Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 21:28, курсовая работа
Целью работы является изучение организационной культуры и её влияние на эффективную работу организации.
Эта цель потребовала решения следующих задач:
определения содержания понятий организационной культуры и ее составляющих компонентов;
рассмотрения методов изучения организационной культуры;
изучения моделей влияния организационной культуры на деятельность организации;
рассмотрения организационной культуры как одного из факторов повышения эффективной работы организации.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Теоретические аспекты организационной культуры .. 6
1.1. Понятие организационной культуры и ее основные функции …………...... 6
1.2.Типы и виды организационной культуры …………………………………. .. 11
1.3.Структура организационной культуры ……………………………………. .. 17
1.4. Основные методы изучения организационной культуры………………….. 20
2. РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ЭФФеКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ………………………………………… 24
2.1. Модели влияния организационной культуры на деятельность организации…………………………………………………………………………24
2.2. Влияние организационной культуры на эффективную деятельность организации ……………………………………………………………………… 30
2.3. Управление организационной культурой ………………………………….. 37
Заключение…………………………………………………………………...43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 45
- бюрократическая культура - регулирование всех сторон деятельности организации на основе документов, четких правил, процедур; оценка персонала по формальным принципам и критериям. Источником власти, сконцентрированным в руках руководства, здесь является должность. Такая культура гарантирует людям стабильность, безопасность избавляет от конфликтов;
-
опекунская культура
-
праксиологическая культура
-
предпринимательская культура ориентирована
вовне организации и на перспективу, поддерживает
новаторство и активность персонала. Оценка
последнего происходит в связи с затраченными
усилиями. Привлекательность культуры
заключается в том, что она гарантирует
удовлетворение потребностей работников
в развитии и совершенствовании. Управление
в данном случае основывается на вере
в руководителя, в его знания и опыт, на
привлечении персонала к творчеству.
1.3 Структура организационной политики
Анализируя структуру организационной культуры, Э. Шейн выделяет три ее уровня: поверхностный, внутренний и глубинный.
Знакомство с организационной культурой начинается с поверхностного уровня, включающего такие внешние организационные характеристики, как продукция или услуги, оказываемые организацией, используемая технология, архитектура производственных помещений и офисов, наблюдаемое поведение работников, формальное языковое общение, лозунги и т.п. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры.
Те, кто пытаются познать организационную культуру глубже, затрагивают ее второй, внутренний, уровень. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности.
Третий, глубинный, уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру [24].
Культура
складывается из субъективных элементов,
проявляющихся в поведении
К объективным элементам культуры организации можно отнести символику, товарный знак, оформление интерьеров, окраску стен, мебель, внешний вид сотрудников. С этим все сталкивались на практике, поэтому их понимание трудности не представляет.
Гораздо более сложны субъективные элементы. К ним прежде всего относятся организационные ценности, т.е. эмоционально привлекательные свойства тех или иных предметов, процессов и явлений, позволяющие им служить образцами, ориентирами поведения участников организации, признаваемыми большинством из них.
Ценностями являются, например, цели, характер внутренних отношений, дисциплина, исполнительность, новаторство, инициатива, профессиональная этика и прочее. Ценности выступают связующим звеном между культурой организации и духовным миром личности, между организационным и индивидуальным бытием. Личностные ценности отражаются в сознании в виде ценностных ориентаций, которые включают в себя также широкий круг социальных ценностей, признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных целей и принципов. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение личностных ценностей в сознании, так и ориентация в плане сознания на ценности, не являющиеся реальными мотивами поведения [10].
Ценности могут сохраняться, даже если в организации произошли значительные кадровые изменения. В то же время может быть осуществлена определенная смена ценностей, которые скажутся и на поведении членов организации.
Согласно исследованиям, проводимым в западных фирмах, сегодня всё большую роль играют такие ценности, как коллективизм, ориентация на потребителя.
Ключевые ценности, будучи объединёнными в систему, образуют философию организации, отвечающую на вопрос, что является для неё самым важным. Философия отражает восприятие организацией себя и своего предназначения, задаёт главные направления её деятельности, формирует подходы к управлению и создаёт основу имиджа
Обряд - это стандартное мероприятие, проводимое в определенное время и по специальному поводу. Во многих организациях существуют обряды, связанные с принятием в трудовой коллектив новичков, проводами на пенсию ветеранов и прочее.
Ритуал представляет собой совокупность регулярно проводимых мероприятий, оказывающих психологическое влияние на членов организации с целью укрепления преданности ей, затушевывания истинного смысла тех или иных сторон её деятельности, привития организационных ценностей и формирования необходимых убеждений. Работники многих японских компаний начинают свой рабочий день с пения гимнов.
Образы, легенды и мифы отражают в нужном свете историю организации, унаследованные ценности, портреты её известных деятелей. Они информируют, снижают неопределённость, советуют, учат, направляют поведение персонала, создают образцы для подражания.
Обычай как элемент культуры есть форма отношений, воспринятая из прошлого без каких - то ни было изменений.
В качестве элемента культуры могут рассматриваться принятые в организации нормы и стиль поведения её членов - их отношение друг к другу, внешним партнерам, осуществление управленческих действий, решение проблем.
Ценности, обряды, ритуалы, нормы поведения, привнесённые из прошлого в настоящее получили название традиции. В отличие от обычаев, традиции, во-первых, могут касаться не только отдельных конкретных действий, но практически всех сторон жизни организации, а во-вторых, они учитывают современное положение вещей.
Субъективным элементом оргкультуры являются также лозунги, т.е. призывы, в краткой форме отражающие руководящие задачи фирмы.
Образ мышления членов организации, определяемый традициями, ценностями, уровнем культуры, сознанием называется менталитетом. Он имеет огромное влияние на их повседневное поведение и отношение к своим рабочим или служебным обязанностям.
Объективные и субъективные элементы культуры, воздействуя на окружающих (клиентов, партнёров, представителей общественности), формируют в их сознании имидж организации, т.е. её образ. Он является результатом непроизвольного синтеза людьми отдельных проявлений культуры (а также достижений и неудач фирмы) в неуловимое целое [12].
Ни
один из этих компонентов в отдельности
не может быть отождествлен с культурой
организации. Однако в совокупности они
могут дать довольно полное представление
об организационной культуре. Многие компоненты
культуры трудно обнаружить постороннему
человеку. Можно несколько недель провести
в организации, но так и не понять основных
положений культуры, управляющих поступками
людей. Каждый сотрудник, приходя в организацию,
проходит через определенную процедуру
организационной социализации, в ходе
которой он месяц за месяцем постигает
все те мельчайшие нюансы, которые в совокупности
и образуют организационную культуру.
1.4. Основные методы изучения организационной культуры
Теоретические и эмпирические
подходы в реальном изучении
организационной культуры в
Интервью - способ получения информации об элементах культуры с помощью устного опроса по заранее разработанному плану. Преимущество данного метода состоит в том, что информация, получаемая с его помощью, является наиболее полной и глубокой, позволяет учесть отношение респондента к теме опроса или отдельным составляющим его проблемам по поведенческим реакциям, гибко менять формулировки вопросов с учетом предшествующих ответов, а также задавать дополнительные. С помощью интервью чаще всего выясняются основные проблемы, стоящие перед организацией, причины, их порождающие, и намечаются возможные пути решения. Интервью может проводиться с одним человеком или одновременно с небольшой группой людей, что по сравнению с индивидуальной беседой экономит время и позволяет получить более полную информацию об организации в результате обмена мнениями в группе. Групповая дискуссия, протекающая по специально разработанному сценарию с целью получения информации по рассматриваемой проблематике, называется фокус - группой. Данный метод используется при разработке миссии и постановке стратегических целей компании, обсуждении достоинств и недостатков существующей организационной культуры, выработке плана-программы ее модификации и оценки эффективности проводимых мероприятий. Недостатком фокус - группы как метода диагностики организационной культуры является то, что групповая ситуация может оказывать на людей сдерживающее влияние (страх высказать что-то недопустимое или сокровенное).
Анкета - методическое средство для получения первичной социологической и социально - психологической информации по теме исследования, оформленное в виде набора вопросов и самостоятельно заполняемое опрашиваемым по указанным в нём правилам. На сегодняшний день анкетирование - наиболее распространенный и популярный метод исследования организационной культуры. Достоинством анкетирования является относительная дешевизна и большой охват опрашиваемых. Анкеты, используемые при диагностике организационной культуры, бывают самых различных видов, размеров и форм в зависимости от проблем конкретной организации или отдельных ее подразделений. Существуют также стандартизированные вопросники, основанные на определенной концепции (модели) исследования.
Информация о работе Исследование организационной культуры в эффективное деятельности организации