Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 21:28, курсовая работа
Целью работы является изучение организационной культуры и её влияние на эффективную работу организации.
Эта цель потребовала решения следующих задач:
определения содержания понятий организационной культуры и ее составляющих компонентов;
рассмотрения методов изучения организационной культуры;
изучения моделей влияния организационной культуры на деятельность организации;
рассмотрения организационной культуры как одного из факторов повышения эффективной работы организации.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Теоретические аспекты организационной культуры .. 6
1.1. Понятие организационной культуры и ее основные функции …………...... 6
1.2.Типы и виды организационной культуры …………………………………. .. 11
1.3.Структура организационной культуры ……………………………………. .. 17
1.4. Основные методы изучения организационной культуры………………….. 20
2. РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ЭФФеКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ………………………………………… 24
2.1. Модели влияния организационной культуры на деятельность организации…………………………………………………………………………24
2.2. Влияние организационной культуры на эффективную деятельность организации ……………………………………………………………………… 30
2.3. Управление организационной культурой ………………………………….. 37
Заключение…………………………………………………………………...43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 45
Влияние организационной культуры на деятельность организации проявляется в достижении главной цели организационной культуры – обеспечении самоорганизации социально-экономической системы посредством персонала, повышении трудового потенциала организации, который является составляющей общего экономического потенциала фирмы.
Достижение главной цели организационной культуры – повышения трудового потенциала приводит к росту компетенции персонала. В конечном итоге, рост компетенции означает рост прибыли, доходности организации. Это связано с тем, что более компетентные работники могут работать на более совершенном оборудовании, по более совершенной методике; они способны генерировать идеи, творчески подходить к работе. Все это положительно скажется на качестве продукции, позволит организации разрабатывать собственные уникальные технологии, продукцию, тем самым повышая прибыльность.
Влияние организационной культуры на экономическую эффективность деятельности организации отражается в экономических результатах деятельности организации, особенно в росте рыночной стоимости фирмы.
2.2. Влияние организационной культуры на деятельность организации
Культура фирмы призвана быть рычагом повышения эффективности ее деятельности, одним из ресурсов достижения финансового успеха.
Каким же образом влияет организационная культура на эффективность организации? Существуют следующие направления воздействия организационной культуры на деятельность организации:
1) внутренние (направленные на взаимосвязи внутри организации):
б) повышение производительности труда (в том числе труда менеджеров). Положительная организационная культура формирует позитивный морально-психологический климат организации , снижает конфликтность и повышает сплоченность и интеграцию трудового коллектива, усиливает положительную экспансивность и мотивацию труда. В результате увеличивается и положительный эффект работы персонала фирмы, повышается производительность труда;
в) ускорение процесса принятия управленческих решений и повышение их качества. Хорошо сформированная культура облегчает процесс управления фирмой и упрощает как разработку управленческого решения, так и его реализацию;
г) формирование навыков командной работы и повышение творческой инициативы работников. Современные рыночные реалии требуют принятия упреждающих решений творческого характера, умения эффективно работать в команде. Но ответ на эти вызовы времени невозможен, если в организации не сформирована, соответствующая культура, если ее нормы и обычаи не стимулируют активного участия работников в деятельности фирмы.
2)
внешние (направленные на
а) облегчение процесса заключения сделок и сокращение трансакционных издержек. Организационная культура направлена не только на формирование системы взаимоотношений внутри фирмы, но и на взаимодействие с внешней средой. Заказчики (потребители), поставщики и партнеры по бизнесу могут восприниматься как конкуренты (или даже враги), а могут определяться как коллеги, друзья в зависимости от того, какая культура сформирована в данной организации. Положительная культура позволяет облегчить процесс ведения переговоров и заключения сделок, а в итоге привести к финансовому выигрышу в виде уменьшения трансакционных издержек;
б)
упрощения привлечения
в) усиление влияния рекламы (ее эффективности). Организационная культура, с одной стороны, непосредственно связана с маркетинговой стратегией фирмы, ее рекламной политикой, уровнем рекламного прессинга на потребителя, а, с другой стороны, как отмечалось выше, организационная культура формирует имидж фирмы на рынке. Поэтому позитивная организационная культура позволяет значительно повысить эффективность рекламы марки и товаров.
г)
увеличение гудвилла. Обобщающим финансовым
показателем положительного результата
воздействия организационной
Одним из наиболее перспективных и наименее изученных аспектов влияния организационной культуры на эффективность деятельности фирмы является взаимосвязь организационной культуры и организационной структуры предприятия. До настоящего времени исследования, посвященные направлениям совершенствования организационной структуры фирмы и изучению организационной культуры, существовали как бы параллельно. Несмотря на то, что к организации применялся системный подход, одна из важнейших ее характеристик чаще всего оставалась за рамкой исследования. На односторонность и ошибочность такого подхода указывал Д. Сильверман, отмечавший, что «основная ошибка большинства исследований — представление организаций как совокупность систем, которые могут быть описаны и поняты без обращения к рассмотрению работающих в них людей» [2]. По его мнению, существующие теории организации рассматривают ее с точки зрения менеджеров, игнорируя влияние рядовых работников и самой психологической атмосферы фирмы. Но у Д.Сильвермана критика существующих теорий организация привела к полному отрицанию системного подхода как методология исследования, в то время как ошибочность скорее заключалась в упрощенном и огрубленном понимании самого системного подхода.
Так, под организационной структурой фирмы, согласно системному подходу, следует понимать совокупность составляющих систему элементов и устойчивых связей между ними. Поэтому, очевидно, недопустимо смешивать понятия «организационная структура» и « структура управления», хотя такое смещение встречается в литературе достаточно часто. Более верным представлением о соотношении этих понятий является то, что количество структур в таком непростом организме, как фирма, достаточно велико, и эти структуры взаимодействуют между собой [22]. При таком подходе структура управления является только одним из блоков организационной структуры, без сомнения, блоком важным и во многом определяющим, но не единственным.
Важными составляющими
Можно выявить следующие направления воздействия организационной культуры на эффективную деятельность организации:
1) Организационная культура увязывает внешнюю и внутреннюю среду организации. Как известно, организация является открытой системой и активно взаимодействует с внешней средой. Описание и моделирование этого взаимодействия являются одной из важнейших составляющих создания проекта организации. Между тем характер взаимодействия с внешней средой в целом и характеристики отдельных видов этого взаимодействия во многом определяются особенностями организационной культуры фирмы. Общепризнанным является то, что взаимодействие организация с внешней средой имеет характер обмена ресурсов: финансовых, материальных, трудовых и информационных. Обмен информационными ресурсами (информационные потоки) опережает, сопровождает и фактически определяет характер и структуру потоков других ресурсов. Современная эпоха оценивается многими учеными именно как эпоха информации, в которой информационные ресурсы являются определяющими для достижения успеха на рынке. Поэтому формирование системы информационных потоков становится важнейшей составляющей общего проекта организаций. В то же время сами информационные потоки и по своей форме и содержательно определяются характеристиками организационной культуры фирмы. Стиль ведения переговоров, характер и форма заключаемых контрактов, степень формализации информации и выбор каналов ее передачи, объем требуемой информации — все это и многое другое определяется доминирующим типом культуры организации.
2) Организационная культура обеспечивает внутренне единство организации, она увязывает в единое целое организационную структуру фирмы. Фирма является сложной и многосторонней системой, а общая организационная структура отнюдь не тождественна структуре управления, она представляет собой сложную структуру, состоящую из нескольких блоков. В то же время фирма является целостным организмом, многочисленные блоки, составляющие ее, спаяны в единое целое. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих «сплавление» фирмы, является ее организационная культура. Организационная культура является тем, что объединяет различные по функциям, целям и характеру деятельности элементы организации. Организационная культура влияет на осуществление управленческих и производственных процессов, характеристику системы учета и системы планирования.
3) Одним из важнейших критериев эффективности организационной структуры является ее высокая адаптивность. В том случае, если адаптивность организационной структуры невелика, часто требуется ее корректировка. Структура современных больших организаций стала необычайно запутанной из-за многочисленных изменений. Скорость изменений в настоящее время настолько увеличивается, что исследователи заняты поиском не столько устойчивой, постоянной структуры, сколько временной, которая отражает определенный этап развития организации.
Необходимость частой реорганизация структуры, вследствие усиливающей мобильности и изменчивости рынка, является существенной проблемой современной организации.
Поэтому повышение адаптивности организационной структуры предприятия - одна из насущных задач современного менеджмента. Каким же образом воздействует организационная культура на адаптивность организационной структуры управления? Высокое влияние, например, бюрократической культуры может привести к снижению адаптивности организационной структуры, т.к. стремление ввести полную упорядочность действий оборачивается низкой способностью организационной структуры предприятия соответствовать постоянно изменяющейся внешней среде. Напротив, высокое влияние адхократических ценностей, обеспечивающих гибкость существующего механизма распределения функций, формирование системы, основанной не столько на иерархии, сколько на решении определенного круга задач, позволяет значительно повысить адаптивность организационной структуры.
Рассматривая влияние
-
это должна быть сильная и
хорошо сформированная
-
это должна быть культура, ориентированная
на успех, — достижения лучших
результатов, в том числе
-
культура должна быть
-
культура должна быть
-
культура должна
-
культура должна
Влияние организационной культуры на деятельность организации проявляется в достижении главной цели организационной культуры – обеспечении самоорганизации социально-экономической системы посредством персонала, повышении трудового потенциала организации, который является составляющей общего экономического потенциала фирмы.
Достижение главной цели организационной культуры – повышения трудового потенциала приводит к росту компетенции персонала. В конечном итоге, рост компетенции означает рост прибыли, доходности организации. Это связано с тем, что более компетентные работники могут работать на более совершенном оборудовании, по более совершенной методике; они способны генерировать идеи, творчески подходить к работе. Все это положительно скажется на качестве продукции, позволит организации разрабатывать собственные уникальные технологии, продукцию, тем самым повышая прибыльность.
Необходимо учитывать также и обратное, негативное влияние на эффективность функционирования организации отрицательной организационной культуры. Как показывают проведенные исследования, существуют следующие характеристики, позволяющие определить, что культура организации относится к негативному типу.
Информация о работе Исследование организационной культуры в эффективное деятельности организации