Информационное обеспечение принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 14:18, курсовая работа

Описание

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих

функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных

решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем

использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных

методов принятия решений.

Для принятия любого решения требуется информация, притом, чем сложнее

решение, тем больше объем необходимой информации. К тому же информация

должна соответствовать определенным требованиям. Быть полной, достоверной и

своевременной.

Содержание

Введение 3

1. Сущность управленческих решений 4

1.1 Понятие и классификация управленческих решений 4

1.2 Факторы, определяющие качество и эффективность УР 11

2. Процесс принятия управленческих решений 13

2.1. Принципы процесса принятия управленческих решений 13

2.2. Этапы процесса принятия управленческих решений 16

3. Информационные средства обеспечения принятия управленческих решений

26

3.1. Виды информационных ресурсов 26

3.2 Влияние информации на эффективность принятия управленческих решений.

31

Заключение 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа состоит из  1 файл

Информационное обеспечение принятия управленческих решений.doc

— 310.00 Кб (Скачать документ)

информацию так, чтобы ускорить доступ к информации и представить ее в  виде,

удобном для интерпретации человеком – пользователем. Более того,  сегодня  в

информатике нет  ограничений на вид собираемой информации и тип  используемых

носителей   информации.   Средства   информатики   позволяют   интегрировать

разнообразную информацию в «одном  месте»  и  создавать  всеобъемлющее  поле

информационных  ресурсов. А это, в свою очередь, снимает  неопределенность  и

повышает вероятность  получения  нужного  знания.  Предприятие  (по  крайней

мере, его головной офис) можно рассматривать как  эффективный  информационный

центр. В нем  сходятся такие потоки информации. 

    Внешняя  деловая среда (или макросфера) – совокупность  экономических   и

политических субъектов, действующих за пределами предприятия,  и  отношения,

складывающиеся  между ними и предприятием,  его  реальными  и  потенциальными

клиентами, а  также  конкурентами.  Согласно  оценкам  экспертов  наибольшие

возможности    предприятию    обеспечивают    квалификация    персонала    и

технологическая база,  а  наибольшая  опасность  заключается  в  неожиданных

действиях со стороны  конкурентов зарубежных фирм. 

   Внутренняя  деловая среда –  это   отношения  в  коллективе,  определяющие

насыщенность  информационных  потоков   и   интенсивность   коммуникационных

потоков, а также  знания, закладываемые и порождаемые в производстве 

   Предприниматель  согласно современным оценкам  в своей деятельности играет

три информационные роли: 

. приемника информации;

. распространителя  информации;

. профессионального  представителя во внешнем мире.

   От  того,  как предприниматель сыграет   свои   информационные   роли,

организовав профессиональные информационные потоки, в  существенной  степени

зависит  производительность  работы   предприятия.   Но   производительность

предприятия определяется не только количеством информации, но  и  качеством,

которое должен правильно  понимать и оценивать предприниматель. 

   Информация  является одним из основных  ресурсов роста  производительности

предприятия, поскольку  именно она позволяет: 

. устанавливать  стратегические цели и  задачи  предприятия  и  использовать

   открывающиеся  возможности;

. принимать обоснованные  и своевременные управляющие  решения;

. координировать  действия разрозненных подразделений,  направляя  их  усилия

   на достижение  общих поставленных целей.

   Поэтому  на  любом  предприятии  организуется  и  систематически  ведется

работа в следующих  основных направлениях: 

. выявление проблем  и определение информационных  потребностей;

. отбор источников  информации;

. сбор информации;

. обработка информации и оценка ее полноты и значимости;

. анализ информации  и выявление тенденций в избранных  сферах;

. разработка прогнозов  и альтернатив поведения предприятия;

.  оценка  альтернатив   различных  действий,  выбор   стратегии  и  принятие

   управляющих решений для реализации стратегических планов.

   Информационное  обогащение   современного   бизнеса   –   его   наиболее

характерная черта. Выигрывает тот, кто эффективнее  собирает, обрабатывает  и

использует информацию об открывающихся  возможностях.[5] 
 
 

3. Информационные  средства обеспечения принятия  управленческих решений 

3.1. Виды информационных  ресурсов

   В экономике   возникают,  распространяются  и   развиваются  три  основных

информационных  потока:

. информация, которая  существует в виде овеществленных знаний в  наукоемкой

   продукции;

. информация, отражающая  человеческие  профессиональные  знания,  частично

   фиксируемые  в виде изобретений, патентов, лицензий, но главным образом   в

   виде производственных  навыков и приемов;

. информация по искусству, методам и технологии практического решения задач

   управления  современным производством, по  вопросам завоевания рынков сбыта

   при производстве  даже высококачественной продукции.

   Все эти  потоки информации содержатся  в результате интеллектуальной

составляющей труда  наиболее квалифицированной и творческой части

работающих. Особенностью и важнейшей чертой современности  является то, что

свой вклад в  информационную составляющую вносят все  профессиональные группы

работающих –  от рабочих   до управляющих высших рангов. Разрыв любого звена

в цепи производственных отношений производителей приводит к потере

информации и, как  следствие, к ухудшению качества продукции. 

   Философы  определяют  знание  как  проверенный   практикой  опыт  познания

окружающего мира, отражение действительности в мышлении человека.  Знание  –

то, что принадлежит  человеку.

   «Информация,  по определению Н. Винера,  -  это  обозначение  содержания,

полученного из внешнего мира в  процессе  нашего  приспособления  к  нему и

приспособления  к  нему  наших  чувств.  Процесс  получения  и  использования

информации является процессом нашего приспособления к  случайностям  внешней

среды и нашей  жизнедеятельности в этой среде».

   Информация - это знания для других, отчужденные   от  их  первоначального

живого носителя (генератора) и ставшие сообщениями (в той или  иной  степени

переработанными). К ним  относятся  знания,  сконцентрированные  в  статьях,

книгах,   патентных   описаниях,   устных   сообщениях,   в   управленческих

документах, проектной документации, моделях, алгоритмах, программах  и  т.д.

Практически каждый предприниматель  имеет  свой  стиль  управления,  поэтому

успешно функционирующее  знание в одном месте может  оказаться  непригодным  в

другом.  Это   же   относится   к   феномену   интернационализации   знаний:

интернационально  только общенаучное знание.

   На основе  синтеза  многих  подходов  можно  дать  следующее  определение

термина «информации», учитывающее, в  том  числе  его  современное  правовое

звучание: информация – это отчужденное знание,  записанное  на  определенном

языке в виде знаков на материальный носитель, доступное  для  воспроизведения

без участия автора и переданное в каналы общественной коммуникации. 

Количество информации.

   С  обыденной   точки  зрения  количество  информации   мало   связано   с

длительностью речи или объемом текста. Информационное сообщение  принимается

и интерпретируется в зависимости от контекста. Однако число знаков  алфавита

или число страниц  текста принято как эталон количества информации,  например

в полиграфии.

   В  технических   информационных  системах  каждый  новый  сигнал  требует

ресурсов  для  своего  отображения.  Поэтому  длина  сообщений   есть   мера

количества  информации,  чтобы  измерить  информационный   сигнал,   следует

выбрать  этот  эталон.  Он  обоснован  стремлением   свести   весь   алфавит

технического языка  к двум знакам: точка, тире;  закрыто,  открыто;  красный,

зеленый; да, нет;  «1»  и  «0».  Чтобы  закодировать  буквы,  числа  и  иные

символы, нужны последовательности «1» и «0», называемые  двоичными  числами.

В   виде   эталона   информации   в   технических   системах    используются

восьмиразрядные двоичные  числа,  называемые  байтами.  И  вводится  простое

правило  измерения   количества   информации   –   количество   байтов   для

представления текста равно числу знаков естественного  языка этого текста.

   Одна единица  информации – байт –  состоит   из  восьми  двоичных  единиц,

иначе называемых битами. Поэтому практически  в  технических  информационных

системах используются два равноправных эталона количества информации  –  бит

и байт. 

Качество информации.

   Этот показатель  является важным, но неоднозначным.  Одна и та же

информация имеет  различные значения (ценность) для  одного и того же

человека, но в  разное время или для нескольких людей. Вообще информация со

временем не сохраняет, как правило, свою ценность, хотя есть знания как бы

постоянной значимости (например, фундаментальные законы природы, дни

рождения…).

   Приняты  три подхода (критерия) к оценке качества информации: по снижению

состояния неопределенности, по достижению цели и по приращению тезауруса.

   Статистическая  теория  информация  исходит   из  того,  что   информация

принимается как  мера уменьшения неопределенности после получения  сообщения.

Следовательно, получение  сообщения  эквивалентно  получению  дополнительного

знания, которое  меняет ранее созданную  картину.  Очевидно,  что  чем  менее

вероятна априорная  информация о  сути  полученного  сообщения,  тем  большие

изменения она  вызовет. Здесь важно отметить, что  передаваемая  информация  –

сообщение должна  быть  передана  в  коде,  который  понимается  принимающей

стороной.  Знание  кода  позволит  правильно  принять   и   интерпретировать

информацию даже при некотором искажении информации в канале связи.

   Для систем  с ясно выраженной целью ценность  информации  можно  выразить

через  приращение  вероятности  достижения  цели.  Прагматическая   ценность

информации в  экономических системах  исключительно  высока:  для увеличения

производительности  экономической  системы  в  k  раз  необходимо  расширить

пропускную  способность  каналов  и  объем   создаваемых,   передаваемых   и

обрабатываемых  сообщений приблизительно в k+k раз.

   Сообщение  является формой передачи  знания  –  упорядоченного  отражения

объектов  и  процессов  в  понятиях,  суждениях  и  образах  понятий.  Чтобы

воспринять и  усвоить сообщение,  необходимо  обладать  определенным  запасом

знаний,   который   с   системе   представляется   в   виде   тезауруса    –

систематизированного  словаря понятий  с  указанием  смысловых  связей  между

Информация о работе Информационное обеспечение принятия управленческих решений