Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 00:22, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических основ формирования стратегии фирмы, а также практическое их применение на примере конкретного предприятия (ООО «Универсал-тур»).
Для достижения цели исследования потребовалось решить следующие задачи:
раскрыть понятие и содержание стратегии развития;
рассмотреть существующие в теории и практике виды развития фирмы;
проанализировать процесс разработки стратегии;
рассмотреть этапы разработки стратегии;
изучить существующие методы, влияющие на выбор стратегии;
провести анализ и разработать стратегию развития конкретной фирмы.
Введение………………………………………………………………………..3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ВЫБОРЕ СТРАТЕГИЙ
1.1. Понятие стратегии………………………………………………………...6
1.2. Подходы к процессу формирования стратегии предприятия………….7
1.3. Этапы процесса разработки стратегии…………………………………..9
1.4. Правила и процедура разработки стратегии…………………………...11
1.4.1. SWOT–АНАЛИЗ.…………………………………………………..13
1.4.2. Пять сил конкуренции по М.Портеру…………………………….15
1.4.3. Стержневые компетенции…………………………………………17
1.5. От разработки стратегии к ее внедрению……………………………...18
II. Анализ деятельности туристической фирмы ООО «УНИВЕРСАЛ-ТУР»
2.1. Краткая характеристика компании……………………………………..20
2.2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Универсал-тур»……….21
2.2.1. Анализ внешней среды…………………………………………….21
2.2.2. Анализ внутренней среды………………………………………....26
2.3. Мероприятия по разработке и выбору эффективной стратегии предприятия…………………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ВЫБОРЕ СТРАТЕГИЙ
1.1.
Понятие стратегии………………………………………………………
1.2. Подходы
к процессу формирования
1.3. Этапы процесса разработки стратегии…………………………………..9
1.4.1.
SWOT–АНАЛИЗ.………………………………………………
1.4.2. Пять сил конкуренции по М.Портеру…………………………….15
1.4.3.
Стержневые компетенции……………………
1.5. От разработки стратегии к ее внедрению……………………………...18
II. Анализ деятельности туристической фирмы ООО «УНИВЕРСАЛ-ТУР»
2.1. Краткая характеристика компании……………………………………..20
2.2.1. Анализ внешней среды…………………………………………….21
2.2.2.
Анализ внутренней среды…………………
2.3. Мероприятия
по разработке и выбору
Заключение……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….42
Введение
Долгосрочная
эффективная работа любого предприятия,
его экономический рост и развитие
определяются правильным выбором стратегических
ориентиров, позволяющих наилучшим
образом реализовать
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности.
Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.
Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Не существует стратегии единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления.
Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов.
В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выбора и реализации стратегии развития и осуществления стратегического управления.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на сегодняшний день стратегия – это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.
Объектом исследования является процесс формирования стратегии развития фирмы. Предметом являются методы разработки, оценки и выбора этих стратегий.
Целью работы является изучение теоретических основ формирования стратегии фирмы, а также практическое их применение на примере конкретного предприятия (ООО «Универсал-тур»).
Для достижения цели исследования потребовалось решить следующие задачи:
Теоретической и методологической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых и менеджеров, посвященные проблемам теории и практики стратегического планирования и управления развитием фирм.
Среди них: И.Ансофф, М.Мескон, А.Томпсон, Д.Стрикланд, М.Портер, Г.Хэмел, К.Прахалад, С.Виханский, В.Д.Маркова и др.
Данная
курсовая работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка использованной
литературы.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ВЫБОРЕ
СТРАТЕГИЙ
1.1. Понятие стратегии
Стратегия – это установленная на длительный период совокупность норм, направлений, сфер деятельности, обеспечивающих высокую конкурентоспособность организации к выживанию в длительной перспективе.
И. Ансофф выделяет несколько отличительных особенностей стратегии:
Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определённых участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.
В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщённой, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.
При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.
Точно
так же не существует единого горизонта
стратегического планирования. В Европе
часто встречаются долгосрочные, 10-летние
планы, американцы используют 5-летние
планы, а японцы вообще 3-летние.
1.2. Подходы к процессу формирования стратегии предприятия
Анализ литературы по стратегическому управлению показывает, что мнения авторов к процессу разработки и реализации стратегии являются неоднозначными. Разные авторы предлагают различные подходы.
И.Ансофф выделяет следующую группу ключевых решений при формулировании стратегии: внутренняя оценка фирмы; оценка внешних возможностей; формулировка целей и выбор задач; решение о портфельной стратегии; конкурентная стратегия; создание альтернативных проектов, их отбор и реализация. [1]
По М.Мескону процесс формирования стратегии состоит из девяти шагов. Это выработка миссии и целей организации; оценка и анализ внешней среды; управленческое обследование сильных и слабых сторон; анализ и выбор стратегических альтернатив; реализация и оценка стратегии. [2]
А.Томпсон и Д.Стрикланд рассматривают стратегический менеджмент с точки зрения решения пяти задач: определение сферы деятельности и формулирование стратегических установок; постановка стратегических целей и задач для их выполнения; формулирование стратегии для достижения намеченных целей и результатов деятельности производства; реализация стратегического плана; оценка результатов деятельности и изменение плана и/или методов его исполнения. [10]
О.Виханский процесс разработки стратегии рассматривает, как динамическую совокупность пяти взаимоувязанных управленческих процессов: анализ среды; определение миссии и целей; выбор и выполнение стратегии, оценка и контроль реализации. [3]
Сопоставляя подходы этих и других авторов можно констатировать, что, в основном, ученые придерживаются принципов И.Ансоффа и Г.Минцберга. Они рассматривают методологию стратегического менеджмента, как состоящую из двух взаимодополняющих подсистем:
1) «запланированная стратегия» - управление стратегическими возможностями, включающее анализ и выбор стратегической позиции;
2) «реализуемая стратегия» - оперативное управление проблемами в реальном масштабе времени, позволяющее фирмам реагировать на неожиданные изменения.
Классические элементы процесса формирования стратегии в соответствии с трудами М.Мескона следующие:
- миссия организации;
- цели организации;
- анализ внешней среды;
- анализ внутренней среды;
-
анализ стратегических
- выбор стратегии;
- реализация стратегии;
- оценка стратегии.
Выбор стратегии предполагает изучение альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. Факторы, влияющие на выбор стратегии представлены на рис. 1.
Рис. 1. Факторы, влияющие на выбор стратегии организации
1.3. Этапы процесса разработки стратегии
Исходным этапом процесса разработки стратегии является анализ стратегических факторов среды, в которой действует предприятие. Здесь необходимо проанализировать условия, в которых действует организация, и найти ответы на вопросы о том, каковы ее реальные и желаемые перспективы.
Стратегический анализ предприятия носит сложный характер и требует учета множества факторов. Вместе с тем он позволяет выявить круг проблем, стоящих перед предприятием и некоторый набор различных способов их решения. Чтобы стать стратегией, этот набор должен сформироваться в систему.
Общие цели необходимо преобразовать в четко поставленные задачи с указанием ожидаемых результатов, на достижение которых будет направлена деятельность организации. Решение об итоговой формулировке целей организации принимается на уровне интуиции в силу многофакторности этого явления, но все сформулированные цели затем так или иначе будут использованы при детализации самой стратегии организации.
Для реализации задач требуется разработка комплексной стратегии предприятия, определяющей способы достижения миссии и целей. Здесь необходимо оценить всю хозяйственную деятельность.