Формирование системы управления конкурентоспособностью продукции молочного скотоводства на примере ОАО «Путь Ильича» Завьяловского рай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических, практических аспектов конкурентоспособности картофелеводства в современных условиях на примере ОАО «Путь Ильича» и поиски факторов ее повышения.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретические основы конкурентоспособности картофелеводства на сельскохозяйственных предприятиях.
2. Определить фактическую конкурентоспособность картофелеводства.
3. Разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности картофелеводства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…4
1. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ…….6
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия…………………...…6
1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия.....11
1.3 Научные подходы к управлению конкурентоспособностью……....21
1.4 Методы оценки конкурентоспособности……………………………24
2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ПУТЬ ИЛЬИЧА»………………………………..29
2.1 Местоположение……………………….……………...........................29
2.2 Организационно-правовая форма……………………………………31
2.3 Основные виды деятельности ……………………………………….33
2.4 Показатели масштабов деятельности ……………………………….35
2.5 Характеристика ресурсного потенциала ……………………………36
2.5.1 Земельные ресурсы …………………………………………………36
2.5.2 Основные и оборотные фонды……………………………………...37
2.5.3 Материально-техническая база …………………………………….39
2.6 Анализ результатов хозяйственной деятельности ………………….41
3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ КАРТОФЕЛЯ И ОЦЕНКА ЕЕ УРОВНЯ…………………….……………...…42
3.1 Оценка системы управления конкурентоспособностью молока на предприятии……………………………………………………………………...42
3.2 Анализ рыночных позиций предприятия……………………………45
3.3 Анализ каналов реализации и качества реализованного картофеля47
3.4 Конкурентоспособность производства картофеля...………………..48
3.5 Анализ финансового положения предприятия………….…………..50
3.5.1 Анализ финансовой устойчивости предприятия…………….……50
3.5.2 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия…...….52
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАРТОФЕЛЯ…………………………………..54
4.1 Рекомендации по совершенствованию системы управления конкурентоспособностью картофеля…..…………………………...………......54
4.2 Совершенствование структуры посевных площадей картофеля.....56
4.3 Рекомендации по повышению качества картофеля………………...57
4.4 Совершенствование урожайности картофеля……..……………......59
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..60

Работа состоит из  1 файл

менеджмент, курсовая !.docx

— 237.57 Кб (Скачать документ)

q - отношение единовременных затрат потребителя на приобретение оцениваемого и базового образцов;

mзб - доля затрат производителя на приобретение базового образца в полных затратах;

T' - отношение сроков службы оцениваемого и базового образца;

- относительное значение i-ого показателя качества продукции (i = 1………….,n);

miб - доля затрат, обусловленная i-м показателем качества базового образца, выраженного в стоимостных единицах при полных затратах, mзб +,……. .,+mnб = 1;

Pi, Piб - значение i - го показателя качества соответственно оцениваемого и базового образца, выраженное в натуральных единицах и характеризующее соответствующую составляющую полных затрат; 4

При К (t) ≥ 1 продукция конкурентоспособна на конкретном рынке, а при К (t) < 1 продукция неконкурентоспособна на конкретном рынке.

Для определения уровня конкурентоспособности  промышленной продукции может быть использован и смешанный метод  оценки.

Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности основан  на совместном применении единичных  и комплексных показателей.

Наиболее важные показатели используются как единичные. Остальные  единичные показатели объединяются в группы, для каждой из которых  определяются групповые показатели.

На основе полученной совокупности групповых и единичных показателей  качества оценивается уровень конкурентоспособности  дифференциальным методом. 3,4,5,8,9,10,11

Данный метод имеет  ряд недостатков:

1) во всех случаях предполагается  линейная зависимость конкурентоспособности  от значения критерия, то есть  по всем параметрам спроса  равна 1;

2) не учитывается то, что  для нескольких критериев существуют  ограничения, объективные или  субъективные, при нарушении которых,  конкурентоспособность продукции  стремится к нулю;

3) при сравнении нескольких  товаров необходимо проведение  расчетов для каждой пары в  отдельности;

4) сложно установить весовое  значение показателей, особенно  для большого количества критериев;

5) невозможно оценить  степень влияния на конкурентоспособность  продукции факторов, не поддающихся  количественной оценке;

6) данным методом рассчитывается  конкурентоспособность одного объекта  относительно другого, а не  уровень конкурентоспособности  вообще;

7) существует определенная  сложность выбора базы сравнения,  особенно в случаях, когда в  качестве таковой необходимо  принять ряд существующих образцов. Возникает вопрос: какой товар является лучшим?

Перечисленные выше методики до сих пор используются на предприятиях, но все большее и большее распространение  в России получает параметрический анализ и рейтинговая оценка конкурентоспособности продукции. Особенности данных методик в том, что они основываются на разных типах информационного обеспечения.

Параметрический анализ используется в том случае, когда заказчиком выступает отдельное предприятие  и получение даже публичной сводной  финансовой отчетности и данных Госкомстата  затратно с точки зрения затрат времени и ресурсов. В этом случае информационное обеспечение - это интервью с менеджерами предприятия-заказчика. Как правило эти данные основываются на субъективных суждениях и неформальных источниках информации, поэтому анализ в большей степени носит качественный (неформализованный) характер 10.

Также существуют и аналитические  методы статистики определения конкурентоспособности  продукции, основанные на методе сравнения. Именно они и составляют методологический фундамент конкурентоспособности  товара. Ее обобщенный алгоритм предполагает выполнение следующих процедур: эксперты определяют уровень ценовых и  потребительских характеристик  тестируемого продукта и соотносят  их с одноименными составляющими  заранее определенного товара-конкурента. Его узкий на наш взгляд подход, который применим преимущественно  для узкоспециализированных товаров, функционирующих в рыночной нише 8.

Оценка конкурентоспособности  промышленной продукции является исходным элементом для производственно-хозяйственной  деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Изучение конкурентоспособности  должно вестись непрерывно и систематически на всех этапах жизненного цикла продукции. Такой подход дает возможность своевременно принять решения об оптимальных  измерениях товарного ассортимента, необходимости поиска новых рынков для производственных и модернизированных  изделий, расширении и создании производственных мощностей и т.д.

Таким образом, на сегодняшний  день существует несколько способов оценки конкурентоспособности продукции. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Но всех их можно свести в два базовых подхода к  оценке конкурентоспособности это:

дифференциальный, в результате оценки которого устанавливается: достигнут  ли уровень параметров базовой техники, по каким параметрам он не достигнут, какие из параметров наиболее сильно отличаются от базовых;

маркетинговый (комплексный) основанный на применении групповых, интегральных, смешанных показателей или сопоставлении показателей удельных полезных эффектов разрабатываемой продукции и продукции аналога-конкурента с учетом весомости каждого параметра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ОАО «ПУТЬ ИЛЬИЧА» ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА

2.1 Местоположение и организационно-правовая форма

        Район расположен вокруг столицы  Удмуртии (золотое кольцо) – г. Ижевска. Территория района вытянута с запада на восток на 75 км., с севера на юг – на 57 км. Общая площадь района составляет 220,3 тыс.га. Через территорию района следуют 3 железнодорожных линии, проходит федеральные дороги: окружная кольцевая дорога г.Ижевска, «Елабуга-Пермь», дороги республиканского значения, в границах района находится аэропорт республиканского значения, судоходная река Кама. В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 28.09.2001 № 43-РЗ «О статусе столицы Удмуртской Республики» Завьяловский район присвоен статус «пристоличного района».

Ресурсы района:

1. Земля – 220,4 тыс.га, в том числе земли сельскохозяйственного назначения 110,4 тыс.га, земли населённых пунктов 11,5 тыс.га., земли запаса 20,6 тыс.га.

2. Леса – Площадь покрытая  лесом 91,1 тыс.га (41,35% от общей площади района). Леса в основном лиственных пород. Ежегодная расчетная лесосека 108 тыс.куб.м.

3. Водный ресурс – под  водой (реки, пруды, озёра) находится  1518 га территории.

4. Недра - Месторождения  нефти, торфа, глины, песчано-гравийной  смеси, известкового туфа.

Рис. 1 Схема организационной  структуры

Открытое акционерное  общество — форма организации публичной компании; акционерное общество, акционеры которого пользуются правом отчуждать свои акции. Во главе предприятия — собрание акционеров.           «Акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учётом требований настоящего Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации. Открытое общество вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации. Число акционеров открытого общества не ограничено».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Основные виды деятельности

Основными видами деятельности ОАО «Путь Ильича» являются:

-производство и реализация  зерна;

-производство картофеля;

-производство и реализация  молока;

-производство и реализация  мяса;

Таблица 1- Специализация хозяйства

Наименование отраслей, культур и продуктов

2007г.

2008г.

2009г.

В среднем за 3 года

тыс.

руб.

   

    %

тыс.

руб.

 

   %

тыс.

руб.

 

  %

тыс.

руб.

 

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Зерновые и зернобобовые, всего

-

-

1348

2   

-

-

1348

2

Картофель

4907

10    

9015

14  

7890

11

7270

12

Прочая продукция  растениеводства

1

1    

82

1   

8

1

33

1

Итого продукции растениеводства

4918

11

10445

17

7898

12

7754

15

Скотоводство, всего

43961

89 

54745

82  

60889

88

53198

85

в т.ч. мясо КРС

13229

27

10382

15

16214

24

13275

20

           молоко

2505

5

3717

5

4479

6

3567

6

Продукция  животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде

28227

57

40646

62

40196

58

36356

59

Пчеловодство

116

1    

146

1   

-

-

131

1

Итого продукции животноводства

44208

89

54900

83

60910

88

53339

85

Всего продукции сельского хозяйства

49126

100

65345

100

68808

100

61093

100


Рассчитаем коэффициент  специализации за каждый год:

                      100                        100

 Кс 2007 = ————— = ————— = 0.76;

                    ∑Д(2n – 1)                89+10*3+5+7

                     100                          100

 Кс 2008 = ————— = ————— = 0,67;

                    ∑Д(2n – 1)              82+42+10+7+9

                      100                      100

 Кс 2009 = ————— = ————— = 0.79.

                      ∑Д(2n – 1)              88+11*3+5

Таким образом, по уровню специализации  ОАО «Путь Ильича» относится  к хозяйствам с углубленной специализацией и за исследуемый период не изменился. По данным таблицы 1 видно, что специализация  предприятия ОАО «Путь Ильича»  скотоводческая, направление молочно-мясное.

2.3. Показатели масштабов деятельности

Рассмотрим основные показатели масштабов деятельности предприятия  в таблице 2:

Таблица 2 – Общие сведения о предприятии

Показатель

2007г.

2008г.

2009г.

Тр, %

1

2

3

4

5

Площадь сельскохозяйственных угодий, га

2979

2980

2980

100,03

     в т.ч. пашни

2792

2793

2793

100,03

     площадь посевов    основных видов культур

3113

3113

3113

100

Валовая продукция в фактических  ценах, тыс.руб.

62657

69657

91562

146,1

Себестоимость товарной продукции, тыс.руб.

45582

75582

61850

135,7

Денежная выручка, тыс.руб.

50301

66221

71068

141,3

Прибыль (убыток), тыс.руб.

4719

14872

9218

195,3


 

Продолжение таблицы 2

Число среднегодовых работников, занятых в сельском хозяйстве, человек

209

204

205

98,1

Стоимость основных производственных фондов, тыс.руб.

103118,5

113670

142440

138,1

Стоимость оборотных средств, тыс.руб.

35516

40591

55326

155,8

Материальные затраты, тыс.руб.

43928

56146

56202

128

Производственные затраты, тыс.руб.

64649

82802

92255

142,7

Поголовье молочного направления  КРС

550

551

570

103,6

Животные на выращивании  и откорме

1029

1042

1143

111,1

Затраты на корма, тыс.руб.

19816

24252

24121

121,7

Уровень рентабельности, %

10,7

26,5

16,4

153,3

Информация о работе Формирование системы управления конкурентоспособностью продукции молочного скотоводства на примере ОАО «Путь Ильича» Завьяловского рай