Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 06:24, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов процесса развития персонала, проведение анализа системы обучения, переобучения и повышения квалификации персонала, применяемых на ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод» и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности данной системы.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. Определить сущностные характеристики понятия системы производственного обучения и повышения квалификации;
2. Охарактеризовать значение и задачи повышения квалификации персонала;
3. Рассмотреть теоретические аспекты управления профессиональным обучением;
ВВЕДЕНИЕ
3
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы системы производственного обучения и повышения квалификации
5
1.1. Понятие производственного обучения и повышения квалификации.
5
1.2. Значение и задачи повышения квалификации персонала.
7
1.3. Управление профессиональным обучением.
9
РАЗДЕЛ 2. Исследование системы подготовки и повышения квалификации кадров на ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод»
21
2.1. Общая характеристика предприятия.
21
2.2. Анализ системы подготовки и повышения квалификации кадров на ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод».
24
2.3. Профессиональное обучение в «Школе менеджеров».
34
РАЗДЕЛ 3. Предложения по совершенствованию системы обучения персонала на предприятии
40
3.1. Пути совершенствования системы обучения персонала на ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод».
40
3.2. Использование зарубежного опыта обучения сотрудников.
42
3.3. Возможности внедрения мультимедийной обучающей системы SIKE.
47
ВЫВОДЫ
53
ПРИЛОЖЕНИЕ А Образец трудового соглашения по обучению работников
56
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Донецкий национальный университет
Экономический факультет
Курсовая работа
по дисциплине
«Управление персоналом»
на тему
«Изучение системы подготовки и повышения квалификации кадров на ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод»»
Студентка ________________ ___________ Колисниченко Галина Владимировна
дата представления на кафедру подпись
Специальность - Управление персоналом и экономика труда
Форма обучения дневная
Курс IV
Группа 0505 «А»
Научный руководитель ассистент ______________ ________ Соколов Д.Е.
Донецк – 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы системы производственного обучения и повышения квалификации | 5 |
1.1. Понятие производственного обучения и повышения квалификации. | 5 |
1.2. Значение и задачи повышения квалификации персонала. | 7 |
1.3. Управление профессиональным обучением. | 9 |
РАЗДЕЛ 2. Исследование системы подготовки и повышения квалификации кадров на ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод» | 21 |
2.1. Общая характеристика предприятия. | 21 |
2.2. Анализ системы подготовки и повышения квалификации кадров на ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод». | 24 |
2.3. Профессиональное обучение в «Школе менеджеров». | 34 |
РАЗДЕЛ 3. Предложения по совершенствованию системы обучения персонала на предприятии | 40 |
3.1. Пути совершенствования системы обучения персонала на ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод». | 40 |
3.2. Использование зарубежного опыта обучения сотрудников. | 42 |
3.3. Возможности внедрения мультимедийной обучающей системы SIKE. | 47 |
ВЫВОДЫ | 53 |
ПРИЛОЖЕНИЕ А Образец трудового соглашения по обучению работников | 55 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 57 |
56
ВВЕДЕНИЕ
Совершенствование и развитие материально-вещественных факторов производства и, прежде всего разработка, внедрение и освоение новых технологий требует систематического повышения как общего культурно-технического и профессионального уровня работников, так и повышения квалификации в пределах конкретных трудовых функций. В таком повышении заинтересованы и предприятия, и сами работники, поскольку требования к качеству рабочей силы постоянно повышается.
Актуальность темы исследования определяется тем, что обучение и развитие персонала является одним из важнейших составляющих эффективного функционирования организации. Повышение квалификации персонала положительно влияет на мотивацию работников, оказывает непосредственное влияние на финансовые показатели организации, а также обеспечивает более благоприятный климат в коллективе и преемственность в управлении.
Объектом курсовой работы является ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод».
Предметом исследования является система обучения, переобучения и повышения квалификации на предпрятии.
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов процесса развития персонала, проведение анализа системы обучения, переобучения и повышения квалификации персонала, применяемых на ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод» и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности данной системы.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. Определить сущностные характеристики понятия системы производственного обучения и повышения квалификации;
2. Охарактеризовать значение и задачи повышения квалификации персонала;
3. Рассмотреть теоретические аспекты управления профессиональным обучением;
4. Проанализировать систему производственного обучения на ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод»;
5. Разработать и обосновать мероприятия, предложения по совершенствованию системы льгот и пособий на рассматриваемом предприятии;
6. Рассмотреть возможности использования зарубежного опыта на исследуемом предприятии.
Методологической базой исследования являются труды зарубежных ученых – экономистов, специализирующихся на этой теме: Кибанова А.Л., Жданкина В.М., Генкина Б.М., Шекиена В.С., Шкатула В.И. и др. При написании данной курсовой работы использовались различные источники: труды отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати, интернет-источники.
РАЗДЕЛ 1
Теоретические основы системы производственного обучения и повышения квалификации
1.1. Понятие производственного обучения и повышения квалификации
Обучение и повышение квалификации – две стороны одного процесса. Обучение связано с развитием общего интеллекта у человека, а повышение квалификации – с приобретением знаний, относящихся непосредственно к выполняемой работе. Повышение квалификации представляет целевое обучение, конечная цель которого – обеспечение предприятия достаточным количеством работников, чьи профессиональные качества в полной мере соответствуют производственно-коммерческим целям организации. Программы обучения должны быть составлены с учетом конкретных особенностей структуры персонала и актуальных задач развития каждой организации. [5, с. 328]
Целью организации профессионального обучения кадров на производстве должно стать создание системы непрерывного образования персонала. Непрерывное образование - процесс и принцип формирования личности, предусматривающий создание таких систем образования, которые открыты для людей любого возраста и сопровождают человека в течение всей его жизни, способствуют постоянному его развитию, вовлекают его в непрерывный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами поведения. Непрерывное образование предусматривает не только повышение квалификации, но и переподготовку для изменяющихся условий, и стимулирование постоянного самообразования. [5, с. 330]
Организации требуется высокопроизводительная работа. Эффективность труда должна постоянно повышаться. Такое состояние в организации достигается тремя путями: подбором персонала, сменой персонала, повышением квалификации персонала.
Обучение персонала - основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей. [7, с. 482]
Различают три вида обучения рабочих на производстве: подготовка, переподготовка и повышение квалификации. Рассмотрим подробнее эти виды обучения:
Подготовка новых рабочих на производстве - это первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии. Направление на учебу осуществляется на основе профессионального отбора с учетом склонности и психофизиологических свойств личности, направляемой на обучение.
Подготовка новых рабочих на производстве проводится в курсовой и индивидуальной формах обучения. Подготовка новых рабочих заканчивается сдачей ими квалификационных экзаменов.
Переподготовка рабочих организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми рабочими, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства. Формы переподготовки рабочих аналогичны применяемым при подготовке новых рабочих.
Повышение квалификации рабочих - это обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям. Обучение рабочих по повышению квалификации может осуществляться:
- на производственно-экономических курсах;
- на курсах целевого назначения. [2, с. 218]
Таким образом, можно отметить, что повышение квалификации и обучение персонала позволяет решать задачи как в интересах организации - повышается эффективность труда, включая качество и безопасность труда, так и в интересах человека - повышаются качество жизни, возможности для реализации своих способностей. Работник становится конкурентоспособным на рынке труда.
1.2. Значение и задачи повышения квалификации персонала
Повышение квалификации – это обучение сотрудника с целью углубления и усовершенствования уже имеющихся у него профессиональных знаний, необходимых для определенного вида деятельности. [13, с. 211]
Побудительными причинами повышения квалификаци могут быть:
стремление сохранить работу, занимаемую должность,
желание получить повышение или занять новую должность,
заинтересованность в повышении заработной платы,
интерес к новым знаниям, к овладению новыми навыками,
желание расширить деловые контакты. [1, с. 118]
Повышение квалификации после завершения профессионального обучения и определенного времени работы по профессии направлено на достижение двух целей:
- обеспечение приспособления профессиональной квалификации к новым тенденциям в техническом и профессиональном развитии путем проведения учебных мероприятий, сопровождающих трудовой процесс, преимущественно на самих предприятиях;
- подготовку профессиональной карьеры с переходом на более высокую ступень квалификации в качестве специалистов и руководящего персонала среднего звена (например, мастеров, техников, специалистов различного профиля и т.д.), путем посещения курсов на предприятии, при учебном центре, обслуживающем множество предприятий, или в профессиональной школе. [16, с. 36]
Свидетельством о необходимости повышении квалификации рабочих является отставание разряда работников от разряда работ, предполагаемое снижение среднего разряда рабочих. Именно поэтому систематическому анализу должны подвергаться существующая и требуемая квалификационные структуры персонала. Прежде всего, необходимо провести анализ причин сложившегося положения – изменения в технологии и в технике выполнения работ, которые ставят перед работником задачу их освоения. Другим не менее важным индикатором является рост брака в трудовом процессе работника. Система повышения квалификации может включать курсы целевого назначения по изучению нового оборудования, новых технологий в области автомобилестроения, школы мастеров и бригадиров, производственно-технические курсы, технологии, курсы обучения совмещаемым и вторым профессиям. [1, с. 135]
Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения квалифицированных кадров, сущность которых рассмотрим ниже.
Концепция специализированного обучения ориентирована на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеет отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но, с точки зрения работника, способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.
Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту.
Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных им в практической деятельности. Эта концепция относится в первую очередь к персоналу, имеющему склонность к научным исследованиям и обладающему талантом руководи- теля, педагога, политика, актера и т.п. [6, с. 66]
Таким образом, обучение и развитие персонала является одним из важнейших составляющих эффективного функционирования организации. Повышение квалификации персонала положительно влияет на мотивацию работников, оказывает непосредственное влияние на финансовые показатели организации, а также обеспечивает более благоприятный климат в коллективе и преемственность в управлении.
1.3. Управление профессиональным обучением
В современных организациях профессиональное обучение представляет собой комплексный непрерывный процесс, включающий в себя несколько этапов.