Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:59, курсовая работа
Проводимая в нашей стране экономическая реформа имеет своей целью поднять экономику до уровня современного цивилизованного общества. Опыт развитых стран показывает, что при активном содействии государства экономические реформы позволяют своевременно обновить производственный, научно-технический, образовательный потенциал, повысить инициативу и заинтересованность работников в росте производительности труда, достичь высокого уровня экономики и культуры.
В настоящее время с переходом экономики к рыночным отношениям повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значение кадровой политики на предприятиях. Значительно увеличивается роль кадров на современном рынке труда.
Цель данной курсовой работы: исследовать кадры и кадровую политику ГПУ ООО «Газпром добыча Оренбург», их состояние и пути улучшения их использования.
Исходя из поставленной цели работы, основными задачами являются:
Введение
1 Теоретические основы формирования кадровой политики предприятия
1.1 Содержание и задачи формирования кадровой политики предприятия
1.2 Сравнительная характеристика методик формирования кадровой политики предприятия
1.3 Информационное обеспечение формирования кадровой политики предприятия
2 Анализ формирования кадровой политики Газопромыслового управления
2.1 Организационно-экономическая характеристика Газопромыслового управления
2.2 Оценка действующей плановой системы Газопромыслового управления
2.3 Анализ действующей кадровой политики Газопромыслового управления
3 Практические рекомендации по совершенствованию кадровой политики Газопромыслового управления
3.1 Формирование информационной базы формирования кадровой политики
3.2 Мероприятия по повышению эффективности кадровой политики
3.3 Направления совершенствования кадровой политики на предприятии
Список используемых источников
Заключение
Список используемых источников
Интеграция кадровой политики на предприятиях остается одной из наиболее важных сфер жизни предприятий, способной многократно повысить ее эффективность, а само понятие «интеграция кадровой политики» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.
Успешное
использование творческого
1.3 Информационное
обеспечение формирования
Информационное обеспечение формирования кадровой политики предприятия представляет собой совокупность реализованных решений по объему, размещению и формам организации информации, циркулирующей в системе управления при ее функционировании.
Разрабатывают
кадровую политику высшее
Эффективность
функционирования системы управления
кадровой политики в значительной степени
зависит от информационной базы. Последняя
представляет собой совокупность данных
о состоянии управляемой
Информация способствует реализации всех функций управления: плановой, организационной, контрольной, регулирующей, распределительной.
Информация, используемая в кадровой политике, по своему характеру подразделяется на нормативную, справочную, методическую, учетную, основанную на материалах первичного учета, а также отчетную, представленную уже в обобщенном виде, и др.
Основной источник первичной информации - это документы отделов кадров (личные листки по учету кадров, личные карточки работников, личные дела), приказы и распоряжения, издаваемые руководством предприятия и структурных подразделений в отношении личного состава работников, первичная учетная и отчетная документация о выполненных работах и произведенной оплате, документация непромышленных структурных подразделений, обслуживающих предприятие, и т.д.
Другой источник информации - сами работники со своим мнением по тем или иным вопросам, материалы социологических исследований (анкетирование, интервью и др.), результаты психофизиологических исследований (тестирование работников) и т.п. В данном случае важно обеспечить защиту социологической информации, носящей конфиденциальный характер. Прежде всего это касается мнений работников при изучении межличностных отношений в коллективе.
Многие процессы, определяющие кадровую ситуацию, весьма динамичны: меняется численный состав персонала в связи с текучестью, его структура по всей совокупности признаков: по полу, возрасту, стажу работы и т.д., постоянно идет процесс внутризаводского движения кадров между структурными подразделениями, меняются профессии, уровень квалификации. Информация в данном случае выступает как средство контроля за соответствием фактической структуры рабочей силы требуемой, за своевременностью укомплектования вакантных рабочих мест. Поэтому основными требованиями, предъявляемыми к кадровой информации, являются оперативность и надежность.
Социальная направленность работы с кадрами ставит задачу сбора достаточно разнообразной информации социального характера, касающейся отдельных работников. Так, при подборе кандидатов для назначения на должность необходимо, чтобы в банке данных имелись сведения не только производственного, но и социально-демографического, дисциплинарного и даже медицинского характера.
Ориентация кадровой работы на развитие собственной рабочей силы не может быть успешной без знания издержек на рабочую силу, вложений в человеческий капитал (затраты на оплату труда, обучение, медицинское обслуживание, социальные услуги и т.п.). Характер такой информации существенно отличается от чисто кадровой, поскольку относится к системе бухгалтерского учета.
Необходима
количественная характеристика степени
рационального использования
Обобщая сказанное, можно сформулировать следующие критерии оценки качества информации. Она должна быть:
- объективной (полной, непротиворечивой, достоверной);
- актуальной
(удовлетворяющей объективные
- своевременной;
- целенаправленной;
- лаконичной (сжатой, но без потерь необходимой полноты);
- коммуникативной (понятной и приемлемой для руководителей и специалистов).
Необходимость сбора, хранения, переработки, анализа большого объема разнообразной кадровой информации, предоставления ее пользователям (субъектам управления - кадровой службе и руководителям) в удобной форме ставит задачу создания на предприятии соответствующей информационной системы.
Составными
элементами такой системы являются
оборудование и материалы для
сбора, хранения, обработки, поиска и
выдачи необходимых данных по кадрам
предприятия, надлежаще организованный
учет, приспособленный для
Основу информационной системы должен составлять единый массив, отражающий информацию о каждом работнике, его окружении и внешних по отношению к нему условиях работы, что в свою очередь требует определенной организации информации и методов оперирования с массивом данных.
Поскольку процессы, протекающие в коллективе работников и в его окружении, весьма динамичны, важно оперативно отражать все эти изменения в информационном массиве данных. Данное требование может быть выполнено в том случае, если информационная система тесным образом соприкасается с документооборотом на предприятии: приказы и распоряжения, касающиеся работников, используются для немедленной корректировки данных, содержащихся в массиве по каждому работнику.
Большое
значение имеет увязка кадровой информации
с информацией о структуре
рабочих мест, с требованиями, предъявляемыми
к работнику этими рабочими местами,
с возможным уровнем оплаты труда,
с состоянием условий труда и
т.д. Такой подход обеспечивает прежде
всего решение информационно-
Отслеживая
изменения в состоянии объекта
по тем или иным параметрам, произошедшие
в результате реализации мероприятий,
руководители в порядке обратной
связи могут разработать
Информационная система должна помочь в выявлении наиболее значимых факторов и установлении причинно-следственных зависимостей между факторами и результатами. Такого рода информация необходима для разработки целевых установок, положенных в основу развития кадров предприятия.
2. Анализ формирования кадровой политики Газопромыслового управления
2.1 Организационно-экономическая
характеристика
Газопромысловое управление (ГПУ) общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Оренбург» Открытого акционерного общества «Газпром» (ОАО «Газпром»), являясь его обособленным структурным подразделением без образования юридического лица, создано 1 августа 1970 года приказом Министерства газовой промышленности от 10.07.1970г № 137.
Управление расположено в Оренбургской области Оренбургском районе с. Дедуровка (почтовый индекс 460503).
В своей деятельности газопромысловое управление руководствуется: действующим законодательством РФ, Уставом ООО «Газпром добыча Оренбург», приказами, решениями, нормативными и методическими материалами ОАО «Газпром», ООО «Газпром добыча Оренбург», правилами и нормами охраны труда и промышленной безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, политикой в области качества, положением о ГПУ и иными нормативными документами.
Основными задачами ГПУ являются:
-добыча
и подготовка газа, конденсата, нефти
в соответствии с плановыми
заданиями и проектами
- компримирование газа и перекачка конденсата и нефти для обеспечения транспортировки газа, конденсата и нефти до газоперерабатывающего завода;
- обеспечение надежной и безопасной эксплуатации производственных объектов.
Производственная деятельность ГПУ осуществляется в разрезе следующих технологических процессов:
- добыча газа, конденсата и нефти;
- компримирование газа и перекачка конденсата и нефти;
- другие
производственные
Продукция и оказываемые ГПУ услуги распределяются на следующие группы:
- сырой
газ, поставляемый для
- конденсат газовый нестабильный, реализуемый ОАО «Газпром»;
- нефть сырая нестабильная, реализуемая ОАО «Газпром»;
- услуги по подготовке углеводородного сырья сторонним организациям;
- продукция
и услуги вспомогательных
Структура Газопромыслового управления в 2009 году разработана в соответствии с нормативным сборником «Типовые организационные структуры управления производством и нормативы служащих газопромысловых управлений. ЦНИС Газпром. Москва 2000 г.». Согласно нормативному сборнику Газопромысловое управление относится к III категории сложности управления.
Типовой организационной структурой не предусмотрены функции материально-технического снабжения, научно-исследовательские работы, проектно-сметное обеспечение. Нормативы численности по этим функциям определены в соответствии с отраслевыми и местными нормативными материалами.
Штатная численность работников Газопромыслового управления 31 декабря 2009 года - 1914 человек. Нормативная численность – 2011 человек. Укомплектованность составляет 95 %.
Структура
административно-
Организационная
структура подразделения
Газопромысловое управление имеет I уровень сложности управления для оплаты труда.
Фактическая
среднесписочная численность
Штатная численность рабочих – 1 416 человек, руководителей и специалистов – 498 человек.
Таблица 3 – Экономические показатели
производственно-хозяйственной
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
Отклонение (+, –) |
Темп роста, % | ||
2008 от 2007 |
2009от 2008 |
2008 к 2007 |
2009 к 2008 | ||||
1. Выручка от добычи и оказания услуг, тыс. руб. |
11373959 |
13261526 |
12636292 |
1887567 |
-625234 |
116,6 |
95,3 |
2. Чистая прибыль, тыс. руб. |
749936 |
940579 |
686718 |
190643 |
-253861 |
125,4 |
73,0 |
3.Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
10264765 |
11831133 |
11590709 |
1566368 |
-240424 |
115,3 |
98,0 |
4.Среднесписочная численность |
1863 |
1881 |
1908 |
18 |
27 |
101,0 |
101,4 |
5. Фонд оплаты труда ППП, тыс. руб. |
576 185 |
734 588 |
780 868 |
158403 |
46280 |
127,5 |
106,3 |
6. Основные средства, тыс. руб. |
2639607 |
2726505 |
2717567 |
86898 |
-8938 |
103,3 |
99,7 |
8. Материальные затраты, тыс. руб. |
1094542 |
1216136 |
1500409 |
121594 |
284273 |
111,1 |
123,4 |
9. Производительность труда, тыс. |
6105, 2 |
7050,3 |
6622,8 |
945,1 |
-427,5 |
115,5 |
93,9 |
10. Затраты на 1 рубль товарной продукции, руб. |
0,9 |
0,89 |
0,92 |
-0,01 |
0,03 |
98,9 |
103,4 |
11.Фондоотдача, руб. |
4,3 |
4,9 |
4,6 |
0,6 |
-0,3 |
- |
- |
12.Материалоотдача, руб. |
10,4 |
10,9 |
8,4 |
0,5 |
-2,5 |
- |
- |
14.Рентабельность продукции, % |
7,3 |
7,9 |
5,9 |
0,6 |
-2 |
- |
- |