Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:35, реферат
Цель: Комплексирование информации об организации и методах работы
информационной службы в фирме.
Задачи:
1) Проанализировать литературу по теме
2) рассмотреть историю создания информационных служб на предприятиях
3) рассмотреть принципы, функции и задачи работы информационной службы
4) рассмотреть методы работы информационной службы.
Введение…………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Информационные службы на предприятиях………………..стр.4
1.1. История создания информационных служб на предприятиях….стр.4
1.2. Информационная служба в фирме. Современное состояние…...стр.7
Глава 2. Принципы работы информационной службы……………….стр.13
1. Функции и задачи информационной службы .………………...стр.13
2. Структура информационной службы…………………………..стр.16
Глава 3. Методы работы информационной службы…………………. стр.21
3.1. Информационное обеспечение……………………………………стр.21
3.2. Обработка документов…………………………………………….стр.31
3.3. Экономическая разведка…………………………………………...стр.39
3.4. Конфиденциальность и защита коммерческой информации……стр.48
3.5. Источники информации………………………………………….стр.54
Заключение………………………………………………………………стр.62
Список использованной литературы…………………………………стр.64
- формирование «идеальной» модели продукции
- все о фирмах конкурентах и товарах-аналогах
- разработка бизнес-планов
- реклама
- предложения по
- динамика объемов производства
и организация системы
- предложения по сервисному обеспечению пользователей.
Патентно-правовая группа:
- патентно-правовая защита
промышленной и
- рекомендации по организации конкурентной борьбы на рынках продукции
(услуг) предприятия
- рекомендации по безопасному вывозу новой продукции на рынок.
Группа сбора и обработки информации:
- поиск, обработка, систематизация, классификация и первичное
преобразование (свертывание) информации
- формирование, ведение и совершенствование баз данных
- подготовка дифференцированной информации для руководителей и лиц,
принимающих решения.
Группа экспертов:
- поиск новых источников информации, потенциальных инвесторов
- отбор «нужной» информации (порог избыточности, достоверности)
- определение структуры и объема информации, необходимой и достаточной
для информационного
обеспечения деятельности и
Группа анализа и синтеза информации:
- подготовка аналитической информации для обеспечения хозяйственной
деятельности предприятия
- подготовка информации о деятельности предприятия для передачи во
внешнюю среду.
Следует отметить, что в данной работе модель информационной службы
представлена в самом общем виде. В каждой конкретной области существует
своя специфика (49).
Сотрудники информационной службы должны обладать следующими
качествами:
- аналитическое, ассоциативное мышление
- способность идентифицировать
и концептуализировать
запросы)
- умение анализировать
исходные документальные
- обостренное чувство нового
- мобильность сознания, восприимчивость к инновациям
- целеустремленность и последовательность действий
- коммуникабельность
В круг профессиональных
знаний сотрудников должны
- теория и практика коммуникации, информатизации, библиотечно-
информационной деятельности
- менеджмент и маркетинг библиотечно-информационных ресурсов, услуг,
продукции
- экономика библиотечно-
- теория конъюнктуры
- стандартизация библиотечно-
- авторское право смежные
права на интеллектуальную
- хозяйственно-договорное (контрактное) право
- порядок лицензирования видов деятельности
- экспертные системы оценки потоков информации
- логическое моделирование
- справочно-информационное источниковедение (бизнес-информ-ресурсы)
- характеристики и свойства
нетрадиционных носителей
- принципы подготовки
и характерные особенности
- основы реферирования документной информации
- информационные потребности малого и среднего бизнеса
- поведение потребителей информации
- методика социологических исследований
- теория факторного анализа
- технология автоматизированной
обработки, организации (
управления, поиска и передачи информации
- методика работы
с компьютером и
копировально-множительной техникой
- свободное владение
минимум одним
всего английским как интернациональным языком бизнеса, дополнительными
языками могут быть немецкий, французский и испанский).
Основные практические навыки:
- экспертиза информационных потоков
- целевой отбор документальных материалов
- разноаспектный поиск
первичных источников и
том числе библиографический и фактографический поиск
- организация и контроль (сохранение) зафиксированной информации
- использование конкретных
программно-методических
- динамичное чтение (скоротечное) текстовой информации
- многофакторный анализ:
библиографическое описание
реферирование
индексирование
организация и ведение баз данных
информационный мониторинг
- применение машиночитаемых носителей информации (кассеты, диски,
дискеты)
- владение микропроцессорной техникой (компьютерная грамотность),
прогрессивными средствами связи (электронная почта, телефакс,
видеотекст, сотовая телефонная связь и др.), копировально-
множительными аппаратами
- маркетинг и бизнес планирование, оценка эффективности информационной
деятельности
- деловое общение
- организационно-правовое
оформление экономических
с партнерами (юридическими и физическими лицами) (65).
III. Методы работы информационной службы:
3.1. Информационное обеспечение
Успешная деятельность предприятия в современных условиях невозможна
без информационного обеспечения по вопросам, относящимся как
непосредственно к деятельности предприятия, так и к общей экономической и
политической ситуации в стране. Под информационным обеспечением понимают:
1) Совокупность процессов по подготовке и доведению до потребителей
информации для решения управленческих, научно-технических задач в
соответствии с этапами их выполнения
2) Совокупность единой системы классификации и кодирования информации и
единой системы документации, используемых в автоматизированной ИПС;
совокупность методов и средств организации машинных массивов
информации
Информация позволяет ориентироваться в общей обстановке, уменьшить
финансовый риск, следить за внешней средой, рынком и изменениями рыночной
конъюнктуры, оценивать свою деятельность, вырабатывать и корректировать
стратегию предприятия.
Информация не только становится особым товаром во всех сферах деятельности,
но и приводит в движение иные ресурсы – материальные, денежные, кадровые.
Информационные ресурсы преодолевают ограниченность природных ресурсов,
приводят к колоссальной экономии живого труда, увеличивают совокупность
мощность материально-
Согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите
информации» от 22 февраля 1995 года: «Информационные ресурсы – это
отдельные документы и массивы документов, которые могут являться составной
частью информационной системы, базы данных» (1).
Информационные ресурсы – множество профессионально-значимых источников
информации, необходимых для развития определенной сферы деятельности в
каждый конкретный период времени. Информация – основное условие
конкурентной способности
Любое предприятие
можно представить
поступающей от внешней среды, которое включает государство, общественные
организации, поставщиков, конкурентов, инфраструктуру рынка и т.п.
Информационные органы предприятия отфильтровывают из этого потока
информацию, необходимую для
в удобную для выработки
Хотя приемников маркетинговой информации на предприятии может быть
множество (вплоть до отдельных сотрудников, получающих важную информацию в
служебных командировках, на конференциях и т.п.), центр ее обработки и
первичного анализа должен быть един, что исключит «разрывы» и дублирование
в информационных потоках. Логично представить таким центром службу
информации, являющейся главным «нервным узлом» информационной системы
предприятия (44).
Информационная
служба должна обеспечивать
возникающую ситуацию в условиях рыночной экономики и это достаточно сложно,
поскольку среда в каждой конкретной фирме всегда имеет различия, вполне
специфична и зависит от многих мотивов. Важнейшими являются пять признаков:
- организационно-правовая структура: государственные и муниципальные
предприятия (бюджетные),
смешанные предприятия,
кооперативы
- функциональная деятельность фирм: инновация, проектирование,
конструирование, технология, маркетинг, менеджмент, консультирование,
консалтинг и т.д.
- отраслевая направленность работы фирм: комплекс отраслей
(лесохимический, топливно-энергетический, машиностроительный комплекс
и т.д.), отрасли здравоохранения, культуры, сельского хозяйства и их
узкоотраслевые направления
- региональная направленность работы фирм: район Санкт-Петербурга, весь
город, весь Северо-Запад
или другие области и
зарубежные страны
- личностно-профессиональные
особенности руководства и
(базовое образование, профиль, специализация, стаж и опыт работы,
уровень знания иностранных языков, компьютерной подготовки и т.д.).
Информационное обеспечение, представленное в виде процесса, предполагает
выполнение следующих операций:
- сбор данных
- обработка данных и
формирование информационных
- хранение информации
- поиск информации
- преобразование информации
- передача информации
Исходной и главной операцией считается сбор данных. От качества выполнения
ее зависит соблюдение требование полноты, достоверности и оперативности,
предъявляемых не только к самим сведениям, но и в отношении всего процесса
информационного обеспечения.
Сбор данных происходит в форме приема сообщений, каждое из которых
представляет собой совокупность данных, содержащих какие-либо сведения,
предназначенные для передачи по каналу связи от источника к
пользователю информации. Технически эта операция совершается с помощью
специальных средств передачи (приема) данных – модемов, факсов, телефонов и
т.п.
Возникающий в ходе
разнообразной
информационный дефицит (недостаток или нехватка информации, перебои с
информированием) предопределяет необходимость поиска информации, которая
была бы способна его удовлетворить. Иными словами, поиску информации всегда
предшествует появление
В наши дни, как и прежде, информационный дефицит необычайно
разнообразен, но наиболее частыми являются три разновидности
информационного дефицита:
- фактографический дефицит
- концептографический дефицит
- документальный дефицит.
Фактографический
предоставление специалисту
максимально соответствующего потребности. В настоящее время чаще других
требуются факты адресные, статистические, ценовые и отраслевые
(тематические), касающиеся в первую
очередь профессиональной
предпринимателей.
Обычно считается, что найти адрес просто. Но на самом деле далеко не
всегда удается установить точный, достоверный адрес организации,
предприятия, объединения. Даже в пределах нашего города поиск не всегда
успешен по разным и подчас весьма неожиданным причинам. Например, фирма не
заинтересована в рекламе, нет необходимости сообщать свои адресные сведения
в силу желания изменить свой профиль деятельности или предполагается
поменять адресные сведения, закрыть фирму, открыть новую и т.д. И в такой
ситуации даже простейший информационный дефицит остается неудовлетворенным.
Другой пример – поиск статистических сведений может оказаться еще более
длительным, особенно если необходимы конкретные факты. Выполнить и тем
более оперативно такой поиск далеко не всегда удается, если и вообще
возможно. И не потому, что специалист не знает источников информирования
или профессионально безграмотен, а по вполне объективным причинам –
задержка выпуска
информации или простое