Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:35, реферат
Цель: Комплексирование информации об организации и методах работы
информационной службы в фирме.
Задачи:
1) Проанализировать литературу по теме
2) рассмотреть историю создания информационных служб на предприятиях
3) рассмотреть принципы, функции и задачи работы информационной службы
4) рассмотреть методы работы информационной службы.
Введение…………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Информационные службы на предприятиях………………..стр.4
1.1. История создания информационных служб на предприятиях….стр.4
1.2. Информационная служба в фирме. Современное состояние…...стр.7
Глава 2. Принципы работы информационной службы……………….стр.13
1. Функции и задачи информационной службы .………………...стр.13
2. Структура информационной службы…………………………..стр.16
Глава 3. Методы работы информационной службы…………………. стр.21
3.1. Информационное обеспечение……………………………………стр.21
3.2. Обработка документов…………………………………………….стр.31
3.3. Экономическая разведка…………………………………………...стр.39
3.4. Конфиденциальность и защита коммерческой информации……стр.48
3.5. Источники информации………………………………………….стр.54
Заключение………………………………………………………………стр.62
Список использованной литературы…………………………………стр.64
Менеджмент
Информационная служба фирмы
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Информационные службы на предприятиях………………..стр.4
1.1. История создания
1.2. Информационная служба в
фирме. Современное состояние….
Глава 2. Принципы работы информационной службы……………….стр.13
1. Функции и задачи информационной службы .………………...стр.13
2. Структура информационной службы…………………………..стр.16
Глава 3. Методы работы информационной службы…………………. стр.21
3.1. Информационное обеспечение…………
3.2. Обработка документов…………………………
3.3. Экономическая разведка……………………
3.4. Конфиденциальность и защита
коммерческой информации……стр.
3.5. Источники информации…………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………стр.64
Приложения……………………………………………………
Тема: Информационная служба фирмы.
Актуальность: Эффективное развитие рыночных отношений тесно взаимосвязано
с организацией информационных служб на предприятиях, т.к. успешная
деятельность предприятия невозможна без информационного обеспечения.
Информация позволяет ориентироваться в общей обстановке, уменьшить
финансовый риск, следить за внешней средой, рынком, оценивать свою
деятельность, вырабатывать и корректировать стратегию предприятия.
Новизна: Существует много работ, посвященных теме: Информационное
обеспечение коммерческой деятельности. Следует выделить специалистов,
работающих в данной области. Это Бакланов М., Яновский А.М., Шкардун В.Д.,
Новикова О.А. и другие. Но конкретно по деятельности информационных служб
фирмы информация рассеяна по различным источникам.
Цель: Комплексирование информации об организации и методах работы
информационной службы в фирме.
Задачи:
1) Проанализировать литературу по теме
2) рассмотреть историю создания
информационных служб на
3) рассмотреть принципы, функции
и задачи работы
4) рассмотреть методы работы информационной службы.
Объект: Информационная служба на предприятиях
Предмет: Функции, задачи и методы работы информационной служб
Методы исследования: анализ специальной литературы.
База исследования: фонды РНБ, Публичной библиотеки имени Маяковского.
I. Информационные службы на предприятиях
1.1. История создания информационных служб на предприятиях
В СССР задачи обеспечения
научной и технической
рамках созданной в период 1952-1985 годов Государственной системы научной и
технической информации (ГСНТИ), которая условно разделялась на систему
открытой гражданской
В связи с распадом Советского Союза ГСНТИ, отражающая характерные для
прежнего строя ведомственные структуры управления экономикой, тоже
распалась. В рамках ГСНТИ была создана сеть информационных органов, имеющих
статус всесоюзных, отраслевых, территориальных, республиканских и низовых
на предприятиях (14).
В советское время активно создавались на крупных предприятиях
специальные библиотеки или информационные отделы. Они вели многогранную
справочно-информационную работу. Информационное обслуживание специалистов
осуществлялось на базе укомплектованного книжного фонда. Фонд включал
справочный аппарат, состоящий из системы каталогов и картотек. В своей
работе информационные службы и технические библиотеки использовали
традиционные методы информационного обслуживания. Это обслуживание в
системе МБА, режиме «запрос-ответ», в системе ИРИ (избирательное
распределение информации) и ДОР, проведение «Дней информации» и «Дней
специалиста» (11).
ИРИ включает в себя следующие обязательные элементы: адресную
(алфавитную) картотеку абонентов, предметную картотеку информационных
запросов, картотеку источников информации, картотеку карт обратной связи,
картотеку заказов МБА для удовлетворения абонентов ИРИ запрашиваемыми
документами. Преимущество ИРИ – наличие обратной связи. Обеспечение
специалистов в режиме ИРИ способствует внедрению на предприятиях новых
методов труда, передовой техники и прогрессивных технологий. До доведения
информации до цехов были организованы Доски информации, на которых
вывешивался список новых поступлений.
Специальные библиотеки
при заводах изучали
специалистов по следующим группам:
1) руководящий состав завода
2) рядовой состав ИТР
3) рабочие массовых профессий
На основании собранных анкет и выявленных в беседе запросов составляется на
год тематика информационного обеспечения ведущих специалистов завода.
Основными источниками для обеспечения информационных потребностей
специалистов являлись – журналы, издания отраслевых информационных
институтов, книги, библиографические пособия.
Большое значение придавалось выставкам, посвященным различным
социалистическим соревнованиям. Для выставок библиотеки подбирали
литературу, посвященным лучшим людям завода, новаторам, передовикам. На
выставках широко представлялись и сами книги в помощь соревнованию, и
определенные номера газет и журналов, папки с подобранными по тем или иным
проблемам соревнования вырезками из периодических изданий.
Для рабочих проводились Дни информации, где много уделялось вопросам
системы подготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
Основные направления работы библиотек в советское время:
- пропаганда внутренней и внешней политики КПСС
- целенаправленная помощь
в решении социально-
технических задач,
стоящих перед
- пропаганда достижений в области науки, техники, прогрессивной
технологии, содействие внедрению передового производственного опыта
трудовых починов,
развитию технического
- содействие системе профессиональной подготовки и повышению
профессионального уровня кадров
- популяризация научно-
Библиотеки работали в
тесном содружестве с
27,29).
Т.о., в советское время информационным обеспечением специалистов
занимались специализированные библиотеки и информационные центры на
предприятиях. Можно сказать, что информационная инфраструктура была
хорошо развита (правда, только в отношении НТИ), однако, в последние
годы он был в значительной степени утерян, так как в условиях
экономического кризиса
отделы информации и научно-
государственных предприятий и учреждений стали первыми кандидатами для
ликвидации. Вместе с тем, в последние годы такие службы стали вновь
создаваться в рамках коммерческих структур, и некоторые банки и
финансовые компании в настоящее время уже имеют весьма мощные собственные
информационные службы. Вновь была осознана важность высококачественного
информационного обеспечения для успеха во всех сферах деятельности, и во
многих западных компаниях
появилась должность «
должен выполнять те же работы, что в 60-70-х годах предполагались для
советских информационных работников отделов НТИ на предприятиях и
организациях. Это говорит о том, что в советское время информационные
отделы всегда обеспечивали высокое качество услуг и несли за это
ответственность за счет тщательного отбора, оценки, редактирования
информации.
1.2. Информационная служба в фирме. Современное состояние.
За последние
несколько лет информационно-
деятельность в российских
государственных и
получила существенное
рыночной экономике возможен только при условии возрождения
предпринимательства. В немалой степени успех любого дела зависит от того
объема информации, которым владеет лицо, принимающее решение. Генри Форд
говорил: «Основа успеха
в бизнесе – своевременно
понятая и умело
информацию, но и иметь ее в таком виде, который бы обеспечивал ее
однозначную интерпретацию и был нагляден для восприятия. На первый
взгляд, информации в окружающем мире настолько много, что, кажется,
недостатка в ней не
испытывает никто. Однако
в значительной степени
связано с острой
Для принятия адекватных
ситуации решений на всех
оперативная, доступная и качественная информация. Информация должна
поступать к руководителю в тщательно обработанном и подготовленном для
анализа виде. Таким образом,
возникает задача установки
«информационного фильтра»
на нескольких ветвях
«магистрали». Частично данная
задача решается за счет
референта. Частичность решения заключается в том, что один референт может
просмотреть только часть
из поступающего потока
него наиболее важные
моменты, другая же часть
остается невостребованной.
О каком-либо оперативном
дополнительных сведений, разнообразном анализе, планировании и
прогнозировании здесь не может быть и речи. Кроме этого референт
ориентирован только на
высшее руководство, и при
учитывается
получении необходимой ему информации. В качестве «улучшенных фильтров»
выступает информационная служба.
Сегодня все крупные и процветающие коммерческие структуры развитых
государств имеют в своем штате подразделения, которые занимаются
информационной деятельностью. В одних фирмах - это информационно-
аналитический отдел, в других - отдел маркетинга, на который
руководство фирмы наряду с другими возлагает и информационно -
аналитические задачи, в третьих – отдел коммерческой разведки. Часто все
зависит от степени понимания руководством фирмы степени важности
информационно - аналитической работы для безопасности всех сторон
деятельности любой
Вся поступающая в информационную службу информация может
рассматриваться как
предприятия. Задача
ее и распределить по потребителям, то есть обслужить внутренний рынок
информационной продукции и услуг на предприятии. При этом происходит
специфический переход информационной службы из состояния участника
маркетинга продукции предприятия, его информационных аспектов, в
производителя информации, осуществляющего маркетинг информационной
продукции и услуг.
Основная цель
– это обеспечение
и другими службами максимального объема качественной и конкретной
информации, необходимой им
для принятия более
решений, адекватного реагирования на происходящие события, а также
получения своевременных
рекомендаций и предложений.
информации у руководства помогает не только при принятии каких-либо
решений, но может сыграть в его пользу при проведении переговоров или
дискуссий (9).
В качестве
основных аспектов
задач информационной службы
предприятия могут быть