Изучение системы подготовки и повышения квалификации кадров на ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 06:24, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов процесса развития персонала, проведение анализа системы обучения, переобучения и повышения квалификации персонала, применяемых на ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод» и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности данной системы.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. Определить сущностные характеристики понятия системы производственного обучения и повышения квалификации;
2. Охарактеризовать значение и задачи повышения квалификации персонала;
3. Рассмотреть теоретические аспекты управления профессиональным обучением;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы системы производственного обучения и повышения квалификации
5
1.1. Понятие производственного обучения и повышения квалификации.
5
1.2. Значение и задачи повышения квалификации персонала.
7
1.3. Управление профессиональным обучением.
9
РАЗДЕЛ 2. Исследование системы подготовки и повышения квалификации кадров на ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод»
21
2.1. Общая характеристика предприятия.
21
2.2. Анализ системы подготовки и повышения квалификации кадров на ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод».
24
2.3. Профессиональное обучение в «Школе менеджеров».
34
РАЗДЕЛ 3. Предложения по совершенствованию системы обучения персонала на предприятии
40
3.1. Пути совершенствования системы обучения персонала на ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод».
40
3.2. Использование зарубежного опыта обучения сотрудников.
42
3.3. Возможности внедрения мультимедийной обучающей системы SIKE.
47
ВЫВОДЫ
53
ПРИЛОЖЕНИЕ А Образец трудового соглашения по обучению работников

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ Колисниченко Галина, 0505 А.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

Согласно нормативам, учебный план, разрабатываемый на основе типовых программ, включает в себя как теоретическое, так и практическое обучение, охватывающее не только изучение основ профессии, но и прикладные знания.

Наряду с курсами базовой подготовки разработана система курсов повышения квалификации рабочих и их профессионального продвижения. При этом предусматривается строгая согласованность программ обучения и повышения квалификации. Нормативы обучения пересматриваются Минтрудом каждые три года с тем, чтобы программа обучения не отставала от темпов научно-технического прогресса.

В Японии непосредственно в компаниях обучается 80% работников, вне компании 18%, за границей – 2%. [19, с. 211]

Таким образом, в странах с развитой рыночной экономикой уделяется серьезное внимание профессиональному обучению персонала.

В крупных зарубежных фирмах отделы подготовки кадров, как правило, обеспечивают менее половины объема формального обучения, в основном оно осуществляется непосредственно на рабочем месте. Это – кружки качества, целью которых является повышение квалификации, обучение передовым методам производства. Их работа начинается с систематического обучения всех его членов качественной работе, причем сюда входит весьма широкий круг вопросов – организация и технология производства, его экономика, различные аспекты управления (методы статистического контроля качества и регулирование технологических процессов, функционально-стоимостного анализа, обсуждение проблем и принятие решений, сбор и анализ производственной информации), анализируются производственные процессы и хозяйственные ситуации. Руководители «кружков» – инженеры, управляющие, дают профессиональные советы, консультируют, при необходимости ведут занятия по конкретным темам. Обучающиеся обеспечиваются необходимой информацией, обмениваются опытом. [19, с. 302]

Также положительным моментом этого метода является, то, что он имеет массовый характер повышения квалификации рабочих кадров, и обучение рабочих происходит без отрыва от производства. [19, с. 303]

Таким образом, при выработке оптимальных моделей управления трудом на ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод» необходимо, прежде всего, определить критерии применимости соответствующего зарубежного опыта.

1.                 Совместить тех или иных базовых характеристик зарубежной практики управления трудом с ценностями, традициями и культурой народов Украины.

2.                 Возможность критического использования соответствующего зарубежного опыта в качестве «наглядного пособия» по «воспитанию» у трудящихся таких качеств, как обязательность, ответственность, инициативность, здоровое честолюбие и некоторых других.

3.                 Принципиальное соответствие всех преобразований в сфере управления трудом выявленной общемировой тенденции демократизации хозяйственной власти на предприятии.


3.3. Возможности внедрения на предприятии мультимедийной обучающей системы SIKE.

 

Активное применение мультимедийных обучающих систем (компьютерных тренажёров) в учебном процессе обусловлено тем, что они обеспечивают более глубокую индивидуализацию обучения, создают условия для самостоятельной проработки учебного материала и эффективной реализации современных методических и дидактических подходов.

Мультимедийная обучающая система - компьютерная программа, компьютерный тренажёр, симулятор, предназначенный для обучения и проверки знаний в диалоговом режиме, в которых широко применяются современные средства компьютерного дизайна и мультимедийные технологии. В такой системе материал для изучения представлен в виде разделов, снабженных рисунками, видеофрагментами, фотографиями, схемами, чертежами.

Компьютерные тренажёры позволяют оптимизировать деятельность промышленных предприятий за счет подготовки специалистов высокого уровня.

SIKE. Multimedia training systems осуществляет разработку мультимедийных обучающих систем, задачей которых является подготовка операторов постов управления технологическим процессом.

В рамках данного комплекса на сегодняшний день решается ряд задач обучения:

      проверка уровня знаний, умений и навыков учащихся до и после обучения;

      решение задач подготовки и предъявления учебного материала: подготовка сценариев обучения, видеоматериалов, контрольных вопросов.

Разработанные обучающие системы  строятся по определенным принципам: весь изучаемый материал разбит на хорошо структурированные разделы, в построении учебного материала огромное значение имеет создание моделей реальных объектов, которые позволяют, как бы проникнуть внутрь объекта, понять основы и суть происходящих процессов, вскрыть внутренние закономерности.

SIKE. Multimedia training systems состоит из следующих разделов:

1. Конструкция узлов и агрегатов технологического оборудования. Раздел включает:

- 3-х мерную графическую модель агрегата, с описанием строения основных узлов и их технических характеристик (рис. 3.1),

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.1. Интерфейс системы SIKE. Трехмерная модель агрегата

- документацию по строению агрегата.

Назначение раздела: получение и закрепление знаний по строению оборудования.

2. Устройство и эксплуатация пульта управления. Раздел включает:

- Виртуальную модель пульта управления агрегатом (рис. 3.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.2. Интерфейс системы SIKE. Виртуальная модель пульта управления агрегатом

- Математическую модель работы оборудования, максимально приближенную к реальности (при разработке учитываются логика работы механизмов, автоматические блокировки, технические характеристики оборудования).

- Видеоматериалы, отражающие действия пользователя (видео отражается в режиме реального времени и позволяет пользователю наглядно продемонстрировать поведение агрегата в зависимости от действий оператора).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.3. Интерфейс системы SIKE. Имитация действий работника

 

Назначение раздела: получение и закрепление навыков работы с пультом управления агрегатом.

3. Работа в технологическом процессе. Раздел включает:

- Математическую модель технологического процесса, учитывающую качество и количество сырья и материалов, состояние оборудования, задание на производство, особенности технологического процесса конкретного агрегата и другие факторы.

- Модели аварийных ситуаций, которые могут произойти в случае неправильных действий оператора (рис. 3.4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.4. Интерфейс системы SIKE. Моделирование аварийных ситуаций

Назначение раздела: изучение и отработка действий, которые необходимо выполнять в течение технологического процесса для получения продукции, соответствующей заданию.

4. Работа на постах управления в технологическом процессе по ликвидации аварийных ситуаций. Раздел включает модели аварийных ситуаций, с реализацией последствий в случае неправильных действий оператора. Назначение раздела: получение и закрепление знаний о последовательности действий, в случае возникновения аварийных ситуаций.

5. Технологический процесс + аварии. Назначение раздела: отработка действий оператора для получения продукции заданного качества в условиях, максимально приближенных к реальности, с возможностью наступления аварийных ситуаций, в том числе не зависящих от оператора.

Симуляторы имеют следующие режимы работы:

      Демонстрация. Возможность ознакомиться с разделами обучающего комплекса, изучение учебно-теоретического материала, принципов работы с автоматизированной системой управления технологическим процессом с описанием назначения элементов системы, мобилизующее все механизмы психической деятельности обучаемого, повышающее мотивацию и интерес к процессу обучения и его результатам.

      Тестирование и результаты. Проверка знаний по учебному материалу всех разделов компьютерного тренажёра.  Возможность просмотра результатов тестирования по каждому из разделов.

      Помощь. Изложены правила работы в каждом режиме мультимедийной обучающей системы.

В разработке компьютерных тренажёров задействованы специалисты различных направлений: системные аналитики, проектировщики, программисты, металлурги, ученые.

Разработка симуляторов ведется на предприятиях металлургической промышленности. Мультимедийный обучающий комплекс охватывает металлургическое производство: от первичной обработки стали, до получения конечных продуктов. На сегодняшний день в промышленной эксплуатации, а также в разработке находятся следующие программы:

      МОС «ДСП (дуговая электросталеплавильная печь)». Программа является имитатором поста управления Дуговой электросталеплавильной печью 180-тонной. Обучающая система предоставляет возможность: ознакомиться с конструкцией ДСП, устройством пульта управления, как его видит сталевар ДСП, технологическим процессом выплавки стали в ДСП, проработать план ликвидации аварийных ситуаций при проведении технологического процесса. Проверить свои знания и навыки можно запустив режим тестирования, а затем оценить правильность своих ответов в режиме просмотра результатов. Обучающий процесс сопровождается возможностью просмотра инструкций и видеоматериалов. Развернутая система справки позволит легко ориентироваться в обучающей системе. Гибкая система настройки обучающего процесса позволит создавать собственные сценарии обучения, изменять параметры проведения технологического процесса.

      Машинист дистрибутора.

      Сталевар АПК (агрегат «печь-ковш»).

      Сталевар АДС (агрегат доводки стали).

Проекты в разработке:

      Сталевар ДСП (дуговая электросталеплавильная печь).

      Оператор главного поста управления сортового стана.

      Оператор поста обвязки сортового стана.

      Вальцовщик сортового стана.

      Оператор главного поста слябовой МНЛЗ (машина непрерывного литья заготовок).

      Оператор агрегата газовой резки слябовой МНЛЗ.

      Оператор главного поста сортовой МНЛЗ.

      Оператор агрегата газовой резки сортовой МНЛЗ. [17]

Данная система успешно применяется уже в течение нескольких лет на российском предприятии ОАО Магнитогорский Металлургический Комбинат. Затраты на ее внедрение были высокими, но очень быстро окупились. Исследования показали, что при использовании мультимедийной обучающей системы SIKE срок обучения сокращается с двух месяцев до полутора недель.

На ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод» планировалось введение данной системы, но финансовый кризис в Украине внес в эти планы свои коррективы, вследствие чего внедрения не произошло. Однако целесообразно будет предположить, что система SIKE должна использоваться на ДМЗ, так как это повышает качество обучения работников и экономит время. Персонал – главный актив предприятия. Поэтому среди инвестиций сегодня на первое место можно смело поставить инвестиции в персонал. В.А. Жданкин предложил в своей работе следующую формулу:

Конкурентоспособность предприятия = Конкурентоспособность персонала + Конкурентоспособность менеджмента + Конкурентоспособность продукции [6, с.68]

Из нее следует, что вложения в развитие персонала обернутся повышением конкурентоспособности предприятия, что в условиях финансового кризиса является неотъемлемой целью деятельности предприятия.

ВЫВОДЫ

 

В данной работе рассмотрены ряд вопросов, связанных с системой обучения и повышения квалификации на ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод» и даны конкретные практические рекомендации по совершенствованию этого процесса.

В первом разделе были рассмотрены теоретические вопросы, в частности, даны определения понятиям подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников. Выявлены значение, цели и задачи повышения квалификации, а также три концепции, которые применяются в зарубежной практике. Описан процесс профессионального обучения, включающий такие стадии, как определение потребностей в обучении, анализ имеющихся ресурсов организации (временных, материальных, интеллектуальных), формирование плана обучения, определение цели профессионального обучения, а также критериев оценки его эффективности.

Информация о работе Изучение системы подготовки и повышения квалификации кадров на ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод»