Конкуренция, как фактор эффективности хозяйственного механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 20:25, курсовая работа

Описание

Конкуренция – это общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов. В экономической практике конкуренция осуществляется в целях получения дополнительной прибыли путем достижения лучших условий доступа к факторам производства и реализации товаров.
Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.
Примерено до середины 19 века для экономики развитых стран была характерна совершенная (свободная), конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Однако со второй половины века крупные предприятия захватывают все большую долю рынков (рынков отдельных товаров), что приводит к появлению несовершенной конкуренции, а позже – к появлению монополий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Конкуренция и ее содержание……………………………………….5
1.1 Сущность и виды конкуренции………………………………………………5
1.2 Формы конкуренции………………………………………………………...10
Глава 2. Влияние конкуренции на эффективность хозяйственного механизма………………………………………………………………………..16
2.1. Общее влияние конкуренции на развитие рынка………………………...16
2.2. Воздействие несовершенной конкуренции на рынок…………………….18
2.3. Государственное регулирование рынка…………………………………...20
Глава 3. Конкурентоспособность компании ЗАО «Saima-Telecom»……..24
3.1 Описание деятельности предприятия ЗАО «Saima-Telecom»…………….24
3.2 Анализ конъюнктуры рынка Интернет услуги в КР и анализ конкурентоспособность…………………………………………………………28
3.3 Рекомендации по совершенствованию организации……………………...45
Заключение……………………………………………………………………...47
Список литературы………………………………………………………….....50

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (3к).doc

— 436.50 Кб (Скачать документ)
 

Министерство  образования и культуры Кыргызской Республики 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кыргызско-Российский Славянский университет 

Экономический факультет 

Кафедра «Менеджмент» 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

На тему: «Конкуренция, как фактор эффективности хозяйственного механизма» 
 
 
 
 
 
 

                                                                Выполнена студенткой Пак Натальи 

                             группы М-2-06 

                                           Научный руководитель: Павлова Н. П. 
 
 
 
 
 
 

Бишкек 2009

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Конкуренция и  ее содержание……………………………………….5

          1.1 Сущность и виды конкуренции………………………………………………5

1.2 Формы конкуренции………………………………………………………...10

Глава 2. Влияние конкуренции  на эффективность  хозяйственного механизма………………………………………………………………………..16

2.1.  Общее влияние конкуренции на  развитие рынка………………………...16

2.2. Воздействие  несовершенной конкуренции на  рынок…………………….18

2.3. Государственное  регулирование рынка…………………………………...20

Глава 3. Конкурентоспособность  компании ЗАО «Saima-Telecom»……..24

3.1 Описание  деятельности предприятия ЗАО  «Saima-Telecom»…………….24

3.2 Анализ  конъюнктуры рынка Интернет услуги  в КР и анализ конкурентоспособность…………………………………………………………28

3.3 Рекомендации  по совершенствованию организации……………………...45

Заключение……………………………………………………………………...47

Список  литературы………………………………………………………….....50

                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  

         Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

          Ключевым  понятием, выражающим сущность  рыночных отношений, является  понятие конкуренции (лат. conсurrere – сталкиваться, состязаться).

           Конкуренция – это общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов. В экономической практике конкуренция осуществляется в целях получения дополнительной прибыли путем достижения лучших условий доступа к факторам производства и реализации товаров.

Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.

Примерено до середины 19 века для экономики  развитых стран была характерна совершенная (свободная), конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий  и многочисленностью производителей. Однако со второй половины века крупные предприятия захватывают все большую долю рынков (рынков отдельных товаров), что приводит к появлению несовершенной конкуренции, а позже – к появлению монополий. 
 

       XXI век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость.

          Актуальность данной темы состоит  в том, что в настоящее время  конкуренция играет основополагающую  роль в экономике любой страны.

          Целью курсовой работы является  рассмотрение понятия конкуренции,  ее видов, функций в экономике,  а также особенности этого понятия применительно к нашей стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Конкуренция и ее содержание

1.1 Сущность и виды конкуренции 

         Конкуренция – (от лат. concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли1.

         Существуют и другие определения  конкуренции. В литературе, посвященной  данной проблеме, присутствует три  подхода к определению конкуренции.

             Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы.

            Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.

             Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.

              Первый подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, все же определяется как соперничество экономических субъектов.

             В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные условия продажи и покупки соответственно. Он отождествлял конкуренцию с “невидимой рукой” рынка - автоматически равновесным механизмом рынка. Он доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала, регулятору частных и общественных интересов. “…При полной свободе предпринимательства, когда каждый производитель преследует свои интересы, и стремиться к собственной выгоде вовсе не возникает хаос и неразбериха, …ведомые невидимой рукой Проведения, преследуя свои интересы, люди создают блага и выгоды для общества в целом” 2.

         Конкуренция выступает в качестве  силы, обеспечивающей взаимодействие  спроса и предложения, уравновешивающей  рыночные цены. В результате соперничества  продавцов и покупателей устанавливается  общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования.

       Конкуренция – механизм регулирования пропорций  общественного производства. Через  механизм межотраслевой конкуренции  происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.

       В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое  свойство рынка. Такое понимание  возникло в связи с развитием  теории морфологии рынка. В зависимости  от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. 

  Виды конкуренции 

       Конкуренция в экономическом аспекте представляется явлением многообразным.

        По методам  осуществления конкуренцию можно  подразделить на ценовую и неценовую.

       Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен». В свое время американская монополия «Кока-Кола» применила его при вторжении на рынки стран Латинской Америки, позднее таким же образом японские фирмы продвигали свои товары в США и Западную Европу. В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.

       Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

       По  отраслевой принадлежности различают  внутри- и межотраслевую конкуренцию.

       Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

       Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.

       Конкуренцию также подразделяют на совершенную  и несовершенную.

       Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.

       Здесь цена определяется свободной игрой  спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют "рынок свободной конкуренции".

       Существование огромного количества покупателей  и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией  о рынке, чем остальные Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся  уровень цен, изменить который вне его власти,  ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут свободно и покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка Свобода "рыночного" перемещения создает условия для того, что на рынке всегда происходит изменении количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

       Теперь  сформулируем основные характеристики рынка совершенной конкуренции:

       - большое количество мелких продавцов и покупателей;

       - продаваемый продукт однороден  у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки;

       - невозможность контроля над ценой  и объемом купли-продажи создает  условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры;

Информация о работе Конкуренция, как фактор эффективности хозяйственного механизма