Инновационные маркетинговые стратегии в посткризисном развитии: содержание, специфика, механизмы оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 17:06, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. Цель заключается в исследовании содержания, специфики, механизма оценки инновационных маркетинговых стратегий в посткризисном развитии. Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:
рассмотреть возможности и угрозы развития предприятия в посткризисный период;
исследовать методы диагностики финансового состояния предприятия и выявление потребности в инновациях;
охарактеризовать инновационные стратегии предприятия;
исследовать концепцию стратегического и оперативного инновационного маркетинга;
выявить роль бизнес-планирования в выборе и реализации инновационной маркетинговой стратегии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД 6
1.1 Возможности и угрозы развития предприятия в посткризисный период 6
1.2 Диагностика финансового состояния предприятия и выявление потребности в инновациях 15
1.3 Инновационные стратегии предприятия в посткризисном развитии: понятие и виды 22
2. СПЕЦИФИКА ПОСТКРИЗИСНЫХ ИННОВАЦИЙ В МАРКЕТИНГЕ 28
2.1 Концепция стратегического и оперативного инновационного маркетинга
2.2 Роль бизнес-планирования в выборе и реализации инновационной маркетинговой стратегии 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 49

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ (2).doc

— 282.50 Кб (Скачать документ)

  ДОНСКОЙ ФИЛИАЛ  «ЕВРАЗИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ  ИНСТИТУТ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

На  тему:

ИННОВАЦИОННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ В ПОСТКРИЗИСНОМ РАЗВИТИИ:СОДЕРЖАНИЕ, СПЕЦИФИКА, МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                     Выполнила:

                                                                                               Минаева Алеся 5МО(С) 

                                                                  Проверил: 

                                                                  Шегай Р.Г. 
 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону – 2011 
 
 

Содержание

                                                        

С. 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Актуальность темы исследования. Перспективы посткризисного развития отечественной экономики в значительной степени зависят от инновационной деятельности российских предприятий. Одним из базовых условий преодоления последствий экономического спада, реализации структурных реформ и оздоровления проблемных предприятий является ориентация на коренное обновление производства. Российская экономика подошла к рубежу, за которым инновационное развитие превращается в критически необходимый фактор экономического роста. Для развития инновационной экономики Правительством РФ предусмотрено создание целой сети инновационных структур: технопарков, технополисов, инновационных бизнес-инкубаторов, инновационных бирж, консалтинговых, инжиниринговых, маркетинговых фирм, технологических кластеров.  Специфика современного российского рынка посткризисного периода накладывает определенный отпечаток на применение тех или иных маркетинговых технологий.

     В современных условиях актуальной становится проблема разработки и внедрения  в практику российских предприятий инновационных маркетинговых технологий. При этом необходимо связать воедино имеющиеся маркетинговые теории с реальностью для достижения эффективности и конкурентоспособности, как на локальном уровне предприятия, так и на уровне региона и страны в целом.

     Степень разработанности  проблемы. Различные аспекты освоения инноваций рассматривали в своих работах Ильенкова С, Кондратьев Н., Морозова Г., Пригожий И., Уткин Э., Дитмар - Бюргель X., Котлер Ф., Моль X., Роджерс Э., Твис Б., Троммсдорф Ф., Хаушильдт Ю., Шумпетер И. и др. Тенденции посткризисного развития предприятий в условиях рынка анализируются в трудах Акимова Ю., Андреева П., Афанасьева В., Безаева И., Боголюбова С, Викуловой О., Власова Н., Гарькавого В., Зельднера А., Ионова И., Кузнецова В., Лысенко Е., Овчинникова В., Серовой Е. и др. Проблемы использования инструментов маркетинга раскрыты в работах Барсукова Г., Брылевой В., Крутик Р., Лябаха Н., Семенова М., Совранской Е. и др. Однако многие прикладные вопросы, связанные со спецификой осуществления инновационных маркетинговых стратегий на проблемных предприятиях все еще требуют конструктивного разрешения.

     Объект и предмет исследования. Объектом исследования является механизм реализации инновационных маркетинговых стратегий в посткризисном развитии. Предмет исследования – предпринимательские стратегии в период и после кризиса.

     Цель и задачи исследования. Цель заключается в исследовании содержания, специфики, механизма оценки инновационных маркетинговых стратегий в посткризисном развитии. Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:

  • рассмотреть возможности и угрозы развития предприятия в посткризисный период;
  • исследовать методы диагностики финансового состояния предприятия и выявление потребности в инновациях;
  • охарактеризовать инновационные стратегии предприятия;
  • исследовать концепцию стратегического и оперативного инновационного маркетинга;
  • выявить роль бизнес-планирования в выборе и реализации инновационной маркетинговой  стратегии.

     Теоретико-методологическую основу работы составили фундаментальные концепции отечественных и зарубежных ученых в области разработки и реализации стратегий поведения и управления развитием предприятия.

     Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

     Во  введении обосновывается актуальность выбранной темы, ставится цель, задачи исследования, приводится степень разработанности  проблемы, теоретико-методологическая, нормативно-правовая и эмпирическая база исследования, структура работы.

        В первой главе Инновационное развитие предприятия в посткризисный период» раскрывается суть возможностей и угроз развития предприятия в посткризисный период. 

        Во второй главе «Специфика посткризисных инноваций в маркетинге» выявляются текущие тенденции  концепций стратегического и оперативного инновационного маркетинга.

         В заключении приводятся выводы теоретического и практического характера.

     Список  использованных источников содержит монографическую, статистическую, законодательную и др. источники, изученные в процессе разработки проблемы, а также Интернет-ресурсы.

     В приложениях приводится статистический материал, подтверждающий теоретические  выводы проведенного исследования.

1 ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

     1.1 Возможности и угрозы развития предприятия в посткризисный период

     Посткризисный период несет в себе не только угрозы, но и возможности. Рассмотрим угрозы предприятию в посткризисный период. В условиях снижения ликвидности и сокращения объемов кредитования реального сектора экономики можно ожидать снижения деловой активности активности, сокращения объемов производства и задержек платежей по уже выполненным заказам. В условиях стагнации потребительского спроса и отсутствия доступа к дешевому рефинансированию своих финансовых обязательств торговые компании будут вынуждены свернуть большую часть инвестиционных программ. В условиях снижения платежеспособности потребителей происходит падение потребительского спроса. В условиях сокращения спроса велика вероятность развязывания крупными производителями в борьбе за потребителя ценовой войны. Это подстегнет спрос и будет способствовать более высокой загрузке производственных мощностей, однако отрицательно повлияет на рентабельность предприятий и их способность выполнять финансовые обязательства по инвестиционным кредитам.

     В то же время повышение курса доллара  и евро делает импортную продукцию  более дорогой и, следовательно, менее конкурентоспособной на российском рынке. Тем самым создаются предпосылки для постепенного замещения зарубежной продукции отечественной.

     В посткризисный период перед предприятием ставится задача повышения эффективности бизнеса: открытие новых направлений, расширение количества точек продаж, увеличение масштабов деятельности, внедрение комплексных IT решений для повышения производительности труда, сокращение издержек за счет применения новых технологий, передачи вспомогательных функций на аутсорсинг; активный маркетинг и продажи; обучение сотрудников дляповышения профессиональной компетенции и сокращение неэффективных сотрудников. Уход с рынка неэффективных игроков позволит увеличить оставшимся свои рыночные доли. Наиболее подготовленные компании в условиях кризиса смогут нарастить свое присутствие на рынке, пользуясь затруднениями конкурентов. Возможно, кризис даст толчок для начала консолидации отрасли с поглощением слабых игроков более сильными.

     Отметим, что из стран G20 в России последствия мирового финансового кризиса оказались наиболее тяжелыми: внутренний валовый продукт снизился почти на 8%, объем инвестиций сократился на 17%, безработица составила около 10%. В результате проведения антикризисных мероприятий страна лишилась около 700 млрд долларов. Кризис продемонстрировал слабость российской экономики1

     По  итогам 2010 года можно констатировать, что российская экономика вышла финансово-экономического кризиса. Об этом свидетельствуют прирост ВВП, замедление инфляции, стабилизация ситуации в социальной сфере, в том числе сокращение уровня безработицы (рисунок 1).

     Рисунок 1- Темпы прироста ВВП России в 2010г. в процентах к 2009г.2

     В то же время, положительные тенденции носят неустойчивый характер. Экономический рост и увеличение объема промышленного производства в одних секторах сочетается с падением в других. Россия остается страной с сырьевой зависимостью экономики. Без диверсификации экономики России невозможно говорить о ее успешном росте, так как сырьевая зависимость таит в себе множество рисков. Модернизировать экономику можно только на основе роста конкуренции и укрепления позиций малого и среднего предпринимательства. Промышленный подъем России за 2010 год символизирует совершенствование развивающейся экономической модели страны (рисунок 2).

     

Рисунок 2- Индексы промышленного производства в процентах к среднемесячному значению 2008г.3

     Посткризисное развитие производства, основанное преимущественно  на базе малого и среднего бизнеса, становится определяющим для экономики  России. Восстановление экономики, промышленности, предпринимательства знаменуется  ростом малых и средних предприятий, развитием индивидуального предпринимательства, свободной конкуренцией.

     В 2010 году лидерами рынка смогли стать только гибкие компании, обладающие самой полной маркетинговой информацией, способные подстраиваться под меняющийся рынок и трансформировать свою внутреннюю среду в соответствии с требованиями внешних рыночных условий –разрабатывать оптимальную стратегию развития и эффективно управлять ею. Для успеха в посткризисный период важно знать, какие рынки наиболее привлекательны для спроса, развитию каких отраслей уделено особое внимание руководства страны.

     Одним из приоритетов антикризисных и  модернизационных действии Правительства  РФ в 2010 году являлась поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения. Как следствие, дополнительный запас антикризисной прочности имеют компании, ориентированные на повседневные потребности жизнеобеспечения человека, социальную сферу (питание, одежда, лекарства, услуги).

     Особое  внимание Правительства РФ уделено развитию ключевых высокотехнологичных и инфраструктурных отраслей экономики (авиастроение, электроника, транспортная система, автомобильная промышленность и т.д.), стимулированию инновационной активности.

     Операционная  эффективность – это фундамент, на котором базируется рыночный успех предприятия. Ориентация на повышение операционной эффективности, совершенствование производственного процесса один из лучших способов достижения значительных конкурентных преимуществ, усиления рыночных позиций в посткризисный период. Однако повышение операционной эффективности должно осуществляться не только под действием последствий кризиса, но и целенаправленной политики оптимизации издержек. На фоне инвестирования в развитие нельзя ослаблять бдительность и допускать бесполезные с точки зрения стратегии роста траты4.

     Поэтому одной из важнейших задач предприятия в посткризисный период в любой отрасли является повышение операционной эффективности, сокращение издержек. Решение данной задачи помимо модернизации производственных мощностей и перехода к инновационному развитию предполагает совершенствование элементов системы управления, выстраивание, оптимизацию и автоматизацию бизнес-процессов на предприятиях.

     Посткризисный период – это удачное время для реализации новых проектов, особенно на фоне продолжающейся стагнации инвестиционной и кредитной активности. Именно в этот период вопросы привлечения и управления ресурсами, прежде всего финансовыми являются наиболее важными для завоевания лидерства на рынке. В лучшем положении оказываются бизнес-направления, которые ближе к бюджетным деньгам и деньгам корпораций, тем или иным способом финансируемых государством5.

     Предприятию в посткризисный период необходимо иметь возможность доступа ко всем возможным источникам финансирования деятельности. Планы по модернизации финансовой системы России дают новые возможности для финансирования бизнеса. Будет модернизирована система регулирования на финансовых рынках, которая обеспечит надежность сектора оказания финансовых услуг и эффективность осуществления посреднического бизнеса, а также повысит привлекательность российского финансового рынка для инвесторов и участников рынка, улучшит условия для формирования в России международного финансового центра. Будут создаваться экономические условия для повышения капитализации и кредитной активности банковского сектора, продолжена деятельность по развитию страхования, в том числе в части создания экономической мотивации и необходимой законодательной базы для введения новых видов страхования.

Информация о работе Инновационные маркетинговые стратегии в посткризисном развитии: содержание, специфика, механизмы оценки