Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 00:30, контрольная работа
Актуальность темы обусловлена необходимостью формирования в России рынка доступного жилья, создания эффективного жилищного сектора, действующего на рыночных принципах, и определения механизмов участия государства в поддержке жилищного рынка, повышения доступа к нему определённых групп населения, нуждающихся в поддержке. Жилье в рыночной экономике – наиболее представительный индикатор роста, отражающий динамику развития различных секторов экономики и уверенность населения в своем будущем, и в будущем страны в целом.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. СУЩНОСТЬ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ 9
1.1. Ипотечный рынок. Инструменты ипотечного кредитования 9
1.2. Мировой опыт ипотечного кредитования 20
1.3. Становление и развитие рынка ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации 29
1.4. Проблема привлечения банками ресурсов для ипотечного кредитования 40
1.5. Нормативно-правовое регулирование ипотечного кредитования в Российской Федерации и перспективы его развития 42
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ 49
2.1. Анализ рынка жилья в Алтайском крае 49
2.2. Становления рынка ипотечного кредитования в Алтайском крае. 54
2.3. Перспективы развития ипотечного жилищного кредитования в Алтайском крае 62
3. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЖИЛИЩНОГО И ИПОТЕЧНОГО РЫНКОВ 71
3.1. Разработка новой схемы кредитования 71
3.2. Разработка комплекса мер по совершенствованию процессов взаимодействия жилищного и ипотечного рынков 74
3.3. Значимость регионального опыта в построении российской системы ипотечного жилищного кредитования 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Таким образом, для регулирования отношений по поводу залога недвижимости основным источником права является закон об ипотеке, которым в отношении ипотеки могут быть предусмотрены иные правила, чем в ГК РФ применительно к залогу в целом, имеющие приоритет над общими положениями Гражданского кодекса о залоге.[37; c.174-175]
К
числу нормативных актов
Законопроект чрезвычайно важен для развития ипотечного кредитования в целом, т.к. времена, когда развивалось льготное кредитование, наверное, уже постепенно уходят. И без внедрения эффективно работающих рыночных механизмов ипотека в масштабах всей страны работать, однозначно не будет. С этой точки зрения, без привлечения рыночных капиталов, без привлечения накопленных средств, обращающихся в настоящее время на рынках капиталов, в реальный сектор, сектор строительства жилья, без налаживания инфраструктуры, благодаря которой процесс такого перетока будет оптимально функционировать, развитие ипотечного кредитования в России в целом вряд ли возможно. С этой точки зрения вопрос инфраструктуры, вопрос функционирования рынка ценных бумаг в этом направлении имеет принципиальное значение. Конечно закон «Об эмиссионных ценных бумагах» имеет здесь первоначальное значение.
Закон предусматривает два вида ценных бумаг. Это облигации, так называемые ипотечные облигации, и ипотечные сертификаты участия. Долгое время шла дискуссия о курсе ценных бумаг, который должен быть вовлечен в процесс ипотечного кредитования, в процесс секъютиризации ипотечных кредитов. Было мнение максимально сузить такой круг, оставить один вид ценных бумаг. Была и противоположная точка зрения, которая сводилась к тому, что необходимо в законе закрепить максимально широкий спектр с тем, чтобы потом рынку дать возможность определиться, а потом уже внести изменения в законодательство на основе того опыта, который покажет рынок. Но, тем не менее, по мнению Глазунова Д. А. (член ФКЦБ России), спектр который в настоящее время определен в законопроекте (и в депутатском, и правительственном варианте два вида ценных бумаг осталось), тот оптимальный набор инструментов, который позволит с одной стороны, ввести необходимую диверсификацию в инструменты рынка, с другой стороны, не допустит ситуации, при которой подвергалось бы сомнению надежность ценных бумаг, которые используются для секъютиризации ипотечного кредитования.
Принципиальной особенностью и того, и другого вида ценных бумаг, в отличие от иных ценных бумаг, которые используются в настоящий момент на рынке, является обеспечение так называемым ипотечным покрытием. Под ипотечным покрытием понимается денежные права-требования, которые возникли из договоров займа или из договоров кредита, возврат средств по которым, в свою очередь, обеспечен ипотекой, то есть недвижимостью. Иными словами, это ценные бумаги, удостоверяющие права не на недвижимость, а ценные бумаги, удостоверяющие права права-требования, возврат средств по которым, в свою очередь, обеспечен недвижимым имуществом.[42]
В России так же уже разрабатывается закон «О сторойсберкассах» в основу этого законопроекта положено германское законодательство, которое уже адаптировано в ряде стран. В Чехии, например, такая программа уже работает. Разработка данного законопроекта обусловлена ростом населения, которое нуждается в улучшении жилищных условий, но обычный кредит в банке для них слишком дорог. Поэтому люди вступают в долевые, паевые и иные виды кооперативов и вносят в них деньги под будущую квартиру.
Одна из важнейших задач - законодательное оформление отношений, которые бы защитили от мошеннических действий как сами стройсберкассы и лиц, которые к ним обратились, так и строительные компании. Вполне естественно, что решить ее без поддержки Банка России, определяющего «правила игры» на этом поле, невозможно. Поэтому следует определиться по четырем наиболее важным вопросам.
Во-первых, если создавать строительные сберегательные кассы, то должен быть закон, который бы регулировал их деятельность. По действующему банковскому законодательству небанковские кредитные организации (а стройсберкассы вероятнее всего должны относиться именно к этой категории) не имеют права работать со средствами физических лиц.
Второй вопрос - статус и, соответственно, правовой «коридор», в котором будут развиваться стройсберкассы. Для разработчиков законопроекта, по сути, все равно: будет это банковская или небанковская кредитная организация. Но для Центробанка это вопрос принципиальный - на него ложится разработка нормативной базы и надзор за деятельностью стройсберкасс.
Третий момент связан непосредственно с характером нормативных актов. Очевидно, что деятельность стройсберкасс должна жестко регламентироваться: они будут работают с деньгами населения, и эти средства должны направляться на строго определенные цели. Поэтому в законе должны быть четко прописаны все ограничения и те операции, которые стройсберкасса может осуществлять.
Четвертый
по порядку, но не по важности вопрос -
гарантии целевых вложений граждан.
В Законе о стройсберкассах и,
естественно, в договорах, которые
будут заключаться с
В итоге, обе структуры - стройсберкассы и ипотечные банки - упираются в одну большую проблему, связанную с несовершенством российского банковского законодательства. Ст. 2 закона «О банках и банковской деятельности», в которой содержится классификация кредитных организаций, которые имеют право существовать в РФ.
При подготовке законопроекта о строительных сберегательных кассах эксперты банковского комитета очень жестко настаивали на том, чтобы строительная сберегательная касса на уровне закона была признана кредитной организацией. И тут мы сталкиваемся с главной проблемой - как классифицировать данную кредитную организацию. Мы уже сказали, что строительная сберегательная касса заключает договоры строительных сбережений с гражданами. Однако перечень проводимых ею банковских операций является очень узким и ограниченным. Она не претендует на то, чтобы совершать весь перечень банковских операций, что, очевидно, существенно снижает количество рисков, с которыми сталкивается данный финансовый институт. Не имея возможности классифицировать в рамках действующего определения строительную сберкассу как НКО, поскольку главный критерий НКО - не совершать операции с гражданами, у нас остается единственная возможность признать строительную сберкассу в рамках действующего законодательства универсальным банком, т.е. банком, который в соответствии с российским законодательством получает возможность совершать неограниченный перечень банковских операций и по логике Центрального банка, таким образом, должен подвергаться всем тем нормативным регуляциям, что и универсальный банк.
Поэтому,
разрабатывая закон о строительных сберкассах,
эксперты банковского комитета смело
назвали их специализированными кредитными
организациями. Главное возражение, которое
последовало от Банка России, состояло
в том, что понятие «специализированная
кредитная организация» отсутствует в
российском банковском законодательстве.
Это та же самая проблема, с которой последние
4 года сталкивались кредитные потребительские
кооперативы.
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
2.1. Анализ рынка жилья в Алтайском крае
Увеличение
объемов ипотечного кредитования в
последующие годы обусловлено большим
количеством нуждающихся в
Показатель доступности жилья в целом по краю на первичнм и вторичном рынке практически одинаковый, в 2005 году его значение составило 6,25 и 6,26 лет соответственно (см. приложение 1). Это означает, что средний житель Алтайского края мог купить стандартную двухкомнатную квартиру площадью 54 квадратных метра при условии расходования всех средств на приобретение жилья в среднем за 6 лет.
Очевидно, что большинству жителей края самостоятельно накопить нужную на покупку жилья сумму и в разумные сроки улучшить свои жилищные условия практически невозможно.
Возможность населения приобретать жилье с помощью ипотечных кредитов зависит не только от текущих доходов, но и от ряда других факторов:
В таблице приведен расчет возможности приобретения жилья с кредитом (HAI – Housing affordability index), выдаваемого на стандартных условиях. По данным таблицы, в среднем по краю у домохозяйств в 2008 году было только 43% дохода, необходимого для приобретения стандартной квартиры (54 кв.м) с помощью ипотечного кредита, в 2007 – около 44%, в 2006 – 45%, в 2005 – 39%.
Табл. 2.1
Индекс возможности приобретения жилья с кредитом в Алтайском крае
Показатель | 2005 г | 2006 г | 2007 г | 2008 г |
Срок кредита, лет | 15 | 15 | 15 | 15 |
Процентная ставка, год | 18 | 18 | 15 | 15 |
LTV, % | 70 | 70 | 70 | 70 |
Платёж к доходу, % | 30 | 30 | 30 | 30 |
Средняя площадь квартиры | 54 | 54 | 54 | 54 |
Доходы среднестатистические | 79020 | 104220 | 126424 | 151848 |
Доходы, необходимые для приобретения стандартной квартиры | 201936 | 231847 | 285439 | 352435 |
HAI, % | 39,13 | 44,95 | 43,94 | 43,08 |
Проследить активность и ёмкость жилья в целом по краю, к сожалению, нет возможности, по причине отсутствия данных. Вследствие этого, данный показатель был исследуем по городу Барнаулу.
Расчёты позволили сделать вывод, что активность рынка жилья за последние годы достаточно стабильна и близка к 70%.
Табл. 2.2
Активность рынка жилья города Барнаула
Показатели | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Число операций с недвижимостью за год | 19136 | 21059 | 23637 | 23028 |
Число объектов, зарегестрированных в собственность | 28549 | 32539 | 32861 | 38013 |
Активность рынка | 0,67 | 0,65 | 0,72 | 0,61 |
Показатель активности (доли жилья в обороте) по городу Барнаулу рассчитывался по формуле, предложенной Российской Гильдией риэлторов:
A=D/P (2.1)
где D – число операций с недвижимостью за год;
P – число объектов, зарегестрированных в собственность.
Ёмкость рынка жилья в денежном выражении в 2008 году составила 19335,2 млн. рублей, с учетом инфляции ее рост по годам в период с 2005 по 2008 год незначителен, около 1% в год. В натуральном выражении за этот период увеличение составило 204330,4 кв.м.
Данные по ёмкости рынка представлены в таблице 2.3.
Табл. 2.3
Емкость рынка жилья города Барнаула.
Показатели | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Количество сделок по купле-продаже | 16840 | 18743 | 20801 | 19805 |
Количество сделок по договорам мены | 2296 | 2316 | 2836 | 3223 |
Средняя площадь квартиры, кв.м. (среднее значение по зарегестрированным сделкам) | 45,4 | 42,2 | 45,3 | 46,6 |
Средняя цена 1 кв.м. жилья, руб | 10845 | 12331 | 14504 | 18018 |
Емкость рынка жилья | ||||
в денежном выражении, млн. руб | 9421,8 | 10958,4 | 1553,2 | 19335,2 |
в натуральном выражении, кв.м. | 868774,4 | 888689,8 | 1070756,1 | 1073104,8 |