Лекция 1: СУЩНОСТЬ
И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА.
- Управление и его элементы: понятие управления, его разновидности, субъект и объект управления.
- Классификация типов управления.
- Формы управленческого труда
- Хозяйственное управление: понятие, сущность и характеристика его основных видов.
- Методы управленческой деятельности и принципы их реализации.
1. Управление
и его элементы: понятие управления,
его разновидности, субъект и объект управления
Управление многообразно
и существует в самых различных видах:
- техническое управление, то есть управление различного рода естественными и технологическими процессами - подачей электроэнергии, движением транспорта, обработкой деталей на станках;
- государственное управление социально-экономической жизнью общества через различные институты - правовую систему, министерства, ведомства, местные органы власти;
- идеологическое управление, которое состоит во внедрении в сознание членов общества концепций его развития, формируемых различными политическими партиями и группировками;
- управление социальными процессами, например, в защиту окружающей среды или в защиту мира;
- хозяйственное управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, функционирующих в рамках рыночных отношений.
Управление
представляет собой осознанную целенаправленную
деятельность человека, с помощью
которой он упорядочивает и подчиняет
своим интересам элементы внешней
среды - общества, живой и неживой
природы, техники.
Субъекты управления - отдельный человек или группа
людей - направляют и осуществляют управленческую
деятельность. Если управление имеет официальный
характер, то его субъект организационно
и юридически оформляется в виде должности
или совокупности должностей, образующих
подразделение управления. Элементы, на
которые направлена такая деятельность,
образуют объект управления, который обычно
имеет пространственные и временные границы.
От субъекта управления
следует отличать субъект управленческой деятельности, который может быть только физическим
лицом, живым человеком. Следует отметить,
что именно через субъектов управленческой
деятельности, принадлежащих как к объекту,
так и субъекту управления, реализуются
управленческие отношения. Так например,
в качестве субъекта управления на промышленном
предприятии можно рассматривать директорат,
а в качестве объекта - производственные
подразделения. В то же время субъектами
управленческой деятельности будут выступать
руководители различных рангов и исполнители.
Управленческая
деятельность представляет собой специфическую разновидность
трудового процесса, а следовательно характеризуется
всеми присущими ему элементами:
- предметом и продуктом труда. В управлении предметом труда является,
прежде всего, информация. Однако, в процессе управленческой деятельности на основе поступающей информации и в результате ее преобразования создаеся управленческое решение, согласно которому объект управления может предпринимать конкретные действия;
- средствами труда является все то, что будет способствовать осуществлению операций с информацией - от канцелярских принадлежностей и оргтехники до самого человека;
- самим трудом (умственным, инженерным, конструкторским, исследовательским и пр.), а также его результатом.
Условия эффективности
управленческих отношений:
- субъект и объект управления должны соответствовать друг другу (иначе они не смогут понять друг друга в процессе работы), а также должны быть совместимы друг с другом в процессе функционирования (в противном случае неизбежно появятся конфликты, которые окажут самое негативное влияние на результаты работы).
- в рамках единства субъект и объект управления должны обладать относительной самостоятельностью (например, в бывшем Союзе ССР излишняя концентрация власти в едином Центре привела к противоречиям между экономическими интересами Москвы и местными, республиканскими условиями, а в дальнейшем и к разрыву административных связей, на которых основывалось единство страны).
- субъект и объект управления должны осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, основанное на принципах обратной связи, определенным образом реагируя на управленческую информацию, полученную от другой стороны. Такая реакция служит ориентиром для корректировки последующих действий, которые обеспечивают приспособление субъекта и объекта управления не только к изменению внешней ситуации, но и к новому состоянию друг друга.
- и субъект и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии: первый - в отдаче необходимых в данной ситуации команд, а второй - в их своевременном и точном исполнении. Таким образом, степень достижения участниками управленческой деятельности своих целей должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей самого управления, вытекающих из потребностей его объекта. И это составляет одну из самых главных проблем управления, если его субъект и объект не связаны отношениями собственности.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ
ТИПОВ УПРАВЛЕНИЯ.
Таким образом, управление
- это деятельность руководителей
и управленческих подразделений
по согласованию и координации труда работников. В соответствии
с этим различают следующие типы управления:
I. Классификация в зависимости
от используемых средств управления:
- административно-командное управление, при котором делается упор на власть и жесткие требования;
- экономическое управление, при котором используют экономические интересы человека и коллектива;
- социально-экономическое управление, при котором используются экономические и социальные методы воздействия;
- технократическое управление, при котором огромное внимание уделяется технике производства.
П. Классификация
в зависимости от роли рынка в управлении:
- планово-директивное управление - это тип управления, сложившийся в эпоху функционирования бывшего Союза ССР;
- маркетинговое управление, которое характеризуется преувеличенной ролью рынка, где интересы людей игнорируются, если они не совпадают с интересами рынка;
- целевое управление, базирующееся на целях;
- программно-целевое управление, при котором программа стоит на первом месте, а цель уходит достаточно далеко. В результате отсутствует реализация программы.
III. Классификация
в зависимости от организационных форм
управления:
- регламентное управление, ориентированное на предельно-жесткое расписание того, что необходимо делать;
- нормативное управление - управление по заданному нормативу;
- социально-регулируемое управление, при котором главный упор делается на правильный подбор и расстановку кадров. Этот тип управления требует творческого, интуитивного начала у менеджера;
- распорядительное управление, в основе которого лежит ориентация на сиюминутную ситуацию.
IV. Классификация
в зависимости от степени научности управления
(роль научного подхода):
- научное управление, то есть чисто теоретическое управление, основы которого были заложены Адамом Смитом, Робертом Оуэном, Т. Эмерсоном, Фредериком Тейлором, Лилиан и Френк Гилберты и другими;
- концептуальное управление, в основе которого лежит определяющая идея, характеризующая принцип действия и метод реализации этих действий;
- эмпирическое управление, то есть управление, целиком полагающееся только на опыт;
- прагматическое управление, в основу которого берут только существующее дело, смысл деятельности организации, без оценки окружения и последствий. Из рассмотренных типов управления, менеджменту в определенной степени соответствуют такие типы, как экономическое управление и социально-экономическое управление, маркетинговое и целевое управление, нормативное и социально-регулируемое управление, концептуальное и эмпирическое управление.
3. ФОРМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО
ТРУДА.
Сложность управленческого труда объясняется следующими обстоятельствами:
- обусловлена масштабами, количеством и структурой решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов и организационных принципов (например, работа диспетчера в аэропорту или управление бригадой грузчиков на грузовом складе).
- характеризуется степенью новизны принимаемых решений, объемом требуемых изменений в состоянии объекта управления, а также поиском нетрадиционных подходов к ним (например, управление инновациями или управление текущей деятельностью на промышленном предприятии).
- определяется степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать (например, директор крупного комбината или труд уборщицы).
Управленческий труд
существует в трех основных формах,
а именно:
- эвристический труд, который сводится к совокупности действий по анализу и изучению тех или иных проблем, стоящих перед организацией, и разработке на основе этого различных вариантов их решений (управленческих, экономических, технических). В зависимости от сложности и специфики самих проблем этот труд выполняется руководителями различного уровня и специалистами.
- административный труд - это труд руководителей и предполагает текущую координацию и оценку деятельности подчиненных. Этот труд в свою очередь подразделяется на:
- распоряжения, связанные с доведением в устной и письменной форме принятых решений до исполнителей и их инструктированием;
- контроль за работой подчиненных, их поощрение или наказание;
- организация обмена информацией в процессе проведения собраний, совещаний, ведения деловых переговоров, ответа на телефонные звонки и письма, обхода рабочих мест.
• операторный
труд (нефизический труд) - это труд специалистов и технических
исполнителей направлен на техническое
обеспечение производственных и управленческих
процессов необходимой информацией. Операторный
труд охватывает следующие виды деятельности:
- документационная деятельность (оформление, размножение, сортировка и хранение различного рода документов);
- первично-счетная и учетная деятельность (сбор статистической, бухгалтерской и иной информации о производственных, хозяйственных, социальных и иных процессах, протекающих в рамках организации);
- коммуникативно-техническая, вычислительная и формально-логическая деятельность (последовательная обработка собранной информации и осуществление необходимых расчетов для принятия управленческих решений на ее основе и по заданному алгоритму).
4. ХОЗЯЙСТВЕННОЕ
УПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ,
СУЩНОСТЬ И
ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ОСНОВНЫХ ВИДОВ.
Возникновение управления как такового связано
с необходимостью организовывать и координировать
совместный труд людей, направленный на
достижение поставленных целей, независимо
от сферы, в которой этот труд осуществлялся
военной, строительной или какой-либо
другой. Функция управления этим трудом
реализовывалась в основном представителями
государственной, военной или религиозной
власти. По мере развития общества, с превращением
мелких индивидуальных хозяйств ремесленников
и крестьян в крупные предприятия, возникла
необходимость в экономической власти.
Первоначально собственник
средств производства, трудясь в
одиночестве, реализовывал все свои функции самостоятельно.
Он создавал блага и услуги, предназначенные
на продажу (производственная функция);
принимал основополагающие решения о
путях и формах развития своего дела, нес
за него всю полноту ответственности (предпринимательская
функция);' организовывал, контролировал,
обеспечивал ресурсами текущую хозяйственную
деятельность (управленческая функция);
и наконец, распоряжался результатами
своего труда (функция присвоения).
Рост масштабов хозяйственной деятельности
и связанное с этим широкое вовлечение
наемного труда привело к тому, что собственник
стал постепенно полностью или частично
отказываться от самостоятельной реализации
перечисленных функций. Первоначально
наемным работникам была полностью передана
производственная функция, затем функция
текущего управления и контроля. С появлением
акционерной формы хозяйствования, собственников
стало много и изменился сам объект собственности:
теперь это уже не предприятие как таковое,
а денежный вклад в капитал акционерного
общества, которому предприятие принадлежало.
Усложнение производственной и хозяйственной
жизни привело к тому, что большинство
собственников не могло постоянно осуществлять
не только функцию текущего управления,
но и предпринимательскую функцию, ставшую
уделом совета директоров (наблюдательного
совета), членами которого могли быть лишь
немногие из них. Остальных вполне устраивало
формальное одобрение принятых решений,
полностью устранение от участия в текущих
делах и присвоение причитающихся им доходов.
Так появился класс наемных управляющих,
сосредоточивших в своих руках две функции:
управление текущей деятельностью и предпринимательство.
Предприимчивость - это способность принимать неординарные
решения. Ее основными чертами являются:
- способность принимать нетрадиционные решения;
- полная ответственность за принимаемые решения и связанный с этим риск;
- стремление к коммерческому успеху.