Конфликты в управлении, основные пути, методы и средства их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 21:44, курсовая работа

Описание

Целью этой работы является раскрытие понятия конфликта, причин его возникновения и методов его разрешения.

Объектом конфликта выступает конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся конфликтующие стороны. Субъектом конфликта – работники организации со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях.

Содержание

Вступление 3
1 Природа возникновения конфликта
1.1 Определение конфликта и роль конфликтогенов в возникнове-
нии конфликта

5
1.2 Причины конфликта 7
1.3 Виды конфликтов 12
1.4 Модель процесса конфликта и его последствий 25
2 Управление конфликтными ситуациями 28
2.1 Предупреждение конфликта 28
2.2 Способы разрешения конфликтной ситуации 29
2.3 Структурные методы разрешения конфликта 31
2.4 Стили разрешения конфликта 34
2.5 Разрешение конфликта с помощью формул конфликта 37
Заключение 40
Список литературы 41

Работа состоит из  1 файл

курсовая ФЕНИН.doc

— 324.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По дисциплине : Менеджемент организаций. 
 
 

ТЕМА :Конфликты в управлении, основные пути, методы и средства их разрешения. 
 
 
 
 
 
 

                                             Специальность __________________________ 

                                             Выполнил студент  ___ курса

                                                                                      группа _____

                                                                             Фенин Дмитрий Владимирович 
 
 

                                               Научный руководитель

                                               курсовой       работы________________________ 
 
 
 
 
 

     г. Коломна 2008г 

     Содержание. 

  Вступление 3
1 Природа возникновения  конфликта  
  1.1 Определение конфликта  и роль конфликтогенов  в возникнове-

нии конфликта

 
5
  1.2 Причины конфликта 7
  1.3 Виды конфликтов 12
  1.4 Модель процесса конфликта и его последствий 25
2 Управление  конфликтными ситуациями 28
  2.1 Предупреждение  конфликта 28
  2.2 Способы разрешения конфликтной ситуации 29
  2.3 Структурные методы разрешения конфликта 31
  2.4 Стили разрешения конфликта 34
  2.5 Разрешение  конфликта с помощью формул конфликта 37
  Заключение 40
  Список литературы 41
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вступление 

     Управление  коллективом – процесс творческий, т.к. его результатом является создание качественно новых материальных и духовных ценностей, создание новых реальностей, удовлетворяющих многообразные общественные потребности.

     Менеджеру приходится чаще работать именно с  людьми, а не с машинами. Если в  недалеком прошлом руководитель имел избыток рабочей силы и мог  позволить себе немедленно уволить ленивых и бестолковых, то сейчас люди, и особенно опытные специалисты, стали самым дефицитным видом ресурсов.

     Американские  авторы считают, что искусство управления людьми стало одним из критических  моментов в оценке конкурентоспособности  предприятия и эффективности работы руководства.

     Каждый  специалист в области управления прекрасно понимает, что в руководимом  им коллективе не каждый элемент этой сложной открытой системы совершенно надежен, ему необходимо постоянно  контролировать показания барометра общественного настроения и принимать при необходимости неотложные меры.

     Поэтому одна из функций менеджера, как, человека, работающего с людьми, - предотвращение возникновения конфликта, сглаживание его последствий, разрешение споров, умение подвести людей вместо вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию. Но часто управленцы, которые не могут сосредоточится в конфликтной ситуации, встать на объективную позицию, сами инстинктивно пытаются или предотвратить конфликт, или отложить, что не дает полного решения проблем в трудовом коллективе.

     Это происходит из-за незнания природы  конфликта, причин его возникновения  и методов разрешения.

     Целью этой работы является раскрытие понятия  конфликта, причин его возникновения  и методов его разрешения.

     Объектом конфликта выступает конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся конфликтующие стороны. Субъектом конфликта – работники организации со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях.

     Актуальность  темы состоит в том, что в жизнедеятельность любой организации связана с неизбежностью возникновения внутри нее различного рода конфликтов, умение управлять конфликтами дает возможность использовать его в качестве воздействия на развитие организации через изменение при необходимости ее культуры, структуры и создание тем самым условий для наиболее эффективной работы коллектива по достижению организационных целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Природа возникновения конфликта.

   1.1Определение конфликта и роль конфликтогенов в возникновении

          конфликта. 

     Любая организация в своей жизнедеятельности  связана с неизбежностью возникновения  внутри нее различного рода конфликтов. Конфликт – естественное условие  существования любого сообщества людей, источник и движущая сила развития этого общества. Такое восприятие конфликта дает возможность использовать его в качестве инструмента воздействия на развитие организации через изменение при необходимости ее культуры, структуры и создание тем самым условий для наиболее эффективной работы коллектива по достижению организационных целей.

     Конфликт  – столкновение противоположных  целей, интересов, позиций, мнений или  взглядов оппонентов, или субъектов  взаимодействия.

     Менеджеру необходимо отчетливо представлять как основные элементы конфликтов, так и многообразие способов их проявления, развертывания и регулирования. Надо знать источники и непосредственные причины происхождения конфликтных ситуаций, интересы и мотивы противостоящих сторон, движущие силы противоборства, функции конфликтов, их роль в жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы (коллектива) и общества в целом.

     Конфликты могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и  негативные. Раскроем подробнее эти два понятия.

Позитивные  функции:

     -разрядка  напряженности между конфликтующими сторонами;

     -получение  новой информации об оппоненте;

     -сплочение  коллектива организации при противоборстве  с внешним  

       врагом;

     -стимулирование  к изменению и развитию;

     -снятие  синдрома покорности у подчиненных;

     -диагностика  возможностей оппонента

Негативные  функции:

     -большие  эмоциональные, материальные затраты  на участке в 

       конфликте;

     -увольнение  сотрудников, снижение, ухудшение  социально-

       психологического климата в коллективе;

     -представление  о побежденных группах, как  о врагах;

     -чрезмерное  увлечение процессом конфликтного  взаимодействия в 

       ущерб работе;

     -после  завершения конфликта – уменьшение  степени сотрудничества 

       между частью сотрудников;

     -сложное  восстановление деловых отношений.

     Наблюдения  показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

     Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены — слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, т.е. приводящие к конфликту непосредственно.

     Коварную  суть конфликтогенов можно объяснить  тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Эта особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и поэтому не так строго следим за своими словами и действиями (т.е., не особенно задумываясь, «запускаем на орбиту» своих взаимоотношений с окружающими нас людьми различные конфликтогены).

     Однако  сам по себе «одиночный» конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть «цепочка конфликтоге-нов», их так называемая эскалация.

     Какова  же эта схема процесса «обмена  любезностями»? Все происходит довольно просто. Получив в свой адрес конфликтоген, «пострадавший» хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив «обидой на обиду». При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с «запасом». Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтоб впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.

     Безусловно, требованиям высокой морали отвечает умение сдерживаться, а еще лучше простить обиду. Однако... число желающих «подставить другую щеку» не множится.

         Выделяют  три основных типа конфликтогенов:

  • стремление к превосходству;
  • проявление агрессивности;
  • проявление эгоизма.

     Как избежать конфликтогенов в процессе общения и взаимодействия с другими людьми?

  1. Необходимо твердо понимать, что всякое наше неосторожное

высказывание в силу эскалации конфликтогенов может привести к кон 
фликту.

  1. Необходимо проявлять симпатию к собеседнику (представьте, как 
    отзовутся в его душе ваши слова, действия).
 

1.2  Причины конфликтов. 

     Полезно иметь представление о некоторых  общих причинах конфликтов, которые являются результатом:

  • недостаточного общения или непонимания;
  • различия в планах, интересах и оценках;
  • противостояния в групповых конфликтных ситуациях;
  • неверных предположений в отношении чьих-либо действий;

     отсутствия  сочувствия нуждам и желаниям других людей. 
Вообще причин возникновения конфликтов очень много. И, конечно, было бы неплохо их устранять организационными формами. Даже само представление о них помогает их увидеть и управлять ими.

1.Информационные (ИНФОРМ):

       И — Искажения (слухи).

       Н — Невольная дезинформация.

       Ф — Факты (неполные, неточные, посторонние, умышленное

                     сокрытие).

       О — Обнародование (нежелательное).

       Р — Репрезентативность (ненадежность экспертов, свидетелей,  

                     отсутствие кредита доверия к информации).

       М — Многозначность смыслов.

2.Структурные (СТРУКТУРА):

       С — Статус (столкновение на почве статусных различий или

Информация о работе Конфликты в управлении, основные пути, методы и средства их разрешения