Изучение системы подготовки и повышения квалификации кадров на ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 06:24, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов процесса развития персонала, проведение анализа системы обучения, переобучения и повышения квалификации персонала, применяемых на ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод» и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности данной системы.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. Определить сущностные характеристики понятия системы производственного обучения и повышения квалификации;
2. Охарактеризовать значение и задачи повышения квалификации персонала;
3. Рассмотреть теоретические аспекты управления профессиональным обучением;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы системы производственного обучения и повышения квалификации
5
1.1. Понятие производственного обучения и повышения квалификации.
5
1.2. Значение и задачи повышения квалификации персонала.
7
1.3. Управление профессиональным обучением.
9
РАЗДЕЛ 2. Исследование системы подготовки и повышения квалификации кадров на ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод»
21
2.1. Общая характеристика предприятия.
21
2.2. Анализ системы подготовки и повышения квалификации кадров на ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод».
24
2.3. Профессиональное обучение в «Школе менеджеров».
34
РАЗДЕЛ 3. Предложения по совершенствованию системы обучения персонала на предприятии
40
3.1. Пути совершенствования системы обучения персонала на ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод».
40
3.2. Использование зарубежного опыта обучения сотрудников.
42
3.3. Возможности внедрения мультимедийной обучающей системы SIKE.
47
ВЫВОДЫ
53
ПРИЛОЖЕНИЕ А Образец трудового соглашения по обучению работников

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ Колисниченко Галина, 0505 А.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

 

Как видно из таблицы, в период с 2000 года по 2009 год бюро технического обучение отдела кадров повысило квалификацию 9500 руководителей, специалистов и служащих. При этом производственно-экономические семинары посетило 680 работников. На курсах повышения квалификации по технологии, организации производства, охране труда побывало 3877 человек. Проходило стажировку 357 молодых специалистов. За 5 (с 2000 по 2004 гг) лет было произведено обучение 386 человек кадрового резерва. Вне предприятия за эти годы обучилось 599 человек. Работники предприятия составляют планы на обучение руководителей и специалистов, согласно данному планированию предполагается обучать по 600 руководителей в год. Данные предложения вносятся в Приказ №3. Этот нормативный документ регламентирует программу обучения работников предприятия. В него вноситься количество работников, которые подлежат обучению по структурным подразделениям и наименованиям курсов, список состава преподавателей теоретического обучения и инструкторов производственного обучения, программы обучения.

Профессиональное обучение кадров на предприятии направлено на повышение качества профессионального состава работников. Предприятие располагает учебно-материальной базой, которая включает 28 кабинетов, оснащённых современной мебелью, наглядными пособиями, методическими материалами, техническими средствами обучения (компьютерный класс, мультимедийный проектор, действующие модели оборудования, кабинет подготовки машинистов кранов и стропальщиков, кабинет персонала обслуживающего сосуды работающие под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, кабинет подготовки электросварщиков и газорезчиков, кабинет электротехники, кабинет подготовки машинистов тепловозов и помощников машинистов тепловозов). Для производственного обучения в цехах используются производственные участки.

Обучение осуществляют преподаватели теоретического обучения из числа подготовленных специалистов и инструкторы производственного обучения из числа квалифицированных рабочих.

Основной кадровой проблемой является неудовлетворительная подготовка рабочих кадров по основным металлургическим специальностям через государственную систему профтехобразования и в ВУЗах I-II уровней аккредитации, а также отсутствие в системе профтехобразования целевой подготовки по отдельным профессиям.

Наиболее остро стоит вопрос по таким профессиям и специальностям как доменщики, сталеплавильщики, прокатчики, теплотехники, станочники, водители автомобилей, машинисты автокранов, крановщики, экскаваторщики, бульдозеристы, кровельщики, специалисты АСУ ТП.

Для решения этой проблемы отдел кадров тесно сотрудничает с профтехучилищами и ВУЗами области, проводятся беседы с преподавателями и учащимися. Кроме того, предприятие производит целевое обучение по контрактам на необходимые профессии. Так в настоящее время в различных учебных заведениях обучаются 143 человека, в том числе по металлургическому профилю – 41 чел., по энергетике – 20 чел., по экономике – 54 чел., компьютерным системам – 15 чел. и др.

Предприятие тесно сотрудничает с Донецким национальным техническим университетом, а в частности с физико-металлургическим факультетом. Этот ВУЗ является базовым практически для всех производственных специальностей. Выпускников специальностей литейное производство, сварочные работы предприятие приглашает из Донбасской машиностроительной академии, креогенщиков приглашают на работу из Одесской академии холода. Выпускники Донецкого национального университета успешно принимаются на работу в штат управления предприятия.

Кроме того, ведется на предприятии большая профориентационная работа с выпускниками школ Ленинского района города. Проводятся встречи руководства предприятия с выпускниками, для них организуется экскурсии по цехам завода, а затем предлагается поступать в ВУЗ на основные металлургические специальности.

Практически со всеми учебными заведениями предприятие заключило договора на прохождения производственной практики студентами. Данные о практике студентов представлены в табл. 2.3.

Таблица 2.3

Практика студентов

 

2000

2001

2002

2003

2004

2007

2008

2009

Студенты учебных заведений III = IV степени аккредетации

320

320

392

459

505

343

315

306

Студенты учебных заведений I – II степени аккредетации

303

400

411

328

392

288

310

295

ВСЕГО:

623

720

803

787

897

631

625

601

 

Данные таблицы 2.9. показывают, что за пять лет на предприятии прошли практику около 4000 студентов, из 1996 человек (52,1 %) студенты учебных заведений III = IV степени акредетации.

Практике студентов учебных заведений на предприятии уделяется большое внимание. Стремление службы по управлению персоналом максимально обеспечивать все структурные подразделения высококвалифицированной рабочей силой, с этой целью бюро технического обучения отдела кадров проводит работу практически со всеми учебными заведениями. Базовыми являются Донецкий национальный технический университет, Донецкий национальный университет, Донбасская машиностроительная академия, Донецкий электрометаллургический техникум, Донецкий техникум промавтоматики, ПТУ № 18.

В целом, если проследить динамику количества обучаемых на предприятии, можно сделать вывод, что оно в период кризиса (2007-2009 гг.) значительно сократились, что, несомненно, связано с сокращением общей численности работников на предприятии.

Таким образом, на ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод» в рамках программ бюро технического обучения отдела кадров в соответствии с потребностями предприятия осуществляется работа с персоналом предприятия по таким направлениям, как подготовка и переподготовка персонала, повышение квалификации работников, работа с учебными заведениями.

 

 

 


2.3. Профессиональное обучение в «Школе менеджеров»

 

Основой системы управления персоналом на предприятии является Комплексная программа «Управление человеческими ресурсами», разработанная в рамках сотрудничества с Донецким национальным университетом. Комплексная программа охватывает все аспекты работы с персоналом и включает программы «Кадровая политика», «Мотивация и стимулирование персонала», «Развитие персонала», «Оценка и аттестация персонала».

Программа «Развитие персонала» предусматривает работу в следующих направлениях:

      профессиональное обучение;

      повышение квалификации;

      планирование карьеры специалистов и руководителей;

      формирование резерва (формирование состава резерва и организация работы с кадровым резервом).

Формирование кадрового резерва обеспечивает стабильность в работе отдельных звеньев и всего предприятия в целом, преемственность приемов и методов управленческого труда, имеет сильный мотивационный эффект.

На предприятии функционирует следующая система подготовки и повышения квалификации кадрового резерва:

      обучение резерва на замещение должности начальника участка, начальника смены, старшего мастера, мастера;

      Школа менеджеров – подготовка резерва на должности заместителя начальника, начальника структурного подразделения.

Преимуществами такой формы подготовки резерва, как школа менеджеров, являются:

      собственная материально-техническая база;

      высокое качество преподавания учебных модулей (преподаватели – ведущие специалисты Донецкого национального университета);

      вариативность учебной программы, возможность совмещения дисциплин экономической и гуманитарной направленности (психологии и этики, конфликтологии и мотивации) с компьютерными курсами;

      предупреждение «утечки мозгов» с предприятия: по окончании обучения в Школе менеджеров выдается сертификат внутреннего образца;

      сравнительно невысокие финансовые затраты.

Школа менеджеров создана в 2004 году. Занятия в Школе менеджеров проводят преподаватели Донецкого национального университета, а также специалисты предприятия – руководители и заместители руководителей, главные специалисты структурных подразделений.

Обучение в Школе  менеджеров  организовано в свободное от работы время. Слушатели  разделяются на несколько  групп численностью 25-27 чел. Учебная программа, разработанная преподавателями Донецкого национального университета, имеет прикладную направленность и предполагает изучение современных учебных дисциплин экономической направленности в виде модулей общей продолжительностью каждого модуля 3 месяца.

Каждая группа занимается по комплексному занятию один раз в неделю. Комплексное занятие состоит из  одного лекционного занятия экономической направленности продолжительностью 2 учебных часа, и одного компьютерного занятия в компьютерном классе по дисциплине «Методы и модели принятия управленческих решений». За время обучения слушатели изучили 7 теоретических модулей и 6 практических модулей:

1.   

Стратегический менеджмент в системе рыночной экономики

2.   

Принятие решений в условиях неопределенности и риска

3.   

Мотивационный менеджмент в системе рыночной экономики

4.   

Внешнеэкономическая деятельность предприятия и перспективы участия Украины в мировых интеграционных процессах

5.   

Управление человеческими ресурсами в системе рыночной экономики

6.   

Конфликтология

7.   

Психология и этика менеджмента и бизнеса

8.   

Основы рыночной экономики

9.   

Современные методы и модели принятия управленческих решений (компьютерный модуль):

1.   Устройство персонального компьютера. Операционная система Windows 98.

2.   Текстовый редактор Microsoft Word.

3.   Редактор электронных таблиц Microsoft Excel.

4.   Управление проектами в Microsoft Project.

5.   Мастер диаграмм Microsoft Visio.

6.   Моделирование в Power Sim.

По окончании каждого учебного модуля проводилось анкетирование слушателей с целью выявления их мнения об организационно-методических аспектах работы Школы менеджеров, о качестве преподавания учебного модуля. Замечания, а также пожелания слушателей обязательно учитываются  руководством Школы с целью совершенствования ее работы.

Для оценки полученных слушателями Школы менеджеров знаний применяется рейтинговая система, которая является основой для поощрения слушателей, занимающих лидирующие позиции в рейтинге. Сущность рейтинговой системы заключается в ранжировании слушателей по показателю успеваемости, который определяется на основании результатов компьютеризированного контроля знаний. Рейтинг составляется 1 раз в полгода и служит основой материального поощрения наиболее успешных слушателей. Для слушателей, имеющих низкий рейтинг, организуются дополнительные учебные модули по специальным программам.

Современное материально-техническое оснащение (компьютерный класс на 10 рабочих мест, графопроектор, мультимедийный проектор, ноутбук) и постоянно пополняемая библиотека специальной литературы способствуют достижению высоких результатов обучения, о чем свидетельствуют результаты итоговых контролей проводимых по окончании каждого учебного модуля.

По окончании учебного модуля осуществляется анкетирование слушателей с целью выявления их мнения об организационно-методических аспектах работы Школы менеджеров, о качестве преподавания учебного модуля. Замечания, а также пожелания слушателей обязательно учитываются  руководством Школы с целью совершенствования ее работы.

С целью закрепленияя на практике  приобретенных в Школе менеджеров знаний слушатели разрабатывают мини-проекты, целью подготовки которых являлось закрепление на практике  приобретенных в Школе менеджеров знаний путем проведения исследования по актуальным для развития предприятия вопросам и разработка направлений совершенствования управленческих решений, принимаемых по исследуемым в мини-проектах проблемах.

Итоговые защиты проектов слушателей Школы менеджеров состоялись по укрупненным темам:

Тема 1. Позиционирование предприятия в конкурентной среде и определение направлений его стратегического развития.

Тема 2. Разработка кадровой стратегии предприятия.

Таким образом, в июне 2006 года обучение в первом потоке Школы менеджеров успешно завершил 61 работник предприятия. Все они получили свидетельства с указанием изученных учебных модулей, защищенного итогового проекта, итоговой оценкой. Следует отметить, что 14 слушателей ещё до окончания обучения были переведены на вышестоящую должность.

Информация о работе Изучение системы подготовки и повышения квалификации кадров на ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод»