Информационное обеспечение принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 14:18, курсовая работа

Описание

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих

функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных

решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем

использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных

методов принятия решений.

Для принятия любого решения требуется информация, притом, чем сложнее

решение, тем больше объем необходимой информации. К тому же информация

должна соответствовать определенным требованиям. Быть полной, достоверной и

своевременной.

Содержание

Введение 3

1. Сущность управленческих решений 4

1.1 Понятие и классификация управленческих решений 4

1.2 Факторы, определяющие качество и эффективность УР 11

2. Процесс принятия управленческих решений 13

2.1. Принципы процесса принятия управленческих решений 13

2.2. Этапы процесса принятия управленческих решений 16

3. Информационные средства обеспечения принятия управленческих решений

26

3.1. Виды информационных ресурсов 26

3.2 Влияние информации на эффективность принятия управленческих решений.

31

Заключение 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа состоит из  1 файл

Информационное обеспечение принятия управленческих решений.doc

— 310.00 Кб (Скачать документ)

ними. Полученное сообщение сопоставляется с тезаурусным, после чего:

a) При полном  несовпадении – не понимается;

b)  При  полном  совпадении  –  ничего  к   нему   не   добавляется   и   не

   рассматривается  как информативное;

c) При частичном  совпадении – обогащает тезаурус, добавляя новые  понятия   и

   связи.

   Следовательно,  под  ценностью  информации  понимается  мера  расширения,

развития  тезауруса  воспринимаемой  стороной  при  приеме  и  интерпретации

сообщения.

   Выделяя  из общего потока актуально  полезную  информацию,  способствующую

принятию решений  и достижению поставленных целей,  посредством  когнитивного

(смыслового) фильтра  специалиста, оценивающего  информацию,  предприниматель

устанавливает границы  возможностей по реализации  своей  предпринимательской

идеи.

   Сегодня  в дополнение к высокой производительности  машин электронное

распространение знаний обеспечивает высочайшую гибкость, программную

перестраиваемость производства, возможность эффективного изготовления малых

серий и оперативного выполнения сложных индивидуальных заказов. 
 

Базы данных.

   На предприятиях  в компьютерном виде накапливается  и сохраняется

информация о  проектах, выполняемых данным предприятием; о деталях, блоках,

узлах, компонентах, используемых в проектах; о поставщиках  и складах, где

размещаются детали; о служащих и отделах, которые  являются исполнителями

проектов. В таких  базах данных могут быть записаны любые информационные

массивы, и по аналогии базы данных можно считать электронными библиотеками.

Такие электронные  библиотеки обеспечивают совершенно новые  информационные

возможности: возможности  выбирать факты и фрагменты текста, а не книги

(журналы) целиком.  В машине нет «полок», поэтому возможно прямо заглянуть

внутрь книги  и вывести на экран дисплея (монитора) только ту часть книги,

которая интересна  пользователю. 
 

Экспертные системы

   Важным  шагом в развитии информационных  систем является построение

экспертных систем. Экспертная система должна задавать вопросы пользователю,

производить оценку ситуации и получать решения, представляемое в каком-либо

виде пользователю. Кроме того, от экспертной системы  могут потребоваться

демонстрация способа, которым получено решение, и его обоснование. 

   Экспертная  система моделирует  мыслительный  процесс  человека-эксперта,

который является специалистом  по  решению  определенного  типа  проблем.  С

помощью  экспертных   систем   решаются   задачи,   относящиеся   к   классу

формализованных, слабоструктурированных задач.  Алгоритмизированное  решение

таких  задач  или  не  существует  в   силу   неполноты,   неопределенности,

неточности, расплывчатости рассматриваемых ситуаций и знаний о них,  или  же

такие  решения  неприемлемы  на  практике  в силу   сложности   разрешающих

алгоритмов. Основная  разница  между  информационно-поисковой  и  экспертной

системами заключена  в том, что первая осуществляет  поиск  имеющейся  в  ней

информации по заданной теме, а вторая – логическую переработку информации  с

целью получения  новой информации, которая в явном  виде в нее  не  вводилась.

При этом на основе базы знаний машины автоматически определяются  не  только

факты, как в  базе данных, но генерируются  новые  знания  путем  логического

вывода.   Экспертные   системы   способны   в   сложных    ситуациях    дать

квалифицированную консультацию (совет,  подсказку,  ориентацию).  Помогающую

предпринимателю или специалисту принять обоснованное решение.

   Экспертная  система  может  создаваться  для   какого-либо   конкретного

пользователя, и  тогда при ее создании учитываются  специфические  требования

заказчика, его  вкус и наклонности. К таким системам можно отнести  различные

автоматизированные  рабочие места.

   Структурно-экспертные  системы содержат  подсистемы  логического  вывода,

базы знаний и  интеллектуальных интерфейс – программы  «общения»  с  машиной.

Базы  знаний  –  это  свод   эмпирических   правил   истинности   заключений

(высказываний)  по  данной  теме  (проблеме);  базы  эмпирических  данных  и

описания проблем, а также вариантов их решений. 
 

 

3.2 Влияние информации  на эффективность принятия управленческих  решений.

Деятельность каждого  предприятия имеет две стороны: внешнюю и

внутреннюю. Руководство  предприятия принимает решения, которые касаются

обеих этих сторон. 

     Внешняя  сторона - это взаимодействие  с внешними для предприятия

факторами, воздействующими  на деятельность предприятия. К ним  относятся

такие, как действующее  законодательство, специфические местные  условия, и

самое главное - особенности  покупательского поведения по отношению  к

предлагаемому предприятием товару. Покупатели воспринимают и  оценивают

именно внешнюю  сторону деятельности предприятия, конечным результатом

которой является создание определенного имиджа как товара, так и самого

предприятия. 

     Внутренняя  сторона - это то, что находится  внутри предприятия и

определяет, насколько  эффективно налажена работа на нем. В  самом общем виде

к внутренним факторам можно отнести структуру предприятия, существующие

бизнес-процессы и  бизнес-операции, используемые в процессе работы

предприятия ресурсы.

  Внешняя и  внутренняя стороны деятельности  предприятия неразрывно связаны,

поскольку служат достижению одной и той же цели: повышению эффективности

работы предприятия, а именно росту объемов сбыта продукции и увеличению

прибыли, которую  эта продукция приносит. Объем  сбыта предлагаемого рынку

товара зависит  от внешних факторов, которые предприятие  зачастую не может

изменить. С прибыльностью  продукции ситуация другая: получаемая

предприятием прибыль  на единицу продукции не только может, но должна

контролироваться  руководством предприятия, поскольку  многие факторы,

влияющие на прибыль, находятся внутри предприятия и  могут контролироваться

руководством предприятия. 

     Объем сбыта продукции зависит от реакции рынка на предлагаемую

продукцию. Для  продажи максимального объема предлагаемых рынку товаров

предприятие должно учесть множество факторов, влияющих на спрос, но прежде

всего это ожидания потенциальных покупателей относительно того, каким бы

они хотели видеть товар. Именно определение свойств, которыми должен

обладать товар  для того, чтобы быть привлекательным  для определенного круга

потребителей, и  является основной задачей маркетинговой  деятельности

предприятия. 

     Получаемая предприятием прибыль непосредственно зависит от

эффективности организации  работы предприятия. Предприятие можно

рассматривать как  с точки зрения его технологических  или производственных

процессов, так  и с точки зрения бизнес-процессов - логически связанных и

взаимозависимых последовательностей действий (бизнес-операций), которые

используют ресурсы  предприятия для создания полезного  выходного результата

в виде товара или  услуги для внутреннего или внешнего потребителя

(покупателя). 

     Именно  от того, насколько хорошо организованны бизнес-процессы,

зависит себестоимость  предлагаемой рынку продукции. Можно  предлагать рынку

хороший товар, но если его цена будет превышать  рыночный уровень

предприятие не сможет выдержать конкуренции и будет  нести убытки. Такой

товар не будет  продаваться, даже если предприятие  имеет очень хорошую

систему сбыта. Поэтому  единственно возможный путь обеспечения

конкурентоспособности предприятия заключается в построении рациональных и

эффективных бизнес-процессов. 

     Основой принятия правильных решение и во внешней, и во внутренней

сферах является наличие необходимой для корректного  анализа достоверной

информации. Сбор и анализ внешней информации является одной из главных

функций маркетинга. Получение внутренней информации, как правило,

осуществляется  на основе управленческого учета, обеспечивающего  руководство

предприятия данными, необходимыми для анализа текущего положения и принятия

управленческих  решений. Руководство предприятия  получает необходимые

данные, если на предприятии существует рационально построенная система

управленческой  отчетности. Поэтому построение такой  системы является первым

шагом на пути повышения  эффективности работы предприятия. 

     Рассмотрим  эти две стороны деятельности  предприятия. 

     Внешняя сторона деятельности предприятия во многом совпадает с

маркетинговой деятельностью. Маркетинг можно разделить на стратегический и

оперативный. Стратегический маркетинг - это прежде всего анализ

потребностей физических лиц и организаций. Он включает анализ конкурентных

преимуществ, анализ привлекательности продукции и  в целом определяет

стратегическую  позицию предприятия на рынке. Оперативный  маркетинг - это

активный коммерческий процесс достижения запланированного объема продаж

путем использования  тактических средств, относящихся к товару, сбыту, цене

и коммуникации. 

     Стратегический  маркетинг имеет большое значение  для предприятия и

требует особого  внимания. Это сложный комплекс вопросов, требующих

отдельного рассмотрения. 

     Целью  оперативной маркетинговой деятельности предприятия является

формирование оптимального ассортимента продукции в краткосрочном  периоде. 

     Естественно,  при формировании ассортимента  принимаются во внимание

внешние и внутренние ограничения, присущие предприятию. 

     Выбор оптимальной производственной программы обязательно должен

базироваться на знании спроса на конкретные виды товаров  и услуг. Цена

Информация о работе Информационное обеспечение принятия управленческих решений