Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 21:44, курсовая работа
Целью этой работы является раскрытие понятия конфликта, причин его возникновения и методов его разрешения.
Объектом конфликта выступает конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся конфликтующие стороны. Субъектом конфликта – работники организации со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях.
Вступление 3
1 Природа возникновения конфликта
1.1 Определение конфликта и роль конфликтогенов в возникнове-
нии конфликта
5
1.2 Причины конфликта 7
1.3 Виды конфликтов 12
1.4 Модель процесса конфликта и его последствий 25
2 Управление конфликтными ситуациями 28
2.1 Предупреждение конфликта 28
2.2 Способы разрешения конфликтной ситуации 29
2.3 Структурные методы разрешения конфликта 31
2.4 Стили разрешения конфликта 34
2.5 Разрешение конфликта с помощью формул конфликта 37
Заключение 40
Список литературы 41
притязаний).
Т — Традиции (столкновение традиционных привычек, ценностей,
взглядов).
Р — Ресурсы (столкновения на почве распределения ресурсов).
У —Услуги и товары (столкновения по поводу
качеств или цены по
купки).
К—Контракты (столкновения по поводу контрактов, договоров,
соглашений о покупке, меморандумов о взаимопонимании и
обещаний).
Т — Техника и эффективность ее использования.
У — Уважение к старшим людям и другие социальные нормы.
Р—Религия и ритуалы (столкновения
на почве нарушения или пре
небрежения к религиозным нормам или ритуалам).
А—Авторитет людей (столкновения на почве пренебрежения к
авторитетам).
Например: в организации освободилась должность начальника одного из отделов. На нее претендуют два сотрудника, имеющие высокую квалификацию и солидный стаж работы на этом предприятии, — Круглов и Углов.
Руководитель поручает секретарю вызвать того и другого на совещание, на котором должно быть принято решение. В назначенное время появился только Круглое. У дивленный руководитель стал выяснять, в чем дело.
Оказалось, что секретарь сообщил о вызове только Круглову и попросил того уведомить Углова. Круглов пообещал передать, но сразу Углова не застал, а позже не смог этого сделать, так как ему самому пришлось срочно выехать в другую организацию. Руководитель послал секретаря за Угловым, но того на месте не оказалось, и совещание отложили на следующую неделю. Руководитель строго отчитал секретаря и велел ему лично известить второго претендента о времени встречи.
Узнав от секретаря о случившемся, Углов решил, что его соперник намеренно не сообщил ему о совещании и поделился этими соображениями с коллегами. Мнения сослуживцев разделились. Кто-то согласился с Угловым, другие посчитали, что во всем виноват секретарь. А кто-то сообщил Круглову, что Углов настраивает сотрудников против него.
И началось. Оба претендента за глаза обвиняли друг друга в клевете, вспоминали старые обиды, скрупулезно учитывали новые.
К моменту решающего совещания, которое вновь было отложено, на сей раз из-за занятости руководителя, Круглое с Угловым производили впечатление давних врагов.
3. Ценностные (ЦЭННОСТИ):
Ц - Ценности (столкновение ценностей).
Э - Этика (нарушение этических норм).
Н - Нужды (ущемление чьих-то нужд).
Н -Нормы (нарушение принятых профессиональных или
организационных норм).
О - Опасения (наличие страхов и опасений, отсутствие доверия).
С - Справедливость (ущемление справедливости).
Т - Традиции (нарушение принятых традиционных правил, обычно
не писанных).
И -Идеология (нарушение идеологических
ценностей).
Например: начальник Круглова распределил
очередную работу между
тремя исполнителями, одним из которых оказался он.
К назначенному сроку он выполнил свою часть задания, а его напарники — нет. И тогда начальник велел ему заняться их недоработками. Круглов мог бы молча проигнорировать это поручение, и ничего бы не случилось. Но он пошел на принцип и отказался его выполнять, мотивируя это тем, что при одинаковой зарплате не должно быть разной нагрузки. Этот довод почему-то сильно разозлил начальника. Он заявил, что мы не хотим работать, а зарплату требуем. Круглов возразил, что его замечание не по адресу.
Разговор происходил на глазах у всего коллектива, и все понимали, что начальник несправедлив к Круглову. Просто он попал под «горячую руку». Хотя за предшествовавшие шесть лет ничего подобного не случалось. Круглов всегда относился к нему с уважением (начальник существенно старше его). Но в тот момент Круглову стало обидно, что вместо похвалы он получил нагоняй. Если бы он просто по-человечески попросил поработать дополнительно, чтобы выручить фирму, Круглов бы, конечно, не отказался. Но по словам начальника выходило, что мы все бездельники. И Круглов сознательно пошел на обострение ситуации. После бурной «дискуссии» Круглов вышел из кабинета. Успокоившись, он вернулся, подошел к начальнику и извинился. Тот удивился, но постарался скрыть это. И к удивлению, сам извинился перед Кругловым.
Круглов считал, что дал понять, что готов защищать свою честь и достоинство, и заставил начальника отнестись к нему с уважением. Он не видел для себя лучшего выхода, чем «обострение».
4. Факторы отношений (БОСС):
Б — Баланс силы в отношениях (нарушение баланса сил в отношениях).
О — Ожидания сторон (несоответствие ожиданиям сторон).
С — Совместимость (нарушение совместимости в отношениях).
С — Стоимость вклада в отношения (кто сколько вкладывает в
создание отношений).
Например: Углов, очень рассудительный и открытый человек, возглавлял отдел исследований уже два года. Отношения с подчиненными и начальством были у него замечательные, пока не произошел один случай.
Углову предстояло выделить одного из сотрудников отдела для разгрузки поступившего оборудования. Подобные работы выполняли все сотрудники с определенной периодичностью в соответствии с составленным графиком и такие работы не вызывали особых возражений, хотя и не входили в функциональные обязанности членов отдела.
На сей раз Углов решил поручить выполнение этого задания Веткину — сотруднику, который недавно появился в отделе и ни разу в таких разгрузках не участвовал. Но на предложение Углова он ответил категорическим отказом. Углов потребовал объяснений, но и их Веткин давать отказался в столь же резкой форме.
Это было очень неприятно, еще учитывая тот факт, что разговор проходил в присутствии всего коллектива и подобный тон мог привести к тому, что и другие сотрудники не стали бы выполнять такие поручения в дальнейшем. Столь грубым отказом Веткин подорвал авторитет Углова как руководителя.Углов предложил Веткину пройти в отдельный кабинет, где попытался разъяснить ему необходимость выполнения данной работы, предупредил о последствиях отказа и попросил написать объяснительную записку. Но он отказался это делать. Тогда Углов объявил ему, что отстраняет его от выполнения обязанностей до окончательного решения вопроса.
В тот момент перед Угловым стояло две задачи: сохранить свой авторитет и обеспечить разгрузку. Вторая задача решалась просто. Углов поручил эту работу другому сотруднику, в чьей безотказности у него не было сомнений. О поведении же Веткина Углов сообщил вышестоящему руководителю с изложением всех подробностей. Углов надеялся получить поддержку, но вместо этого ему сделали замечание за плохую работу с подчиненными.
Тогда Углов постарался собрать больше информации о Веткине и выяснил следующее. У него есть медицинское заключение о хроническом заболевании, которое дает право на освобождение от тяжелых работ. Однако эта справка носит «липовый» характер, и он пользуется ею, когда ему заблагорассудится. Кроме того, Углов выяснил, что в выполняемой им работе заинтересовано руководство высокого уровня, так что его продукция по своему значению превышает результаты работы всего отдела.
На очередной беседе Углов высказал Веткину свои соображения о полученной информации и перспективах совместной работы. Углов предупредил, что не станет включать в график подобных работ его фамилию, но объяснит другим сотрудникам, почему этого не делает, и предложил ему подумать над ситуацией.
На
следующий день Углова вызвали на ковер.
Ему было сделано нарекание за то, что
он плохо руководит людьми и не понимает
важности для всей фирмы задач, которые
решает Веткин. Углов возразил, что каждому
подразделению надлежит решать, прежде
всего, свои задачи и в группе не должно
быть сотрудников на особом положении.
А если Веткин такой больной и такой умный,
то найдите ему другое место. На это Углову
было сказано: «Это не тебе решать. Иди
работай».
1.3
Виды конфликтов
Анализ и оценка конфликтов предполагает их группировку, систематизацию, деление по существенным признакам, типам и видам. Такая классификация нужна как своего рода модель изучения предмета в ее целостности, методический инструмент различения всего спектра конфликтных проявлений.
Внутриличностный
конфликт — состояние
Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, являющиеся несовместимыми.
Совершенно легко объясним тот факт, что исследование внутренних конфликтов у нас и за рубежом ведется в основном в рамках психологического направления. Этот тип конфликтов, сопровождает нас на протяжении всей жизни. В рамках психоаналитического направления акцент делается на биопсихологической трактовке внутриличностного конфликта. У человека в состоянии конфликта происходит столкновение желаний. Часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их. Постоянно спорят друг с другом такие структуры психики, как «Оно», «Я» и «Сверх-Я».
«Оно» - это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. «Оно» проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые реализуются в бессознательных импульсах и реакциях.
«Я» — разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы «Оно» и «Я» приводит в соответствие с требованиями реальной действительности.
«Сверх-Я» — «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями, которые общество предъявляет к личности.
Основные внутриличностные конфликты проистекают из-за расхождения интересов «Оно» и «Сверх-Я». Преодолеть их помогают механизмы сублимации, проекции, рационализации, вытеснения, регрессии и др., однако такие процессы протекают не всегда успешно.
Внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающие принятие решения.
Существуют определенные показатели внутриличностного конфликта.
1.Когнитивная
сфера: снижение самооценки, осознание
своего со
стояния как психологического тупика,
задержка принятия решения, глубокие сомнения
в истинности принципов.
2.Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение, частые
и значительные отрицательные переживания.
3.Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения.
4.Интегральные
показатели: ухудшение механизма
адаптации,
усиление стресса.
Форма проявления |
|
Неврастения | Невыносимость к сильным раздражителям; подавленное настроение;снижение работоспособности; плохой сон; головные боли |
Эйфория | Показное веселье; выражение радости неадекватно ситуации; «смех сквозь слезы» |
Регрессия | Обращение к примитивным формам поведения; уход от ответственности |
Проекция | Приписывание негативных качеств другому человеку; критика других людей, часто необоснованная |
Номадизм | Частое изменение места жительства, места работы, семейного положения, партнеров, частые разрывы отношений с друзьями, изменение привычек, увлечений, обстановки |
Рационализм | Самооправдание своих поступков, действий, даже неадекватных и социально неодобряемых поступков |
Информация о работе Конфликты в управлении, основные пути, методы и средства их разрешения