Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 21:44, курсовая работа
Целью этой работы является раскрытие понятия конфликта, причин его возникновения и методов его разрешения.
Объектом конфликта выступает конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся конфликтующие стороны. Субъектом конфликта – работники организации со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях.
Вступление 3
1 Природа возникновения конфликта
1.1 Определение конфликта и роль конфликтогенов в возникнове-
нии конфликта
5
1.2 Причины конфликта 7
1.3 Виды конфликтов 12
1.4 Модель процесса конфликта и его последствий 25
2 Управление конфликтными ситуациями 28
2.1 Предупреждение конфликта 28
2.2 Способы разрешения конфликтной ситуации 29
2.3 Структурные методы разрешения конфликта 31
2.4 Стили разрешения конфликта 34
2.5 Разрешение конфликта с помощью формул конфликта 37
Заключение 40
Список литературы 41
Противоборствующие стороны — группы (малые, средние и микрогруппы). В основе такого типа конфликтов лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов. Происхождение объясняется враждебностью к «чужим» и привязанностью к «своим».
Межгрупповой конфликт имеет некоторую специфику.
Образ конфликтной ситуации (и без того всегда субъективный) носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к следующим явлениям:
Причины трудового конфликта:
Условия межэтнических конфликтов:
Особенностьвнутриполитиче
Первым в классификации по уровням идет горизонтальный конфликт: «равный против равного». Типичные горизонтальные конфликты — конфликт между функционально связанными отделами, например, сбытом и производством, между отдельными компаниями в концерне, между партнерами при слиянии, между двумя учредителями. Механизм борьбы на начальном этапе разворачивания конфликта — «выиграть — проиграть». Однако чем сильнее взаимозависимость участников конфликта, тем сильнее тенденция к переговорам и сотрудничеству и к переходу к следующим фазам конфликта.
В системе «равный — равный» наиболее частыми являются следующие проблемы, которые и приводят к конфликтным взаимодействиям.
1. Распределение задач и ответственности. Очень характерны пререкания подразделений, так как стороны склонны избегать ответственности за задания, которые требуют много времени и сил. Характерно стремление переложить ответственность на других.
2. Разные цели и интересы отделов с различными функциями. К примеру, производство требует времени, а сбыт — быстрой поставки.
3. Зависимость от общих служб и ресурсов. Возникает тенденция создавать «дубликаты» — свои собственные службы, к примеру, могут иметь свою бухгалтерию и самостоятельно осуществлять подбор персонала.
4. Различия в престижности работы. Внутри фирмы одни отделы более одобряются, другие — менее. Например, в привилегированном положении могут оказаться брокеры в финансовой компании или сотрудники отдела продаж, которые «для всех» зарабатывают деньги.
Как можно изменить систему «равный — равный», чтобы уменьшить потенциальные конфликты?
1.Изменение отношений:
- Явно и определенно разграничить отделы и провести «демаркационную
линию».
-Усилить роль центральной власти в вопросах разграничения отделов.
-Установить равновесие отделов относительно статуса или знаний путем
перераспределения ответственности или усиления «самого слабого» звена.
-Объединить отделы во главе с одним управляющим.
2.Улучшение координации задач:
деятельность.
3.Структурирование общения и переговоров:
4.Улучшение межличностных отношений:
Например: наиболее ярким примером может служить конфликт между профсоюзом и администрацией. Установлено, что угроза забастовки становится реальностью, когда число недовольных качеством труда или величиной вознаграждения за труд работников организации превышает 50% общего числа работников. Для предотвращения этой ситуации необходимо периодически проводить мониторинг для выяснения причин недовольства и количества недовольных.
Как правило, вертикальный конфликт («высший против низшего») возникает между руководителем и подчиненным. Первый стремится усилить свою власть и контроль, а второй все больше сопротивляется. Стремясь защитить свою автономию, подчиненные используют следующие «способы» воздействия на руководство: утаивают от шефа информацию, оказывают пассивное сопротивление, сплачиваются с коллегами и используют «круговую поруку», создают видимость бурной работы или подчеркивают свою незаменимость.
Как можно изменить систему «высший — низший», чтобы уменьшить потенциальные конфликты?
1.Руководитель должен использовать разные стили лидерства.
2.Замена личной власти обезличенной через введение организационного
порядка, правил и процедур в отношении персонала.
3.Личная власть может быть подменена корпоративной культурой.
Вертикальные конфликты («высший против среднего и низшего»)
«Средний» (мастер, начальник отдела, иногда менеджер по персоналу) в этом конфликте выступает в роли буфера. «Высший» приказывает, а «низший» сопротивляется. Это двусмысленное положение «среднего» между двух огней — основная причина стресса и благодатная почва для конфликтов.
Как можно изменить систему «высший — средний — низший», чтобы уменьшить потенциальные конфликты?
Следует установить более открытую коммуникацию между всеми:
«средний — низший».
Нетрудно заметить, что конфликты по уровням
словно «заставляют» руководителей и
менеджеров по персоналу постоянно совершенствовать
систему управления организацией, заниматься
корпоративной культурой, организационной
структурой и персоналом. А это не что
иное, как развитие организации.
1.4. Модель
процесса конфликта и его
Этапы протекания конфликта:
первая стадия – предконфликтная (скрытая). На этой стадии участники оценивают свои ресурсы и ищут сторонников;
вторая стадия развития (восприятия конфликта). Люди ощущают потенциальные несогласия, раздражение, злость, тревогу. Ощущение тревоги является свидетельством восприятия ситуации, как конфликтной. Угрозы связаны с тем, что другая сторона препятствует достижению целей, блокирует намерения и средства для достижения целей. У сторон возникают сомнения, могут ли они доверять друг другу;
третья стадия открытого конфликта. Характеризуется заявлениями, действиями и реакциями конфликтующих сторон. Эта стадия начинается с четко выраженного вызова (угрозы) и заканчивается критической точкой (пиком, кульминационным моментом) конфликта;
четвертая стадия разрешение конфликта. Выход из конфликтной ситуации возможен при устранении причин конфликта. Для этого необходимы переговоры. Если стороны не могут договориться, то возможно привлечение посредников, использование примирительной комиссии, обращение к трудовому арбитражу. При Министерстве труда создано специальное подразделение – служба по разрешению конфликтов, имеющих свои структуры в регионах.
В целом модель конфликта можно представить следующей схемой
Рис. 1
Модель конфликта
Функциональные последствия конфликта:
-проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут чувствовать свою причастность к решению проблемы, что является мотивирующим фактором;
-стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях чреватых конфликтами;
-конфликт может уменьшить возможности синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые, как они считают, противоречат мнению начальника. Это приводит к улучшению процесса принятия решений;
-через конфликт члены группы могут проработать возможные проблемы в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться.
Дисфункциональные последствия конфликта:
-неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности;
-меньшая степень сотрудничества в будущем;
-сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами;
-представление о другой стороне как о «враге»; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны, как об отрицательных;
-сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами;
-увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения;
-смещение
акцента: придание большего значения «победе»
в конфликте, чем решению реальной проблемы.
2. Управление конфликтными ситуациями.
2.1
Предупреждение конфликтов.
Информация о работе Конфликты в управлении, основные пути, методы и средства их разрешения