Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:28, курсовая работа
Управление - искусство, подобно медицине или инженерному делу, которое должно полагаться на лежащую в его основе науку - концепции, теории, принципы и методы. Герольд Кунц, Президент Международной Академии управления Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Очевидно, что, прежде чем приступить к изучению социально-психологических аспектов управления и искусству воздействия на личность и коллектив, необходимо рассмотреть фундаментальные основы управления - его принципы. Дом начинают строить не с крыши, а с его фундамента.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1
1.1.Менеджер - профессиональный руководитель…………………………….6
1.2.Качества руководителя, стили руководства………………………………..9
1.3.Подготовка и принятие решений…………………………………………..13
1.4.Рациональное использование времени…………………………………….16
1.5.Два стиля организационного поведения: приростный и предпринимательский…………………………………………………………..19
1.6.Делегирование полномочий………………………………………………...22
Глава 2
2.1.Секреты преуспевающего руководителя…………………………………..25
2.2.Правила этики служебных отношений…………………………………….29
2.3.НОТ для менеджера…………………………………………………………32
2.4.Предпосылки успешной деятельности предприятия……………………...34
2.5.Стресс и руководитель………………………………………………………39
2.6.Философия предпринимательства и менеджер……………………………43
Глава 3
3.1.Главное-работа с людьми…………………………………………………...47
3.2.Психологические закономерности управленческой деятельности………50
3.3.За столом руководителя - женщина………………………………………...53
3.4.Карьера и семейная жизнь…………………………………………………..56
3.5.Эволюция стратегии руководства организацией в современных условиях…………………………………………………………………………..59
Заключение……………………………………………………………………….62
Список использованной литературы……
Самое большое счастье для коллектива предприятия, если им руководит лидер.
Четыре модели лидера:
Стили руководства.
Человеческий фактор на предприятии становится все больше интеллектуальным дополнением к технологии и современной организации различной деятельности.
Менеджер должен знать, когда, где, как и в какой мере ему может помочь тот или иной метод менеджмента. При этом эффективность его работы во многом определяется стилем руководства.
Общая схема использования различных методов менеджмента в зависимости от стиля руководства:
Параметры взаимодействия менеджера с коллективом | Стили руководства | ||
Авторитарный
(автократический) |
Демократический | Либеральный | |
1.Приемы принятия решений | Единолично решает вопросы | Перед принятием советуется с подчиненными | Ждет указаний
от руководства или решения |
2.Способ
доведения решения до |
Приказывает, командует, распоряжается | Предлагает, просит | Прости, упрашивает |
3.Отношение к инициативе | Подавляет полностью | Поощряет, используя в интересах дела | Отдает инициативу подчиненным |
4.Распределение ответственности | Берет на себя или перекладывает на подчиненных | Распределяет ответственность в соответствии с полномочиями | Снимает с себя всякую ответственность |
5.Отношение к подбору кадров | Старается избавиться от квалифицированных работников | Подбирает деловых, грамотных работников | Подбором кадров не занимается |
6.Стиль общения | Держит дистанцию | Дружески настроен, любит общение | Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе |
7.Отношение к недостаткам собственных знаний | Все знает - все умеет | Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику | Пополняет свои знания, поощряет это стремление у подчиненных |
8.Характер отношений с подчиненными | Диктуется настроением | Ровная манера поведения, постоянный самоконтроль | Мягок, покладист |
9.Отношение к дисциплине | Приверженец формальной жесткой дисциплины | Осуществляет дифференцированный подход к людям, сторонник разумной дисциплины | Формальная дисциплина |
10.Отношение к воздействию на подчиненных | Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам | Использует различные виды стимулов постоянно | Использует различные виды стимулов постоянно |
Независимо
от используемого стиля
Менеджер
– воспитатель своих
-умение менеджера держать себя
-умение менеджера разговаривать
-умение
менеджера одеваться
Подготовка и принятие решений.
Существует пять характеристик, с помощью которых можно строго определить, где должно быть принято решение, а следовательно, и организационную структуру, (кто должен его принимать, какова должна быть стратегия, процедура и практика его осуществления), а также установить, где оно реально будет принято. К счастью, здесь «должно быть» и «будет» совпадают. Пять главных характеристик: будущность, обратимость, эффект, качество или «ценность» и периодичность.
Будущность. Это понятие касается временного горизонта принимаемых обязательств. Организация должна быть устроена так, чтобы она могла справляться с текущими делами, имеющими отношение к непосредственному настоящему, немедленно выполняя то, что не терпит отлагательств. Но когда новые обязательства имеют протяженность в будущее, надо остановиться и подумать. Мы часто говорим о неизбежности смерти или уплаты налогов, но еще более неизбежны новые перемены, так как им подвержена даже классическая неизбежность. Неизбежность перемен преследует менеджмент чаще, чем что-либо другое, и пугает его гораздо больше, чем «духи, вампиры и привидения, что воют по ночам», от которых старая шотландская литания просит Господа Бога избавить нас. Поэтому, чем дальше в будущее уводит принимаемое решение, тем выше уровень, на котором оно должно приниматься. И конечно, наоборот, чем ближе будущее, тем ниже уровень.
Обратимость. Вторая определяющая для принятия решений характеристика — его обратимость — связана с тем, насколько быстро и легко принятое решение можно отменить. Скорость здесь — главный фактор. Можно попытать счастья на нижнем уровне, если есть возможность в случае необходимости протрубить отбой и быстро изменить курс действия. Но когда торможение и задний ход невозможно дать сразу, надо принимать решение на высших уровнях. Если можно обеспечить обратимость, разумно сделать это. Подумайте, что будет, если по каким-то соображениям ваше решение окажется неверным. Можно ли исправить ситуацию и как это сделать? Когда вы знаете, что делать, заявите об этом публично. Это очень выгодно засвидетельствует вашу дальновидность и в то же время даст вам прекрасную возможность выхода. Не презирайте возможность с почетом выйти из трудного положения и получить передышку, чтобы осмыслить ситуацию. Многие менеджеры, совершив ошибку, чувствуют себя загнанными в угол, остаются в этом нетерпимом положении, вместо того чтобы честно признать промах, или не знают, как из него выбраться, не представляя себе другой позиции. Принимая решение, подумайте над фактором обратимости и даже включите в свои планы возможность отступления.
Эффект. Эффект воздействия определяет степень, в которой решение затронет другие сферы деятельности организации. Чем больше влияния окажет решение, тем выше уровень его принятия. Хотя решение может быть принято на низшем уровне, как можно ближе к «театру действия», его нельзя принять на уровне более низком, чем тот, где обеспечивается полный учет всех затрагиваемых этим решением видов и целей деятельности.
Качество
или «ценности». Крайне трудно найти
подходящее название для характеристики,
которую называют качеством или «ценностями».
Конечно, обе эти этикетки неадекватны
и не могут описать такие факторы, как
трудовые отношения, этические ценности,
политические и юридические соображения,
основные принципы поведения, общественные,
социальные и
человеческие отношения, в которые вовлечена
компания и которые она
должна учитывать в процессе принятия
решений. Все это вместе определяет имидж
фирмы и, конечно, должно разрабатываться
и утверждаться наверху. Так что все дела,
связанные с комплексом качественных
факторов, имеют высший порядок и требуют
решений на высшем уровне.
Периодичность. Последняя фиксирующая уровень решения характеристика — их периодичность, т. е. частота или редкость. Редкое, уникальное решение включает в себя столько необычных элементов или имеет так мало прямых прецедентов, что к нему надо относиться как к единичному явлению, продумывать от начала до конца и, наконец, принимать на самом верху. Повторяющиеся решения должны приниматься быстро, если только не возникает пробок и заторов. Поэтому они оказываются главным фактором разработки организационной структуры. Анализ постоянно принимаемых решений покажет, какой вид постоянных или фиксированных структур необходим в организации, расскажет очень многое об ответственности и власти, что необходимо знать менеджменту на всех уровнях. Если для передачи решений требуется время, высокая периодичность запрещает принимать их на самом верху. Для этого нужно выбрать низшие уровни, способные при необходимости учесть соображения высшего руководства по интересующим его вопросам.
Прежде
чем принять решение, нужно свести
воедино факты (или информацию), опыт
(или экспериментальные данные), знания
(или советы), проанализировать и оценить
их в данном контексте.
Вспомним прецеденты. Этого недостаточно,
но полезно, особенно по отношению к протяженности
в будущее и содержательности (обе эти
характеристики чрезвычайно ценны), так
что, анализируя ситуацию или проблему,
менеджер должен внимательно отметить
отличия этой ситуации или проблемы от
других, чтобы выяснить, насколько можно
полагаться на их сходство. Опытный человек,
принимающий решения, понимает разницу
между проблемой и задачей. Когда надо
найти ответ, перед вами проблема. Когда
ответ найден, остается задача. Можно не
иметь никакого представления о том, как
ее решить, но вы твердо знаете, с чего
начать и что делать.
Рациональное использование времени.
Тайм-менеджмент как система управления временем включает в себя ряд элементов, которые, будучи использованными в совокупности дают значительное сокращение времени, необходимого для осуществления различных производственных процессов. К этим элементам относятся, анализ использования рабочего времени, постановка целей, которые хочет достигнуть руководитель в ходе использования тайм-менеджмента, планирование рабочего времени, выработка различных методов борьбы в причинами нерационального использования временного ресурса. Однако несмотря на такую довольно стройную систему тайм-менеджмента не следует воспринимать его как аксиому, потому, что каждый человек является единственным, кто может решить для него проблему рационального использования времени наилучшим образом и поэтому наиболее эффективным является личный тайм-менеджмент, который в каждом отдельном случае индивидуален. Однако в общем случае можно применять указанные выше элементы тайм-менеджмента.
Анализ – это такой процесс, который позволяет выявить нерациональное использование рабочего времени, его причины, а также вычленить из всех причин основные, которые оказывают наиболее неблагоприятное воздействие на использование времени. Постановка целей – необходимый этап в тайм-менеджменте, в ходе которого необходимо ответить на вопрос, зачем тайм-менеджмент вообще нужен для конкретного человека или на конкретном предприятии. Постановка целей помогает в дальнейшем ориентироваться в том, какие методы управления временем следует применять, а какие применять не следует.
Планирование – это такой процесс, в ходе которого осуществляется составление перечня задач, которые необходимо выполнить за определенный промежуток времени. Планирование рабочего времени имеет некоторые свои специфические особенности. Выработка методов борьбы с причинами потерь времени предполагает, что в ходе предварительного анализа эти причины были выявлены и необходимо ликвидировать их. Для типичных причин существуют различные типичные способы борьбы с ними, однако следует помнить, что каждый конкретный случай индивидуален и необходимы индивидуальные подходы к каждой причине в каждом случае.
Тайм-менеджмент представляет из себя целостную структуру и применять его следует не исключая никаких его элементов. Применение тайм-менеджмента предполагает, что человек будет творчески подходить к его использованию.
Рассмотрим методики классического тайм-менеджмента. Первым шагом любого руководителя, который серьезно занялся данной проблемой, должен стать анализ использования временного ресурса. Анализ использования времени поможет выявить временные потери, показать сильные и слабые стороны практикуемого рабочего стиля. Такой анализ просто необходим, если не известно, на что вообще расходуется время, не известно, сколько времени требует выполнение тех или иных дел, не известно, какие факторы стимулируют или ограничивают работоспособность. Чтобы анализировать проблему, нужен достоверный учет времени. Самый эффективный способ учета времени – это ведение записей. При использовании с этой целью компьютера можно использовать такие программы как Visual TimeAnalyzer. С ее помощью можно сэкономить время и получить графическое изображение своей работы. Также расходуемое время можно учитывать в таблицах, в которых должны быть указаны следущие параметры:
- вид
деятельности – для
- время
начала и окончания
- длительность сответствующего вида деятельности – для определения
необходимого для данного вида деятельности времени.
Наиболее благоприятным является ведение учета времени в процессе работы, так как при учете времени «потом» можно забыть некоторые важные детали.
В процессе анализа выявляются сильные и слабые стороны использования временного ресурса. Для этого необходимо ответить на некоторые вопросы, такие как:
- была ли работа необходима? (если более 10 % рабочего времени было
потрачено не на необходимую работу, это говорит о проблемах с
определением приоритетов);
- были ли оправданы затраты времени? (если более 10% рабочего времени составляли дела, затраты времени на которые не оправданы, нужно проанализировать причины, по которым расход времени был слишком велик и постараться учитывать их в будущей работе);
- было ли целесообразно выполнение работы? (если более 10% рабочего
времени пошло на задачи, выполнение которых было нецелесообразно, значит нужно уделить внимание планированию, организации)