Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 00:30, контрольная работа
Актуальность темы обусловлена необходимостью формирования в России рынка доступного жилья, создания эффективного жилищного сектора, действующего на рыночных принципах, и определения механизмов участия государства в поддержке жилищного рынка, повышения доступа к нему определённых групп населения, нуждающихся в поддержке. Жилье в рыночной экономике – наиболее представительный индикатор роста, отражающий динамику развития различных секторов экономики и уверенность населения в своем будущем, и в будущем страны в целом.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. СУЩНОСТЬ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ 9
1.1. Ипотечный рынок. Инструменты ипотечного кредитования 9
1.2. Мировой опыт ипотечного кредитования 20
1.3. Становление и развитие рынка ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации 29
1.4. Проблема привлечения банками ресурсов для ипотечного кредитования 40
1.5. Нормативно-правовое регулирование ипотечного кредитования в Российской Федерации и перспективы его развития 42
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ 49
2.1. Анализ рынка жилья в Алтайском крае 49
2.2. Становления рынка ипотечного кредитования в Алтайском крае. 54
2.3. Перспективы развития ипотечного жилищного кредитования в Алтайском крае 62
3. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЖИЛИЩНОГО И ИПОТЕЧНОГО РЫНКОВ 71
3.1. Разработка новой схемы кредитования 71
3.2. Разработка комплекса мер по совершенствованию процессов взаимодействия жилищного и ипотечного рынков 74
3.3. Значимость регионального опыта в построении российской системы ипотечного жилищного кредитования 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Для расчета емкости и активности рынка были использованы данные Регистрационного центра города Барнаула и БТИ.
Показатель обеспеченности жильем как по отдельным городам, так и по краю в целом за все исследуемые периоды соответствует установленному социальному нормативному значению (18 кв. метров на человека), но, несмотря на это, проблема обеспечения жильем в Алтайском крае остается достаточно острой.
На начало 2008 года 65 тысяч семей считались нуждающимися в улучшении жилищных условий, а это практически каждая десятая семья, проживающая в крае.
По сравнению с 2006 годом этот показатель уменьшился на 3%, в сравнении с 2005 годом - на 10%. За 2007 год всего 1,5 тысячи семей улучшили свои жилищные условия, тогда как в 2006 и 2005 - 2 тысячи семей. Сохраняется следующая тенденция - получение бесплатного жилья с каждым годом становится все менее реальным.
Жилой фонд края на начало 2008 года составлял 50,1 млн. кв.м, в период с 2005 по 20008 год среднегодовой ввод жилья по краю в эксплуатацию составил 381,9 тысячи кв.м. В 2009 году наблюдается резкое сокращение ввода в эксплуатацию жилья как в целом по краю (на 15%), так и по городам: Барнаул – 10% сокращения, Белокуриха – 3% сокращения, Рубцовск – 62% сокращения.
Ежегодно в крае ввод нового жилья составляет не менее 15% от эксплуатируемого жилого фонда. По некоторым оценкам, увеличение ввода нового жилья в три раза покроет только самую необходимую потребность жителей края в улучшении жилищных условий.
Основной причиной недостаточного объема нового строительства жилья является экономический кризис, приведший к кризису большинства строительных компаний, а также к неудовлетворительному платежеспособному спросу населения и к низкому уровню инвестирования.
Существенное влияние на обеспеченность населения жильем оказывает также и естественная убыль населения края.
На начало 2008 года в крае более 17 тысяч жилых домов относится к категории ветхих и аварийных, общая площадь их составляет 1,21 млн.кв.м., что в 2,3 раза превышает объем ежегодного вода в эксплуатацию жилья.
В этих домах проживают 58 тысяч человек, большинство из которых не могут самостоятельно приобрести жилье. В настоящее время наиболее интенсивно строительство жилья ведется только в городе Барнауле, Белокурихе и в Первомайском районе (они занимают первые три позиции по темпам ввода жилья в крае).
В 2005-2008 годах в городе Барнауле было введено в эксплуатацию 842 тыс.кв.м. общей площади, или 73% от общего ввода по краю.
Данные
по жилому фонду и обеспеченности населения
жильем представлены в таблице 2.4.
Табл. 2.4
Жилой фонд Алтайского края и обеспеченность населения жильем
Период | Объем жилого
фонда
млн. кв.м. |
Кол-во ветхого
и аварийного жилья
млн. кв.м. |
Обеспеченность
жильем
кв.м. площади на человека |
Ввод жилья | |
кв.м. общей площади на 1000 чел. | темпы роста, % | ||||
Всего по краю, 2006г | 49,3 | 1,09 | 19 | 371,9 | 100 |
Барнаул | - | - | 19 | 248 | 100 |
Белокуриха | - | - | 18,7 | 320 | 100 |
Рубцовск | - | - | 17,8 | 18 | 100 |
Всего по краю, 2007г | 49,7 | 1 | 19,2 | 419,8 | 112,88 |
Барнаул | - | - | 18,5 | 312 | 125,81 |
Белокуриха | - | - | 19,9 | 369 | 115,31 |
Рубцовск | - | - | 17,6 | 45 | 250 |
Всего по краю, 2008г | 50,1 | 1,21 | 19,5 | 354,1 | 84,35 |
Барнаул | - | - | 18,9 | 282 | 90,39 |
Белокуриха | - | - | 20,2 | 359 | 97,29 |
Рубцовск | - | - | 17,7 | 17 | 37,7 |
Отрицательное влияние на темпы и объемы жилищного строительства оказывают следующие обстоятельства: градостроительная документация большинства поселений устарела и требует корректировки. Это сдерживает развитие рынка земли и усложняет процедуру формирования земельных участков для строительства; сроки согласования строительных объектов составляют в городах Алтайского края до 15 месяцев, что влечет значительные финансовые расходы застройщиков.
Табл. 2.5
Предоставление жилья гражданам
Показатель | 2006 | 2007 | 2008 |
Число семей, получивших жилье и улучшивших условия | |||
|
1,9 | 2,0 | 1,5 |
|
2,3 | 2,7 | 2,2 |
Число семей, состоящих на учете на получение жилья | |||
|
73,0 | 67,1 | 65,1 |
|
8,1 | 6,9 | 6,7 |
Основным источником инвестиций в основной капитал за 2005-2008 года в крае являлись собственные средства предприятий. В структуре инвестиций по источникам финансирования доля вложений в основной капитал из собственных средств с учетом инфляции в 2005 году уменьшилась на 11,3%, в 2006 – всего на 2%, в том числе за счет повышения доли амортизационного фонда на 14,12%.
Значительную часть составляют и привлеченные средства, причем в 2003 году с учетом инфляции их рост составил почти 22%, а в 2005 году наблюдалось снижение на 7%. В структуре привлеченных средств преобладают бюджетные средства, в большей части из федерального фонда. В структуре небюджетных средств в 2005 году увеличилась доля средств индивидуальных застройщиков на 11,39% (с учетом инфляции), а в 2005 году – средств хозяйствующих субъектов на 42%.
В приложении 3 предоставлены данные по инвестициям в основной капитал в Алтайском крае и источники финансирования.
2.2. Становление рынка
ипотечного кредитования в
Начало развитию жилищного ипотечного кредитования в Алтайском крае положила программа «Внедрение и развитие ипотечного жилищного кредитования в Алтайском крае на 2000-2005 годы», утвержденная 4 февраля 2000 года на сессии краевого Законодательного Собрания.
Данная
программа была направлена на обеспечение
доступности приобретения и строительства
жилья для большинства
Обязательным условием для получения данного льготного кредита являлось то, что заемщик должен был состоять в очереди на улучшение жилищных условий в органах местного самоуправления.
Оператором данной системы на начальном ее этапе функционирования в соответствии с постановлением «О механизме реализации закона Алтайского края «О порядке предоставления ипотечных жилищных кредитов жителям Алтайского края за счет средств краевого бюждета» от 6 июля 2000 года №40-ЗС» было определено ОАО «Алтайское отделение Российской ипотечной ассоциации» (АО РИА), но так как это была коммерческая организация, то Администрация не внесла никаких гарантий, и как следствие этого, появилась просрочка платежей бюджета по данной программе, и система в целом зарекомендовала себя не лучшим образом.
Ситуация была поправлена с принятием 22 июня 2001 года постановления №400 «О наделении краевого государственного учреждения «Алтайское государственное учреждение инвестиций» функциями контроля и реализации Программы внедрения и развития ипотечного жилищного кредитования в крае», когда оператором данной программы было назначено КГУ «АГУИ». За три года по указанной программе около 70 семей улучшили свои жилищные условия. Но данный проект не был реализован в полную меру, и зависимость его от бюджета стала причиной этого. Было подсчитано, что ежегодно банкам для реализации этой программы необходимо направлять из краевого бюджета около 20 млн. рублей, а это достаточно большая сумма для Алтайского края.
Так стало понятно, что для края нужна независимая от бюджета и основанная на самофинансировании система, работающая бы за счет средств, привлеченных инвесторов и фиктивного капитала через ценные бумаги.
Таким образом, в 2003 году была внедрена федеральная Программа жилищного ипотечного кредитования, которая функционирует на основе двухуровневой (американской) модели ипотечного кредитования. С участием всех субъектов ипотечных отношений, в частности, включающей коммерческие банки как первичных кредиторов, краевое агентство по жилищному ипотечному кредитованию (ОАО «АИЖК») и ООО «Алтайская ипотечная корпорация (АИК) как региональных операторов федерального агентства, которые специализируются на рефинансировании кредитов, выдаваемых региональными банками.
Учредителями ОАО «АИЖК» являются: администрация Алтайского края – 80% акций, ООО КБ «Сицсоцбанк» - 10%, КГУП «Алтайстройзаказчик» - 10%, ОАО КБ «Фор-банк» - 5%.
Участники федеральной Программы. Банки: Алтайкапиталбанк, Сибсоцбанк, ФорБанк, Собинбанк, Тусарбанк, Газпромбанк, Алтайбизнесбанк, банк Возрождение. Страховые компании: ОАО «Военно-страховая компания», ЗАО «СГ Спасские ворота», ЗАО «СГ УРАЛСиб», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Альфа страхование», ООО АСГ «Росэнерго», ЗАО «МАКС», ОАО «Югория», ООО «Росгосстрах-Сибирь». Оценочные компании: ООО «Оценка плюс», ООО «Русский сокол», ООО «Эксперт», ООО «Ваш консультант», ООО «Оценка и экспертиза» и др.
Основным
инструментом повышения доступности
жилья в рамках реализации приоритетного
национального проекта «
Основными
факторами сложившейся
Рис.2.1 Объем выданных ипотечных кредитов в Алтайском крае.
При этом системообразующим фактором достижения указанных результатов является деятельность сервисного оператора - акционерного общества «Краевое агентство по жилищному ипотечному кредитованию», объем кредитов которого в 2006 году относительно 2005 года увеличился в 4,4 раза, что позволило ему сохранить по данному показателю второе место в Российской Федерации.