Конкуренция, как фактор эффективности хозяйственного механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 20:25, курсовая работа

Описание

Конкуренция – это общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов. В экономической практике конкуренция осуществляется в целях получения дополнительной прибыли путем достижения лучших условий доступа к факторам производства и реализации товаров.
Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.
Примерено до середины 19 века для экономики развитых стран была характерна совершенная (свободная), конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Однако со второй половины века крупные предприятия захватывают все большую долю рынков (рынков отдельных товаров), что приводит к появлению несовершенной конкуренции, а позже – к появлению монополий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Конкуренция и ее содержание……………………………………….5
1.1 Сущность и виды конкуренции………………………………………………5
1.2 Формы конкуренции………………………………………………………...10
Глава 2. Влияние конкуренции на эффективность хозяйственного механизма………………………………………………………………………..16
2.1. Общее влияние конкуренции на развитие рынка………………………...16
2.2. Воздействие несовершенной конкуренции на рынок…………………….18
2.3. Государственное регулирование рынка…………………………………...20
Глава 3. Конкурентоспособность компании ЗАО «Saima-Telecom»……..24
3.1 Описание деятельности предприятия ЗАО «Saima-Telecom»…………….24
3.2 Анализ конъюнктуры рынка Интернет услуги в КР и анализ конкурентоспособность…………………………………………………………28
3.3 Рекомендации по совершенствованию организации……………………...45
Заключение……………………………………………………………………...47
Список литературы………………………………………………………….....50

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (3к).doc

— 436.50 Кб (Скачать документ)

1. отсутствие  причины, по которой конкурентная  рыночная система приведет к  оптимальному распределению доходов;

2. распределяя  ресурсы, конкурентная модель  не допускает побочных издержек  и выгод или производства общественных благ;

3. отрасль  с чистой конкуренцией может  мешать применению лучшей из  известных производственной техники  и благоприятствовать медленному  темпу технического прогресса;

4. конкурентная  система не обеспечивает ни  широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов. 
 

2.2. Воздействие несовершенной конкуренции на рынок 

Совершенной конкуренции отводится ведущая  роль в создании экономических стимулов, заинтересованности граждан и юридических  лиц в развитии производственных отношений; гарантий безопасности в политической, социальной, экологической, оборонной и других сферах; разработке программных и прогнозных документов, стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием на соответствующие приоритеты; введении необходимых ограничений хозяйственной деятельности и контроля за их соблюдением. От совершенной конкуренции требуется обеспечение развития инфраструктурных отраслей экономики, подавление негативных проявлений рыночного механизма, осуществление заботы о подрастающем поколении, поддерживание образования и культуры общества, субсидирование экологических организаций. Если же перейти к несовершенной конкуренции, то в скором времени монополии путем повышением цен сведут платежеспособный спрос на рынке до критического уровня.

Рассматривая  проблему отрицательного воздействия  несовершенной конкуренции на рынок, заметим, что несовершенная конкуренция  ведет к установлению определенной номенклатуры продукции, фиксированным  ценам (путем сговора) и так далее. Более того, несовершенная конкуренция не способствует повышению эффективности использования ресурсов. Несовершенная конкуренция постепенно приводит к монополизму, и чаще всего к государственному монополизму, отрицательное воздействие которого проявляется в таких негативных чертах, как:

- единая  общенародная зависимость;

- централизованная  плановая система;

- малосубъектная  система хозяйствования;

- централизованное  распределение всех ресурсов;

- регламентированные  связи по отраслевому признаку;

- централизованная  система установления фиксированных  цен;

- единство  номенклатуры продукции во внешней торговле.

Эффективно  развивать внешнюю торговлю в  условиях несовершенной конкуренции практически невозможно, так как издержки на производство продукции в условиях несовершенной конкуренции выше, чем в условиях конкуренции. Цена на продукт фирмы, функционирующей в условиях несовершенной конкуренции выше, так как фирма не стремиться к минимизации своих издержек, ее продукт все равно будет реализован, так как других альтернатив нет.

Потери  от несовершенной конкуренции можно  проиллюстрировать графически (рис. 2.1).

Если  бы цена устанавливалась на уровне точки E (точки пересечения кривой MC и кривой спроса D), т. е. цена P соответствовала бы условиям совершенной конкуренции MC = P, то потребительский излишек был бы равен площади треугольника Р P E .

В условиях несовершенной конкуренции цена устанавливается на уровне точки  E (эта точка лежит на одной вертикале с точкой E – пересечением MC и MR). При такой же цене – на уровне P - объем предложения фирмы равен Q , следовательно, он меньше того объема, который был бы при совершенной конкуренции: Q < Q . Потребительский излишек теперь уменьшился до площади треугольника P E P . Но самое важное – отчетливо видны графически чистые потери, или «мертвый убыток», для общества: это треугольник EE E . Таким образом, монополия как бы «рвет на части» излишек потребителя и излишек производителя: часть достается (затененный прямоугольник) самой монополии, а другая часть этого излишка потребителя в виде площади СE E вообще теряется обществом, не достается никому. Так же не достается никому часть излишка производителя (треугольник ECE ), это недополученное, а точнее, разрушенное богатство общества. По некоторым подсчетам, «мертвый убыток», возникающий в силу монополистического распределения ресурсов, составляет 0,5-2%  валового национального продукта Кыргызстана.

 P 

 MC 

 P   E

                           E

     P     C  

      E MR D  

  Q

 Q  Q

Рис. 2.1.   Потери от несовершенной конкуренции

 

Практика  показывает, что в условиях конкуренции  рынок развивается гораздо быстрее. Фирмы вынуждены осуществлять научно-технические разработки, совершенствовать и обновлять свое оборудование, идти в ногу со временем. Это происходит по той причине, что если одна фирма остановится на месте и не станет внедрять новые технологии, модернизировать оборудование, то найдется другая фирма, которая проведя модернизацию и обновление сумеет предложить на рынке более дешевый или более качественный продукт. В условиях несовершенной конкуренции такого невозможно. Фирма постоянно не совершенствует свои технологии, так как это дополнительные затраты, которых можно избежать. Таким образом, несовершенная конкуренция тормозит развитие рынка. 

2.3. Государственное  регулирование рынка 

Действительно, можно согласиться с тем, что  государственное регулирование  необходимо. Причем необходимо оно по двум основным направлениям:

1. Защита  конкуренции и препятствие монополизму;

2. Регулирование  деятельности естественных монополий.

Реализация  задачи защиты конкуренции и препятствия  монополизму предусматривает:

- анализ  сложившихся товарных рынков, поведения на них предприятий и различных их объединений, не являющихся субъектами естественной монополии;

- формирование  необходимых организационно-экономических  предпосылок для эффективной  конкуренции на рынках Кыргызской Республики;

- установление  и поддержание единого экономического пространства на территории Кыргызской Республики;

- создание  системы государственного контроля  и регулирования деятельности  субъектов естественной и государственной  монополии;

- создание  правовых и организационно-экономических  условий для включения рыночных механизмов оптимизации товаропотоков, формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополии;

- учет  структуры рынка при приватизации  предприятий в целях повышения  конкурентоспособности и эффективности их деятельности;

- развитие  предпринимательства.

Процесс защиты конкуренции и препятствия  монополизму на рынках Кыргызской Республики предусматривает учет следующих общих требований:

- ориентация  на создание конкурентного рынка,  защиту прав и интересов потребителей;

- комплексность  решения задач демонополизации,  приватизации и структурной перестройки  экономики;

- дифференцированный  подход к объектам демонополизации  с учетом социальных интересов,  отраслевых (продуктовых) и региональных особенностей;

- взаимосвязанность  решения проблем демонополизации  и развития конкуренции на  федеральном, отраслевом и региональном  уровнях;

- учет  факторов интеграции кыргызской экономики в мировую систему хозяйства, открытости товарных рынков для международной конкуренции в сочетании с мерами по защите отечественных товаропроизводителей;

- мониторинг  изменения структуры рынка и  соответствия программно-реализационного  механизма демонополизации и  развития конкуренции его структуре;

- обеспечение  гласности проводимых мероприятий и их результатов.

Регулирование деятельности естественных монополий  – это второе основное направление  в государственном регулировании  рынка. Органами регулирования естественных монополий могут применяться  следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

- ценовое  регулирование, осуществляемое посредством  определения (установления) цен (тарифов)  или их предельного уровня;

- определение  потребителей, подлежащих обязательному  обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

В целях  проведения эффективной государственной  политики в сферах деятельности субъектов  естественных монополий органы регулирования  естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Республиканским законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Органы  регулирования естественных монополий  осуществляют, контроль за:

- любыми  сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Республиканским законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

- инвестициями  субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с настоящим Республиканским законом и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

- продажей, сдачей в аренду или иной  сделкой, в результате которой  хозяйствующий субъект приобретает  право собственности либо владения  и (или) пользования частью  основных средств субъекта естественной  монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Республиканским законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.

Такое государственное регулирование  рынка способствует развитию конкурентных отношений и препятствует установлению государственного монополизма. В тоже время стоит отметить, что сегодня  среди экономистов нет единого мнения о степени вмешательства государства в рыночное хозяйствование. 
 
 

Информация о работе Конкуренция, как фактор эффективности хозяйственного механизма