Формирование системы управления конкурентоспособностью продукции молочного скотоводства на примере ОАО «Путь Ильича» Завьяловского рай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических, практических аспектов конкурентоспособности картофелеводства в современных условиях на примере ОАО «Путь Ильича» и поиски факторов ее повышения.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретические основы конкурентоспособности картофелеводства на сельскохозяйственных предприятиях.
2. Определить фактическую конкурентоспособность картофелеводства.
3. Разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности картофелеводства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…4
1. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ…….6
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия…………………...…6
1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия.....11
1.3 Научные подходы к управлению конкурентоспособностью……....21
1.4 Методы оценки конкурентоспособности……………………………24
2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ПУТЬ ИЛЬИЧА»………………………………..29
2.1 Местоположение……………………….……………...........................29
2.2 Организационно-правовая форма……………………………………31
2.3 Основные виды деятельности ……………………………………….33
2.4 Показатели масштабов деятельности ……………………………….35
2.5 Характеристика ресурсного потенциала ……………………………36
2.5.1 Земельные ресурсы …………………………………………………36
2.5.2 Основные и оборотные фонды……………………………………...37
2.5.3 Материально-техническая база …………………………………….39
2.6 Анализ результатов хозяйственной деятельности ………………….41
3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ КАРТОФЕЛЯ И ОЦЕНКА ЕЕ УРОВНЯ…………………….……………...…42
3.1 Оценка системы управления конкурентоспособностью молока на предприятии……………………………………………………………………...42
3.2 Анализ рыночных позиций предприятия……………………………45
3.3 Анализ каналов реализации и качества реализованного картофеля47
3.4 Конкурентоспособность производства картофеля...………………..48
3.5 Анализ финансового положения предприятия………….…………..50
3.5.1 Анализ финансовой устойчивости предприятия…………….……50
3.5.2 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия…...….52
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАРТОФЕЛЯ…………………………………..54
4.1 Рекомендации по совершенствованию системы управления конкурентоспособностью картофеля…..…………………………...………......54
4.2 Совершенствование структуры посевных площадей картофеля.....56
4.3 Рекомендации по повышению качества картофеля………………...57
4.4 Совершенствование урожайности картофеля……..……………......59
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..60

Работа состоит из  1 файл

менеджмент, курсовая !.docx

— 237.57 Кб (Скачать документ)

        Из таблицы 7 видно, что в отчетном году по сравнению с базисным доля оборотных средств увеличилась. Доля оборотных фондов увеличилась на 1,8% в том числе незавершенное производство на 2,7%. А доля сырья и материалов уменьшилась на 0,5%. Уменьшилась доля фондов обращения на о,7% в том числе доля дебиторской задолженности уменьшилась на 3,2%, а доля готовой продукции на 1,1%.

Рассмотрим эффективность  использования производственных фондов в таблице 8:

Таблица 8 - Эффективность использования производственных фондов

Показатель

2007    г.

2008   г.

2009    г.

Тр,%

Фондообеспеченность, тыс.руб.:

       

на 1 га с.-х. угодий

34,6

38.1

47,8

138

на 1 га пашни

36,9

40,7

50,9

138

на 1 га посевов

33,1

36,5

50,9

154

Фондовооруженность труда, тыс.руб.

493,3

557,2

694,8

140,8

Фондоотдача, тыс.руб.

0,67

0,8

0,48

71,6

Фондоемкость,тыс.руб.

1,48

1,24

2,07

140

Рентабельность общая, %

0,66

1,29

0,49

74

Коэффициент оборачиваемости  оборотных средств

0,47

0,57

0,48

102

Продолжительность оборота  оборотных средств, дн

765,9

631,6

750

97,9

Приходится оборотных  фондов на 100 руб. основных средств, тыс.руб.

30,4

32,4

35

108


      Анализируя таблицу 8 видно, что 2009 году по сравнению с 2007 годом фондообеспеченность на 1 га с.-х. угодий увеличилась на 38%, фондовооруженность увеличилась в среднем на 40,8%, фондоемкость увеличилась на 40% фондоотдача на уменьшилась 28,4%. Общая рентабельность уменьшилась на 26%, а коэффициент оборачиваемости оборотных средств увеличился на 2%. Продолжительность оборота оборотных средств уменьшилась на 2,1%. Отсюда следует что предприятие эффективно использует производственные фонды.

  

2.5.3. Материально-техническая  база

Ведущая роль в развитии материально-технической базы принадлежит  средствам производства, обеспечивающим техническую оснащенность. Рост оснащенности техникой характеризуется ростом энерговооруженности  и  энергообеспеченности труда, внедрением прогрессивной техники с одновременным совершенствованием технологии, а также более эффективным использованием существующих средств механизации и электрификации процесса производства.

Рассмотрим энергообеспеченность, энерговооруженность предприятия в таблице 9:

Таблица 9 - Энергообеспеченность, энерговооруженность предприятия

Показатели

2007    г.

2008   г.

2009    г.

Тр,%

Энергетические мощности – всего, л.с.

11266

11716

11266

102,8

Энергообеспеченность, л.с.:

       

на 1 га сельхозугодий

3,8

3,9

3,8

102

Энерговооруженность, л.с.

53,9

57,4

53,9

104,8

Электрообеспеченность, тыс.квт.ч.:

       

 

Продолжение таблицы 9

на 1 га сельхозугодий

0,34

0,37

0,37

111,7

Электровооруженность, квт.ч.

5

5,4

5,4

110


       Анализируя таблицу 9 видно, что энергетические мощности увеличились на 2,8%, энергообеспеченность на 2%, энерговооруженность на 4,8%, энергообеспеченность в тыс.квт.ч увеличилась на 111,7%. В целом энергообеспеченность и энерговооруженность предприятия увеличились.

Рассмотрим рентабельность производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции и отраслей в таблице 12:

Таблица 11 - Рентабельность производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции и отраслей

Отрасль и вид продукции

Выручка от реализации, тыс. руб.

Себестоимость реализованной  продукции, тыс. руб.

Результат, тыс. руб.

Рентабельности, %

1

2

3

4

5

2007 г

Итого по растениеводству

4918

3070

1848

 

60,2

Зерно

         

картофель

4907

3064

1843

 

60,15

Итого по животноводству

44208

41714

2494

 

5,9

 Молоко

2505

2761

 

256

9,3

мясо

13329

14419

 

1090

7,5

2008 г


 

Продолжение таблицы 11

Итого по растениеводству

10445

4644

5801

 

125

Зерно

1348

232

1116

 

481

картофель

9015

4379

4636

 

105,8

Итого по животноводству

54900

45745

9155

 

20

 Молоко

3717

3361

356

 

10,5

мясо

10382

14228

 

3846

27

2009 г

Итого по растениеводству

7898

6022

1876

 

31

Зерно

         

картофель

7890

6018

1872

 

31

Итого по животноводству

60910

54224

6686

 

12,3

 Молоко

4479

4794

 

315

6,6

мясо

16234

17897

 

1663

9,3


       Из таблицы 11 видно, что реализация зерна в 2007 г. не было, так же как и в 2009г. Реализация мяса за исследуемый период принесла убыток. Реализация молока в 2007 и 2008 годах принесла убыток, а в 2008 году реализация молока принесла прибыль в размере 356 тыс. руб. А реализация картофеля за исследуемый период приносила прибыль. Уровень воспроизводства предприятия простой, это видно по показателям таблицы.

    Рассмотрим значения отдельных показателей рентабельности в таблице 13:

 

 

Таблица 12 – значения отдельных показателей рентабельности

Показатель

2007    г.

2008     г.

2009  г.

В среднем 

 Рентабельность собственного  капитала, %

0,57

1,16

0,92

0,88

 Рентабельность продаж, %

9,38

22,45

12,97

14,9

Рентабельность активов, %

0,13

0,24

0,12

0,16


По данной таблице можно  сделать следующие выводы:

    1. Рентабельность продаж увеличилась на 38% и составила в 2009 году 12,97%;
    2. Рентабельность собственного капитала увеличилась на 61% и составила 0,92%;

      А рентабельность  активов в 2008 году увеличилась  по сравнению с 2007 годом, а  в 2009 году снова сократилась.

Из всего этого следует, что уровень воспроизводства  значительно повысился, а это  значит, что увеличилась эффективность  всей хозяйственной деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. АНАЛИЗ СИСТКМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ КАРТОФЕЛЕВОДСТВА
      1. Оценка системы управления конкурентоспособностью

           Конкурентоспособность предприятия оценивается в сравнении с другими предприятиями-конкурентами. Однако, при наличии оценок конкурентоспособности предприятия за ряд интервалов времени также можно констатировать характер изменений и, таким образом, управлять конкурентоспособностью предприятия без измерения уровня конкурентоспособности предприятий-конкурентов.

          В основе оценки конкурентоспособности организации лежит расчет интегрального показателя конкурентоспособности организации, состоящий из двух взаимозависимых оценок (рис.1):

- конкурентоспособности  товара;

- конкурентного потенциала  организации.

 

Рис.3. Состав модели оценки конкурентоспособности организации

 

 

      1. Анализ рыночных позиций на рынке

           При проведении анализа рыночной позиции предприятия целесообразно составлять так называемую SWOT-матрицу.

SWOT-анализ - это определение  сильных и слабых сторон предприятия,  а также возможностей и угроз,  исходящих из его ближайшего  окружения (внешней среды).

Сильные стороны (Strengths) - преимущества вашей организации;

Слабости (Weaknesses) - недостатки вашей организации;

Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества Вашей организации на рынке;

Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение вашей организации на рынке.

Сильные стороны вашего предприятия - то, в чем оно преуспело или  какая-то особенность, предоставляющая  вам дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся  у вас опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой  квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой вами продукции, известности  вашей торговой марки и т.п.

Слабые стороны вашего предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия  или то, что вам пока не удается  по сравнению с другими компаниями и ставит вас в неблагоприятное  положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий  ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень  сервиса и т.п.

Рыночные возможности - это  благоприятные обстоятельства, которые  ваше предприятие может использовать для получения преимущества. В  качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций  ваших конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства вашей продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать ваше предприятие.

Рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать  неблагоприятное воздействие на ваше предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

Таблица 13 - SWOT-матрица

Сильные стороны

Слабые стороны

- Близкое расположение к городу

- Хорошие дороги

- Наличие постоянных поставщиков

-Высокий уровень квалификации и предприимчивость руководителя

- Ограниченный срок годности  произведенной продукции

– Удовлетворительное качество продукции

- Нестабильное финансовое состояние

- Сезонный характер

Возможности

Угрозы

- Сбыт продукции за территорию  Удмуртии

-Снижение себестоимости

- Расширить ассортимент плодоовощной  продукции за счёт внедрения  новых сортов и технологий.

- Высокий уровень конкуренции

- Плохие погодные условия (заморозки, дождь, град) которые снижают урожайность и качество продукции


 

3.3 Анализ каналов реализации и качества картофеля

         Каналы сбыта контролируются в основном производителями. Именно производитель, а не оптовый или розничный продавец, как правило, принимает решение о том, как лучше доставлять товары с фабрики потребителям. Даже если продукция имеет отличное качество, фирма, производящая эти товары или услуги, может понести убытки, если:

Информация о работе Формирование системы управления конкурентоспособностью продукции молочного скотоводства на примере ОАО «Путь Ильича» Завьяловского рай