Информационное обеспечение принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 14:18, курсовая работа

Описание

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих

функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных

решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем

использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных

методов принятия решений.

Для принятия любого решения требуется информация, притом, чем сложнее

решение, тем больше объем необходимой информации. К тому же информация

должна соответствовать определенным требованиям. Быть полной, достоверной и

своевременной.

Содержание

Введение 3

1. Сущность управленческих решений 4

1.1 Понятие и классификация управленческих решений 4

1.2 Факторы, определяющие качество и эффективность УР 11

2. Процесс принятия управленческих решений 13

2.1. Принципы процесса принятия управленческих решений 13

2.2. Этапы процесса принятия управленческих решений 16

3. Информационные средства обеспечения принятия управленческих решений

26

3.1. Виды информационных ресурсов 26

3.2 Влияние информации на эффективность принятия управленческих решений.

31

Заключение 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа состоит из  1 файл

Информационное обеспечение принятия управленческих решений.doc

— 310.00 Кб (Скачать документ)

   Согласованность  с принятыми ранее решениями  означают также необходимость

соблюдения четкой причинно-следственной связи общественного  развития.  Если

необходимо,  должны  отменяться  принятые  ранее  решения,   вступившие   в

противоречия   с   новыми   условиями   существования   системы.   Появление

противоречащих  друг другу решений  есть,  прежде  всего,  следствие  плохого

познания и понимания  законов  общественного  развития,  проявления  низкого

уровня управленческой культуры.

   Принятие  УР требует высокого уровня  профессионализма и наличия

определенных социально-психологических  качеств личности, чем обладают не

все специалисты, имеющие профессиональное образование, а всего лишь 5-10%

из них.

   Основными факторами, оказывающими влияние на  качество  управленческого

решения, являются: применение  к  системе  менеджмента  научных  подходов  и

принципов,  методов  моделирования,  автоматизация   управления,   мотивация

качественного решения  и др.

   Обычно  в принятии любого решения  присутствуют в  различной   степени  три

момента: интуиция, суждение и рациональность.

   При принятии  чисто интуитивного решения люди  основываются на собственном

ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует ”шестое чувство”,

своего  рода  озарение,  посещаемое,  как  правило,  представителей  высшего

эшелона власти. Менеджеры  среднего звена  больше  полагаются  на  получаемую

информацию и  помощь ЭВМ. Несмотря на то, что интуиция обостряется  вместе  с

приобретением опыта,  продолжением  которого  как  раз  и  является  высокая

должность, менеджер, ориентирующийся только на  неё,  становится  заложником

случайности, и  с точки зрения статистики шансы  его на  правильный  выбор  не

очень высоки.

   Решения,  основанные  на  суждении,  во  многом  сходны  с  интуитивными,

вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо  просматривается.  Но

всё же в их основе лежат знания и  осмысленный,  в  отличие  от  предыдущего

случая,  опыт  прошлого.  Используя  их  и  опираясь  на  здравый смысл,  с

поправкой на  сегодняшний  день,  выбирается  тот  вариант,  который  принес

наибольший успех  в аналогичной ситуации в  прежнее  время.  Однако,  здравый

смысл у людей  встречается редко,  поэтому  данный  способ  принятия  решений

тоже не очень  надежен, хотя подкупает своей быстротой  и дешевизной.

   Другая  слабость в том, что суждение  невозможно  соотнести  с   ситуацией,

которая прежде не имела места, и поэтому опыта  её решения просто нет,  Кроме

того руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно  в

тех направлениях, которые ему хорошо  знакомы,  в  результате  чего  рискует

упустить хороший  результат в другой области, сознательно  или  бессознательно

отказываясь от вторжения  в неё.

   Мощным  фактором, активизирующим процесс принятия решения, выступают

современные средства оргтехники, включая вычислительные сети. Это требует

высокого уровня культуры в области математики и  программирования,

технологии использования  технических средств. Однако процесс  принятия

решения, выбора конкретного  варианта всегда будет иметь творческий

характер, и зависеть от конкретной личности.

   Классификация   УР  необходима  для  определения   общих   и   конкретно-

специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет

повысить  их  качество,  эффективность  и  преемственность.  УР  могут  быть

классифицированы  самыми разнообразными способами  (Приложение  А).  Наиболее

распространенными являются следующие принципы классификации:

1) по функциональному  содержанию;

2) по характеру  решаемых задач (сфере действия);

3) по иерархии  управления;

4) по характеру  организации разработки;

5) по характеру  целей;

6) по причинам  возникновения;

7) по исходным  методам разработки;

8) по организационному  оформлению. 

   УР могут быть классифицированы по функциональному  содержанию,  т.е.  по

отношению к общим  функциям управления, например:

   а) решения  плановые;

   б) организационные;

   в) контролирующие;

   г) прогнозирующие.

   Обычно  такие решения  затрагивают   в  той  или  иной  мере  все  функции

управления, однако в каждом из них можно выделить основное  ядро,  связанное

с какой-то основной функцией. 

   Другой  принцип классификации связан  с характером решаемых задач:

   а) экономических;

   б) организационных;

   в) технологических;

   г) технических;

   д) экологических  и прочих. 

   Чаще всего  УР связаны не с одной, а   с  рядом  задач,  в   той  или  иной

степени имея комплексный  характер.

   По уровням  иерархии систем управления  выделяют  УР  на  уровне  БС;  на

уровне  подсистем;   на   уровне   отдельных   элементов   системы.   Обычно

инициируются   общесистемные   решения,   которые   затем    доводятся    до

элементарного уровня, однако возможен и обратный вариант. 

   В зависимости  от организации разработки решений выделяются следующие УР:

   а) единоличные;

   б) коллегиальные;

   в) коллективные. 

      Предпочтение способа  организации   выработки  УР  зависит  от  многих

причин:  компетентности  руководителя,   уровня   квалификации   коллектива,

характера задач, ресурсов и т.д. 

   По характеру  целей принимаемые решения могут  быть представлены как:

   а) текущие  (оперативные);

   б) тактические;

   в) стратегические.

      По причинам возникновения УР  делятся на:

   а) ситуационные, связанные с характером возникающих обстоятельств;

   б) по  предписанию (распоряжению) вышестоящих  органов;

   в) программные,  связанные с  включением  данного   объекта  управления  в 

      определенную структуру программно-целевых  отношений, мероприятий;

   г) инициативные, связанные с проявлением инициативы системы, например  в

сфере производства товаров, услуг, посреднической деятельности;

   д)  эпизодические   и   периодические,   вытекающие   из   периодичности

воспроизводственных    процессов    в    системе    (например,    сезонности

сельскохозяйственного производства,  сплава  леса  по  рекам,  геологических

работ).

   Важным  классификационным подходом служат  исходные методы разработки  УР.

К их числу можно  отнести:

   а) графические,  с использованием  графоаналитических  подходов  (сетевых

моделей  и  методов,  ленточных  графиков,  структурных  схем,  декомпозиции

больших систем);

    б) математические  методы,  предполагающие  формализацию  представлений,

отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов;

   в) эвристические, связанные с широким использованием экспертных  оценок,

разработки сценариев, ситуационных моделей. 

   По организационному  оформлению УР делятся на:

   а) жёсткие,  однозначно задающие дальнейший  путь их воплощения;

   б) ориентирующие,  определяющие направление развития системы;

   в) гибкие, изменяющиеся в соответствии  с  условиями  функционирования  и

развития системы;

   г) нормативные,  задающие параметры протекания  процессов в системе. 

   Поскольку  решения принимаются людьми, то  их характер во многом несёт  на

себе отпечаток  личности менеджера, причастного к  их  появлению  на  свет.  В

связи с  этим  принято  различать  уравновешенные,  импульсивные,  инертные,

рискованные и  осторожные решения.

   Уравновешенные  решения принимают  менеджеры,  внимательно  и  критически

относящиеся к  своим действиям, выдвигаемым гипотезам  и их проверке.  Обычно,

прежде  чем  приступить  к  принятию  решения,  они  имеют  сформулированную

исходную идею.

   Импульсивные   решения,   авторы   которых   легко   генерируют   самые

разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не  в  состоянии  их  как

следует  проверить,   уточнить,   оценить.   Решения   поэтому   оказываются

недостаточно обоснованными  и надёжными, принимаются “с наскока”, “рывками”.

   Инертные  решения  становятся  результатом  осторожного  поиска.  В  них

наоборот контрольные  и уточняющие действия  преобладают  над  генерированием

идей, поэтому в  таких  решениях  трудно  обнаружить  оригинальность,  блеск,

новаторство.

   Рискованные  решения отличаются от импульсивных тем,  что  их  авторы  не

нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если  уверены  в   себе,

могут не испугаться любых опасностей.

   Осторожные  решения характеризуются тщательностью  оценки менеджером  всех

вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё  меньшей  степени,  чем

инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

   Перечисленные   виды  решений  принимаются,  в   основном,   в   процессе

оперативного  управления  персоналом.  Для  стратегического  и  тактического

управления любой  подсистемы  системы  менеджмента  принимаются  рациональные

решения,  основанные  на  методах  экономического  анализа,  обоснования   и

оптимизации.[2]

1.2 Факторы, определяющие  качество и эффективность управленческих  решений 

   Под   качеством  управленческих  решений  следует  понимать  степень  его

соответствия  характеру  разрешаемых  задач  функционирования   и   развития

производственных  систем. Иначе  говоря,  в  какой  степени  УР  обеспечивает

дальнейшие пути развития производственной системы  в  условиях  формирования

рыночных отношений.

   Факторы,  определяющие качество и эффективность   управленческих  решений,

могут классифицироваться по различным признакам  –  как  факторы  внутренней

Информация о работе Информационное обеспечение принятия управленческих решений