

 

                                                                                            ПРОВЕРИЛ 

                                           

               _______    _______

дата      оценка

     

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: "Менеджмент"

на тему:  «Формирование системы управления конкурентоспособностью продукции молочного скотоводства на примере ОАО «Путь Ильича» Завьяловского района УР »

 

Выполнил:

студент гр.542              Масленникова М.В.   

 

Зарегистрировано на кафедре:

________    _______    

дата  №

 

Ижевск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…4

1. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ…….6

1.1 Понятие конкурентоспособности  предприятия…………………...…6

1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность  предприятия.....11

1.3 Научные подходы к управлению конкурентоспособностью……....21

1.4 Методы оценки конкурентоспособности……………………………24

2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ПУТЬ ИЛЬИЧА»………………………………..29

          2.1 Местоположение……………………….……………...........................29

      2.2 Организационно-правовая  форма……………………………………31

      2.3 Основные  виды деятельности ……………………………………….33

      2.4 Показатели  масштабов деятельности ……………………………….35

      2.5 Характеристика ресурсного потенциала ……………………………36

         2.5.1 Земельные ресурсы …………………………………………………36

        2.5.2 Основные и оборотные фонды……………………………………...37

       2.5.3 Материально-техническая база …………………………………….39

       2.6 Анализ результатов хозяйственной деятельности ………………….41

3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ КАРТОФЕЛЯ И ОЦЕНКА ЕЕ УРОВНЯ…………………….……………...…42

3.1 Оценка системы управления  конкурентоспособностью молока  на предприятии……………………………………………………………………...42

3.2 Анализ рыночных позиций предприятия……………………………45

3.3 Анализ каналов реализации и качества реализованного картофеля47

3.4 Конкурентоспособность производства картофеля...………………..48

3.5 Анализ финансового положения  предприятия………….…………..50

3.5.1 Анализ финансовой устойчивости  предприятия…………….……50

3.5.2 Анализ ликвидности и платежеспособности  предприятия…...….52

4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАРТОФЕЛЯ…………………………………..54

4.1 Рекомендации по совершенствованию  системы управления конкурентоспособностью  картофеля…..…………………………...………......54

4.2 Совершенствование структуры  посевных площадей картофеля.....56

          4.3 Рекомендации по повышению качества картофеля………………...57

          4.4 Совершенствование урожайности картофеля……..……………......59

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема качества и конкурентоспособности  является определяющей в промышленном развитии стран мира. Она имеет  глобальный характер, так как с  одной стороны определяет многие аспекты экономической и социальной политики стран, а с другой - задевает интересы всех их граждан, выступающих  в роли потребителей. Динамика развития стран, уровень благосостояния и  благополучия всех слоев населения  зависят от качества и конкурентоспособности  товаров, определяющих лицо той или  иной страны на мировом рынке. Конкурентоспособность  и качество - концентрированное выражение  всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать  и сбывать товары и услуги. Под  конкурентоспособностью подразумевается  комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другим в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов. Поскольку за каждым из товаров стоят соответствующие производители, то можно говорить о конкурентоспособности предприятий, фирм, а также стран, в которых они находятся.

Подъем промышленного  производства во многом зависит от того, насколько  успешно будет  решен вопрос выбора товаров и  услуг, которые будут производиться  в результате произведенных капиталовложений на наших предприятиях. Этот выбор  очень не прост как в экономическом, так и в техническом плане. Экономические проблемы выбора связаны  в первую очередь с соразмерностью предоставляемых инвестиций требуемым для реализации инновационных проектов. Сопутствующей является проблема маркетинговых исследований, предваряющих выбор, проведение которых должно проводится достаточно квалифицированными специалистами, которых мало, в условиях очень неорганизованного и нестабильного рынка, что создает массу дополнительных трудностей.

Таким образом, в сложившихся  условиях возникает объективная  необходимость в повышении конкурентоспособности  в картофелеводстве.

Для написания курсовой работы использовались следующие методы: монографический, статистический, сравнительный, расчетно-конструктивный, социологический.

Целью курсовой работы является изучение теоретических, практических аспектов конкурентоспособности картофелеводства в современных условиях на примере ОАО «Путь Ильича» и поиски факторов ее повышения.

Объектом исследования была выбрана сельскохозяйственная организация  ОАО «Путь Ильича» Завьяловского района УР.

Предметом исследования являются тенденции, закономерности, существующие в конкурентоспособности картофелеводства ОАО «Путь Ильича».

Задачи курсовой работы:

1. Изучить теоретические  основы конкурентоспособности картофелеводства на сельскохозяйственных предприятиях.

2. Определить фактическую  конкурентоспособность картофелеводства.

3. Разработать мероприятия  по повышению конкурентоспособности  картофелеводства.

Информационной базой исследования послужили материалы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, оперативные  данные, документы и отчетность ОАО «Путь Ильича».

 

 

 

 

 

 

 

  1. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Понятие конкурентоспособности  предприятия

В условиях высокой насыщенности товарных рынков, превышения на них  предложения над спросом, каждый товар (и стоящие за ним товаропроизводитель  и продавец) вынужден вести жестокую борьбу за предпочтения потребителя. Множество  товаров одновременно предлагают одинаковые или различные способы удовлетворения одной и той же потребности  покупателей на равных или незначительно  отличающихся ценовых условиях. В  этой ситуации предпочтения потребителя  отдается товару, который в маркетинге определяется как конкурентоспособный.

Понимание того, что скрывается за словом "конкурентоспособность" еще не устоялось. Оценка справочной, нормативно-технической и методической литературы показывает, что в ней  конкурентоспособность рассматривается  с общих позиций. Большинство  публикаций объединяет подход к конкурентоспособности  как характеристике возможности  сбыта товара в условиях конкуренции. Такое определение не раскрывает сущность рассматриваемой категории, констатируя и без того очевидную  зависимость сбыта от конкурентоспособности. При этом теряется содержание конкурентоспособности  конкретного товара, которая обуславливает  распределение спроса между ним  и другими обращающимися на рынке  изделиями аналогичного назначения.

Распространенным является подход к конкурентоспособности  как комплексу потребительских  свойств товара безотносительно  к его стоимости. При этом предполагается, что низкая конкурентоспособность  ведет к снижению цен на товары и, наоборот, повышение конкурентоспособности  обуславливает рост цен. В данном случае конкурентоспособность отожествляется с качеством продукции, хотя качество лишь один из факторов конкурентоспособности.

Если подойти к определению  конкурентоспособности товаров  через их цены (квалиметрическая методология ценообразования), которая исходит из представления о цене как универсальной характеристике товара, где отражаются все ее потребительские и меновые свойства. Различие таких свойств у конкурирующих изделий должно проявляться в различии цен, которая, как считают, и есть конкурентоспособность этих товаров по отношению друг к другу.

Нельзя делать выбор среди  группы товаров-конкурентов исключительно  на основе сопоставления цен.

Чтобы выявить сущность категории "конкурентоспособность" продукции прежде всего необходимо учитывать, что она в условиях рыночной экономики, должна рассматриваться с точки зрения потребителей.

Изучение теории и практики маркетинга дает возможность утверждать, что основным принципом оценки конкурентоспособности  товара является его сопоставление  с соответствующими потребностями  покупателя.

Рынок представляет собой  ту сферу общественных отношений, где  товары, конкурируя между собой, проходят сравнение и проверку на соответствие требованиям потребителей и где  выявляется их отклонение от этих требований. При совершении покупки каждый индивидуальный покупатель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди  целого ряда аналогов и приобретает  именно то изделие. Которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность.

Наибольшее признание  среди товаров, предназначенных  для удовлетворения данной общественной потребности, получает тот, который  более полно ей соответствует  по сравнению с товарами-конкурентами. Это и выделяет его из общей  товарной массы, обеспечивает успех  в конкурентной борьбе, другими словами, позволяет говорить, что товар  был конкурентоспособен.

Стремясь к потреблению  товара, в наибольшей степени соответствующего потребностям (т.е. обладающего наивысшим  потребительским эффектом), потребитель не может не думать о затратах, которые будут связаны с этим товаром. Естественно, что он стремится достичь оптимального соотношения потребительских свойств изделия и своих расходов, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат, Поэтому, для определения конкурентоспособности существенным является не только сравнение товаров по степени соответствия конкретной потребности, но и учет затрат потребителя, связанных с данными товарами.

Таким образом, затраты потребителя  на удовлетворение его потребности  посредством данного товара состоят (складываются) из двух статей:

расходов на покупку (продажная  цена);

расходов, связанных с  затратами на эксплуатацию изделия  в период срока его службы (ремонт, уход, технологическое обслуживание, покупка запасных частей, энергопотребление  и др.) В целом же общая сумма  этих расходов выступает для потребителя  в качестве цены удовлетворения потребности (цены потребления).

Уровень цены потребления  представляется для покупателя составным  элементом конкурентоспособности  товара и зависит, прежде всего, от потребительских  свойств конкретного изделия.

Затраты на удовлетворение потребности определяются условиями  приобретения и потребления, которые  связаны с социально-экономическим  положением потребителей, наличием услуг, их стоимостью, удаленностью предприятий  сервиса, а также зависят от факторов общеэкономического характера. Часто  расходы, возникающие в процессе потребления, по многим видам изделий  существенно превышают продажную  цену.

Таким образом, конкурентоспособность  можно определить как комплексную  характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению  с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и  по затратам на его удовлетворение, которое обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке. Отсюда следует, что конкурентоспособность обуславливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей. При этом, среди товаров аналогичного назначения большей конкурентоспособностью (К) на рынке обладает тот, который благодаря своим свойствам обеспечивает наибольший полезный эффект (Р) по отношению к цене потребления (С). Поэтому условие предпочтения одного из товаров всем иным имеет вид:

К= Р/С → mах

Это и есть условие конкурентоспособности  товара в самом общем виде.

Всегда следует помнить, что попытка торговли неконкурентоспособными товарами теряет всякий смысл, так как  приносит одни убытки - как финансовые, так и моральные. С другой стороны  нет и не может быть "абсолютно" конкурентоспособности или неконкурентоспособности: оба эти понятия связаны с рынком и временем, а также разнообразными факторами, влияющими на рынок.

Конкурентоспособность продукции  тесно привязана к конкретному  рынку (внутреннему, региональному, общенациональному, международному и т.д.) и требованиям  строго определенных групп потребителей. Так, чрезмерная погоня за "излишним" качеством может сделать товар  недосягаемым для тех групп потребителей, для которых он предназначен и, следовательно, не обеспечит ему "необходимый" уровень конкурентоспособности. В  ряде случаев для успешной реализации товар может не иметь самый  высокий технический уровень. С  другой стороны, на практике нередки  случаи, когда изделие, отвечающее с  технической точки зрения мировым  стандартам, не находит активного  сбыта на конкретном рынке, т.е. не имеет  должной конкурентоспособности.

Информация о работе Формирование системы управления конкурентоспособностью продукции молочного скотоводства на примере ОАО «Путь Ильича» Завьяловского рай