Формирование системы управления конкурентоспособностью продукции молочного скотоводства на примере ОАО «Путь Ильича» Завьяловского рай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических, практических аспектов конкурентоспособности картофелеводства в современных условиях на примере ОАО «Путь Ильича» и поиски факторов ее повышения.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретические основы конкурентоспособности картофелеводства на сельскохозяйственных предприятиях.
2. Определить фактическую конкурентоспособность картофелеводства.
3. Разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности картофелеводства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…4
1. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ…….6
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия…………………...…6
1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия.....11
1.3 Научные подходы к управлению конкурентоспособностью……....21
1.4 Методы оценки конкурентоспособности……………………………24
2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ПУТЬ ИЛЬИЧА»………………………………..29
2.1 Местоположение……………………….……………...........................29
2.2 Организационно-правовая форма……………………………………31
2.3 Основные виды деятельности ……………………………………….33
2.4 Показатели масштабов деятельности ……………………………….35
2.5 Характеристика ресурсного потенциала ……………………………36
2.5.1 Земельные ресурсы …………………………………………………36
2.5.2 Основные и оборотные фонды……………………………………...37
2.5.3 Материально-техническая база …………………………………….39
2.6 Анализ результатов хозяйственной деятельности ………………….41
3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ КАРТОФЕЛЯ И ОЦЕНКА ЕЕ УРОВНЯ…………………….……………...…42
3.1 Оценка системы управления конкурентоспособностью молока на предприятии……………………………………………………………………...42
3.2 Анализ рыночных позиций предприятия……………………………45
3.3 Анализ каналов реализации и качества реализованного картофеля47
3.4 Конкурентоспособность производства картофеля...………………..48
3.5 Анализ финансового положения предприятия………….…………..50
3.5.1 Анализ финансовой устойчивости предприятия…………….……50
3.5.2 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия…...….52
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАРТОФЕЛЯ…………………………………..54
4.1 Рекомендации по совершенствованию системы управления конкурентоспособностью картофеля…..…………………………...………......54
4.2 Совершенствование структуры посевных площадей картофеля.....56
4.3 Рекомендации по повышению качества картофеля………………...57
4.4 Совершенствование урожайности картофеля……..……………......59
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..60

Работа состоит из  1 файл

менеджмент, курсовая !.docx

— 237.57 Кб (Скачать документ)

Помимо требований к товару, выдвигаемых каждым отдельным потребителем, существуют и требования, общие для  всех товаров к их выполнению. Это  нормативные параметры, которые  устанавливаются: действующими международными (ИСО, МЭК и др.) и региональными  стандартами; действующими законодательствами, нормативными техническим регламентами страны-экспортера и страны-импортера, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукцию фирм-изготовителей  данной продукции; патентной документацией. Если хотя бы одно из этих требований не будет выполнено, то товар не может  быть выведен на рынок.

Конкурентоспособность товара, как уже отмечалось, является относительной  величиной. И не только потому, что  выражается безмерным показателем. Существенное влияние на данный показатель оказывает фактор времени. Под воздействием научно-технического прогресса, моды и  вырастающих требований рынка уровень  конкурентоспособности постоянно  понижается. Этот процесс можно замедлить, но остановить невозможно. Поэтому, вновь  создаваемая продукция должна обладать определенным запасом конкурентоспособности  и тем большим, чем больше период ее освоения.

Конкурентоспособный товар, как правило, может производить  только конкурентоспособное предприятие, а для такого предприятия нужны  определенные условия, характеризуемые  как конкурентоспособность страны. Эта неразрывная цепочка взаимозависимостей давно замечена и внимательно  изучается в маркетинге.

Таким образом, конкурентоспособность  с точки зрения потребителя - это  более высокое по сравнению с  аналогами-заменителями соотношение  современных качественных характеристик  товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям определенного сегмента. Сточки зрения производителя конкурентоспособность  продукции - это достижение безусловной  рентабельности в своей деятельности и создание положительного имиджа у своих потребителей.

 

1.2. Факторы конкурентоспособности предприятия

        Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. Сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, по мнению французских экономистов А.Олливье, А.Дайана и Р.Урсе, оно должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам. Это:

 

  1. концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
  2. качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
  3. цена товара с возможной наценкой;
  4. финансы - как собственные, так и заемные;
  5. торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
  6. послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
  7. внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
  8. предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.

        Ряд авторов, анализируя факторы конкурентоспособности предприятия, предлагают иные принципы систематизации. В частности, предлагается их классифицировать в зависимости от целевого назначения создаваемого продукта труда.

       Для предприятий, создающих товары потребительского назначения, выделяют:

   а: коммерческие  условия - возможности фирмы предоставлять  покупателям потребительский или  коммерческий кредиты, скидки  с прейскурантной цены, скидки  при возврате ранее приобретенного  у фирмы товара, использовавшего  свой экономический ресурс, возможности  заключения товарообменных (бартерных)  сделок;

 

   б: организация сбытовой сети - расположение сети магазинов, супермаркетов, доступность их широкому кругу покупателей, проведение демонстрации изделий в действии в салонах и демонстрационных залах фирмы или у ее торговых посредников, на выставках и ярмарках, эффективность проводимых рекламных кампаний, воздействие средствами «паблик релейшенз»;

   в: организация технического обслуживания продукции - объем предоставляемых услуг, сроки гарантийного ремонта, стоимость послегарантийного обслуживания и т.д.;

   г: представление потребителей о фирме, ее авторитете и репутации, ассортименте ее продукции, сервисе, воздействие товарного знака фирмы на привлечение внимания покупателей к ее продукции;

   д: воздействие  тенденций развития конъюнктуры  на положение фирмы на рынке.

         На конкурентоспособность предприятий, перерабатывающих сырье, оказывают влияние, прежде всего, такие факторы, как величина прибыли, получаемой от переработки сырья, которая зависит от качественных и стоимостных характеристик сырья, а также стоимости других производственных ресурсов - рабочей силы, основного капитала, потребляемых топлива и энергии; состояния конъюнктуры рынка конечного продукта переработки сырья, динамики цен в результате колебаний спроса и предложения, расходов на транспортировку сырья к месту переработки или потребления; формы коммерческих и других связей между производителями и потребителями.

       Уровень конкурентоспособности фирм-производителей сырьевых товаров во многом определяется тем, какими товарами они торгуют, где и как эти товары потребляются.

       Но, пожалуй, наиболее фундаментальное исследование факторов конкурентоспособности предприятий было приведено в работах М.Портера. При этом факторы конкурентоспособности понимаются им как одна из четырех основных детерминант конкурентного преимущества наряду со стратегией фирм, их структурой и конкурентами, условиями спроса и наличием родственных или смежных отраслей и предприятий, конкурентоспособных на мировом рынке.

      Все эти четыре детерминанты составляют, по мнению М.Портера, систему (ромб), «компоненты которой взаимно усиливаются. Каждый детерминант влияет на все остальные. ...Кроме того, преимущества в одном детерминанте могут создать или усилить преимущества в других».

      Чтобы получить и удержать преимущества в наукоемких отраслях, составляющих основу любой развитой экономики, необходимо обладать преимуществами во всех составляющих системы.

       Конкурентное преимущество, основанное на какой-то одной либо двух детерминантах, также возможно. Но только в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или отраслях, не использующих смежных технологий и высококвалифицированной труд. Однако такое преимущество обычно кратковременно и теряется со вступлением на данный рынок крупных компаний и фирм.

       Поэтому преимущества по каждому в отдельности из компонентов системы не является предпосылкой для конкурентного преимущества в отрасли. Лишь взаимодействие преимуществ по всем детерминантам обеспечивает синергетический (самоусиливающийся) эффект системы.

       Из изложенного выше подхода ясно видно, на сколько велика роль правильного выявления и использования факторов конкурентоспособности.

      Факторы конкурентоспособности М.Портер напрямую связывает с факторами производства. Все факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятия и фирмы отрасли, он представляет в виде нескольких больших групп:

  1. Людские ресурсы - количество, квалификация и стоимость рабочей силы.
  2. Физические ресурсы - количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий; климатические условия и географическое положение страны базирования предприятия.
  3. Ресурс знаний - сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг и сосредоточенной в академических университетах, государственных отраслевых НИИ, частных исследовательских лабораториях, банках данных об исследованиях рынка и других источниках.
  4. Денежные ресурсы - количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия. Естественно, капитал неоднороден. Он имеет такие формы, как необеспеченная задолженность, обеспеченный долг, акции, венчурный капитал, спекулятивные ценные бумаги и т.д. У каждой из этих форм свои условия функционирования. А с учетом различных условий их движения в разных странах, они будут в значительной степени определять специфику экономической деятельности субъектов в разных странах.
  5. Инфраструктура - тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилой фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы.

      Отраслевые особенности, безусловно, накладывают свои существенные различия на состав и содержание применяемых факторов.

      Все факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, М.Портер предлагает делить на несколько типов.

 

       Во-первых, на основные и развитые. Основные факторы - это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила, дебетный капитал.

       Развитые факторы - современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры (специалисты с высшим образованием, специалисты в области ЭВМ и ПК) и исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными, высокотехнологичными дисциплинами.

       Деление факторов на основные и развитые весьма условно. Основные факторы существуют объективно либо для их создания требуются незначительные государственные и частные инвестиции. Как правило, создаваемое ими преимущество нестойко, а прибыль от использования низка. Особое значение они имеют для добывающих отраслей, отраслей, связанных с сельским и лесным хозяйством и отраслей, применяющих в основном стандартизированную технологию и малоквалифицированную рабочую силу.

        Гораздо большее значение для конкурентоспособности имеют развитые факторы, как факторы более высокого порядка. Для их развития необходимы значительные, часто продолжительные по времени вложения капитала и человеческих ресурсов. Кроме того, необходимое условие самого создания развитых факторов - это использование высококвалифицированных кадров и высоких технологий.

        Особенностью развитых факторов является то, что, как правило, их трудно приобрести на мировом рынке. В то же время они являются непременным условием инновационной деятельности предприятия. Успехи предприятий многих стран мира напрямую связаны с солидной научной базой и наличием высококвалифицированных специалистов.

         Развитые факторы часто строятся на базе основных факторов. То есть основные факторы, не являясь надежным источником конкурентного преимущества, в то же время должны быть достаточно качественными, чтобы позволить на их базе создать родственные развитые факторы.

      Другим принципом деления факторов является степень их специализации. В соответствии с этим все факторы делятся на общие и специализированные.

       Общие факторы, к которым М.Портер относит систему автомобильных дорог, дебетный капитал, персонал с высшим образованием, могут быть использованы в широком спектре отраслей.

       Специализированные факторы - это узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в определенных отраслях знания, другие факторы, применяемые в одной или в ограниченном числе отраслей. Примером сейчас служит разрабатываемое по контракту специализированное программное обеспечение, а не стандартные пакеты программ общего назначения.

      Следует отметить, что эти факторы связаны с использованием такого подвижного вида капитала, каким является венчурный капитал.

      Общие факторы, как правило, дают конкурентные преимущества ограниченного характера. Они имеются в значительном количестве стран.

     Специализированные же факторы, которые порой основываются на общих, образуют более солидную, долговременную основу для обеспечения конкурентоспособности. Финансирование создания этих факторов более целенаправленное и часто более рискованное, что, однако, не означает отказа от участия в таком финансировании государства.

     Из сказанного выше можно сделать вывод, что в наибольшей степени возможно повысить конкурентоспособность предприятия при наличии у него развитых и специализированных факторов. От наличия и качества их зависит уровень конкурентного преимущества и возможности его усиления.

     Конкурентное преимущество, основывающееся на совокупности основных и общих факторов - это преимущество низшего порядка (экстенсивного типа), имеющее непродолжительный и неустойчивый характер.

     Следует отметить, что критерии отнесения факторов к развитым или специализированным постоянно ужесточаются. Это результат воздействия НТП. То что сегодня считается на уровне развитого фактора (скажем научные знания), завтра будет отнесено к основному. Аналогично и со степенью специализации (к примеру тех же научных знаний). Здесь также наблюдается тенденция к повышению. «Она имеет место также и у людских ресурсов, инфраструктуры и даже источников капитала». Поэтому ресурс фактора как основа долговременного конкурентного преимущества обесценивается, если постоянно его не совершенствовать и не делать более специализированным.

      И, наконец, еще один принцип классификации - деление факторов конкурентоспособности на естественные (то есть доставшиеся сами собой: природные ресурсы, географическое положение) и искусственно созданные. Понятно, что вторые - факторы более высокого порядка, обеспечивающие конкурентоспособность более высокую и стойкую.

      Создание факторов - это процесс накопления: каждое поколение наследует факторы, доставшиеся от предыдущего поколения, и создает свои, добавляя к прежним. Именно такой точки зрения придерживается не только М.Портер, но и другие западные экономисты, такие как Б.Скотт, Дж.Лодж, Дж.Бауэр, Дж.Зюсман, Л.Тайсон.

Информация о работе Формирование системы управления конкурентоспособностью продукции молочного скотоводства на примере ОАО «Путь Ильича» Завьяловского рай