Формирование системы управления конкурентоспособностью продукции молочного скотоводства на примере ОАО «Путь Ильича» Завьяловского рай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических, практических аспектов конкурентоспособности картофелеводства в современных условиях на примере ОАО «Путь Ильича» и поиски факторов ее повышения.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретические основы конкурентоспособности картофелеводства на сельскохозяйственных предприятиях.
2. Определить фактическую конкурентоспособность картофелеводства.
3. Разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности картофелеводства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…4
1. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ…….6
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия…………………...…6
1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия.....11
1.3 Научные подходы к управлению конкурентоспособностью……....21
1.4 Методы оценки конкурентоспособности……………………………24
2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ПУТЬ ИЛЬИЧА»………………………………..29
2.1 Местоположение……………………….……………...........................29
2.2 Организационно-правовая форма……………………………………31
2.3 Основные виды деятельности ……………………………………….33
2.4 Показатели масштабов деятельности ……………………………….35
2.5 Характеристика ресурсного потенциала ……………………………36
2.5.1 Земельные ресурсы …………………………………………………36
2.5.2 Основные и оборотные фонды……………………………………...37
2.5.3 Материально-техническая база …………………………………….39
2.6 Анализ результатов хозяйственной деятельности ………………….41
3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ КАРТОФЕЛЯ И ОЦЕНКА ЕЕ УРОВНЯ…………………….……………...…42
3.1 Оценка системы управления конкурентоспособностью молока на предприятии……………………………………………………………………...42
3.2 Анализ рыночных позиций предприятия……………………………45
3.3 Анализ каналов реализации и качества реализованного картофеля47
3.4 Конкурентоспособность производства картофеля...………………..48
3.5 Анализ финансового положения предприятия………….…………..50
3.5.1 Анализ финансовой устойчивости предприятия…………….……50
3.5.2 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия…...….52
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАРТОФЕЛЯ…………………………………..54
4.1 Рекомендации по совершенствованию системы управления конкурентоспособностью картофеля…..…………………………...………......54
4.2 Совершенствование структуры посевных площадей картофеля.....56
4.3 Рекомендации по повышению качества картофеля………………...57
4.4 Совершенствование урожайности картофеля……..……………......59
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..60

Работа состоит из  1 файл

менеджмент, курсовая !.docx

— 237.57 Кб (Скачать документ)
  1. продукция доходит до потребителя слишком поздно;
  2. расходы по сбыту продукции слишком высоки;
  3. данная продукция распространяется не так широко, как у конкурентов.

Хозяйство ОАО «Путь Ильича»  поставляет продукцию собственного производства в магазины городов  Ижевска и Воткинска.

Таблица 14- Цена реализации 1 ц картофеля

 

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Цена 1 л картофеля

441,36

685,55

575,4


       Цена реализации зависит от соответствия показателей качества картофеля. На предприятии цена реализации картофеля в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 30%.

Рассмотрим объемы производства в таблице 15:

Таблица 15 - Объем производства молока

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2009 г. в % к 2007 г.

Урожайность, ц/га

144,4

169,1

132,5

92

Площадь, га

200

200

200

100

Валовой сбор, ц

28881

33825

26501

92


       Из таблицы 15 видно, что урожайность картофеля в 2009 году сократилась на 8%, причем площадь осталась неизменной. В следствии чего сократился валовой сбор на 8%.

 

3.4 Конкурентоспособность производства картофеля

При исследовании конкурентоспособности  производимой в хозяйстве продукции  выявлено, что отрасли предприятия  обладают умеренной конкурентоспособностью. Ресурсы в хозяйстве  использовались с различной,  но положительной степенью эффективности. Большое влияние на конкурентоспособность, оказывают издержки производства. Динамика фактической себестоимости картофеля за анализируемый период показала устойчивую тенденцию к ее повышению, что является отрицательным фактором эффективного производства.

 

Таблица 16-  Конкурентоспособность производства отраслей в ОАО «Путь Ильича»

Показатели 

Годы

2007г.

2008г.

2009г.

картофель

Урожайность, ц/га

144,4

169,1

132,5

Себестоимость 1ц, руб.

106

129

227

Цена реализации 1 ц, руб.

441,36

685,55

575,4

Прибыль от реализации 1 ц, руб.

335,36

556,55

348,4

Молоко

Продуктивность 1 коровы, кг

6080

6128

6327

Себестоимость 1ц, руб.

82,56

99,54

132,93

Цена реализации 1 ц, руб.

638,87

910,36

801,4

Прибыль от реализации 1 ц, руб.

556,31

810,82

668,47


      Из таблицы  можно сказать, что предприятие  ОАО «Путь Ильича» за исследуемый  период на производства и реализацию  картофеля увеличило затраты,  повысилась цена реализации, а  урожайность картофеля сократилось.  Прибыль от реализации картофеля увеличилась на 4 %. В целом можно сказать, что предприятие обладает умеренной конкурентоспособностью.

 

3.5 Анализ финансового состояния предприятия

3.5.1 Анализ финансовой  устойчивости предприятия

       Финансовая устойчивость — составная часть общей устойчивости предприятия, сбалансированность финансовых потоков, наличие средств, позволяющих организации поддерживать свою деятельность в течение определенного периода времени, в том числе обслуживая полученные кредиты и производя продукцию. Во многом определяет финансовую независимость организации.

      Финансовая устойчивость является показателем платёжеспособности в длительном промежутке времени. В отличие от кредитоспособности является показателем, важным не внешним, а внутренним финансовым службам. Финансовая устойчивость и её оценка — часть финансового анализа в организации. Для того, чтобы анализировать финансовую устойчивость предприятия, используются определенные показатели.

Виды финансовой устойчивости

          В зависимости от отраслей деятельности, структуры внутри предприятий, их положения на рынке, финансовой политики и других аспектов, организации имеют различную финансовую устойчивость. Однако, имеют место основные виды устойчивости:

  1. Абсолютная финансовая устойчивость
  2. Нормальная финансовая устойчивость
  3. Неустойчивое состояние
  4. Кризисное финансовое состояние.

Таблица 17 - Показатели финансовой устойчивости

показатели

2007г

2008г

2009г

Коэффициент концентрации собственного капитала

0,77

0,78

0,66

Коэффициент финансовой зависимости.

1,29

1,28

1,5

Коэффициент маневренности  собственного капитала.

0,56

0,55

0,57

Коэффициент концентрации заемного капитала

0,22

0,22

0,34

Коэффициент структуры долгосрочных вложений

0,16

0,13

0,11

Коэффициент долгосрочного  привлечения заемных средств

0,1

0,08

0,09


         Коэффициент концентрации собственного капитала определяет долю средств, инвестированных в деятельность предприятия его владельцами. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов предприятие. За исследуемый период этот коэффициент сократился и составляет в 2009 году 0,66. Коэффициент финансовой зависимости предприятия означает насколько активы предприятия финансируются за счет заемных средств. Слишком большая доля заемных средств снижает платежеспособность предприятия, подрывает его финансовую устойчивость и соответственно снижает доверие к нему контрагентов и уменьшает вероятность получения кредита. У предприятия этот коэффициент повысился и составляет на 2009 год 1,5. Коэффициент маневренности характеризует какая доля источников собственных средств находится в мобильной форме и равен отношению разности между суммой всех источников собственных средств и стоимостью внеоборотных активов к сумме всех источников собственных средств и долгосрочных кредитов и займов и он составляет в 2009 году 0,57. Коэффициент структуры долгосрочных вложений показывает долю, которую составляют долгосрочные обязательства в объеме внеоборотных активов предприятия. Этот коэффициент сократился и составляет  в 2009 году 0,11. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств показывает, какая часть в источниках формирования внеоборотных активов на отчетную дату приходится на собственный капитал, а какая на долгосрочные заемные средства и этот коэффициент составляет в 2009 году 0,09.

3.5.2 Анализ ликвидности  и платежеспособности предприятия

        Ликви́дность — экономический термин, обозначающий способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной. Ликвидный — обращаемый в деньги. Обычно различают высоколиквидные, низколиквидные и неликвидные ценности (активы). Чем легче и быстрее можно получить за актив полную его стоимость, тем более ликвидным он является. Для товара ликвидности будет соответствовать скорость его реализации по номинальной цене. Активы предприятия отражаются в бухгалтерском балансе и имеют разную ликвидность (по убыванию):

1. денежные средства на  счетах и в кассах предприятия;

2. банковские векселя,  государственные ценные бумаги;

3. текущая дебиторская  задолженность, займы выданные, корпоративные  ценные бумаги (акции предприятий,  котирующихся на бирже, векселя)

4. запасы товаров и  сырья на складах;

5. машины и оборудование;

6. здания и сооружения;

7. незавершённое строительство;

Таблица 18 – показатели ликвидности

показатели

2007г

2008г

2009г

Коэффициент текущей ликвидности

8,4

10,2

7,8

Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности

1,1

1,03

0,85

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,39

0,49

0,47


Коэффициент текущей ликвидности  отражает, достаточно ли у предприятия  средств, которые могут быть использованы для погашения своих краткосрочных  обязательств в течение предстоящего года. Согласно общепринятым стандартам считается, что этот коэффициент  должен находиться в пределах от 1 до 2. По данным таблицы показывает, что  этот коэффициент сократился за 3 года и в 2009 году составляет 7,8 рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. Коэффициент быстрой ликвидности отражает способность компании погашать свои текущие обязательства в случае возникновения сложностей с реализацией продукции и этот коэффициент сократился  с 2007 года и составляет 0,85 в 2009 году. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно и должен быть не менее 0,2. У предприятия этот коэффициент равен 0,47 в 2009 году, то есть каждый день потенциально могут быть оплачены 47% срочных обязательств.

  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАРТОФЕЛЯ

4.1. Рекомендации по совершенствованию системы управления конкурентоспособностью картофеля

           Для повышения эффективности управления предприятием предлагается под управлением конкурентоспособностью предприятия понимать непрерывный процесс целенаправленного воздействия на бизнес-процессы предприятия способствующий формированию и укреплению конкурентных позиций предприятия в условиях рынка. Управление конкурентоспособностью предприятия сводится к формированию конкурентных преимуществ во всех сферах деятельности предприятия, но не отдельными блоками воздействия, а комплексным, целенаправленным решением задач по управлению конкурентоспособностью предприятия.

          Политика в области качества может быть сформулирована в виде направления деятельности или долгосрочной цели и может предусматривать:

  1. улучшение экономического положения предприятия;
  2. расширение или завоевание новых рынков сбыта;
  3. достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих хозяйств;
  4. ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или регионов;
  5. освоение продукции, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
  6. улучшение важнейших показателей качества продукции;
  7. снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
  8. увеличение сроков гарантии на продукцию.

       С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.

       Таким образом, обеспечение качества продукции - это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа "петли качества", чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству.

        В условиях конкурентной борьбы предприятия смогут успешно развиваться, внедряя системное управление качеством продукции. В настоящее время растущая требовательность к улучшению качества изделий - одна из характерных черт развития мирового рынка.

  1. Качество как основная стратегическая цель деятельности признается высшим руководством предприятия. При этом устанавливаются конкретные задачи и выделяются средства для их решения. Поскольку требования к качеству определяет потребитель, не может существовать такого понятия, как постоянный уровень качества. Качество должно постоянно возрастать, ибо качество -это постоянно меняющаяся цель.
  2. Мероприятия по повышению качества должны затрагивать все подразделения без исключения. Опыт показывает, что 80-90% мероприятий не контролируется отделами качества и надежности.
  3. Не прекращающийся процесс обучения (ориентирован на определенное рабочее место) и повышение мотивации персонала.

 

    1. Совершенствование структуры посевных площадей картофеля

       Существенным резервом увеличения производства продукции в растениеводстве является улучшение структуры посевных площадей, т.е. увеличение доли более урожайных культур в общей посевной площади. Для расчета этого резерва принимаются во внимание кормовые качества и урожайность рассмотренных культур. Сначала умножается средняя фактическая урожайность за 3 года на площадь при фактической и возможной структурах, затем из возможного валового сбора по всем культурам вычитается величина фактического валового сбора. Данная разность и будет искомой величиной резерва.

Информация о работе Формирование системы управления конкурентоспособностью продукции молочного скотоводства на примере ОАО «Путь Ильича» Завьяловского рай