Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:35, реферат
Цель: Комплексирование информации об организации и методах работы
информационной службы в фирме.
Задачи:
1) Проанализировать литературу по теме
2) рассмотреть историю создания информационных служб на предприятиях
3) рассмотреть принципы, функции и задачи работы информационной службы
4) рассмотреть методы работы информационной службы.
Введение…………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Информационные службы на предприятиях………………..стр.4
1.1. История создания информационных служб на предприятиях….стр.4
1.2. Информационная служба в фирме. Современное состояние…...стр.7
Глава 2. Принципы работы информационной службы……………….стр.13
1. Функции и задачи информационной службы .………………...стр.13
2. Структура информационной службы…………………………..стр.16
Глава 3. Методы работы информационной службы…………………. стр.21
3.1. Информационное обеспечение……………………………………стр.21
3.2. Обработка документов…………………………………………….стр.31
3.3. Экономическая разведка…………………………………………...стр.39
3.4. Конфиденциальность и защита коммерческой информации……стр.48
3.5. Источники информации………………………………………….стр.54
Заключение………………………………………………………………стр.62
Список использованной литературы…………………………………стр.64
Теперь с этой целью используется оружие избыточной информации: конкурента
заваливают» массой ненужных сведений с расчетом на то, что удастся «спутать
карты» и затруднить ему выявление нужной информации. И вряд ли в ближайшее
время информационное «наводнение» начнет слабеть. Ведь только Интернет –
это источник огромного количества информации о конкурентах, причем легко
доступной и сравнительно дешевой. Хорошо поставленная служба разведки
помогает отфильтровывать «
В противоборстве конкурентов в условиях рыночных отношений субъекты
бизнеса вынуждены одновременно принимать меры как прямого действия (как
можно больше узнать о конкурентах и с максимальной отдачей использовать эти
знания), так и обратного действия (максимально защитить свою
конфиденциальную информацию и тем самым минимизировать возможный успех от
ее использования конкурентами) (25, 62).
Т.о., именно целенаправленная обработка и анализ информации о деятельности,
намерениях и возможностях конкурентов являются основными побудительными
мотивами для принятия решений стратегической и тактической коррекции
деятельности фирмы.
В настоящее время этот метод работы очень важен для продуктивного ведения
хозяйственной деятельности предприятия.
3.4. Конфиденциальность
и защита коммерческой
Реально функционирование
системы коммерческой
проявляется в создании информационной среды, поддерживаемой упорядоченным
движением потоков информации.
В модели предусмотрено, что все информационные массивы данных по основным
видам коммерческой деятельности формируются на основе:
- данных маркетинговых исследований
- данных внутрифирменного управленческого учета (сведений об объемах
товарооборота, величине производственных и товарных запасов,
единовременных и текущих затратах, прибыли предприятия и др.)
- данных внешней статистики, конъюнктурных обзоров рынков, публикуемых в
специальных изданиях
и средствах массовой
- экспертных оценок.
Важнейшим элементом построения системы информирования является
обеспечение границ доступа к информации. Мера доступности определяется
степенью конфиденциальности
– доверительности (или
На практике границы доступа обеспечиваются защитой информации в режиме
коммерческой тайны – принятия мер по ее секретному использованию.
Понятием коммерческой тайны обобщаются преднамеренно скрываемые по
коммерческим соображениям экономические интересы предприятия, сведения о
различных сферах его предпринимательской деятельности (производственной,
коммерческой, инновационной и т.д.) и относительно организации управления,
необходимость защиты которых обусловливается задачами конкуренции и
угрозами потери экономической безопасности. По общим правилам коммерческая
тайна вводится относительно тех сведений, который представляют интерес для
коммерции.
Режим коммерческой тайны определяется законодательным путем. В России
он устанавливается ст.139 Гражданского кодекса РФ, согласно которой
информация составляет коммерческую тайну, если имеет действительную или
потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет
свободного доступа на законном основании, а обладатель информации принимает
необходимые меры к охране ее конфиденциальности. Гражданским кодексом
(ст.139), наряду с коммерческой тайной вводится понятие служебной тайны.
Однако какие-либо различия между ними не проводятся. Служебная тайна по
законодательству так же, как и коммерческая тайна, должна иметь
коммерческую ценность, и меры по их охране должны быть одинаковы.
Перечень сведений, которые составляют предмет коммерческой тайны, и порядок
обеспечения их сохранности определяются руководством предприятия. Наиболее
общие правила состоят в следующем.
Основополагающим является принцип равновесия между обеспечением
экономической выгоды и поддержанием экономической безопасности. Предельно
допустимые границы
информации должна оставаться открытой. В основном это информация рекламного
характера, касающаяся производимой продукции и услуг, товарных знаков и
т.д. Сокрытие ее противоестественно, так как привести к потере рынков,
потребителей, а значит, и прибылей. С другой стороны, излишне подробные
сведения относительно выпускаемой продукции, особенно в части описания
технико-экономических
конкурентов, активно использующих методы производственного шпионажа.
В безусловном порядке засекречиванию подлежат сведения из области
коммерческих ноу-хау. Они касаются в основном организации материально-
технического обеспечения и сбыта, поскольку именно эта функция в управлении
коммерческой деятельностью предприятия является наименее формализованной
среди прочих функций и с точки зрения процедур принятия решений, и сточки
зрения самого содержания управленческих решений. К категории коммерческих
ноу-хау относятся сведения по организации каналов сбыта (дилерских,
дистрибьюторских сетей) предприятия, методов продвижения товаров на рынок,
ведение коммерческих переговоров и т.д. Особую часть коммерческих ноу-хау
составляют методики выполнения маркетинговых исследований. Все эти сведения
интересны для конкурентов и по аналогии с производственным шпионажем вполне
могут стать объектом шпионажа коммерческого.
Особой защите подлежат договоры, заключаемые предприятием при организации
материально-технического обеспечения и сбыта. Более того, в определенных
ситуациях конфиденциальными считаются не только сведенья, относящиеся к
содержанию договора, но и сам факт его заключения. Логика этой позиции
достаточно ясна: вся коммерческая деятельность представляется в виде
совокупности логических цепочек, построенных на хозяйственных связях между
поставщиками, потребителями и посредниками, правовым основанием для
осуществления которых служит договор. Именно договор является тем
цементирующим звеном, знание которого и основанные на этом знании активные
действия со стороны конкурентов подорвать коммерческую деятельность
предприятия.
Масштабы применения режима коммерческой тайны в России регулируются
постановлением Правительства РСФСР «О перечне сведений, которые не могут
составлять коммерческую тайну» от 15 Декабря 1991 года № 35. В составе
этого ограничительного перечня предусмотрены следующие документы и
сведения, прямо или косвенно относящиеся к сфере коммерческой деятельности
предприятия:
- учредительные документы (решения о создании предприятия или договор
учредителей) и устав;
- документы, дающие право на занятие предпринимательской деятельностью
(регистрационное
- сведенья по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной
деятельности предприятия и иные сведенья, необходимые для проверки
правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в
бюджет России;
- документы о
- информация о численности, составе работающих, их заработной плате и
условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
- справки об уплате налогов и обязательных платежах;
- данные о нарушениях антимонопольного законодательства, реализации
продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также о других
нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба;
- сведения об участии
предприятиях, товариществах,
акционерных обществах и
занимающихся
Из соотношения целесообразного и допустимого определяется следующий
примерный перечень сведений из сферы коммерческой деятельности, которые
должны составлять коммерческую тайну предприятия:
- организация и размеры
производства и обращения, цене продукции и услуг;
- состоянии рынков сбыта и рынков закупок;
- планы сбыта материально-
- сведения о поставщиках
- сведения о финансовых
- списки персонала коммерческих служб, организационные схемы управления;
- информационное обеспечение, схемы документооборота и др.
Конкретный содержательный состав сведений, подлежащих защите в режиме
коммерческой тайны, определяется каждым предприятием самостоятельно. При
установлении режима коммерческой тайны, помимо самого состава сведений и
«срока жизни» секретов, выявляются источники и места накопления информации,
реальные пользователи и те, кто потенциально заинтересован в ее получении,
в том числе среди партнеров по коммерческой деятельности и конкурентов,
определяются возможные каналы утечки информации, прорабатываются способы
перекрытия каналов утечки.
Защита строится комплексно, путем создания специальной системы обеспечения
безопасности, в рамках которой проводятся следующие мероприятия:
- защита коммерческой тайны при заключении контрактов и трудовых
соглашений, работа с персоналом – соответствующие беседы при приеме,
инструктаж вновь принятых по правилам секретного использования
информации, обучение сохранению конфиденциальности сведений, работа с
сотрудниками, подозреваемыми
в хищении секретной
мер административной
и экономической
конфиденциальных сведений, а также форм материального и морального
поощрения за работу с секретной информацией и т.п.;
- организация работы с
бумажных носителях, -
ведение порядка
прохождением секретных документов по маршруту пользования информацией,
рассекречивание и уничтожение конфиденциальных документов, охрана
секретов партнеров по коммерческой деятельности. Конфиденциальные
документы, составленные
на бумажных носителях,
иным грифом секретности – «конфиденциально», «строго конфиденциально»,
«конфиденциально, только адресату», - которым, по существу, и
определяются границы доступа к информации для отдельных категорий лиц.
Правило состоит в том, что каждый сотрудник службы сбыта или материально-
технического обеспечения (гистической службы предприятия) должен иметь
доступ только к той информации, которая необходима ему для выполнения
прямых должностных
- организация работы с
машинных носителях, то есть в электронной форме. Порядок, в принципе,
аналогичен тому, что применяется в работе с документами на бумажных
носителях, с той лишь разницей, что гриф секретности заменяется
электронными паролями, известными ограниченному кругу лиц, допущенных к
пользованию информацией;
- контроль помещения и
помещений, охрана множительной техники, контроль за посетителями,
применение средств
доступа и т.п.
Ответственность за сохранность коммерческой тайны на предприятии в целом
несет его руководитель. Он должен предусмотреть условия конфиденциальности
в коллективном договоре, правила внутреннего трудового распорядка,
контрактах и трудовых соглашениях с работниками, договорах с партнерами. С
лиц, допущенных к работе с конфиденциальной информацией, целесообразно
взять специальные обязательства о ее неразглашении.
Для практического осуществления режима коммерческой тайны на предприятии
считается целесообразным назначение специального уполномоченного, а на
крупных – создание специального подразделения безопасности (37).
3.5. Источники информации
Наиболее важной информацией для
предпринимательской