Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 17:06, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Цель заключается в исследовании содержания, специфики, механизма оценки инновационных маркетинговых стратегий в посткризисном развитии. Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:
рассмотреть возможности и угрозы развития предприятия в посткризисный период;
исследовать методы диагностики финансового состояния предприятия и выявление потребности в инновациях;
охарактеризовать инновационные стратегии предприятия;
исследовать концепцию стратегического и оперативного инновационного маркетинга;
выявить роль бизнес-планирования в выборе и реализации инновационной маркетинговой стратегии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД 6
1.1 Возможности и угрозы развития предприятия в посткризисный период 6
1.2 Диагностика финансового состояния предприятия и выявление потребности в инновациях 15
1.3 Инновационные стратегии предприятия в посткризисном развитии: понятие и виды 22
2. СПЕЦИФИКА ПОСТКРИЗИСНЫХ ИННОВАЦИЙ В МАРКЕТИНГЕ 28
2.1 Концепция стратегического и оперативного инновационного маркетинга
2.2 Роль бизнес-планирования в выборе и реализации инновационной маркетинговой стратегии 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Посткризисный период характеризуется усилением роли государства в экономической жизни страны. Одним из инструментов наступления «государственных» компаний на рынок являются банки. К другим значимым тенденциям посткризисного периода можно отнести: рост налогового администрирования и налоговой нагрузки; общее усиление контроля расходов, доходов, происхождения денег, предпринимательской деятельности граждан и бизнеса со стороны государства; ужесточение персональной гражданской и уголовной ответственности собственников за результаты своего бизнеса.
Действия
предприятий в условиях кризиса
можно разделить на оперативные,
позволяющие прекратить падение, и
стратегические, предполагающие создание
предпосылок к дальнейшему
Резкое изменение внешней среды в кризисный период заставляет компании по-новому реагировать на угрозы как для текущей деятельности, так и для более долгосрочных, стратегических целей.
Возможности и угрозы могут существенно повлиять на деятельность предприятия в посткризисный период. Основная задача фирмы - быть готовой воспользоваться возможностями и нивелировать последствия угрожающих событий.
Оценка возможностей поможет не упустить ее в случае возникновения. Анализ возможностей обычно включает три взаимосвязанных компонента:
1)
идентификация возможности - возможности
возникают из выявления новых
классов покупателей,
2)
устанавливается, отвечает ли
выявленная рыночная
3) оценка возможности - качественная и количественная. На стадии качественной оценки привлекательность возможности сравнивается с характеристиками ее рыночной ниши. Привлекательность зависит от: активности конкурентов, запросов покупателей, рыночного спроса, социальных, политических, экономических и технологических сил, способностей самой организации. На количественной стадии дается оценка потенциальной емкости рынка и прогноз объемов продаж. Составляются бюджеты финансовых, кадровых, маркетинговых и производственных ресурсов, необходимых для оценки прибыльности рыночной возможности.
Внутренние возможности предприятия в посткризисном развитии: обоснованное сокращение затрат (не в ущерб стратегическим целям и без потерь для имиджа в будущем), рост мотивации персонала и сплоченности команды в сложной ситуации, привлечение и удержание квалифицированных кадров, вытеснение конкурентов при наличии операционных и финансовых преимуществ. Это также продажа непрофильных активов (что может увеличить рентабельность капитала, повысить эффективность, высвободить ресурсы для органического роста или приобретений); приобретение недооцененных профильных для компании активов на средства, полученные от реализации непрофильных активов и экономии на затратах; реструктуризация бизнеса и долгов. Реализация этих возможностей может обеспечить динамичное развитие после кризиса и захват доли рынка7.
Оценка угроз помогает заранее подготовиться и разработать действия по нейтрализации возникающих проблем. Анализ угроз должен стать неотъемлемой составляющей антикризисного менеджмента, необходимость которого необходимо предусмотреть в процессе стратегического планирования. Основные угрозы организации со стороны внешней среды можно анализировать с помощью модели «5 сил» М. Портера: угроза вторжения (выход на рынок новых игроков); рыночная власть поставщиков (например, неприемлемые цены аренды, цены на сырье, качество оборудования и т.д.); угроза появления субститутов (товары/услуги–заменители); рыночная власть покупателей (ценовая чувствительность; переключение на другие формы получения услуг, ранее предоставляемых нами); действия конкурентов (расширение их деятельности, создание ими более привлекательных предложений и т.д.)
Существенное снижение деловой активности и спроса на продукцию и услуги предприятия в посткризисный период будет оказывать негативное влияние на ее развитие. Как следствие, ухудшение финансовых показателей, платежеспособности, ликвидности, рост ставок заимствования и стоимости привлечения капитала, возможное обесценение активов. Среди негативных факторов и рисков в посткризисном развитии предприятия также: отсутствие денежных средств для приобретений; риск потери контроля над собственным бизнесом при резком падении стоимости акций и отсутствии платежеспособности; сложности прогнозирования будущих потоков приобретаемого бизнеса; сложности достижения финансовых и операционных синергий и реализации новых стратегий.
Таким образом, кризис приносит множество проблем и одновременно открывает комплекс новых возможностей, воспользовавшись которыми компания может укрепить свой бизнес, обойти конкурентов и усилить свои позиции на рынке. Посткризисный период заканчивается построением надежных, динамично развивающихся кредитно-финансовых и социально-экономических систем. В посткризисный период предпринимателям необходимо развивать свой бизнес, повышать показатели деятельности, не упуская сложившейся посткризисной конъюнктуры. Для этого важно внимательно и регулярно изучать изменения рынка, подстраивая свой бизнес под данные изменения, сокращать издержки, но не в ущерб задачам развития, эффективно управлять финансовыми ресурсами, т.е. использовать возможности, способствующие развитию в новых условиях.
Причинами
финансового кризиса на предприятии
могут стать и общий спад рынка,
и неправильно выбранная
В
зависимости от целей и методов
осуществления диагностика
Экспресс-диагностика
финансового состояния
С этих позиций система показателей финансового состояния предприятия может быть представлена следующими основными объектами: чистый денежный поток предприятия; рыночная стоимость предприятия; структура капитала предприятия; состав финансовых обязательств предприятия по срочности погашения; состав активов предприятия; состав текущих затрат предприятия; уровень концентрации финансовых операций в зонах повышенного риска.
Важнейшие показатели финансового состояния предприятия представлены в таблице «Система важнейших индикаторов финансового состояния (приложение 1) .Приведенная система индикаторов оценки угрозы банкротства предприятия может быть расширена с учетом особенностей его финансовой деятельности и целей диагностики.
Рассмотрим анализ отдельных сторон финансового состояния предприятия, осуществляемый стандартными методами. Основу такого анализа составляет сравнение фактических показателей-индикаторов с плановыми (нормативными) и выявление размеров отклонений в динамике. Рост размера негативных отклонений в динамике характеризует нарастание кризисных явлений финансовой деятельности предприятия.
В процессе анализа отдельных сторон финансового состояния предприятия используются следующие стандартные его методы: горизонтальный (трендовый) финансовый анализ; вертикальный (структурный) финансовый анализ; сравнительный финансовый анализ; анализ финансовых коэффициентов; анализ финансовых рисков; интегральный финансовый анализ, основанный на «Модели Дюпона».
Практика
финансового менеджмента
Таблица 2- Масштабы кризисного финансового состояния предприятия и возможные пути выхода из него9
|
Система
экспресс-диагностики
Фундаментальная
диагностика финансового
Основными целями фундаментальной диагностики финансового состояния являются: углубление результатов оценки параметров финансового развития предприятия, полученных в процессе экспресс-диагностики; подтверждение полученной предварительной оценки масштабов кризисного финансового состояния предприятия; прогнозирование развития отдельных факторов, генерирующих угрозу финансового кризиса предприятия, и их негативных последствий; оценка и прогнозирование способности предприятия к нейтрализации финансового кризиса за счет внутреннего финансового потенциала. Фундаментальная диагностика финансового состояния осуществляется по следующим основным этапам10:
1. Систематизация основных факторов, обуславливающих финансовое развитие предприятия. В процессе изучения и оценки эти факторы подразделяются на две основные группы: 1) не зависящие от деятельности предприятия (внешние или экзогенные факторы); 2) зависящие от деятельности предприятия (внутренние или эндогенные факторы). Внешние факторы в свою очередь подразделяются при анализе на три подгруппы: а) социально-экономические факторы общего развития страны - в те, которые оказывают негативное воздействие на хозяйственную деятельность данного предприятия, т.е. формируют угрозу его финансового кризиса; б) рыночные факторы - негативные для данного предприятия тенденции развития товарных (как по сырью и материалам, так и по выпускаемой продукции) и финансового рынков; в) прочие внешние факторы. Внутренние факторы также подразделяются при анализе на три подгруппы в зависимости от особенностей формирования денежных потоков предприятия: а) факторы, связанные с операционной деятельностью; б) факторы, связанные с инвестиционной деятельностью; в) факторы, связанные с финансовой деятельностью.
2. Проведение комплексного фундаментального анализа с использованием специальных методов оценки влияния отдельных факторов на финансовое состояние предприятия. Основу такого анализа составляет выявление степени негативного воздействия отдельных факторов на различные аспекты финансового состояния предприятия. В процессе осуществления такого фундаментального анализа используются следующие основные методы: а) полный комплексный анализ финансовых коэффициентов; б) корреляционный анализ - используется для определения степени влияния отдельных факторов на характер кризисного финансового развития предприятия; SWOT- анализ11.
Основным содержанием SWOT- анализа является исследование характера сильных и слабых сторон предприятия в разрезе отдельных внутренних эндогенных факторов, а также позитивного или негативного влияния отдельных внешних (экзогенных) факторов, обуславливающих развитие предприятия. С помощью SWOT-анализа может быть проведено детальное изучение слабых сторон и угроз, а также установлены связи между силой и слабостью, внешними угрозами и внутренними возможностями предприятия. Для исследования инновационных потребностей в SWOT-анализе сделаны акценты, которые видны из следующих характеристик основных факторов: «возможности – сильные стороны» – это условия стабильности и развития – опора для осуществления инноваций; «возможности – слабые стороны» – это предмет для анализа потребностей в инновациях, содержащий ориентиры внутренних преобразований; «угрозы – слабые стороны» – это существенные ограничения для развития – источник актуальных потребностей в инновациях; «угрозы – сильные стороны» – это реальные и потенциальные недостатки, снижающие конкурентные преимущества предприятия, и поэтому требующие постоянного мониторинга и высокой инновационной активности. Выявление первоочередных потребностей в инновациях проводится на основе анализа «угроз – сильных сторон» и их взаимосвязей с содержанием «угроз – слабых сторон» и «возможностей – слабых сторон» предприятия. Анализ «возможностей – сильных сторон» необходим на следующем этапе для разработки инновационных проектов соответственно выявленным потребностям в изменениях и оптимизации плана их реализации.