Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 00:22, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических основ формирования стратегии фирмы, а также практическое их применение на примере конкретного предприятия (ООО «Универсал-тур»).
Для достижения цели исследования потребовалось решить следующие задачи:
раскрыть понятие и содержание стратегии развития;
рассмотреть существующие в теории и практике виды развития фирмы;
проанализировать процесс разработки стратегии;
рассмотреть этапы разработки стратегии;
изучить существующие методы, влияющие на выбор стратегии;
провести анализ и разработать стратегию развития конкретной фирмы.
Введение………………………………………………………………………..3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ВЫБОРЕ СТРАТЕГИЙ
1.1. Понятие стратегии………………………………………………………...6
1.2. Подходы к процессу формирования стратегии предприятия………….7
1.3. Этапы процесса разработки стратегии…………………………………..9
1.4. Правила и процедура разработки стратегии…………………………...11
1.4.1. SWOT–АНАЛИЗ.…………………………………………………..13
1.4.2. Пять сил конкуренции по М.Портеру…………………………….15
1.4.3. Стержневые компетенции…………………………………………17
1.5. От разработки стратегии к ее внедрению……………………………...18
II. Анализ деятельности туристической фирмы ООО «УНИВЕРСАЛ-ТУР»
2.1. Краткая характеристика компании……………………………………..20
2.2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Универсал-тур»……….21
2.2.1. Анализ внешней среды…………………………………………….21
2.2.2. Анализ внутренней среды………………………………………....26
2.3. Мероприятия по разработке и выбору эффективной стратегии предприятия…………………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
С учетом полученных в ходе стратегического анализа результатов осуществляется планирование стратегии. Этап планирования стратегии позволяет ответить на вопрос о том, каким наиболее эффективным способом можно достичь поставленной цели и что для этого необходимо сделать. И так как к одной и той же цели можно двигаться различными способами, то этап планирования стратегии по-другому можно определить, как выбор маршрута и средства движения к одному и тому же пункту назначения. Здесь принимаются важные стратегические решения по вложению средств в перспективные направления развития предприятия и выделяются бизнес-области, которые подвергнутся временному сокращению инвестиций или закрытию, как нерентабельные.
Связующим звеном между этапами планирования и реализации служит постановка задач. Роль этого шага в общем процессе стратегического управления следует усилить. Речь идет о том, что при необходимости внесения корректив в стратегическое поведение, не требующих пересмотра миссии и проведения анализа внутренней среды, процесс управления целесообразно ограничить постановкой дополнительных (корректирующих) задач.
Этап реализации позволяет ответить на вопрос: при помощи каких ресурсов, кем, когда и каким образом могут быть выполнены цели организации? Для этого предполагается осуществить распределение финансово-экономических ресурсов, а также согласовать по срокам и исполнителям основные мероприятия. Этап реализации стратегии создает основу в форме планов, структуры и бюджетов с целью выполнения поставленных целей и задач.
Этап оценки и контроля замыкает процесс стратегического управления в непрерывный цикл. Основные цели контроля заключаются в обеспечении единства решения и исполнения, предупреждении возможных ошибок и недоработок, своевременном выявлении отклонений от заданного направления, эффективном достижении поставленных задач в установленные сроки и т.п.
Главной же целью контроля следует назвать выявление внутренних резервов, позволяющих улучшить действующую систему принятия решений и поиск путей повышения эффективности управления предприятием в целом.
И.Ансофф
в своей книге «Стратегическое
управление» формулирует
Обычно стратегия разрабатывается на несколько лет вперед, конкретизируется в различного рода проектах, программах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения.
Значительные затраты труда и времени многих людей, необходимые для создания стратегии предприятия, не позволяют ее часто менять или серьезно корректировать. Поэтому она формулируется в достаточно общих выражениях. Это – предполагаемая стратегия. Вместе с тем, как внутри организации, так и вне ее появляются новые непредвиденные обстоятельства, которые не укладываются в первоначальную концепцию стратегии. Они могут, например, открыть новые перспективы развития и возможности для улучшения существующего положения дел или, наоборот, заставить отказаться от предполагаемой политики и плана действий.
В последнем случае первоначальная стратегия становится нереализуемой и предприятие переходит к рассмотрению и формулированию неотложных стратегических задач.
Любая стратегия включает общие правила, на основе которых менеджеры данной организации могут принимать взаимоувязанные решения, призванные обеспечить координированное и упорядоченное достижение целей в долгосрочном периоде.
Выделяют различные группы таких правил:
Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными приемами.
Процедура в отличие от правила описывает действия, которые следует предпринимать в конкретной ситуации. В известной степени правила и процедуры снижают степень свободы действий сотрудников организации, заставляя их действовать заданным маршрутом. На самом деле камнем преткновения являются не сами правила и процедуры, а то, как они доведены до сведения персонала. Хорошо продуманная последовательность действий при решении проблемных ситуаций не снижает творческий потенциал сотрудников, а способствует более успешному решению проблемы.
Все
подходы к разработке стратегии
организации сводятся к теоретическому
анализу в сочетании с
Из сказанного следует, что универсального,
пригодного на все случаи жизни метода
разработки стратегии не существует, но
опыт подсказывает несколько возможных
направлений разработки.
Лидером разработки процедур формирования стратегий считается Гарвардская школа бизнеса. К. Эндрюс, М. Портер, Г. Хэмел и К. Прахалад разработали главные подходы к формированию стратегий, основные положения которых приведены в таблице 1.
Таблица 1. Подходы к формированию стратегий
Разработчики | Основное содержание разработок | Стратегия | Период |
К. Эндрюс | SWOT-анализ | Экономическая | 1970-е гг. |
М. Портер | Пять сил конкуренции, типовые стратегии | Стратегия бизнеса | 1980-е гг. |
Г. Хэмел, К. Прахалад | Стержневые компетенции | Стратегия лидерства | 1990-е гг. |
Рассмотрим
подробнее эти три подхода
к формированию стратегий.
1.4.1. SWOT–АНАЛИЗ
Среди
множества инструментов анализа
рыночной позиции предприятия одним
из наиболее наглядных является разработка
SWOT-матрицы. Сущность такого анализа
заключается в оценке перспектив
финансово-хозяйственной
SWOT-метод был разработан американскими экономистами и называется так по первым буквам английских слов, составляющих основное содержание анализа (Strength – достоинство, Weakness- недостаток, Opportunities –возможность, Threat- угроза).
SWOT
- анализ включает в себя: исследование
инфраструктуры предприятия (
SWOT
– анализ направлен на
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что SWOT-анализ внешних и внутренних параметров организации позволяет:
По итогам проведённого анализа внешней, внутренней среды, а также среды непосредственного окружения сделаем таблицу, в которой отражены угрозы и возможности, слабые и сильные стороны предприятия.
Рис.2. Стандартная матрица SWOT- анализа
Каждое из полей SWOT-анализа несет свою целевую и смысловую нагрузку. Поле СиВ показывает возможности для развития, поле СиУ в основном возможности при выработке построении «обороны», поле СлВ показывает насколько компания в состоянии преодолеть свои слабые стороны за счет открывающихся возможностей, поле СлУ определяет насколько усложняют возможные угрозы слабые стороны предприятия.
Последнее
поле (СлУ) является наиболее сложным
при заполнении матрицы. Это поле
необходимо для того, что бы методика
SWOT-анализа не приводила к приятной
картине легкости реализуемой стратегии
и делает анализ более объективным.
1.4.2. Пять сил конкуренции по М.Портеру
Анализ пяти сил – методика для анализа отраслей и выработки стратегии бизнеса, разработанная Майклом Портером в Гарвардской бизнес-школе в 1979 году. Анализ модели пяти сил конкуренции дает возможность определить сильные и слабые позиции организации на рынке и определить области, стратегические изменения в которых (в соответствии с прогнозом) могут дать максимальные результаты для развития бизнеса.
Пять сил Портера включают в себя:
Методикой
выделяются пять сил, которые определяют
уровень конкуренции, и, следовательно,
привлекательности ведения
Рис.3. Пять
сил конкуренции Портера
Портер называет эти силы «микросредой», противопоставляя ее большому количеству факторов, включенных в термин «макросреда». Макросреда состоит из тех сил, которые влияют на способность компании к обслуживанию собственных клиентов и получению прибыли. Изменение в любой из сил «микросреды» обычно требует, чтобы компания пересмотрела свое место в отрасли и на рынке. Достаточная привлекательность отрасли не означает, что любая компания в ней будет получать одинаковую прибыль. Компании должны так применять свои ключевые компетенции, бизнес-модели или сбытовые сети, чтобы получить прибыль больше, чем в среднем по отрасли. Хорошим примером является рынок пассажирских авиаперевозок. В отрасли, в которой рентабельность достаточно низкая, находятся компании, которые за счет уникальных бизнес-моделей, получают прибыль выше, чем в среднем по отрасли.
Консультанты по выработке стратегии иногда используют структуру «Анализа пяти сил Портера», при качественной оценке стратегической позиции компании в отрасли. Тем не менее, для большинства консультантов, эта методика является только отправной точкой в перечне инструментов или методик, которые они могут использовать. Как и все обобщающие методики, анализ, который не учитывает исключений и частностей, рассматривается как упрощенный.