Информационная служба фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:35, реферат

Описание

Цель: Комплексирование информации об организации и методах работы
информационной службы в фирме.
Задачи:
1) Проанализировать литературу по теме
2) рассмотреть историю создания информационных служб на предприятиях
3) рассмотреть принципы, функции и задачи работы информационной службы
4) рассмотреть методы работы информационной службы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Информационные службы на предприятиях………………..стр.4
1.1. История создания информационных служб на предприятиях….стр.4
1.2. Информационная служба в фирме. Современное состояние…...стр.7
Глава 2. Принципы работы информационной службы……………….стр.13
1. Функции и задачи информационной службы .………………...стр.13
2. Структура информационной службы…………………………..стр.16
Глава 3. Методы работы информационной службы…………………. стр.21
3.1. Информационное обеспечение……………………………………стр.21
3.2. Обработка документов…………………………………………….стр.31
3.3. Экономическая разведка…………………………………………...стр.39
3.4. Конфиденциальность и защита коммерческой информации……стр.48
3.5. Источники информации………………………………………….стр.54
Заключение………………………………………………………………стр.62
Список использованной литературы…………………………………стр.64

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент.docx

— 129.78 Кб (Скачать документ)

Теперь с этой целью используется оружие  избыточной  информации:  конкурента

заваливают» массой ненужных сведений с расчетом на то, что удастся  «спутать

карты» и затруднить ему выявление  нужной информации. И вряд ли  в  ближайшее

время информационное «наводнение» начнет слабеть.  Ведь  только  Интернет  –

это источник огромного количества информации  о  конкурентах,  причем  легко

доступной  и  сравнительно  дешевой.  Хорошо  поставленная  служба  разведки

помогает отфильтровывать «информационный  шум».

    В противоборстве конкурентов   в  условиях  рыночных  отношений   субъекты

бизнеса вынуждены одновременно принимать  меры  как  прямого  действия  (как

можно больше узнать о конкурентах  и с максимальной отдачей использовать  эти

знания),   так   и   обратного   действия   (максимально    защитить    свою

конфиденциальную  информацию и  тем самым минимизировать возможный  успех  от

ее использования конкурентами) (25, 62).

Т.о., именно целенаправленная обработка  и анализ информации о  деятельности,

намерениях и  возможностях  конкурентов  являются  основными  побудительными

мотивами  для  принятия  решений  стратегической  и  тактической   коррекции

деятельности фирмы.

В настоящее время этот метод  работы очень важен  для  продуктивного  ведения

хозяйственной деятельности предприятия.

 

 

          3.4. Конфиденциальность  и защита коммерческой информации

 

    Реально функционирование  системы коммерческой информации  на  предприятии

проявляется в создании информационной  среды,  поддерживаемой  упорядоченным

движением потоков информации.

В модели предусмотрено, что все  информационные массивы  данных  по  основным

видам коммерческой деятельности формируются  на основе:

    - данных маркетинговых  исследований

    - данных внутрифирменного  управленческого  учета  (сведений  об  объемах

      товарооборота,   величине   производственных   и   товарных   запасов,

      единовременных и  текущих затратах, прибыли предприятия  и др.)

    - данных внешней статистики, конъюнктурных обзоров рынков, публикуемых  в

      специальных изданиях  и средствах массовой информации

    - экспертных оценок.

   Важнейшим   элементом   построения   системы   информирования    является

   обеспечение границ доступа  к информации.  Мера  доступности   определяется

   степенью конфиденциальности  – доверительности (или секретности)  сведений.

На практике границы  доступа  обеспечиваются  защитой  информации  в  режиме

коммерческой тайны – принятия мер по ее секретному использованию.

Понятием  коммерческой  тайны   обобщаются   преднамеренно   скрываемые   по

коммерческим соображениям экономические  интересы  предприятия,  сведения  о

различных сферах  его  предпринимательской  деятельности  (производственной,

коммерческой, инновационной и  т.д.) и относительно  организации  управления,

необходимость  защиты  которых  обусловливается   задачами   конкуренции   и

угрозами потери экономической  безопасности. По общим  правилам  коммерческая

тайна вводится относительно тех сведений, который представляют  интерес  для

коммерции.

    Режим коммерческой тайны  определяется законодательным   путем.  В  России

он  устанавливается  ст.139  Гражданского  кодекса  РФ,   согласно   которой

информация составляет коммерческую  тайну,  если  имеет  действительную  или

потенциальную ценность в силу неизвестности  ее  третьим  лицам,  к  ней  нет

свободного доступа на законном основании, а обладатель информации  принимает

необходимые  меры  к  охране  ее  конфиденциальности.  Гражданским  кодексом

(ст.139), наряду с коммерческой  тайной  вводится  понятие   служебной  тайны.

Однако какие-либо различия между  ними  не  проводятся.  Служебная  тайна  по

законодательству  так  же,  как   и   коммерческая   тайна,   должна   иметь

коммерческую ценность, и меры по их охране должны быть одинаковы.

Перечень сведений, которые составляют предмет коммерческой тайны, и  порядок

обеспечения их сохранности определяются руководством  предприятия.  Наиболее

общие правила состоят в следующем.

Основополагающим   является   принцип    равновесия    между    обеспечением

экономической выгоды и поддержанием  экономической  безопасности.  Предельно

допустимые границы устанавливаются  с учетом  того,  что  часть  коммерческой

информации должна оставаться открытой. В основном это информация  рекламного

характера, касающаяся производимой продукции  и  услуг,  товарных  знаков  и

т.д. Сокрытие ее противоестественно,  так  как  привести  к  потере  рынков,

потребителей, а значит, и прибылей.  С  другой  стороны,  излишне  подробные

сведения относительно  выпускаемой  продукции,  особенно  в  части  описания

технико-экономических особенностей, вполне могут стать объектом  наживы  для

конкурентов, активно использующих методы производственного шпионажа.

В  безусловном  порядке  засекречиванию   подлежат   сведения   из   области

коммерческих ноу-хау.  Они  касаются  в  основном  организации  материально-

технического обеспечения и  сбыта, поскольку именно эта функция  в  управлении

коммерческой деятельностью  предприятия  является  наименее  формализованной

среди прочих функций и с точки  зрения процедур принятия  решений,  и  сточки

зрения самого содержания управленческих решений.  К  категории  коммерческих

ноу-хау  относятся  сведения  по  организации  каналов   сбыта   (дилерских,

дистрибьюторских сетей) предприятия, методов продвижения товаров  на  рынок,

ведение коммерческих переговоров  и т.д. Особую  часть  коммерческих  ноу-хау

составляют методики выполнения маркетинговых  исследований. Все эти  сведения

интересны для конкурентов и  по аналогии с производственным шпионажем  вполне

могут стать объектом шпионажа коммерческого.

Особой защите подлежат договоры, заключаемые  предприятием  при  организации

материально-технического обеспечения  и сбыта.  Более  того,  в  определенных

ситуациях конфиденциальными считаются  не  только  сведенья,  относящиеся  к

содержанию договора, но и сам  факт  его  заключения.  Логика  этой  позиции

достаточно  ясна:  вся  коммерческая  деятельность  представляется  в   виде

совокупности логических цепочек, построенных на хозяйственных  связях  между

поставщиками,  потребителями  и  посредниками,   правовым   основанием   для

осуществления  которых  служит  договор.   Именно   договор   является   тем

цементирующим звеном, знание которого и основанные на этом  знании  активные

действия  со  стороны  конкурентов   подорвать   коммерческую   деятельность

предприятия.

Масштабы  применения  режима  коммерческой  тайны  в   России   регулируются

постановлением Правительства  РСФСР «О перечне  сведений,  которые  не  могут

составлять коммерческую тайну» от 15 Декабря  1991  года  №  35.  В  составе

этого  ограничительного  перечня   предусмотрены   следующие   документы   и

сведения, прямо или косвенно относящиеся  к сфере  коммерческой  деятельности

предприятия:

- учредительные документы  (решения   о  создании  предприятия   или  договор

   учредителей) и устав;

- документы, дающие  право   на  занятие  предпринимательской   деятельностью

   (регистрационное удостоверение,  патенты, лицензии);

- сведенья по установленным   формам  отчетности  о  финансово-хозяйственной

   деятельности  предприятия   и  иные  сведенья,  необходимые   для  проверки

   правильности исчисления  и уплаты налогов и других  обязательных платежей в

   бюджет России;

- документы о платежеспособности;

- информация о численности,  составе  работающих,  их  заработной  плате  и

   условиях труда, а также  о наличии свободных рабочих  мест;

- справки об уплате налогов  и обязательных платежах;

-  данные  о  нарушениях  антимонопольного   законодательства,   реализации

   продукции,  причиняющей   вред  здоровью  населения,  а   также  о   других

   нарушениях законодательства  и размерах причиненного при  этом ущерба;

- сведения об участии должностных  лиц  предприятия  в  кооперативах,  малых

   предприятиях, товариществах,  акционерных обществах и других  организациях,

   занимающихся предпринимательской  деятельностью.

Из  соотношения  целесообразного  и   допустимого   определяется   следующий

примерный перечень сведений  из  сферы  коммерческой  деятельности,  которые

должны составлять коммерческую тайну  предприятия:

- организация и размеры товарного   оборота,  включая  данные  об  издержках

   производства и обращения,  цене продукции и услуг;

- состоянии рынков сбыта и  рынков закупок;

- планы сбыта материально-технического  обеспечения;

- сведения о поставщиках потребителях  и посредниках;

- сведения о финансовых операциях;

- списки персонала коммерческих  служб, организационные схемы  управления;

- информационное обеспечение,  схемы документооборота и др.

Конкретный  содержательный  состав  сведений,  подлежащих  защите  в  режиме

коммерческой тайны, определяется  каждым  предприятием  самостоятельно.  При

установлении режима коммерческой тайны, помимо  самого  состава  сведений  и

«срока жизни» секретов, выявляются источники и места накопления  информации,

реальные пользователи и те, кто  потенциально заинтересован в  ее  получении,

в том числе среди партнеров  по  коммерческой  деятельности  и  конкурентов,

определяются возможные каналы  утечки  информации,  прорабатываются  способы

перекрытия каналов утечки.

Защита строится комплексно, путем  создания специальной  системы  обеспечения

безопасности, в рамках которой  проводятся следующие мероприятия:

-  защита  коммерческой  тайны   при  заключении   контрактов   и   трудовых

   соглашений, работа с персоналом  –  соответствующие  беседы  при  приеме,

   инструктаж  вновь   принятых   по   правилам   секретного   использования

   информации, обучение сохранению  конфиденциальности  сведений,  работа  с

   сотрудниками, подозреваемыми  в хищении секретной  информации,  пропаганда

   мер  административной  и  экономической  ответственности   за  разглашение

   конфиденциальных  сведений,  а  также  форм  материального   и  морального

   поощрения за работу с  секретной информацией и т.п.;

- организация работы с конфиденциальными   документами,  представленными   на

   бумажных носителях,  -  ведение  порядка  делопроизводства,  контроль  за

   прохождением секретных  документов по  маршруту  пользования   информацией,

   рассекречивание  и   уничтожение   конфиденциальных   документов,   охрана

   секретов  партнеров   по   коммерческой   деятельности.   Конфиденциальные

   документы, составленные  на бумажных носителях, наделяются  обычно тем  или

   иным грифом секретности  –  «конфиденциально»,  «строго   конфиденциально»,

   «конфиденциально,  только  адресату»,   -   которым,   по   существу,   и

   определяются границы доступа  к информации для  отдельных   категорий  лиц.

   Правило состоит в том,  что каждый сотрудник службы  сбыта или материально-

   технического обеспечения  (гистической службы  предприятия)  должен  иметь

   доступ только к той  информации, которая  необходима  ему  для  выполнения

   прямых должностных обязанностей;

- организация работы с конфиденциальными   документами,  представленными   на

   машинных носителях, то  есть в электронной  форме.  Порядок,  в  принципе,

   аналогичен тому, что применяется   в  работе  с  документами   на  бумажных

   носителях,  с  той   лишь  разницей,  что  гриф   секретности   заменяется

   электронными паролями, известными  ограниченному кругу лиц,  допущенных  к

   пользованию информацией;

- контроль помещения и оборудования  –  обеспечение  безопасности  служебных

   помещений,  охрана  множительной  техники,  контроль   за   посетителями,

   применение средств сигнализации  в случае обнаружения несанкционированного

   доступа и т.п.

Ответственность за сохранность коммерческой тайны  на  предприятии  в  целом

несет его руководитель. Он должен предусмотреть  условия  конфиденциальности

в  коллективном  договоре,   правила   внутреннего   трудового   распорядка,

контрактах и трудовых соглашениях  с работниками, договорах с  партнерами.  С

лиц, допущенных  к  работе  с  конфиденциальной  информацией,  целесообразно

взять специальные обязательства  о ее неразглашении.

Для практического осуществления  режима  коммерческой  тайны  на  предприятии

считается  целесообразным  назначение  специального  уполномоченного,  а  на

крупных – создание специального подразделения безопасности (37).

 

 

                          3.5. Источники информации

 

Наиболее важной информацией для  предпринимательской деятельности  является:

Информация о работе Информационная служба фирмы